Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ООП НОО Газимуро - Заводской СОШ. Рабочая программа по «Музыке» предназначена для обучения учащихся Газимуро-Заводской СОШ, поступивших в 1 в класс в 2013 учебном году.
Цели:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового
музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые представляются младшему школьнику.
Задачи:
формирование основ музыкальной культуры через эмоционально активное восприятие;
развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитание нравственных и эстетических чувств: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
Развитие образного и ассоциативного мышление и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебнотворческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, в формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Программой предусмотрен резерв (18 часов на 4 года), который планируется потратить на разучивание и исполнение детских песен.
Место учебного предмета в учебном плане школы.
В соответствии с учебным планом МБОУ Газимуро-Заводской СОШ Газимуро-Заводского района программой предусмотрено проведение 1 урока в неделю с 1 по 4 класс. В первом классе 33 учебные недели - 33 часа; во 2-4 классах 34 учебные недели-по 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания курса «Музыка».
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству—направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, , активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания: в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные и метапредметные результаты изучения предмета «Музыка».
Личностные результаты изучения предмета «Музыка»:
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
• допускать возможность существования у людей различны точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• аргументировать свою позицию и координировать ее позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учет интересов и позиций всех его участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Cодержание предмета «Музыка» и планируемые предметные результаты.
Содержание | Планируемый предметный результат |
Музыка в жизни человека- |
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония,концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчеств композиторов. | Выпускник научится: воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкальнотворческой деятельности;ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции; воплощать художественнообразное содержание и интонационномелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.). Выпускник получит возможность научиться: реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности; организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность; музицировать. |
Основные закономерности музыкального искусства- |
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как звученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие .Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др. | Выпускник научится: соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Выпускник получит возможность научиться: реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическом движении и импровизации); использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов. |
Музыкальная картина мира- |
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. | Выпускник научится: исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Выпускник получит возможность научиться: адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов мира; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). |
Тематическое планирование уроков музыки в 3 «б» классе.
№ урока Дата | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Планируемая деятельность учащихся |
Россия – Родина моя (5ч.) |
1 | Мелодия — душа музыки. Главная мелодия 2-й части из Симфонии № 4. П. Чайковский. «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. | Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; выразительно, эмоционально исполнять вокальную мелодию, песню. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; получат возможность для овладения навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладения логическими действиями сравнения, анализа; получат возможность для формирования умения контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирования навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий); оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. | Научатся: ориентироваться в музыкальных жанрах; выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; определять средства музыкальной выразительности. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; получат возможность для овладения навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; для формирования навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности, формирования эстетических потребностей; эмоциональной отзывчивости. |
3 | Виват, Россия! Наша слава — русская держава. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в. | Научатся: выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности. |
4 | Кантата «Александр Невский» (фрагменты). С. Прокофьев. | Научатся: отличать кантату от канта; выявлять значимость трехчастного построения музыки; передавать в пении героический характер музыки; «исполнять» партию колокола. | Совместно с учителем определять цель урока; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С.Прокофьева; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания. |
5 | Опера «Иван Сусанин». М. Глинка. | Научатся: размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов. | Совместно с учителем определять цель урока; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; овладение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир. |
День, полный событий (4ч.) |
6 | Утро. «Утро».из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С.Свириденко. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности. |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. «Золушка». Балет (фрагменты). С. Прокофьев. | Научатся воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную. Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
8 | В детской. Игры и игрушки. На прогулке. «С няней»; « С куклой» из цикла «Детская».. Слова и музыка М. Мусоргского. | Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания; овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
9 | Вечер. «Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева. Обобщающий урок 1 четверти. | Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях; | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; осмысление интонационной выразительности музыки |
О России петь – что стремиться в храм ( 4ч.) |
10 | «Радуйся Мария!». « Богородице Дево, радуйся!». «Аве, Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. | Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону). | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран; формирование трепетных, нежных чувств к матери. |
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. «Мама», В.Гаврилина, сл. В.Шульгиной. | Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания, песни о маме; анализировать картины (икону). | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), песнями; знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления. оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. |
12 | Вербное Воскресенье. Вербочки. «Вербочки» А. Гречанинов, стихи А. Блока. | Научатся: выразительно, интонационно-осмысленно исполнить песни; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону). | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Воспитание духовно-нравственных качеств; совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран. |
13 | Святые земли Русской. Величание князю Владимиру и княгине Ольге; «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого. | Научатся: выразительно, интонационно-осмысленно исполнить величания и песнопения; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону). | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение. Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины. |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4ч.) |
14 | Настрою гусли на старинный лад… Былина о Добрыне Никитиче. Обработка. Н. А. Римского-Корсакова. | Научатся: напевно, используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; исполнять аккомпанемент былины на воображаемых гуслях. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; анализ текста; овладение логическими действиями сравнения, анализа; воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов национального фольклора; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций. Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. |
15 | Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Песни Садко; хор «Высота ли, высота». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков. | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. |
16 | Лель, мой Лель… Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Третья песня Леля. | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. |
17 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Хор «Проводы Масленицы» из пролога к опере «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; развитие ассоциативно-образного мышления. |
В музыкальном театре (6ч.) |
18 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра « Руслан и Людмила». М. Глинка. | Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки; составлять исполнительский план и последовательность действий. Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» - фрагменты. К.-В. Глюк. | Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа. формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. составлять исполнительский план и последовательность действий. Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. |
20 | Опера «Снегурочка»,- фрагменты. Н. Римский-Корсаков. | Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки; составлять исполнительский план и последовательность действий. Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. |
21 | «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко». И. Римский-Корсаков. | Научатся создавать «живую картину»; Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; накопление слуховых впечатлений и знаний о средствах и формах (вариационная) музыкальной выразительности; формирование навыков коммуникации, сотрудничества; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация); рассуждать о смысле и значении вступления к опере; составлять исполнительский план и последовательность действий. Формирование смыслов учебной деятельности ребенка через развитие его творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности. |
22 | Балет «Спящая красавица». Фрагменты из балета П. Чайковского. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из балета. владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; рассуждать о смысле и значении вступления к опере; рассуждать о значении дирижера в создании музыкального спектакля; умение самостоятельно выполнять задания из рабочей тетради; реализовывать практическую задачу в познавательную. Формирование интонационно-стилевого слуха; понимание образов добра и зла, участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. |
23 | В современных ритмах. Фрагменты из мюзиклов «Звуки музыки» Р. Роджерса и «Волк и семеро козлят» А.Рыбникова. | Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений. | постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности; мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование); совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности. Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. |
В концертном зале (6ч.) |
24 | Музыкальное состязание Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть - фрагмент. П. Чайковский. | Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; исполнительские коллективы, отечественные и зарубежные исполнители; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности; умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной).Расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов. |
25 | Обобщающий урок 3 четверти. Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов. Исполнение песен. | Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; развернутость анализа музыкального сочинения, оценивание качества музицирования; коррекция результатов в случае их несоответствия поставленным целям. Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств. |
26 | Музыкальные инструменты -флейта. «Шутка» из сюиты № 2 для оркестра. И.С. Баха. | Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров; различать на слух старинную и современную музыку; интонационно-осмысленно исполнять песни. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности; умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной).Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления. |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Пер Гюнт; Сюита № 1 -фрагменты; Сюита № 2 - фрагменты. Э. Григ. | Научатся: проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки; умение пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника, ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Развитие эмоциональной сферы. |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал Симфония № 3 «Героическая»- фрагменты. Л. Бетховен. | Проследить за развитием образов Симфонии № 3 Л. ван Бетховена. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, музицировании; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Развивать интонационное чувство музыки, чувство эмпатии, эмоциональный отклик на музыку; развитие ассоциативно-образного мышления. |
29 | Мир Бетховена. Соната № 14 «Лунная»,. 1-я часть -фрагмент. Пьесы «Весело, грустно», «К Элизе». | Научатся: сопоставлять образы некоторых музыкальных произведений Л. Ван Бетховена. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке. Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений. |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5ч.) |
30 | Чудо музыка. «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П.Синявского. «Чудо-музыка» Д. Кабалевский, сл. З. Александровой. | Научатся: определять характер, настроение, жанровую основу песен, принимать участие в исполнительской деятельности. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; осуществлять поиск необходимой информации; различать на слух старинную и современную музыку; ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества. Формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональной сферы. |
31 | Острый ритм – джаза звуки. Джазовые композиции: «Острый ритм» , «Безумная девчонка» Дж. Гершвина. | Научатся: импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; осуществлять поиск необходимой информации; ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества. Осознание роли серьезной и легкой музыки в жизни человека; формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональной сферы. |
32 | Люблю я грусть твоих просторов. Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Весна», « Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина | Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки П.Чайковского и Э.Грига; осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; понимание знаково-символических средств воплощения содержания в музыке; сочинение мелодий, в основе которых лежат ритмические формулы; расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; формирование волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений. Формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека. |
33 | Мир Прокофьева. Певцы родной природы. «Шествие солнца». С. Прокофьев. | Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки С.Прокофьева; осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осмысление знаково-символических средств представления информации в музыке; расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся. Развивать чувство эмпатии, эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление. |
34 | Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовёт». Симфония №9 Л. Бетховена. | Научатся: оценивать музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств. | Совместно с учителем определять цель урока; принимать и сохранять учебную задачу. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; широкой мотивационной основы учебной деятельности; поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры. |
Литература для учителя:
Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2013.
Литература для учащихся:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1-4кл. учеб. для общеобразовательных учреждений.
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 3 класс.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс.