(авторы Е.Д. Критская и др.)издательство «Просвещение» 2014 г
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа МУЗЫКА:
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня.
№ п/п | Тема урока | Характеристика учебной деятельности, формирование УУД | Дата |
предметные | метапредметные | личностные | План | Факт (обос-нова-ние) |
1четверть (9 часов) Россия - Родина моя (4 часа) |
1 (1) | Мелодия. «Ты запой мне эту песню…» | Научатся: Будут знать название изучен-ного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкаль-ной интонации, названия изу-ченных жанров, певческие голоса, демонстрировать лич-ностно-окрашенное эмоцио-нально-образное восприятие музыки, Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении. | Р. Сохранение учебной задачи на протяжении всего урока. П. Готовность получать новые знания от учителя. К. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками | Осознание и эмоциональное восприятие музыки. Выражение эмоционального отношения услышанного врисунке. | 01.09 | |
2 (2) | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | Научатся: - выполнять творческие задания в творческой тетради; -составлять рассказ по рисунку; | Р. Адекватное оценивание своих достижений. П. Выполнять учебнопознаватель-ные действия в материализован-ной и умственной форме К. Осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности | Понимание роли музыки в собственной жизни.Представление широкой публике результатов собствен-ной деятельности в пении. | 08.09 | |
3 (3) | Как сложили песню. Звучащие картины. | Научатся: определять жанры народных песен; исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства. | Р.принимать сохранять учебную задачу; П.Делать обобщения, выводы по новому материалу. К.Участвовать в общей беседе по теме урока. | Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью. | 15.09 | |
4 (4) | Жанры народных песен. | Научатся:узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. | Р. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. П. Понимать предназначение народных песен. К. Формулировать собственное мнение и гражданскую позицию | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирова-ние ценностей многонацио-нального российского общест-ва. | 22.09 | |
День, полный событий (5 ч.) |
5 (1) | «Я пойду по полю белому…» | Научатся:оределять на слух изученные произведения и авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | Р. Соотносить результаты деятельности с результатами одноклассников. П. Понимать значение плачей. К. Слушать классическую музыку и вступать в диалог с учителем, одноклассниками. | Отклик на горестные последс-твия войны, разлуки с близки-ми. | 29.09 | |
6 (2) | «На великий праздник собралась Русь!» | Научатся: участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Эмоционально и осознанно относиться к музыке. К. Высказать свою точку зрения о настроении и характере музыки. | Отклик на национально–пат-риотические произведения. | 06.10 | |
7 (3) | Святые земли Русской. Илья Муромец. | Научатся: понимать слова: житие, стихира; Проводить интонационно- образный анализ | Р. Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. П. Эмоционально и осознанно относиться к музыке. К. Воспринимать музыкальное произведение, высказать свою точку зрения о настроении и характере музыки. | Формирование чувства гор-дости и сопереживания за судьбу своей страны. | 13.10 | |
8 (4) | «Приют спокойствия, трудов и вдохнове- нья …» | Научатся: понимать значение лирики в поэзии и музыке, определять названия изученных произведений и их авторов, определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | Р. адекватно оценивать свои достижения П. Умение сопоставить произведения по настроению. К.Партнёрство деловое сотрудничество детей при выполнении различных заданий | Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. | 20.10 | |
9 (5) | «Что за прелесть эти сказки!» | Научатся: понимать понятие музыкальная живопись, вырази-тельность и изобразительность музыкальной интонации; Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; демонстрировать знания о различных музыкальных инструментах | Р. Контролировать процесс и результаты деятельности. П. Воплощать музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально--хоровых произведений, в импровизацииях. К. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других | Представление широкой пуб-лике результатов собственной деятельности в пении | 27.10 | |
2 ЧЕТВЕРТЬ (9 ЧАСОВ) |
«О России петь - что стремиться в храм... (5 ч.) |
10 (1) | Музыка ярмарочных гуляний. | Научатся: сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Р. Адекватно оценивать свои достижения. П. Воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений. К. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе. | Воспитание бережногоотно-шения к ценностям народной музыкальной культуры | 10.11 | |
11 (2) | Святогорский монастырь. | Научатся: показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; | Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. П. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К. Ставить вопросы, формули-ровать собственное мнение и позицию. | Формирование представления о гармонии в человеке физического и духовного начал. | 17.11 | |
12 (3) | «Приют, сияньем муз одетый…» | Научатся: выполнять творческие задания в творческой тетради; составлять рассказ по рисунку; понимать определение романс, названия изученных произведений и их авторов, определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | Р. Начинать и заканчивать исполнение в нужный момент; тормозить ненужные реакции. П. Обработка и использование информации. К. Умение слушать и слышать одноклассника, учителя. | Формирование мотивации к народному и композиторскому музыкальному творчеству. | 24.11 | |
13 (4) | Композитор- имя ему народ. | Научатся: определять,оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. | Р. Представлять желаемый результат в учебе. П. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. К.Аргументировать свою позицию. | Формирование мотивации к народному музыкальному творчеству. | 01.12 | |
14 (5) | Оркестр русских народных инструмен-тов. | Научатся: определять на слух названия музыкальных инструментов, изучат состав оркестра русских народных инструментов. | Р.Осуществлять контроль своего участия в музыкально- исполнительской деятельности. П.Ставить и формулировать проблемы. К. Аргументировать свою точку зрения по теме. | Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | 08.12 | |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 ч.) |
15 (1) | «Музыкант-чародей» белорусская народная сказка. | Научатся: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоцио-нально откликаться на музыкаль-ноепроизведение.выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров | Р. Формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация). П. Поиск и выделение необходимой информации в учебнике. К. Групповая работа по составлению кросссворда. | Эмоциональная отзывчивость на музыкальный фольклор. | 15.12 | |
16 (2) | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | Научатся: Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки; определять на слух звучание скрипки и виолончели;демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. | Р. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. П. Построение логической цепочки рассуждений по теме урока. К. Формирование умения работать в парах. | Развитие эмоционального отклика на фортепианные и скрипичные произведения. | 22.12 | |
17 (3) | Старый замок. | Научатся: оперировать названи-ями изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита). | Р. Накопление детьми интонационно-слухового опыта П. Осмысление детьми вокальной и инструмен-тальной музыки. К. формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | Развитие эмоционального отклика на старинную вокаль-ную и инструментальную му-зыку. | 29.12 | |
3 ЧЕТВЕРТЬ (9 ЧАСОВ) |
18 (4) | «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» | Научатся: названиями изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма). Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. | Р.Выполнять учебные действия в качестве слушателя. П.Ориентация в информаци-онном материале учебника. К.Работать в паре, группе. | Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других. Эмоциональный отклик на прослушанную музыку. | 12.01 | |
« В музыкальном театре» (5 ч.) |
19 (1) | «Патетическая соната» Л. Бетховена. Годы странствий. | Научатся: демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, эмо-ционально откликаться на музы-кальное произведение и выражать свои впечатления. | Р. Контролировать и оцени-вать собственную муз.-твор-ческую деятельность. П. Развивать любознатель-ность. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Положительное отношение к музыкальным занятиям. Эмоциональный отклик на прослушанную музыку. | 19.01 | |
20 (2) | «Царит гармония оркестра…» | Научатся: оперировать названия-ми групп симфоническогооркес-тра; выучат музыкальные инстру-менты, входящие в каждую из групп. | Р. Начинать и заканчивать му-зицирование в нужныймо-мент; тормозить ненужные реакции. П. Отличать различные инструменты оркестра. К. Использовать движения при коллективном исполнении. | Научатся воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении. | 26.01 | |
21 (3) | Зимнее утро. Зимний вечер. | Научатся: проводить интонаци-онно- образный и сравнительный анализ музыки. | Р. Начинать и заканчивать исполнение произведения в нужный момент. П. Отличать различные инструменты оркестра по тембровой окраске. К. Взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. | Эмоциональная отзывчивость на прослушанное произведение. | 02.02 | |
22 (4) | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». | Научатся: определять на слух главных героев оперы. Познакомятся с историей создания оперы и творчеством М.И. Глинки. | Р. Контроль, коррекция своих действий. П.Узнают историю создания оперы. К. Формулировать собствен-ное мнение и позицию. | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.. | 09.02 | |
23 (5) | «Исходила младёшенька…» | Научатся: проводить интонационно- образный анализ музыки. | Р. Тормозить ненужные реак-ции. П. Поиск необходимойинфор-мации в словарях. К. Исполнение в коллективе любимого произведения. | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, роднойстраны. | 16.02 | |
«В концертном зале» (6 ч.) |
24 (1) | Русский Восток. Восточные мотивы. | Научатся: определять мелодико - ритмическое своеобразие восточной музыки. | Р. Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. П. сочинять мелодию на заданный текст; сопоставлять литературные,художествен-ные и музыкальные произве-дения. К. участие в диалоге. | Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов. | 02.03 | |
25 (2) | Балет И. Ф. Стравинского «Петрушка». | Научатся: понятию- музыка в народном стиле. | Р. Уважительно относится к уроку. П. познакомятся с историей создания балета «Петрушка». К. Примут участие в подборе танцевальных движений для Петрушки. | Развитие эмоционального отклика на яркое балетное представление. | 09.03 | |
26 (3) | Театр музыкальной комедии. | Научатся: оперировать названия-ми изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. | Р. Принимать и сохранять цель урока. П. Узнавать и определять произведения легкого жанра, находить эпитеты к мелодиям. К. Принимать участие в групповом пластическом интонировании и обращаться за помощью к учителю. | Выражать положительное отношение к процессу познания. | 16.03 | |
4 ЧЕТВЕРТЬ (8 ЧАСОВ) |
27 (4) | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | Научатся:оперировать названия-ми изученных жанров музыки. | Р. Формировать и удерживать учебную задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. | Проявлять интерес к культуре и истории польского народа. | 30.03 | |
28 (5) | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | Научатся: различать на слух тембры гитары, скрипки; узнают историю этого инструмента. | Р. Принимать сохранять цель урока. П. Узнавать и определять фор-тепианноезвучание, находить эпитеты к мелодиям. К. Принимать участие в груп-повомпластическоминтони-ровании и обращаться за помощью к учителю | Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений. | 06.04 | |
29 (6) | «Праздников праздник, торжество из торжеств». | Научатся: понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции. Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | Р. Соотносить результаты деятельности учащегося с результатами одноклассников. П. Понимать предназначение духовной музыки.. К. Взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. | Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности. Принятие духовной музыки как части музыкальной культуры страны. | 13.04 | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» ( 5 ч.) |
| Родной обычай старины. Светлый праздник. | Научатся: Углубят знания о празднике - Пасха. | Р.Удерживать цель деятельности до получения ее результата. П.Воспроизводить по памяти информацию полученную на уроке. К. Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разныеточки зрения. | Формирование представления о гармонии в человеке физического и духовного начал. | 20.04 | |
31 (2) | Народные праздники. Троица. | Научатся: Познакомятся с праздником Троица. | Р. Выстраивать последова-тельность необходимых действий на уроке. П.Находить дополнительную информацию, используя художественную литературу. К.Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии) | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. | 27.04 | |
32 (3) | В каждой интонации спрятан человек. | Научатся: понимать выразитель-ность и изобразительность музы-кальной интонации. | Р.Корректировать деятельность в процессе урока. П. Привести примеры по теме урока. К.«Удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. | Формирование желания выполнять учебные действия. | 04.05 | |
33 (4) | Музыкальный сказочник. | Научатся: Проводить интонационно- образный и сравнительный анализ услышанных муз.произведений. | Р. Формировать и удерживать учебную задачу. П. Осуществлять поиск необходимой информации. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. | Умение противостоять негативным явлениям в жизни. | 11.05 | |
34 (5) | Рассвет на Москве-реке. | Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. | Р.Анализировать собственную работу. П. Умение выделить в учебнике главное, найти необходимую для ответа на поставленные вопросы информацию. К.Анализировать полученные знания, дополнять ответы своих одноклассников. | Формирование положитель-ного отношения к учению. | 18.05 | |
Итого 34 часа |