МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Муниципальное образование Раменский городской округ
МОУ Удельнинская гимназия
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
зав кафедры ШМО ООО | зам. директора по УВР | Директор МОУ Удельнинская |
______________Н.Н.Карвацкая | ______________А.В.Провоторова | гимназия |
______________Н.А.Арюлина |
Протокол №1 | Протокол №1 |
от "30" августа2022 г. | от "30" августа 2022 г. | Приказ №278 |
от "26" августа2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4130543)
учебного предмета
«Музыка»
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Зеленихина Юлия Александровна
учитель музыки
г.о. Раменское 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 6 класса основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 6 классе составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Россия — наш общий дом
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов.
Фольклорные жанры
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыка — зеркало эпохи
Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных инто-наций, жанров).
Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л. ван Бетховена.
Музыкальный образ
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека —судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).
Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Золотой век русской культуры
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее
музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.).
История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.).
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Камерная музыка
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.).
Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.
Циклические формы и жанры
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).
Принцип контраста.
Прелюдия и фуга.
Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование
доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля; выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового
наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к
поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;
выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Репертуар | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы | для слушания | для пения | для музицирования |
Модуль 1. Народное музыкальное творчество России |
1.1. | Россия — наш общий дом; | 4 | 0 | 1 | А. Бородин Симфония 2, М. Глинка опера "Руслан и Людмила" фрагменты увертюра, марш Черномора, рондо Фарлафа, опера "Иван Сусанин" фрагменты Ария Сусанина, сцена появления поляков в доме Сусанина, песня Вани, хор "Славься" М. Мусоргский "Рассвет на Москве-реке из оперы "Хованщина", сюита "Картинки с выставки" Богатырские ворота; Рахманинов романсы Островок, Весенние воды, Сирень. Вокализ, Концерт 2и3 | Высоцкий "Песня о друге", Я. Дубравин "Россия Россией останется, Б. Окуджава "Пожелание друзьям, "Музыкант", "До свидания мальчики", "Десятый десантный батальон", "Молитва", РНП "Солдатушки браво ребятушки" Ю. Визбор "Солнышко", О. Мияев "Как здорово" | Хор "Славься", "Музыкант", РНП Солдатушки браво ребятушки | 01.09.2022 23.09.2022 | Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/6/ |
1.2. | Фольклор в творчестве профессиональных композиторов; | 4 | 0 | 1 | Н. Римский-Корсаков опера "Садко" фрагменты Колыбельная Волховы, песня Садко Ой ты темная дубравушка, песня Индийского гостя, опера "Снегурочка" фрагменты Ария Снегурочки, сцена таяния Снегурочки, Третья песня Леля, опера "Сказка о царе Салтане" полет Шмеля, симфоническая сюита "Шехерезада", М. Мусоргский "Баба-Яга" и "Балет невылупившихся птенцов" из сюиты Картинки с выставки, А. Гаврилин симфония "Перезвоны" | РНП: "Вниз по матушке по Волге", "Эй, ухнем", Во кузнице", "Светит месяц", "Во поле березка стояла","Со вьюном", "Матушка, матушка что во поле пыльно" | Эй, ухнем", Во кузнице", "Светит месяц", "Во поле березка стояла","Со вьюном""Матушка, матушка что во поле пыльно" | 26.09.2022 28.10.2022 | Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/6/ |
Итого по модулю | 8 | |
Модуль 2. Русская классическая музыка |
2.1. | Золотой век русской культуры | 3 | 1 | 0 | П. Чайковский Марш, вальс из балета Щелкунчик, Танец феи Драже, Концерт для фо-но с оркестром №1, Симфония №4 финал, "Ромео и Джульетта"; М. Глинка "Камаринская" Патриотическая песня", "Арагонская хота" романс "Венецианская ночь" Русские старинные романсы: "Гори гори моя звезда, Горные вершины, Красный сарафан, "Колокольчик | Г. Струве "далеко ли близко ли", "Крылатый апрель", "Отцовская слава", Обухова "Мудрая Россия, Песня о счастье Русские народные песни: Я на горку шла, Во поле береза стояла, Я на камушке сижу, Русские романсы | Танец Феи Драже | 31.10.2022 18.11.2022 | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств.; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/6/ |
2.2. | История страны и народа в музыке русских композиторов | 4 | 0 | 1 | С. Прокофьев опера "Война и мир" вальс Наташи Ростовой, Ария Кутузова; кантата "А. Невский", опера "Повесть о настоящем человеке" фрагмент "Зеленая рощица" ; М.П. Мусоргский опера "Хованщина" фрагмент Рассвет на Москве реке, опера "Борис Годунов" песня Варлаама | Вечерний звон, Ленинградский паренек, Русские романсы. Визбор Любовь моя, Россия. Городницкий Атланты. Новиков "Дороги"; Окуджава "Бери шинель, пошли домой"; Высоцкий "Братские могилы"; Мурадели "Бухенвальдский набат" и др. песни о войне. | РНП Шел Ленинградский паренек, Вечерний звон | 28.11.2022 23.12.2022 | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса.; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/6/ |
Итого по модулю | 7 | |
Модуль 3. Европейская классическая музыка |
3.1. | Музыка — зеркало эпохи | 5 | 0 | 1 | И.С. Бах "шутка", Токката и фуга ре минор, Бах-Гуно Аве Мария! В.А. Моцарт Симфония 40, Маленькая ночная серенада, Рондо в турецком стиле, Реквием; Качини Аве, Мария! Паганини Каприс 24; Уэббер мюзикл Кошки" Память, Исус Христос Супер-звезда" | Е. Крылатов "Ты-человек", Б. Окуджава Молитва О Утесов Песня извозчика, Нам песня строить и жить помогает | Утесов Нам песня строить и жить помогает | 26.12.2022 03.02.2023 | Знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки.; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/6/ |
3.2. | Музыкальный образ | 5 | 1 | 0 | И.С. Бах "шутка", Токката и фуга ре минор, Бах-Гуно Аве Мария! В.А. Моцарт Симфония 40, Маленькая ночная серенада, Рондо в турецком стиле, Реквием; Качини Аве, Мария! Паганини Каприс 24; Уэббер мюзикл Кошки" Память, Исус Христос Супер-звезда" | Е. Крылатов "Ты-человек", Б. Окуджава Молитва О Утесов Песня извозчика, Нам песня строить и жить помогает | Струве С нами друг | 06.02.2023 17.03.2023 | Знакомство с произведениями композиторов — венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения.; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/6/ |
Итого по модулю | 10 | |
Модуль 4. Жанры музыкального искусства |
4.1. | Камерная музыка | 5 | 0 | 1 | И.С. Бах "шутка", Токката и фуга ре минор, Бах-Гуно Аве Мария! В.А. Моцарт Симфония 40, Маленькая ночная серенада, Рондо в турецком стиле, Реквием; Качини Аве, Мария! Паганини Каприс 24; Уэббер мюзикл Кошки" Память, Исус Христос Супер-звезда" | Е. Крылатов "Ты-человек", Б. Окуджава Молитва О Утесов Песня извозчика, Нам песня строить и жить помогает | Утесов Нам песня строить и жить помогает | 20.03.2023 28.04.2023 | Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/6/ |
4.2. | Циклические формы и жанры | 4 | 1 | 0 | Л. Бетховен Сурок ,сонаты 8 и 14, симфонии 3, 5 и 9. Мендельсон Венецианский гондольер". Глюк хор Фурий и Мелодия из оперы Орфей и Эвридика, Шуберт "Лесной царь" Форель, серенада | Крылатов Ты-человек, Колокола. Г. Струве С нами друг | Струве С нами друг | 01.05.2023 26.05.2023 | Знакомство с циклом миниатюр. Определение принципа, основного художественного замысла цикла.; | Устный опрос; | https://resh.edu.ru/subject/6/ |
Итого по модулю | 9 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 5 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Удивительный мир музыкальных образов | 1 | 0 | 0 | 05.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Образы романсов и песен | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Два музыкальных посвящения | 1 | 0 | 1 | 19.09.2022 | Практическая работа; |
4. | Портрет в музыке и живописи | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Устный опрос; |
5. | «Уноси мое сердце в звенящую даль…» | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Устный опрос; |
6. | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Устный опрос; |
7. | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов | 1 | 0 | 0 | 24.10.2022 | Устный опрос; |
8. | Образы песен зарубежных композиторов | 1 | 0 | 1 | 31.10.2022 | Практическая работа; |
9. | Мир старинной песни | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 | Устный опрос; |
10. | Народное искусство Древней Руси | 1 | 1 | 0 | 14.11.2022 | Зачет; |
11. | Русская духовная музыка | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Устный опрос; |
12. | В.Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской» | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Устный опрос; |
13. | Гаврилин симфония «Перезвоны». Молитва | 1 | 0 | 0 | 12.12.2022 | Устный опрос; |
14. | «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха | 1 | 0 | 1 | 19.12.2022 | Практическая работа; |
15. | Образы скорби и печали | 1 | 0 | 0 | 26.12.2022 | Устный опрос; |
16. | «Фортуна правит миром» | 1 | 0 | 0 | 09.01.2023 | Устный опрос; |
17. | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Устный опрос; |
18. | Вечные темы искусства и жизни | 1 | 0 | 0 | 23.01.2023 | Устный опрос; |
19. | Могучее царство Ф. Шопена | 1 | 0 | 1 | 30.01.2023 | Практическая работа; |
20. | Ночной пейзаж | 1 | 0 | 0 | 06.02.2023 | Устный опрос; |
21. | Инструментальный концерт | 1 | 1 | 0 | 13.02.2023 | Зачет; |
22. | Космический пейзаж | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Устный опрос; |
23. | Образы симфонической музыки | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Устный опрос; |
24. | Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Устный опрос; |
25. | «В печали весел, а в веселье печален». Связь времён | 1 | 0 | 0 | 20.03.2023 | Устный опрос; |
26. | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 | 0 | 0 | 27.03.2023 | Устный опрос; |
27. | Симфоническое развитие музыкальных образов | 1 | 0 | 0 | 10.04.2023 | Устный опрос; |
28. | Программная увертюра Бетховена «Эгмонт» | 1 | 0 | 0 | 17.04.2023 | Устный опрос; |
29. | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта П.И. Чайковского | 1 | 0 | 1 | 24.04.2023 | Практическая работа; |
30. | Балет «Ромео и Джульетта» | 1 | 0 | 0 | 01.05.2023 | Устный опрос; |
31. | Мир музыкального театра | 1 | 0 | 0 | 08.05.2023 | Устный опрос; |
32. | Мюзикл «Вестсайдская история» | 1 | 0 | 0 | 15.05.2023 | Устный опрос; |
33. | Опера и рок-опера «Орфей и Эвридика» | 1 | 0 | 0 | 22.05.2023 | Устный опрос; |
34. | Образы киномузыки | 1 | 1 | 0 | 29.05.2023 | Зачет; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 5 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 6 класс/Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Хрестоматия музыкального материала. Пособие для учителя к учебнику «Музыка» 6 класс. Сост.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П. М.: Просвещение
- Уроки музыки. Пособие для учителя 5-6 классы. Сост. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. М.: Просвещение
- Фонохрестоматия к учебникам/. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5 – 8 классы.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Корпорация «Российский учебник». https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/predmet-muzyka/- Образовательная социальная сеть. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library
- Образовательный интернет-проект «Инфоурок». https://infourok.ru/biblioteka/muzyka
- Российская электронная школа. https://resh.edu.ru/subject/6/
- Издательский дом «Музыка – П.Юргенсон». https://www.musica.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
- Мультимедийный проектор
- Компьютер
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов (фотографии, иллюстративный материал, аудио-видео материалы, презентации)
- Фортепиано
- Классная доска
- Портреты композиторов
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Плакаты