8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры заместитель директора директор МБОУ «СОШ № 9»
______________________ ____________________ ______________Гафарова Ф.Ж.
Протокол № _____ _______/____________/ приказ о введении в действие
ФИО
от «__»__________20_г. №_______ от «____»_____201..г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ________________________
Класс: 7
Срок реализации программы:
Составлена на основе ………………………….
Учебник: ………………………………………..
Составитель: Макрушина А.А., учитель музыки
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 7-х классах составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования по искусству, примерной программы общего образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы». М.:«Просвещение»,2011
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса– М.: Просвещение, 2010.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 7– М.: Просвещение, 2010.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, .- М.: Просвещение,2010.
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».7 класс.
- Методика работы с учебниками «Музыка».5-7,2010.
Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
Знать/понимать:
понимать роль музыки в жизни человека;
иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
2.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план. | Дата факт. | Тема урока. (страницы учебника) | Примечания | |
|
| | | | | |
| I раздел: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (17ч) Беседа. Слушание, восприятие музыки. Интонационно- образный анализ прослушанной музыки. Разучивание, исполнение музыкального произведения, хоровое пение. | |
1 | 05.09 | 05.09 | Классика и современность | |
2 | 12.09 | 12.09 | В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин» | |
3 | 19.09 | 19.09 | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | |
4 | 26.09 | 26.09 | В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь» | |
5 | 03.10 | 03.10 | В музыкальном театре. Балет | |
6 | 10.10 | 10.10 | В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна» | |
7 | 24.10 | 24.10 | Героическая тема в русской музыке. Урок – обобщение. | |
8 | 31.10 | 31.10 | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы». | |
9 | 07.11 | 07.11 | В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс». | |
10 | 14.11 | 14.11 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен. | |
11 | 21.11 | 21.11 | Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и Эскамильо. | |
12 | 05.12 | 05.12 | Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» | |
13 | 12.12 | 12.12 | Сюжеты и образы духовной музыки. | |
14 | 19.12 | 19.02 | Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов. | |
15 | 26.12 | 26.12 | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер. | |
16 | 09.01 | 09.01 | «Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке. | |
17 | 15.01 | 15.01 | Музыканты – извечные маги. | |
II раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч) Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение. | |
18 | 22.01 | 22.01 | Музыкальная драматургия – развитие музыки. | |
19 | 29.01 | 29.01 | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | |
20 | 05.02 | 05.02 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист. | |
21 | 12.02 | 12.02 | Транскрипция. | |
22 | 19.02 | 19.02 | Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. | |
23 | 26.02 | 26.02 | «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. | |
24 | 05.03 | 05.03 | Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена. | |
25 | 12.03 | 12.03 | Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева. | |
26 | 19.03 | 19.03 | Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта. | |
27 | 02.04 | 02.04 | Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена. | |
28 | 09.04 | 09.04 | Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова | |
29 | 16.04 | 16.04 | Симфонии П. Чайковского, Д. Шостаковича. | |
30 | 23.04 | 23.04 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. | |
31 | 30.04 | 30.04 | Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин | |
32 | 07.05 | 07.05 | Музыка народов мира. | |
33 | 14.05 | 14.05 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | |
34 | 21.05 | 21.05 | Исследовательский проект. | |
35 | 29.05 | 29.05 | «Пусть музыка звучит!» Итоговый урок. | |
Перечень материально-технического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 7 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы».- М., Просвещение, 2011г;
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-7 классы».- М., Просвещение, 2011г;
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7класс».- М., Просвещение, 2011г;
- Фонохрестоматия для 7 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;
- Учебник «Музыка. 7 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- «Творческая тетрадь «Музыка. 7 класс» М.- Просвещение, 2011 г
- Портреты композиторов, исполнителей;
- Дидактический раздаточный материал;
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов;
- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон;
- Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов, оркестровых коллективов;
- Персональный компьютер;
- Медиапроектор.
.