СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке. 6 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке. 6 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования Базовой общеобразовательной школы Филиала СГПИ в г.Железноводске, примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Музыка», программы по музыке для 5-7 классов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской (М.: Просвещение, 2014г.).

Программа рассчитана на 35 часов (1 учебный час в неделю в течение 35 учебных недель).


  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 ч.)

Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 ч.)

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.

Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы - М. И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы - С. В. Рахманинов. Лирические образы романсов Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка Рахманинова. Образы покоя. Выразительность и изобразительность в музыке.

Выдающиеся российские исполнители: Ф. И. Шаляпин. Творчество Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Шаляпина. Артистизм и талант Шаляпина. Ария. Речитатив. Песня. Рондо. картинная галерея.

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя). Диалог. Приемы развития. Куплетная форма. Повтор интонаций. Контраст интонаций

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование. Народные инструменты. Напевы. Наигрыши. Инструменты симфонического оркестра.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. Хоровое многоголосие.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Музыка в народном духе, Повтор. Вариантность.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И. С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Полифония. Фуга. Хорал. Характерные особенности музыкального языка И. С. Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И. С. Баха.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Бардовская песня. Б.Окуджава, В. Высоцкий, А. Розенбаум. Городской фольклор. Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.


  1. Планируемые результаты освоения музыки в 6 классе

В результате изучения музыки в 6 классе программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

  1. предметные;

  2. личностные;

  3. метапредметные.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

• понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

• определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

• различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

• производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

• анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

• понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов

• понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

• определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

• различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, симфонической музыки;

• называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

• называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

• определять виды оркестров: симфонического, духового, оркестра народных инструментов;

• владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

• анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

• творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

• выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

• находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

• сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

• понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

• понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

• определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

• владеть навыками вокально-хорового музицирования;

• применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

• участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

• передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

• проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

• понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

• эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

• применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

• обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

Л1­-основы российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России);

Л2-осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой);

Л3-уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям народов России и мира;

Л4-стремление к саморазвитию и самообразование на основе мотивации к обучению;

Л5-нравственные чувства и нравственное поведение, ответственное отношение к собственным поступкам;

Л6-уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре, готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Л7-основы эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое видение окружающего мира; способность к ориентации в художественном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями).

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.

Метапредметными результатами изучения музыки является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

Р1-самостоятельно определять цели деятельности;

Р2-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

Р3-развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Р4-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

Р5-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям;

Р6-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

Р7-осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

Р8-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; устанавливать связь между полученными результатами деятельности и заявленными;

Р9-самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • находить альтернативные способы достижения целей;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  • преодолению трудностей и препятствий на пути достижения целей.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

П1-объединять музыкальные объекты и явления в группы по определенным признакам;

П2-сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления в музыке;

П3-выделять музыкальные явления из общего ряда других явлений;

П4-строить рассуждение на основе сравнения музыкальных объектов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

П5-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него музыкой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях музыкальных событий, процессов, объектов;

  • делать умозаключения и выводы о музыке.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

К1-определять возможные роли в совместной творческой деятельности;

К2-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения;

К3-строить позитивные отношения в процессе творческой деятельности;

К4-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии перефразировать свою мысль;

К5-организовывать творческое взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

К6-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия;

  • точно и полно передавать партнёру по творческой деятельности необходимую информацию;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении музыки;

  • в совместной творческой деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей.

2. Календарно – тематическое планирование


Дата

Тема урока

Содержание учебного предмета

Планируемые результаты

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности



Предметные

Метапредметные УУД

(Р - регулятивные, П - познавательные, К -коммуникативные)

Личностные УУД

Раздел 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 ч.)


1.


«Удивительный мир музыкальных образов»

Что роднит музыкаль­ную и разговорную речь? (Интонация.) Мелодия - душа му­зыки. Музыкальный образ -это живое обобщён­ное представление о действительности, выраженное в музы­кальных интонациях. Классификация музы­кальных жанров: во­кальная и инструмен­тальная музыка.

Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках.

Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Владеть сольно-хоровыми навыками исполнение песен.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование

2.


Образы романсов и песен русских композиторов.

Расширение представ­лений о жанре роман­са. Взаимосвязь разго­ворных и музыкаль­ных интонаций в ро­мансах. Триединство «композитор - испол­нитель - слушатель».

Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров.

Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке.

Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование и музыкально-ритмические движения

3.


Два музыкальных посвящения.

Знакомство с шедев­рами вокальной и инструментальной музыки. Своеобразие почерка композитора М. Глинки.


Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.

Владеть навыками исполнение песен

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование

4.


Портрет в музыке и живописи.

Знакомство с биографией, творчеством и своеобразием музыкального почерка композитора М.Глинки.


Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.

Выявлять своеобразие почерка М.И.Глинки, определять приемы
развития, форму музыкальных произведений.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

5.


«Уноси моё сердце в звенящую даль»

Жизнь и творчество С.Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки ком­позитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и ак­компанемента. Испол­нительские интерпре­тации.

Знать о творчестве С.Рахманинова; определение романса.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инсценирование романса

6.


Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Жизнь и творчество Ф. И. Шаляпина. Мас­терство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставле­ние образов музыки и изобразительного искусства.


Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.

Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Осваивать навыки вокально-хоровой работы.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

7.


Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов.

Р.к. Казачьи свадебные обряды.

Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из об­рядов - старинной русской свадьбы.

Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда.

Отличать особенности казачьих свадебных обрядов.

Уметь передавать особенности обрядов в пении и пластических движениях

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; инсценирование песен; ритмические импровизации

8.


Образ песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Знакомство с вокаль­ным стилем белькан­то. Освоение вокаль­ного и инструмен­тального жанров -баркаролы (песни на воде). Знакомство с выдающимися име­нами исполнителей бельканто, отечест­венными и зарубеж­ными

Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто.

Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа, называть имена вели­ких оперных певиц мира, сопоставлять, нахо­дить сходство в про­слушанной музыке.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

9.


«Старинной песни мир»

Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шу­берта. Освоение ново­го вокального жанра баллады. Выявление средств выразитель­ности разных видов искусства (литератур­ного, музыкального и изобразительного) в создании единого.

Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта; понятие баллада.

Уметь различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке, определять приёмы развития музыки.

Передавать черты героев баллады в рисунке.

Р1; Р2; Р3; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; рисование

10.


Народное искусство Древней Руси.

Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музы­ки в народных праздниках. (скоморохи - странствующие актёры). Жанры и фор­мы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты, совре­менные исполнители народных песен.

Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; кто такие скоморохи.

Уметь называть народные музыкальные инструменты, исполнять знакомые русские народные песни на шумовых инструментах, называть народные му­зыкальные инструменты
и имена исполнителей
народной музыки.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; инструментальное интонирование и музыкально-ритмические движения

11.


Русская духовная музыка.

Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знамен­ного распева до пар­тесного пения). Раз­личные жанры цер­ковного пения. Зна­комство с новым жан­ром - хоровым кон­цертом.

Знать: основные этапы развития духовной музыки; понятия: знаменный распев, партесное пение, а капелла, унисон, духовный концерт.

Проявлять навыки вокально – хоровой работы, петь a capella нефорсированным звуком, кантилена.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое пение; слушание и анализ музыки

12.


«Фрески Софии Киевской».

Углубленное знаком­ство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киев­ской».

Знать понятия: фреска, орнамент.

Уметь: узнавать инструменты,
исполняющие основные
темы; определять приемы раз­
вития музыки, её форму; проводить интонационно-образный анализ
музыки.

Проявлять навыки вокально – хоровой работы, петь a capella нефорсированным звуком, кантилена.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое пение; слушание и анализ музыки

13.


Симфония «Перезвоны» В.Гаврилина. Молитва.

Углубление знакомст­ва с хоровой симфо­нией-действом «Пере­звоны» В. Гаврилина. Жанр молитвы в му­зыке отечественных композиторов. Выяв­ление глубоких связей композиторской му­зыки с народным творчеством.

Выявлять глубокие связи с русским народным музыкальным творчеством.

Осмысливать интонационно-жанровое богатство народной музыки.

Уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

14.


«Небесное и земное» в музыке Баха.

Мир музыки И. С. Ба­ха: светское и церков­ное искусство. Осо­бенности полифони­ческого изложения музыки, стиля барок­ко, жанров токкаты, фуги, хорала.


Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст), основные факты из жизни И.Баха.

Уметь проводить инто­национно-образный анализ музыки и выявлять
принцип её развития; владеть навыками вокально-хорового музицирования.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

15.

+

Образы скорби и печали.

Углубление понимания языка западноевропейской музыки на примере кантаты, реквиема.

Знать понятия: кантата, реквием, полифония, основные факты из жизни и творчества В.Моцарта, связанные с написанием кантаты и реквиема.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, петь мелодию реквиема a capella нефорсированным звуком, кантилена.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

16.


Авторская песня: прошлое и

настоящее.

История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни.

Знать: историю развития авторской песни, особенности и жанры авторской песни;

имена авторов бардовской песни.

Передавать особенности бардовской песни в своём исполнении.


Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; инструментальное интонирование

17.


Джаз – искусство XX века.

История развития

джазовой музыки, ее истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые им­провизации и обработ­ки. Взаимодействие легкой и серьёзной музыки (рок-музыка и симфоджаз)

Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкального произведения к соответствующему стилю и жанру.

Понимать особенности стиля – джаз, называть имена джазовых музыкантов; осваивать в пении синкопу.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; простые музыкальные импровизации

Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 ч.)

18.


Вечные темы искусства и жизни.

Единая основа всех искусств - жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные) и условиям исполнения и восприятия (камерные, симфонические). Программная музыка. Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационностъ)

Знать жизненное содержание музыкальных произведений разных жанров.

Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

19.


Инструментальная баллада.

Творческий облик Ф. Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в раз­личных жанрах фор­тепианной миниатю­ры (прелюдиях, валь­сах, мазурках, полоне­зах, этюдах). Инстру­ментальная баллада -жанр романтического искусства.

Знать основные моменты творчества Ф.Шопена,
повлиявшие на создание
тех или иных музыкаль­ных произведений; различные жанры
фортепианной миниа­тюры.

Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Владеть своим голосом и дыханием.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

20.


Ночной пейзаж.

Жанр камерной музы­ки - ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка - выражение личных чувств компо­зитора. Картинная га­лерея.

Знать понятие ноктюрн.

Уметь высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме.

Проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; рисование

21.


Инструментальный концерт.

Зарождение и развитие жанра камерной музыки - инструмен­тального концерта. Различные виды кон­церта, программная музыка. А.Вивальди «Весна» (из цикла «Времена года»). И. С.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля ба­рокко

Знать понятие инструментальный концерт, барокко.

Уметь называть полные имена композиторов А.Вивальди и И.Баха.

Понимать специфику лирических, эпических и драматических музыкальных образов.

Уметь обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

22.


«Космический пейзаж». Картинная галерея.

Знакомство учащихся с новым «звуко­вым миром» через произведения Ч.Айвза «Космический пейзаж» и Э.Артемье­ва «Мозаика». Мир космических образов. Выразительные воз­можности электромузыкальных инструментов (синтезатора). Картинная галерея

Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения.

Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования, вокально-хоровые навыки.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

23.


Образы симфонической музыки.

Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.Свиридова к повести А.Пуш­кина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Воз­можности симфони­ческого оркестра в раскрытии образов литературного произ­ведения. Стиль ком­позитора Г.Свири­дова.


Знать о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений.

Уметь называть имена поэта и композитора, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения.

Проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; инструментальное интонирование

24.


Образы симфонической музыки.

Продолжение знакомства с музыкальными иллюстрациями Г.Свиридова к повести А.Пуш­кина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Воз­можности симфони­ческого оркестра в раскрытии образов литературного произ­ведения. Стиль ком­позитора Г.Свири­дова.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; определять форму, приёмы развития музыки, тембры.

Выявлять средства выразительности музыкальных инструментов, применять дирижёрский жест для передачи музыкальных образов, воплощать замысел автора в рисунке.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; рисование

25.


Симфоническое развитие музыкальных образов.

Основной принцип музыкального развития - сходство и различие. Основной прием симфонического развития музыки - контраст. Построение музыкальной формы (вариации, сонатная форма). Жанры симфония, сюита; чувство стиля и мир образов музыки композитора на примере Симфонии № 40 В.Моцарта и оркестровой сюиты №41 («Моцартиана») П.Чайковского.

Знать понятия: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка.

Уметь: называть полные имена композиторов В.Моцарта, П.Чайковского; проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.

Расширять представления о связях музыки и литературы.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

26.


Симфоническое развитие музыкальных образов.

Музыкальный портрет В.Моцарта.

В музыке Моцарта преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомраченная лирика; вместе с тем она содержит немало сцен, насыщенных смятением и драматизмом: «Моцарт. Это значит, что у мира есть смысл и смысл этот ощутим для нас в своем подобии – в музыке»

Знать понятия: обработка, трактовка.

Расширять представления о музыкальном стиле В. Моцарта.

Проявлять навыки вокально-хоровой работы.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

27.


Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» Л.Бетховена.

Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л.Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт».

Знать понятия: сюита, программная увертюра.

Уметь называть полное имя композитора Людвиг ван Бетховен; проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

определять тембры музыкальных инструментов и приёмы музыкального развития.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

28.


Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.Чайковского.

Знакомство с программной увертюрой на примере увертюры-

фантазии П.Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта».


Знать особенности увертюры, строение сонатной формы.

Уметь сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Р1; Р2; Р3; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л2; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

29-32.


Мир музыкального театра.

Интерпретация литературного произведения. Интерпретация трагедии «Ромео и Джульетта» в балете С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» и мю­зикле Л.Бернстайна «Вестсайдская история»; интерпретация мифа об Орфее и Эвридике в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика» и рок-опере А.Жур­бина «Орфей и Эвридика».

Понимать, как происходит взаимодействие в разных произведениях музыкального искусства слова, музыки, сцени­ческого действия, изобразительного ис­кусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки.

Уметь соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок рефлексии


Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки

33.


Музыка в отечественном кино.

Обобщение знаний об использовании различных жанров музыки в фильмах отечественного кинематографа.

Обобщать представления о стилевых особенностях киномузыки.

Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения.

Р1; Р2; Р3; Р4; Р5; Р6; Р7; Р8; Р9; П1; П2; П3; П4; П5; К1; К2; К3; К4; К5; К6

Л1; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Хоровое, сольное пение; слушание и анализ музыки; вокальные и ритмические импровизации

34-35.


Обобщение темы «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства.


Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Выразительно исполнять песни.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Р1; Р3; Р6; Р8; П5; К3; К5

Л1; Л2; Л3; Л4; Л5; Л6; Л7

Уроки рефлексии


Хоровое, ансамблевое, сольное пение; импровизации (ритмические, вокальные, пластические)





  1. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Музыка: 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. С online приложением. ФГОС.М: Просвещение, 2017. Фонохрестоматия. 6 класс [Электронный ресурс] / сост. Г. П. Сергеева. Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2017.

Музыка: программа. 5-7 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2017.


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Сборники песен и хоров.

  2. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

  3. Книги о музыке и музыкантах.

  4. Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия

  1. Портреты композиторов.

  2. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

  3. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Википедия. Свободная энциклопедия-Режим доступа: http://ru.wikipedia/org.wik

  2. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

  3. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  4. Классическая музыка-Режим доступа: http://classic.сhubrik.ru

  5. Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru

  6. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

  7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Технические средства обучения

  1. Экран, проектор.

  2. Ноутбук.

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

  2. Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

  3. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, мюзиклов.

  4. Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.

  5. Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!