СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 7 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по музыке

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 7 класс»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Торбеевская основная школа имени А.И.Данилова»


Принято Утверждаю:

На заседании педагогического совета директор школы

Протокол №____ _________/____________/

От 27 августа 2019г. приказ №______

От «___»____________2019г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Музыка» в 7 классе, уровень обучения базовый

2019-2020 учебный год















Разработала

учитель первой квалификационной категории

Шевцова Е.И.

д.Торбеево

2019г.


Рабочая программа курса «Музыка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, образовательной пограммы МКОУ «Торбеевская ОШ», учебного плана МКОУ «Торбеевская ОШ», с учетом примерной рабочей программы по музыке и ориентирована на использование учебника Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка», изд. Просвещение, 2015г., входит в УМК Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки учащихся.

Цель курса: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Задачи:

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие активного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному образованию;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности ( слушании музыки и пении, импровизации и т.д.)

Общая характеристика учебного предмета

Изучение музыки как вида искусства в 7 классе нацелено на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно требованиям ФГОС ООО и учебному плану МКОУ «Торбеевская ОШ» на изучение музыки в 7 классе отводится 34 учебных часа (включая стартовый и итоговый контроль), т.е. 1 час в учебную неделю.

Требования к результатам обучения

Изучение курса «Музыка» обеспечивает определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного материала “Музыка:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

Регулятивные:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения.

  • вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля.

Познавательные:

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Умение распределять функции и роли участников процесса;

Стремление к самостоятельному общению с искусством.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

Развитие общих муз.способностей школьников (муз.память, слух);

Расширение музыкального и общего культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

Овладение основами музыкальной грамотности: терминологией, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

Развитие творческих способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью.

Планируемые результаты изучения курса

К концу 7 класса обучающийся научится:

Понимать роль музыки в жизни человека;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

  • определять тембры музыкальных инструментов;

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • определять характерные особенности музыкального языка;

  • определять характерные признаки современной популярной музыки;

  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;


Содержание курса учебного предмета

Основное содержание представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», « Народное музыкальное творчество», «Русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.», «Русская и зарубежная музыкальная культура XXв.», «Современная музыкальная жизнь», «Музыка в жизни человека».

Классика и современность.

В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая –судьба народная». «Родина моя! Русская земля».

Опера Князь Игорь. Русская эпическая опера.

Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

В музыкальном театре.

Балет. Балет «Ярославна». Стон русской земли. «Первая битва с половцами.

Героическая тема в русской музыке.

Галерея героических образов.

В музыкальном театре.

«Мой народ –американцы». «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. Индивидуальности композитора: Росси –Запад. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительном искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речетатив, ансамбль, хор, сцена и т.д. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы, па-де-де, музыкально-хореографические сцены и т.д. Приемы симфонического развития образов.

Опера «Кармен». Сюжеты и образы духовной музыки.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

Духовная и светская музыка.

Камерная инструментальная музыка.

Этюд, транскрипция.

Циклические формы инструментальной музыки.

Сюита в старинном стиле.

Симфоническая музыка.

Симфонии, симфонические картины, инструментальный концерт, концерт для скрипки с оркестром.

Музыка народов мира.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Тематическое планирование

п/п

Тема

К-во час.

1.

Особенности драматургии сценической музыки

17

2.

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

17

Учебно-методическое обеспечение

Учебник, нотные тетради, таблицы с музыкальным материалом, методические пособия, интернет-ресурсы.












































Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класс

ур.

по теме

ур.по предмету

Содержание программного материала

К-во час.

Дата

Примеч, причина корректировки



Особенности драматургии сценической музыки (17ч)


1.

1

Классика и современность

1




2.

2

В музыкальном театре.Опера.


1




3.

3

Опера М.Глинки «Иван Сусанин»

1




4-5.

4-5

Опера А.Бородина «Князь Игорь»

2




6.

6

В музыкальном театре. Балет.

1




7.

7

Балет Тищенко «Ярославна»

1




8

8

Героическая поэма в русской музыке.

1




9-10

9-10

В музыкальном театре. «Мой народ-американцы». Опера Дж.Гершвина «Порги и Бесс».

2




11

11

Опера Бизе «Кармен»

1




12

12

Балет Р.Щедрина «Кармен-сюита»

1




13

13

Сюжеты и образы духовной музыки.

1




14

14

Музыкальное зодчество России «Всенощное бдние» С.Рахманинова

1




15

15

Рок-опера Э.Л Уэббера «Иисус Христос –суперзвезда»

1




16

16

Музыка Д.Б.Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

1




17

17

Гоголь-сюита из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

1




Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17ч)


18

1

Гоголь-сюита из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» (продолжение).

1




19

2

Музыкальная драматургия-развитие музыки.

1




20

3

Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка.

1




21

4

«Камерная инструментальная музыка». Этюд.

1




22

5

«Транскрипция». Ф.Лист.

1




23

6

Циклические формы инструментальной музыки. « Сюита в старинном стиле» А.Шнитке и «Кончерто гроссо».

1




24-25

7-8

Соната («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2 С.Покофьева, Соната №11 В.-А.Моцарта

2




26-28

9-11

Симфоническая музыка.

3




29

12

Симфоническая картина Дебюсси «Празднества».

1




30

13

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

1




31

14

Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина.

1




32

15

Музыка народов мира.

1




33

16-

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

1




34

17

«Пусть музыка звучит». (Рефлексия знаний)

1

























































Критерии оценивания ( Приложение №2)

1. Знания, умения и навыки (устный ответ)

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Учащийся привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие, сделал вывод. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности. На заданные учителем вопросы ответил правильно.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. На заданные вопросы учителя ответить не смог.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Оценка «1» - нет ответа.

2. Практические вопросы

Оценка «5» - учащийся выполнил задание и обосновал свои действия, грамотно применив соответствующие умения и теоретические знания в конкретной чрезвычайной ситуации.

Оценка «4» -учащийся выполнил задание, но допустил ошибки или некоторые неточности при объяснении или обосновании своих действий.

Оценка «3» - учащийся в основном справился с заданием, но не смог объяснить или обосновать свои действия.

Оценка «2» - учащийся не смог выполнить задание даже при помощи учителя.

Оценка «1» - нет ответа.




















Стартовый тестовый контроль по музыке в 7 классе (Приложение 3)

Вариант 1

1.

Музыкант, блестяще владеющий инструмен-

тальной или вокальной техникой:

а) скрипач;

б) виртуоз;

в) вокалист.


2.

Автор цикла произведений под названием «Вре-

мена года»:

а)

М. И. Глинка;

б) П. И. Чайковский;

в) М. П. Мусоргский.


3.

Об этом композиторе Л. Бетховен сказал: «Не

ручей — море ему имя!» С немецкого языка фа-

милия этого композитора переводится как «ру-

чей»:

а) И. С. Бах;

б) В. А. Моцарт;

в) Ф. Шопен.


4.

Оперетты «Летучая мышь», «Цыганский ба-

рон» написал австрийский композитор, скри-

пач, дирижёр, крупнейший мастер вальса:

а) И. Штраус-отец;

б) И. Штраус-сын;

в) И. Штраус-внук.


5.

Композитор, сочинивший в 18-летнем воз-

расте песню-балладу «Лесной царь» на стихи

И. В. Гёте:

а) Ф. Шопен;

б) Р. Шуман;

в) Ф. Шуберт.

6.

К венским классикам не относится:

а) В. А. Моцарт;

б) Й. Гайдн;

в) А. Вивальди.


7.

Знаменитая опера К. В. Глюка, созданная на сю-

жет греческого мифа:

а) «Орфей и Эвридика»;

б) «Волшебная флейта»;

в) «Фиделио».


8.

Прежде чем серьёзно заняться музыкой, буду-

щий композитор закончил Морской кадетский

корпус, получил офицерское звание и совершил

кругосветное плавание на судне «Алмаз»:

а) Ц. А. Кюи;

б) Н. А. Римский-Корсаков;

в) П. И. Чайковский.


9.

Основатель и первый директор Московской кон-

серватории:

а) Антон Григорьевич Рубинштейн;

б) Николай Григорьевич Рубинштейн;

в) Пётр Ильич Чайковский.


10.

Сочинитель музыки:

а) музыкант;

б) виртуоз;

в) композитор.


11.

Л. Бетховен написал на текст оды «К радости»

Ф. Шиллера финал:

а) 3-й симфонии;

б) 6-й симфонии:

в) 9-й симфонии.


12.

Знаменитая опера В. А. Моцарта, которую он

написал на сюжет комедии П. Бомарше «Безум-

ный день, или Женитьба...»:

а) «Фиделио»;

б) «Свадьба Фигаро»;

в) «Орфей и Эвридика».

Ключ ответов:

1б, 2б, 3а, 4б, 5в, 6в, 7а, 8б, 9б, 10в, 11в, 12б.













Вариант 2

1. Музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца и пантомимы

а.балет

б.опера

в.мюзикл

2.М.Глинка,автор оперы:

а."Князь Игорь"

б."Иван Сусанин"

в."Евгений Онегин"

3.Основоположником "симфоджаза" был американский композитор:

а.Дж.Гершвин

б.С.Рахманинов

в.С.Прокофьев

4.Французский композитор Жорж Бизе, автор оперы:

а."Снегурочка "

б."Кармен"

в."Алеко"

5.В основной состав джазового оркестра включены инструменты:

а.скрипка

б.труба

в.арфа

6. Коллектив музыкантов совместно исполняющий инструментальное произведение:

а.оркестр

б.хор

в.спектакль

7.М.Глинка-русский композитор:

а.18 века

б.19века

в.20 века

8.П.Чайковский,автор балета:

а."Спартак"

б."Гаяне"

в."Лебединое озеро"

9. Известная опера А.Бородина написанна на сюжет древнерусского эпоса:

а. "Слово о полку Игореве"

б. "Сказка о царе Салтане"

в. Сказание о граде Китяже"

10.Опера Дж.Гершвина "Порги и Бесс" пронизана интонациями:

а.джаза

б.рока

в.кантри

11.Графические знаки-символы,с помощью которых записывают музыку называются:

а.звуки

б.ноты

в.мотив

12.Литературный сюжет оперы или балета:

а.рассказ

б.роман

в.либретто



Ключ ответов

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ответ

а

б

а

б

б

а

а

в

а

а

б

в

















Итоговый тестовый контроль по музыке в 7 классе

Вариант I

Выбери правильный ответ

  1. Как называется циклическое музыкальное произведение, объединяющее несколько самостоятельных пьес?

А. Сюита;

Б. Опера;

В. Кантата.

  1. Какого композитора называют сказочником в музыкальном искусстве?

А. В. А. Моцарт;

Б. Н. А. Римский – Корсаков;

В. М. И. Глинка.

  1. Инструментальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков исполнения…

А. Этюд;

Б. Полька;

В. Менуэт.

  1. Определите про какого композитора идёт речь: пианист, педагог, русский композитор, один из крупнейших представителей музыкальной культуры конца XIX – начала ХХ ст. Автор симфонии «Прометей»

А. В. А. Моцарт;

Б. М. И. Глинка;

В. А. Н. Скрябин.

  1. Жанры классической музыки:

А. Вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры;

Б. Юмористическая, вокально-инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры;

В. Вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, программная музыка, музыкальные жанры.

  1. Что мы относим к танцам?

А. Опера, балет, сюиты, полонез, менуэт;

Б. Балет, соната, полька, симфония;

В. Менуэт, полька, вальс, мазурка.

  1. Музыкальный жанр, призванный способствовать синхронному движению войск в строю, массовых шествий

А. Балет;

Б. Полонез;

В. Марш.

  1. Музыкальная форма, в которой неоднократные проведения главной темы чередуются с различными эпизодами. В переводе обозначает круг

А. Рондо;

Б. Кантата;

В. Песня.

  1. Клавишно-духовой инструмент, состоящий из труб, воздухонагнетательного механизма и системы управления

А. Фортепиано;

Б. Клавесин;

В. Орган.

  1. Годы жизни П. И. Чайковского

А. 1740-1793гг.;

Б. 1840-1893гг.;

В. 1540-1593гг.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое форма в музыке?

2. Напишите определение композиции в музыке.

3. Что такое жанр музыкальный?

4. Что такое танец?

5. Кто такой дирижёр?


Вариант 2

  1. Сколько частей в сонатной форме?

А. Две;

Б. Три; Выбери правильный ответ


В. Одна.

  1. Какой композитор написал «Богатырскую симфонию»?

А. В. А. Моцарт;

Б. А. П. Бородин;

В. И. С. Бах.

  1. Инструментальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков исполнения…

А. Этюд;

Б. Полька;

В. Менуэт.

  1. Определите музыкальный жанр: в XVI-XVIIIвв. обретает самостоятельность, по типу изложения сближается с фантазией.

А. Токката;

Б. Прелюдия;

В. Соната.

  1. Музыкальное сочинение сравнительно небольших масштабов (одно- или многоголосное), предназначенное для пения….

А. Опера;

Б. Песня;

В. Балет.

  1. Основные разновидности танцев:

А. Профессиональный, юмористический, танцевальный;

Б. Строевой, походный, похоронный;

В. Спортивный, походный, композиторский.

  1. Основные лады в музыке:

А. Мажор и минор;

Б. Мажор и трио;

В. Минор и кварта.

  1. Часть, содержащая повторение исходного тематического материала

А. Кода;

Б. Реприза;

В. Куплет.

  1. Кто автор увертюры «Эгмонт»?

А. В. А. Моцарт;

Б. В. В. Алеев;

10. Второе название скрипичного ключа:

А. Сахар

Б. Соль




Ключ ответов:

Вариант I

1. А; 6. В;

2. Б; 7. В;

3. А; 8. А;

4. В; 9. В;

5. А; 10. Б.


1. Форма – система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения;

2. Композиция – категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения;

3. Жанр музыкальный – понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества исходя из происхождения, условий исполнения, особенностей восприятия;

4. Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела;

5. Дирижёр – музыкант-руководитель оркестра, хора, ансамбля, оперной группы.

Вариант II

1. Б; 6. Б;

2. Б; 7. А;

3. А; 8. Б;

4. Б; 9. В;

5. Б; 10. А.



1. Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным аккомпанементом;

2. Репертуар – совокупность произведений, исполняемых отдельными музыкантами- исполнителями или более крупными коллективами;

3. Пьеса – музыкальное сочинение, отличающееся краткостью высказывания и небольшой протяжённостью;

4. Полонез – бальный танец, происходящий от польского народного танца-шествия торжественного характера;

5. Дуэт - вокальная пьеса для двух голосов с инструментальным сопровождением;

Критерии оценивания по музыке в 7 классе (Приложение 4)

Оценка «пять»:

  • дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

  • ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

  • ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

  • ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!