Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Торбеевская основная школа имени А.И.Данилова»
Принято Утверждаю:
На заседании педагогического совета директор школы
Протокол №____ _________/____________/
От 27 августа 2019г. приказ №______
От «___»____________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка» в 7 классе, уровень обучения базовый
2019-2020 учебный год
Разработала
учитель первой квалификационной категории
Шевцова Е.И.
д.Торбеево
2019г.
Рабочая программа курса «Музыка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, образовательной пограммы МКОУ «Торбеевская ОШ», учебного плана МКОУ «Торбеевская ОШ», с учетом примерной рабочей программы по музыке и ориентирована на использование учебника Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Музыка», изд. Просвещение, 2015г., входит в УМК Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки учащихся.
Цель курса: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие активного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному образованию;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности ( слушании музыки и пении, импровизации и т.д.)
Общая характеристика учебного предмета
Изучение музыки как вида искусства в 7 классе нацелено на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно требованиям ФГОС ООО и учебному плану МКОУ «Торбеевская ОШ» на изучение музыки в 7 классе отводится 34 учебных часа (включая стартовый и итоговый контроль), т.е. 1 час в учебную неделю.
Требования к результатам обучения
Изучение курса «Музыка» обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного материала “Музыка:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
Регулятивные:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения.
вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля.
Познавательные:
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Умение распределять функции и роли участников процесса;
Стремление к самостоятельному общению с искусством.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
Развитие общих муз.способностей школьников (муз.память, слух);
Расширение музыкального и общего культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
Овладение основами музыкальной грамотности: терминологией, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
Развитие творческих способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью.
Планируемые результаты изучения курса
К концу 7 класса обучающийся научится:
Понимать роль музыки в жизни человека;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
Содержание курса учебного предмета
Основное содержание представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», « Народное музыкальное творчество», «Русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.», «Русская и зарубежная музыкальная культура XXв.», «Современная музыкальная жизнь», «Музыка в жизни человека».
Классика и современность.
В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая –судьба народная». «Родина моя! Русская земля».
Опера Князь Игорь. Русская эпическая опера.
Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.
В музыкальном театре.
Балет. Балет «Ярославна». Стон русской земли. «Первая битва с половцами.
Героическая тема в русской музыке.
Галерея героических образов.
В музыкальном театре.
«Мой народ –американцы». «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. Индивидуальности композитора: Росси –Запад. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительном искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речетатив, ансамбль, хор, сцена и т.д. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы, па-де-де, музыкально-хореографические сцены и т.д. Приемы симфонического развития образов.
Опера «Кармен». Сюжеты и образы духовной музыки.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Музыкальная драматургия – развитие музыки.
Духовная и светская музыка.
Камерная инструментальная музыка.
Этюд, транскрипция.
Циклические формы инструментальной музыки.
Сюита в старинном стиле.
Симфоническая музыка.
Симфонии, симфонические картины, инструментальный концерт, концерт для скрипки с оркестром.
Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | К-во час. |
1. | Особенности драматургии сценической музыки | 17 |
2. | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. | 17 |
Учебно-методическое обеспечение
Учебник, нотные тетради, таблицы с музыкальным материалом, методические пособия, интернет-ресурсы.
Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класс
№ ур. по теме | №ур.по предмету | Содержание программного материала | К-во час. | Дата | Примеч, причина корректировки |
| |
Особенности драматургии сценической музыки (17ч) | |
1. | 1 | Классика и современность | 1 | | | |
2. | 2 | В музыкальном театре.Опера. | 1 | | | |
3. | 3 | Опера М.Глинки «Иван Сусанин» | 1 | | | |
4-5. | 4-5 | Опера А.Бородина «Князь Игорь» | 2 | | | |
6. | 6 | В музыкальном театре. Балет. | 1 | | | |
7. | 7 | Балет Тищенко «Ярославна» | 1 | | | |
8 | 8 | Героическая поэма в русской музыке. | 1 | | | |
9-10 | 9-10 | В музыкальном театре. «Мой народ-американцы». Опера Дж.Гершвина «Порги и Бесс». | 2 | | | |
11 | 11 | Опера Бизе «Кармен» | 1 | | | |
12 | 12 | Балет Р.Щедрина «Кармен-сюита» | 1 | | | |
13 | 13 | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 | | | |
14 | 14 | Музыкальное зодчество России «Всенощное бдние» С.Рахманинова | 1 | | | |
15 | 15 | Рок-опера Э.Л Уэббера «Иисус Христос –суперзвезда» | 1 | | | |
16 | 16 | Музыка Д.Б.Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | 1 | | | |
17 | 17 | Гоголь-сюита из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | 1 | | | |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17ч) | |
18 | 1 | Гоголь-сюита из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» (продолжение). | 1 | | | |
19 | 2 | Музыкальная драматургия-развитие музыки. | 1 | | | |
20 | 3 | Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка. | 1 | | | |
21 | 4 | «Камерная инструментальная музыка». Этюд. | 1 | | | |
22 | 5 | «Транскрипция». Ф.Лист. | 1 | | | |
23 | 6 | Циклические формы инструментальной музыки. « Сюита в старинном стиле» А.Шнитке и «Кончерто гроссо». | 1 | | | |
24-25 | 7-8 | Соната («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2 С.Покофьева, Соната №11 В.-А.Моцарта | 2 | | | |
26-28 | 9-11 | Симфоническая музыка. | 3 | | | |
29 | 12 | Симфоническая картина Дебюсси «Празднества». | 1 | | | |
30 | 13 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна. | 1 | | | |
31 | 14 | Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина. | 1 | | | |
32 | 15 | Музыка народов мира. | 1 | | | |
33 | 16- | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | 1 | | | |
34 | 17 | «Пусть музыка звучит». (Рефлексия знаний) | 1 | | | |
Критерии оценивания ( Приложение №2)
1. Знания, умения и навыки (устный ответ)
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Учащийся привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие, сделал вывод. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности. На заданные учителем вопросы ответил правильно.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки. На заданные вопросы учителя ответить не смог.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Оценка «1» - нет ответа.
2. Практические вопросы
Оценка «5» - учащийся выполнил задание и обосновал свои действия, грамотно применив соответствующие умения и теоретические знания в конкретной чрезвычайной ситуации.
Оценка «4» -учащийся выполнил задание, но допустил ошибки или некоторые неточности при объяснении или обосновании своих действий.
Оценка «3» - учащийся в основном справился с заданием, но не смог объяснить или обосновать свои действия.
Оценка «2» - учащийся не смог выполнить задание даже при помощи учителя.
Оценка «1» - нет ответа.
Стартовый тестовый контроль по музыке в 7 классе (Приложение 3)
Вариант 1
1.
Музыкант, блестяще владеющий инструмен-
тальной или вокальной техникой:
а) скрипач;
б) виртуоз;
в) вокалист.
2.
Автор цикла произведений под названием «Вре-
мена года»:
а)
М. И. Глинка;
б) П. И. Чайковский;
в) М. П. Мусоргский.
3.
Об этом композиторе Л. Бетховен сказал: «Не
ручей — море ему имя!» С немецкого языка фа-
милия этого композитора переводится как «ру-
чей»:
а) И. С. Бах;
б) В. А. Моцарт;
в) Ф. Шопен.
4.
Оперетты «Летучая мышь», «Цыганский ба-
рон» написал австрийский композитор, скри-
пач, дирижёр, крупнейший мастер вальса:
а) И. Штраус-отец;
б) И. Штраус-сын;
в) И. Штраус-внук.
5.
Композитор, сочинивший в 18-летнем воз-
расте песню-балладу «Лесной царь» на стихи
И. В. Гёте:
а) Ф. Шопен;
б) Р. Шуман;
в) Ф. Шуберт.
6.
К венским классикам не относится:
а) В. А. Моцарт;
б) Й. Гайдн;
в) А. Вивальди.
7.
Знаменитая опера К. В. Глюка, созданная на сю-
жет греческого мифа:
а) «Орфей и Эвридика»;
б) «Волшебная флейта»;
в) «Фиделио».
8.
Прежде чем серьёзно заняться музыкой, буду-
щий композитор закончил Морской кадетский
корпус, получил офицерское звание и совершил
кругосветное плавание на судне «Алмаз»:
а) Ц. А. Кюи;
б) Н. А. Римский-Корсаков;
в) П. И. Чайковский.
9.
Основатель и первый директор Московской кон-
серватории:
а) Антон Григорьевич Рубинштейн;
б) Николай Григорьевич Рубинштейн;
в) Пётр Ильич Чайковский.
10.
Сочинитель музыки:
а) музыкант;
б) виртуоз;
в) композитор.
11.
Л. Бетховен написал на текст оды «К радости»
Ф. Шиллера финал:
а) 3-й симфонии;
б) 6-й симфонии:
в) 9-й симфонии.
12.
Знаменитая опера В. А. Моцарта, которую он
написал на сюжет комедии П. Бомарше «Безум-
ный день, или Женитьба...»:
а) «Фиделио»;
б) «Свадьба Фигаро»;
в) «Орфей и Эвридика».
Ключ ответов:
1б, 2б, 3а, 4б, 5в, 6в, 7а, 8б, 9б, 10в, 11в, 12б.
Вариант 2
1. Музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца и пантомимы
а.балет
б.опера
в.мюзикл
2.М.Глинка,автор оперы:
а."Князь Игорь"
б."Иван Сусанин"
в."Евгений Онегин"
3.Основоположником "симфоджаза" был американский композитор:
а.Дж.Гершвин
б.С.Рахманинов
в.С.Прокофьев
4.Французский композитор Жорж Бизе, автор оперы:
а."Снегурочка "
б."Кармен"
в."Алеко"
5.В основной состав джазового оркестра включены инструменты:
а.скрипка
б.труба
в.арфа
6. Коллектив музыкантов совместно исполняющий инструментальное произведение:
а.оркестр
б.хор
в.спектакль
7.М.Глинка-русский композитор:
а.18 века
б.19века
в.20 века
8.П.Чайковский,автор балета:
а."Спартак"
б."Гаяне"
в."Лебединое озеро"
9. Известная опера А.Бородина написанна на сюжет древнерусского эпоса:
а. "Слово о полку Игореве"
б. "Сказка о царе Салтане"
в. Сказание о граде Китяже"
10.Опера Дж.Гершвина "Порги и Бесс" пронизана интонациями:
а.джаза
б.рока
в.кантри
11.Графические знаки-символы,с помощью которых записывают музыку называются:
а.звуки
б.ноты
в.мотив
12.Литературный сюжет оперы или балета:
а.рассказ
б.роман
в.либретто
Ключ ответов
2 вариант
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
ответ | а | б | а | б | б | а | а | в | а | а | б | в |
Итоговый тестовый контроль по музыке в 7 классе
Вариант I
Выбери правильный ответ
Как называется циклическое музыкальное произведение, объединяющее несколько самостоятельных пьес?
А. Сюита;
Б. Опера;
В. Кантата.
Какого композитора называют сказочником в музыкальном искусстве?
А. В. А. Моцарт;
Б. Н. А. Римский – Корсаков;
В. М. И. Глинка.
Инструментальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков исполнения…
А. Этюд;
Б. Полька;
В. Менуэт.
Определите про какого композитора идёт речь: пианист, педагог, русский композитор, один из крупнейших представителей музыкальной культуры конца XIX – начала ХХ ст. Автор симфонии «Прометей»
А. В. А. Моцарт;
Б. М. И. Глинка;
В. А. Н. Скрябин.
Жанры классической музыки:
А. Вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры;
Б. Юмористическая, вокально-инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры;
В. Вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, программная музыка, музыкальные жанры.
Что мы относим к танцам?
А. Опера, балет, сюиты, полонез, менуэт;
Б. Балет, соната, полька, симфония;
В. Менуэт, полька, вальс, мазурка.
Музыкальный жанр, призванный способствовать синхронному движению войск в строю, массовых шествий
А. Балет;
Б. Полонез;
В. Марш.
Музыкальная форма, в которой неоднократные проведения главной темы чередуются с различными эпизодами. В переводе обозначает круг
А. Рондо;
Б. Кантата;
В. Песня.
Клавишно-духовой инструмент, состоящий из труб, воздухонагнетательного механизма и системы управления
А. Фортепиано;
Б. Клавесин;
В. Орган.
Годы жизни П. И. Чайковского
А. 1740-1793гг.;
Б. 1840-1893гг.;
В. 1540-1593гг.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое форма в музыке?
2. Напишите определение композиции в музыке.
3. Что такое жанр музыкальный?
4. Что такое танец?
5. Кто такой дирижёр?
Вариант 2
Сколько частей в сонатной форме?
А. Две;
Б. Три; Выбери правильный ответ
В. Одна.
Какой композитор написал «Богатырскую симфонию»?
А. В. А. Моцарт;
Б. А. П. Бородин;
В. И. С. Бах.
Инструментальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков исполнения…
А. Этюд;
Б. Полька;
В. Менуэт.
Определите музыкальный жанр: в XVI-XVIIIвв. обретает самостоятельность, по типу изложения сближается с фантазией.
А. Токката;
Б. Прелюдия;
В. Соната.
Музыкальное сочинение сравнительно небольших масштабов (одно- или многоголосное), предназначенное для пения….
А. Опера;
Б. Песня;
В. Балет.
Основные разновидности танцев:
А. Профессиональный, юмористический, танцевальный;
Б. Строевой, походный, похоронный;
В. Спортивный, походный, композиторский.
Основные лады в музыке:
А. Мажор и минор;
Б. Мажор и трио;
В. Минор и кварта.
Часть, содержащая повторение исходного тематического материала
А. Кода;
Б. Реприза;
В. Куплет.
Кто автор увертюры «Эгмонт»?
А. В. А. Моцарт;
Б. В. В. Алеев;
10. Второе название скрипичного ключа:
А. Сахар
Б. Соль
Ключ ответов:
Вариант I
1. А; 6. В;
2. Б; 7. В;
3. А; 8. А;
4. В; 9. В;
5. А; 10. Б.
1. Форма – система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения;
2. Композиция – категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения;
3. Жанр музыкальный – понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества исходя из происхождения, условий исполнения, особенностей восприятия;
4. Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела;
5. Дирижёр – музыкант-руководитель оркестра, хора, ансамбля, оперной группы.
Вариант II
1. Б; 6. Б;
2. Б; 7. А;
3. А; 8. Б;
4. Б; 9. В;
5. Б; 10. А.
1. Романс – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным аккомпанементом;
2. Репертуар – совокупность произведений, исполняемых отдельными музыкантами- исполнителями или более крупными коллективами;
3. Пьеса – музыкальное сочинение, отличающееся краткостью высказывания и небольшой протяжённостью;
4. Полонез – бальный танец, происходящий от польского народного танца-шествия торжественного характера;
5. Дуэт - вокальная пьеса для двух голосов с инструментальным сопровождением;
Критерии оценивания по музыке в 7 классе (Приложение 4)
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»: