СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с ФГОС ООО 2021 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5 класс»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение- основная общеобразовательная школа № 8

(МАОУ-ООШ №8)




Согласовано: Утверждена:

зам. директора по УВР Директор МАОУ-ООШ № 8

__________ Н.М. Максимова ___________ Е. А. Богданова

«_____»___________2022 г. пр. №_______ «____»___________2022 г.







Рабочая программа

учебного предмета «Музыка»

основной общеобразовательной программы основного общего образования

Уровень образования: 5-8 класс.

Срок реализации: 4 года

(реализация требований ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г № 287)







Составители:

Артюхова Татьяна Алексеевна,

учитель музыки



Тавда

2022


Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка», Программы Воспитания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне. Музыка — временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно следственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.

Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и само принятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.

Рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету «Музыка».

Она позволит учителю:

1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего обра-зования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему обра-зованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно -методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);

3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.


ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.

Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;

3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:

1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.

2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.

3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.

4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.

5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:

а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);

б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);

в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);

г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.);

д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления);

е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.

6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.

Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.

Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:

модуль № 1 «Музыка моего края»;

модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;

модуль № 3 «Музыка народов мира»;

модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;

модуль № 5 «Русская классическая музыка»;

модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;

модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;

модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;

модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс, включительно.

Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету. Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания образовательного учреждения. При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю. Общее количество — не менее 136 часов (по 34 часа в год).

При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурно-досуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).

Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готов­ность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

  1. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музы­кальных символов республик Российской Федерации и дру­гих стран мира; проявление интереса к освоению музыкаль­ных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изуче­нию истории отечественной музыкальной культуры; стрем­ление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

  1. Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реа­лизации его прав, уважение прав, свобод и законных инте­ресов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-куль­турной жизни семьи, образовательной организации, местно­го сообщества, родного края, страны, в том числе в каче­стве участников творческих конкурсов и фестивалей, кон­цертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.

  1. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкаль­ное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-историче­ских особенностей этики и эстетики; придерживаться прин­ципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотруд­ничества в процессе непосредственной музыкальной и учеб­ной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

  1. Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готов­ность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осо­знание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и са­мовыражения; понимание ценности отечественного и миро­вого искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в раз­ных видах искусства.

  1. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему науч­ных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение му­зыкальным языком, навыками познания музыки как искус­ства интонируемого смысла; овладение основными способа­ми исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступно­го объёма специальной терминологии.

  1. Физического воспитания, формирования культуры здо­ровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жиз­ненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние дру­гих, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повсед­невного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права друго­го человека.

  1. Трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достиже­нии поставленных целей; интерес к практическому изуче­нию профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

  1. Экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различ­ные формы музыкального творчества.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обу­чающегося к изменяющимся условиям социальной и при­родной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных со­циальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформи­рованные в учебной исследовательской и творческой дея­тельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

  • стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообраз­ных проявлениях творчества, овладения различными навы­ками в сфере музыкального и других видов искусства;

  • смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, об­ращать внимание на перспективные тенденции и направле­ния развития культуры и социума;

  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурса­ми в стрессовой ситуации, воля к победе.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образова­тельной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

  1. Овладение универсальными познавательными действия­ми

Базовые логические действия:

  • устанавливать существенные признаки для классифика­ции музыкальных явлений, выбирать основания для анали­за, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

  • сопоставлять, сравнивать на основании существенных при­знаков произведения, жанры и стили музыкального и дру­гих видов искусства;

  • обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жан­ров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипоте­зы о взаимосвязях;

  • выявлять общее и особенное, закономерности и противо­речия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведе­ния, жанра, стиля;

  • выявлять и характеризовать существенные признаки кон­кретного музыкального звучания;

  • самостоятельно обобщать и формулировать выводы по ре­зультатам проведённого слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

  • следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • формулировать собственные вопросы, фиксирующие несо­ответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

  • составлять алгоритм действий и использовать его для ре­шения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

  • проводить по самостоятельно составленному плану не­большое исследование по установлению особенностей музы­кально-языковых единиц, сравнению художественных про­цессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследова­ния.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • понимать специфику работы с аудиоинформацией, музы­кальными записями;

  • использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

  • использовать смысловое чтение для извлечения, обобще­ния и систематизации информации из одного или несколь­ких источников с учётом поставленных целей;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предло­женным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • различать тексты информационного и художественного со­держания, трансформировать, интерпретировать их в соот­ветствии с учебной задачей;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представле­ния информации (текст, таблица, схема, презентация, теа­трализация и др.) в зависимости от коммуникативной уста­новки.

Овладение системой универсальных познавательных дей­ствий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа ин­теллектуальной деятельности — музыкального мышления.

  1. Овладение универсальными коммуникативными дей­ствиями

Невербальная коммуникация:

  • воспринимать музыку как искусство интонируемого смыс­ла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность сло­весного языка в передаче смысла музыкального произведе­ния;

  • передавать в собственном исполнении музыки художе­ственное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

  • осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

  • эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;

  • распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

Вербальное общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо­ции в соответствии с условиями и целями общения;

  • выражать своё мнение, в том числе впечатления от обще­ния с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное от­ношение к собеседнику и в корректной форме формулиро­вать свои возражения;

  • вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон ди­алога;

  • публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудни­чества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально­психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

  • понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, до­говариваться, обсуждать процесс и результат совместной ра­боты; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

  1. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация:

  • ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво про­двигаться к поставленной цели;

  • планировать достижение целей через решение ряда после­довательных задач частного характера;

  • самостоятельно составлять план действий, вносить необхо­димые коррективы в ходе его реализации;

  • выявлять наиболее важные проблемы для решения в учеб­ных и жизненных ситуациях;

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учё­том имеющихся ресурсов и собственных возможностей, ар­гументировать предлагаемые варианты решений;

  • делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и реф­лексии;

  • давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при ре­шении учебной задачи, и адаптировать решение к меняю­щимся обстоятельствам;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результа­тов деятельности; понимать причины неудач и уметь преду­преждать их, давать оценку приобретённому опыту;

  • использовать музыку для улучшения самочувствия, созна­тельного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.

Эмоциональный интеллект:

  • чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкаль­ного искусства для расширения своих компетенций в дан­ной сфере;

  • развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в си­туациях музыкально-опосредованного общения;

  • выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мо­тивы и намерения другого человека, анализируя коммуни­кативно-интонационную ситуацию; регулировать способ вы­ражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

  • уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

  • признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаруже­нии ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

  • принимать себя и других, не осуждая;

  • проявлять открытость;

  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятив­ных действий обеспечивает формирование смысловых уста­новок личности (внутренняя позиция личности) и жизнен­ных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равнове­сия и т. д.).


Предметные результаты

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех до­ступных формах, органичном включении музыки в актуаль­ный контекст своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную про­грамму по предмету «Музыка»:

  • осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

  • воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

  • сознательно стремятся к укреплению и сохранению соб­ственной музыкальной идентичности (разбираются в особен­ностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, пони­мают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

— понимают роль музыки как социально значимого явле­ния, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, ре­лигиозного, иных аспектов развития общества.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.

Модуль № 1 «Музыка моего края»:

Знать музыкальные традиции своей республики, края, на­рода;

характеризовать особенности творчества народных и про­фессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:

определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Се­верного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учите­ля);

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

определять на слух принадлежность народных музыкаль­ных инструментов к группам духовых, струнных, ударно­шумовых инструментов;

объяснять на примерах связь устного народного музы­кального творчества и деятельности профессиональных му­зыкантов в развитии общей культуры страны.

Модуль № 3 «Музыка народов мира»:

определять на слух музыкальные произведения, относя­щиеся к западно-европейской, латино-американской, азиат­ской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным тради­циямI;

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

определять на слух принадлежность народных музыкаль­ных инструментов к группам духовых, струнных, ударно­шумовых инструментов;

различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных ком­позиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров).

Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»:

различать на слух произведения европейских композито­ров-классиков, называть автора, произведение, исполнитель­ский состав;

определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения компо­зиторов-классиков;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

характеризовать творчество не менее двух композиторов- классиков, приводить примеры наиболее известных сочине­ний.

Модуль № 5 «Русская классическая музыка»:

различать на слух произведения русских композиторов- классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными тема­ми) сочинения русских композиторов;

характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее из­вестных сочинений.

Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:

различать и характеризовать жанры и произведения рус­ской и европейской духовной музыки;

исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;

приводить примеры сочинений духовной музыки, назы­вать их автора.

Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:

определять и характеризовать стили, направления и жан­ры современной музыки;

различать и определять на слух виды оркестров, ансам­блей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;

исполнять современные музыкальные произведения в раз­ных видах деятельности.

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»:

определять стилевые и жанровые параллели между музы­кой и другими видами искусств;

различать и анализировать средства выразительности раз­ных видов искусств;

импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;

высказывать суждения об основной идее, средствах её во­площения, интонационных особенностях, жанре, исполните­лях музыкального произведения.

Модуль № 9 «Жанры музыкального искусства»:

различать и характеризовать жанры музыки (театраль­ные, камерные и симфонические, вокальные и инструмен­тальные и т. д.), знать их разновидности, приводить приме­ры;

рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра;

выразительно исполнять произведения (в том числе фрагмен­ты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3—6 часов учебного времени. Для удобства вариативного распределения в рамках календарно-тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками. Могут быть полностью опущены отдельные тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо освоен в начальной школе.

Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п. 25.3 ФГОС ООО).

Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


5 класс. Модуль № 2«Народное музыкальное творчество России»

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»

п/п

Тематический блок, тема

Основное содержание




Воспитательный

компонент

содержания

программы

Электронный (цифровой) образовательный ресурс

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»(17 час)

Россия — наш общий дом ( 4 ч)

Россия — наш об­щий дом

Богатство и раз­нообразие фоль­клорных тради­ций народов на­шей страны.


осознание российской гражданской идентичности;



РЭШ
http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/


http://orpheusmusic.ru/dir

http://lib-notes.orpheusmusic.ru/


Русская народная музыка

Богатство и раз­нообразие фоль­клорных тради­ций народов на­шей страны.


проявление интереса к освоению музыкаль­ных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;


Музыка народов Урала (татары, башкиры, ненцы)

Музыка наших соседей, музыка других регионов



готовность воспринимать музыкаль­ное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-историче­ских особенностей этики и эстетики;


Фольклор и народное искусство русских Европейского севера


Музыка наших соседей, музыка других регионов

овладение основными способа­ми исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации


Фольклор­ные жанры (4 ч )


Фольклор­ные жанры


Общее и особен­ное в фольклоре народов России: лирика, эпос, та­нец

интерес к изуче­нию истории отечественной музыкальной культуры;

http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p59aa1.html


http://www.muzzal.ru/index.htm

Былина

осознание российской гражданской идентичности;

Сказка


понимание ценности отечественного и миро­вого искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

Предание

стремление к самовыражению в раз­ных видах искусства;

Фольклор в творче­стве про­фессио­нальных компози­торов ( 4 ч )

Фольклор в творче­стве про­фессио­нальных компози­торов

Народные истоки композиторского творчества: обра­ботки фольклора, цитаты;


осознание российской гражданской идентичности;



http://www.kindermusic.ru/index.htm

http://virartech.ru/college.php


http://www.21israel-music.com/index.htm


Исторические события в фольклоре и творчестве композиторов

Народные истоки композиторского творчества: обра­ботки фольклора, цитаты;



готовность воспринимать музыкаль­ное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-историче­ских особенностей этики и эстетики;

Картины родной природы в фольклоре и творчестве композиторов.

картины родной природы и отражение типич­ных образов, ха­рактеров, важных исторических со­бытий.


овладение основными способа­ми исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации


Родство композиторского и народного творче­ства


Внутреннее родство композиторского и народного творче­ства на интонаци­онном уровне.

осознание российской гражданской идентичности;



На рубе­жах куль­тур ( 5 ч )

На рубе­жах куль­тур

Взаимное влияние фольклорных тра­диций друг на друга.


интерес к изуче­нию истории отечественной музыкальной культуры;


РЭШ
http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/


http://orpheusmusic.ru/dir

http://lib-notes.orpheusmusic.ru/


Взаимное влияние фольклорных тра­диций друг на друга.

Взаимное влияние фольклорных тра­диций друг на друга.


интерес к изуче­нию истории отечественной музыкальной культуры;


Этнографические экспедиции и фе­стивали.

Этнографические экспедиции и фе­стивали.




проявление интереса к освоению музыкаль­ных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

Современная жизнь фольклора.

Современная жизнь фольклора.


понимание ценности отечественного и миро­вого искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

Современная жизнь фольклора.


Современная жизнь фольклора.

осознание российской гражданской идентичности;

Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» (17 час)


Музыка и литерату­ра ( 4 ч)

Музыка и литерату­ра

Единство слова и музыки в вокаль­ных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркаро­ла, былина и др.).


ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора

РЭШ
http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/


http://orpheusmusic.ru/dir

http://lib-notes.orpheusmusic.ru/







Песня, романс

Единство слова и музыки в вокаль­ных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркаро­ла, былина и др.).


осознание российской гражданской идентичности;



Повествования в инструментальной музыке

Интонации расска­за, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.).


осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и са­мовыражения;


Программная музыка

Программная музы­ка


интерес к изуче­нию истории отечественной музыкальной культуры;


Музыка и живопись (4 ч)

Музыка и живопись

Выразительные средства музыкаль­ного и изобрази­тельного искусства.

понимание ценности отечественного и миро­вого искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества


http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p59aa1.html

http://www.muzzal.ru/index.htm

http://www.kindermusic.ru/index.htm








Выразительные средства искусства

Аналогии: ритм, композиция, ли­ния — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — ди­намика и т. д.

осознание российской гражданской идентичности;


Программная музыка

Программная музы­ка.

понимание ценности отечественного и миро­вого искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества

Импрессионизм

Импрессионизм (на примере творче­ства французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.)


проявление интереса к освоению музыкаль­ных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;



Музыка и театр ( 4 ч)

Музыка и театр

Музыка к драма­тическому спекта­клю (на примере творчества Э. Гри­га, Л. ван Бетхо­вена


интерес к изуче­нию истории отечественной музыкальной культуры;


РЭШ


http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://orpheusmusic.ru/dir





Музыка к драма­тическому спекта­клю

Музыка к драма­тическому спекта­клю (на примере творчества А. Г. Шнит­ке, Д. Д. Шоста­ковича и др.).


воспринимать музыкаль­ное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-историче­ских особенностей этики и эстетики

Единство видов искусства

Единство музыки, драматургии, сце­нической живопи­си, хореографии


осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и са­мовыражения;


Музыка и хореография

Единство музыки, драматургии, сце­нической живопи­си, хореографии


осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и са­мовыражения;

Музыка кино и те­левидения ( 5 ч)

Музыка кино и те­левидения

Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка


осо­знание ценности творчества, таланта


РЭШ


http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://orpheusmusic.ru/dir

http://lib-notes.orpheusmusic.ru/

http://ldv.metodcenter.edusite.ru/p59aa1.html

http://www.muzzal.ru/index.htm

http://www.kindermusic.ru/index.htm

http://virartech.ru/college.php

http://www.21israel-music.com/index.htm


Жанры фильма- оперы.

Жанры фильма- оперы, фильма-ба­лета, фильма-мю­зикла, музыкально­го мультфильма (на примере произведе­ний Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладко­ва, А. Шнитке)

готовность воспринимать музыкаль­ное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-историче­ских особенностей этики и эстетики

Жанры фильма-ба­лета.

Жанры фильма- оперы, фильма-ба­лета, фильма-мю­зикла, музыкально­го мультфильма (на примере произведе­ний Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладко­ва, А. Шнитке)

готовность воспринимать музыкаль­ное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-историче­ских особенностей этики и эстетики

Жанры фильма-мю­зикла и музыкального мультфильма

Жанры фильма- оперы, фильма-ба­лета, фильма-мю­зикла, музыкально­го мультфильма (на примере произведе­ний Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладко­ва, А. Шнитке)





готовность воспринимать музыкаль­ное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-историче­ских особенностей этики и эстетики

Обобщающий

урок - концерт


стремление к самовыражению в раз­ных видах искусства



I На выбор учителя. Например: Испания, Китай, Индия или: Франция, США, Япония и т. п. — не менее трёх национальных культур, значимых в мировом масштабе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!