СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и  семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5 класс»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа №14 х.Ильинов





«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете Директор МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов

Протокол №1 от 25.08.2021г. Приказ от 31.08.2021г. № 149

_______________ Т. В. Колесникова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

основного общего образования

для 5 класса

35 часов

Учитель: Колесникова Т.В.


Программа разработана на основе программы В.В.Алеев, Т.И.Науменко для общеобразовательных учреждений «Исксство. Музыка», / Дрофа, 2017г./


2021-2022уч.год



Пояснительная записка

Рабочая программа по _музыке_для _5_ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ ";

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", утверждённый приказом Минпросвещения России от 31.05.2021. № 287;

  • Примерные программы по учебным предметам.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных предметов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основной общеобразовательной школы №14 х.Ильинов Мартыновского района Ростовской области.

  • Учебный план МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.

  • Расписание МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов на 2021-2022 учебный год.

Составлена на основе программы В.В.Алеев, Т.И.Науменко для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка», / Дрофа, 2017г./

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) для 5 класса В.В.Алеев, Т.И.Науменко «Искусство. Музыка». Учебник для общеобразовательных учреждений построен в соответствии с учебным планом и ориентирован на государственный образовательный стандарт, применительно к учебному предмету Материал, предназначенный для усвоения, по глубине и объёму содержания значительно выше требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который обеспечивает возможность выбора в зависимости от интересов, способности и уровня обученности учащихся.

Цель программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко «Искусство. Музыка»: в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников в процессе приобщения к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

- создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся в процессе приобщения к музыкальной культуре.

- формирование музыкальной культуры учащихся 5 класса как неотъемлемой части духовной культуры в процессе воспитания инициативного компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.


Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:


  • способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

  • развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное обобщенное понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве.


Общая характеристика учебного предмета:

Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.

Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.

Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.

Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Для развития у учащихся интереса к изучаемому предмету и, как следствие, повышения качества знаний используется современные инновационные технологии такие, как:

Здоровьесберегающие технологии

Технологии сотрудничества

Место предмета в учебном плане

Настоящая программа «Музыка 5 класс » составлена в полном соответствии с Учебным планом. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5 классе 35 часов в год (1час в неделю). Программа скорректирована на 35 часов в соответствии с производственным календарем.


Планируемые результаты изучения предмета в 5 классе

Личностные результаты УУД

  • Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека( на личном примере)

  • Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)

  • Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками

  • Развивать познавательные интересы

  • Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении

  • Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры

  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.

  • Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии

  • Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений

Расширение представлений о собственных познавательных возможностях



Метапредметные результаты

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:


  • Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;

  • Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);

  • Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;

  • Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;

  • Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;

  • Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;

  • Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;

  • Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;

  • Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.


Учащиеся получат возможность:

  • Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

  • Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

  • Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

  • Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

  • Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД


Учащиеся научатся:

  • Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

  • Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.

  • Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров


Учащиеся получат возможность:

      • Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

      • Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

      • Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

  • Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

  • Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.


Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

  • Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.


Учащиеся получат возможность:

  • Участвовать в жизни класса, школы, хутора и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;

  • Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности.

Предметные результаты


  • Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства-ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;

  • Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);

  • Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).

Содержание учебного предмета


Содержание 5 класса (тема года «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».

Тематическое построение года соответственно предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).

Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Содержание учебного материала предусматривает изучение «музыки в единстве с тем, что ее рождает и окружает с жизнью, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь». Программа позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. В практике массового музыкального образования главным становится обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт учащихся, а также опыт музыкально - художественного творчества. В программу включены произведения ростовских композиторов – песенников.

Столь обширные задачи предполагают постоянную координацию курса с другими предметами, изучаемыми в 5 классе:

  • литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры–например, сказка Х.К.Андерсена, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…», «музыкальная басня–Г.Маляр. «Похвала знатока», общие для литературы и музыки понятия интонация, предложение, фраза);

  • изобразительным искусством (жанровые разновидности–портрет, пейзаж; общие для живописи и музыки понятия– пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т.д.);

  • историей (изучение древнегреческой мифологии–К.В. Глюк «Орфей»);

  • мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

  • русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К.Дебюсси «Оград бесконечный ряд»;

  • природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).



Содержание учебного предмета.

п/п

Раздел, тема

Основное содержание

Формы организации учебной деятельности

1

«Музыка и литература»


Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора

музыкальные турниры;

хоровой зачёт;

уроки – концерты;

творческие задания.

2



«Музыка и изобразительное искусство»

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо

экскурсия, выставка, концерт музыкальные турниры;

хоровой зачёт;

уроки – концерты;

творческие задания.

-


3

Резерв

По усмотрению учителя: экскурсия, выставка, концерт



Календарно – тематическое планирование 5 класс (35ч)

Тема года «Музыка и другие виды искусства»

урока

Тема


Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты обучения

Вид, форма контроля

Оборудование


Дата

Факт

Предметные

Метапредмет

ные (УУД)

Часть первая. Музыка и литература

Первая четверть (8ч)


1

Музыка рассказывает обо всём (1ч)


Музыкальный материал:

В.Алеев, стихи С.Маршака. Гвоздь и подкова (пение).



1.Различать характерные виды искусства.

2.Находить ассоциативные связи

между художественными образами музыки и другими образами искусства.

3.Использовать песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием.

Знать о роли музыки в жизни человека ; понятие искусства.

Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатывая певческий выдох.

Познавательные: знать о роли музыки в жизни человека.

Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке.

Устный опрос

Мультимедийное оборудование,

презентация по теме урока;

2.09.

2021


Древний союз (3ч)



2

Истоки (1ч)

Музыкальный материал:

Г.Струве, стихи И.Исаковой. Музыка (пение);

Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова.

Где музыка берет начало? (пение)

1.Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки.

2. Понимать единство истоков различных видов искусства.

3.Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Знать, что жизнь является источником вдохновения для музыканта (природа, храм, искусство, поэзия).

Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполн.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


Устный опрос, хоровое пение

Мультиме-дийное оборудование, презентация по теме урока;

9.09


3

Искусство открывает мир (1ч)

Песенный репертуар:

Е. Крылатов, стихи Ю.Энтина. Крылатые качели (пение).

1.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике.

3.Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл.

Знать виды искусства; роль музыки в семье искусств.

Уметь выразительно исполнять произведение, используя приобретенные вокально-хоровые навыки.

Познавательные: проявление навыков вокально-хоровой деятельности, исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом.

Устный опрос, хоровое пение

Мультиме-дийноеоборудование, презентация по теме урока;


16.09


4

Искусства различны, тема едина (1ч)

Музыка

П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь.

Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Р.Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества»(слушание).

Песенный репертуар:

И.Гайдн, русский текст

П.Синявского. Мы дружим с музыкой (пение)

1. Выявлять связи между музыкой. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.

2. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы.

3.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме.

Знать основные темы в искусстве.

Уметь приводить примеры тем природы, Родины, любви к музыке, литературе, живописи.


Познавательные: самостоятельно ставить задачи, используя ИКТ решать их.

Коммуникативные: проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.


Устный опрос, хоровое пение.

Мультиме-дийноеоборудование, презентация по теме урока;


23.09


Слово и музыка (3ч)


5

Два великих начала искусства (1ч)

Музыкальный материал:

М.Глинка, стихи А.Пушкина. Я помню чудное мгновенье…(слушание);

Ф.Шуберт, стихи В.Мюллера. В путь.

Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».

Песенный репертуар:

Веселый мельник. Американская народная песня (слушание)


1.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

3. рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова.

Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразит. в произведениях.

Уметь находить взаимосвязь музыки и литературы (стихотворение

А. Пушкина «Я помню чудное мгновение»).

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


Устный опрос

Мультиме-дийноеоборудование, презентация по теме урока;


30.09


6

«Стань музыкою слово!» (1ч)

Музыкальный материал:

В.А.Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание);

П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание).

Песенный репертуар:

Веснянка. Украинская народная песня (пение)

1.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой.

2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

3. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки.

Знать о различных жанрах вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально- хоровые навыки.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.


Устный опрос, хоровое пение

Мультиме-дийное оборудование

презентация по теме урока;


7.10.

2021


7

Музыка «дружит» не только с поэзией (1ч)


Музыкальный материал:

М.Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» (слушание).

1.Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Знать понятие «песни без слов».

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки;

Правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.


Устный опрос, хоровое пение.

Мультиме-дийноеоборудование,

презентация по теме урока;


14.10


Песня (1ч)



8

Песня – верный спутник человека (1ч).


Роль песни в жизни человекаХудожественный материал:

Музыка

В.Баснер, стихи М.Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание, участие в исполнении)

1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра).

2.Выявльть возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3.Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей)

Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады.

Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера

Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи.

Устный опрос, хоровое пение

Мультиме-дийноеоборудование

презентация по теме урока;


21.10


Вторая четверть (8ч)



9

Мир русской песни (1ч)

Художественный материал:

Ах ты, степь широкая… Русская народная песня, обработка Т.Триодина (слушание, участие в исполнении);

Вечерний звон. Стихи И.Козлова, обработка Н.Иванова (слушание);

А.Александров. Уж ты зимушка – зима. Обработка

Ю.Тугаринова (пение);

Ю.Тугаринов. стихи Е.Румянцева. Если другом стала песня (пение);

Я.Френкель, стихи Р.Рождественского. Погоня. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение)

1.Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы.

2.Осознавать интонационно – образные, жанровые и стилевые основы музыки(в рамках изученного на уроке материала).

3.Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально – творческой деятельности.

4.Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т.д.)

Знать основные признаки народной песни, виды песен.

Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера.

Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах.


Устный опрос. Хоровое пение.

Мультиме-дийноеоборудование

презентация по теме урока;


28.10


10

Песни народов мира (1ч)

Музыкальный материал:

Висла. Польская народная песня (слушание);

Г.Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание);

Ф.Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание);

В.Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева.

Песня гардемаринов (пение);

Вокализ на тему «Песня без слов» № 14

Ф Мендельсона, обработка Т.Кичак (слушание)

1.Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

2.Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей.

3.Находить ассоциативные связи между художественными образами

музыки и другими видами искусства.

4.Использовать образовательные ресурсы сети интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме.

Знать характеристику и отличия народных песен мира.

Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию.

Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.


Устный опрос. Хоровое пение.

Мультиме-дийное оборудование

презентация по теме урока;


11.11.

2021


Романс (2ч)



11

Романса трепетные звуки (1ч)

Музыкальный материал:

М.Глинка, стихи Н.Кукольника. Жаворонок (слушание, пение)

1.Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

2Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

3.Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов.

Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке, применять знания полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей.

Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.


Устный опрос. Хоровое пение.

Мультиме-дийное оборудование

презентация по теме урока;


18.11


12

Мир человечес-ких чувств (1ч)

Музыкальный материал:

СРахманинов, стихи И.Бунина. Ночь печальна (слушание)

Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке.

Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады.

Познавательные: понимать функции частей произведения.

Коммуникативные: слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения.

Устный опрос.

.

25.11


Хоровая музыка (1ч)




13
14

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме (1ч)

«Сказание о невидимом граде Музыкальный материал:

Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание);

П.Чайковский. Отче наш (слушание);

Н.Римский – Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» . IV действие (слушание);

Д.Бортнянский. Многолетие (пение);

Кант VIII века «Музы согласно» (пение)

1.Изучать специфические черты русской народной музыки.

2.Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

3.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Знать виды хоров, хоровых произведений, авторы хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка.

Уметь размышлять о музыке, муз.настроении; отличать народную хоровую музыку от церковной.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности.

Устный опрос.

Хоровое пение.

. Мультиме-дийноеоборудо-вание

презентация по теме урока;


2.12
9.12


15




16

Обобщение



Урок – концерт








Урок – концерт

Концертная деятельность

Знать название изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках.

Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и назвать их.

Познавательные: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций.

Коммуникативные: принимать различные точки зрения.



16.12




23.12.2021


Третья четверть(11ч)



17

Самый значительный жанр вокальной музыки (1ч)

Опера – синтетический вид искусства.

Музыкальный материал:

М.Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);

М.Глинка, стихи С.Городецкого. Финальный хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (пение)


1.Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства ((с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении.

Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действия.


Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Коммуникативные:высказывать свое мнение.

Устный опрос.


Мультиме-дийноеоборудование

презентация по теме урока;


13.01.2022


18

Из чего состоит опера (1ч)

Музыкальный материал:

Н.Римский – Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие (слушание);

Н.Римский – Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание);

С Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение)

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.

3.Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.


Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий.

Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими.


Устный опрос.

Хоровое пение.


20.01.

2022


19

Единство музыки и танца (1ч)

Музыкальный материал:

М.Глинка. Мазурка . Из оперы «Жизнь за царя». II действие. Фрагмент (слушание);

Ф.Шопен. Мазурка ля минор, соч.17 №4. Фрагмент (слушание);

Е.Адлер, стихи Л.Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально – ритмические движения)

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.

3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении.

Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства.

Уметь определять образное содержание балета.

Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Устный опрос.

Хоровое пение.

.

Мультиме-дийноеоборудование

презентация по теме урока;


27.01.

2022


20

«Русские сезоны в Париже (1ч)

«Русские сезоны» в Париже – звездный час русского балета. Музыкальный материал:

Музыка

И.Стравинский. Русская; У Петрушки.

Из балета «Петрушка» (слушание);

П.Чайковский. Вариация II. Из балета “Щелкунчик»

(слушание);

Живопись

Б.Кустодиев. Масленица;

А.Бенуа. Петербургские балаганы. Н.Гончарова. Эскиз декорации к I действию оперы

Н.Римского – Корсакова «Золотой петушок»;

Н.Сапунов. Карусель;

Б.Кустодиев. Ярмарка;

1.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3.Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении).

4.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Знать что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета имена известных авторов балетов, постановщиков, балетместеров, выдающихся артистов балета.

Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержания созданные средствами балетного искусства.

Личностные: приоритет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.

Устный опрос.

Хоровое пение.

Мультиме-дийноеоборудование

презентация по теме урока;


03.02


Музыка звучит в литературе (2ч)



21

Музыкальность слова (1ч)

Музыка как одна из важнейших тем литературы.

Музыка

М.Яковлев, стихи А.Пушкина. Зимний вечер (пение)

1.Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.

2.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов.

3.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет.

Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка.

Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.


Устный опрос.


Мультиме-дийноеоборудование

презентация по теме урока;


10.02


22

Музыкальные сюжеты в литературе (1ч)

Музыка

К.В.Глюк. Жалоба Эвридики.

Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание)

1.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы .

3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

4. Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека

Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета.


Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.

Личностные:

тест

Мультиме-дийноеоборудование

презентация по теме урока;


17.02


Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство

Образы живописи в музыке (1ч)



23

Живописность искусства (1ч)

Песенный репертуар:

Г.Струве. Веселое эхо (пение)

1.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Устный опрос.

Хоровое пение.

Мультиме-дийноеоборудование

презентация по теме урока;


24.02


24

«Музыка – сестра живописи» (1ч).

Музыка

П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание);

М.Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Песенный репертуар:

Ю.Тугаринов, стихи В.Орлова. Я рисую море (пение)


Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основа которых составляет изображение музыки.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Личностные: совершенствование художественного вкуса.

Устный опрос.

Хоровое пение.

Мультиме-дийноеоборудование

презентация по теме урока;


3.03





25

Может ли музыка выразить характер человека? (1ч)

Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов ПротодъяконаИ.Репина и Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского).

Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из

фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского).

Художественный материал:

Живопись

И.Репин. Протодъякон.

Музыка

М.Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание);

М.Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Песенный репертуар:

Г.Гладков, стихи Ю.Энтина. Песня о картинах (пение)


Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка».

Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню.

Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.


Устный опрос.

Хоровое пение.

Мультиме-дийноеоборудование:компьютер,проектор,

экран, презентация по теме урока;

фортепиано

10.03


Пейзаж в музыке (2ч)



26



27

Образы природы в творчестве музыкантов (2ч)

Музыкальный материал:

П.Чайковский. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священна»;

П.Чайковский, стихи Г.Иващенко. Неаполитанская песенка (пение);

В.Серебрянников, стихи В.Степанова.

Семь моих цветных карандашей (пение

1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

3.Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.

4.Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме.


Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве импрессионистов, композиторов изображающих природу.

Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни.

Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.

Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.


Устный опрос.

Хоровое пение.

Мультиме-дийное оборудование презентация по теме урока;

17 .03

31.03


Четвертая четверть (7ч)



28

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов (1ч)


Музыка

К.Дебюсси, стихи П.Варлена.

Оград бесконечный ряд…(слушание).

Живопись

Л.Вальта. Морской залив в Антеоре;

К.Моне. Впечатление. Восход солнца;

К.Писсарро. Красные крыши


1.Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства.


Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски».

Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


Устный опрос.

Хоровое пение.

Мультиме-дийное оборудование презентация по теме урока;

7.04.

2022


«Музыкальная живопись» сказок и былин (3ч)



29

Волшебная сказочность музыкальных сказок( 1ч)


Музыкальный материал:

Н. Римский – Корсаков. Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко» (слушание);

П.Чайковский. ПА-де-де. Из балета «Щелкунчик» (слушание);

С.Никитин, стихи Ю.Мориц. Сказка по лесу идет (пение)

1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3.Воспринимать музыкальное произведение с точки зрения единства содержания и выражения.


Понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках.

Уметь определять и описывать услышанный образ. Закрепить вокально- хоровые навыки.

Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.


Устный опрос.

Хоровое пение.

Мультиме-дийное оборудование

презентация по теме урока;




14.04


30

Сказочные герои в музыке (1ч)


Музыкальный материал:

И.Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар – птица» (слушание);

М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба яга). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

А.Зацепин, стихи Л.Дербенева. Волшебник (пение)

1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

3.Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки.

Закрепить вокально- хоровые навыки.

Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.


Устный опрос.

Хоровое пение.

Мультиме-дийное оборудование

презентация по теме урока;


21.04.2022


31

Итоговая работа



1.Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

3.Творчески интерпретировать

Содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности.


Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Тестирование


28.04


Музыка в произведениях изобразительного искусства (2)



32

Что такое музыкальность в

живописи (1ч)


Музыка

Ф.Торрес. DanzaAlta (слушание);

В.Семенов. Звездная река (пение)

1.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

2.Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством.

3.Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме.

4. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства.

Знать музыкальные и живописные средства выразительности.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Личностные:совершенствование художественного вкуса.

Устный опрос.

Хоровое пение.

Мультиме-дийное оборудование

презентация по теме урока;


5.05.

2022


33

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (1ч)

Музыка

П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть .Фрагмент

1.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

2. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

3. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством.









связей между музыкой и изобразительным искусством.

Знать музыкальные и живописные средства выразительности.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Устный опрос.

Хоровое пение.

Мультиме-дийное оборудование

презентация по теме урока;


12.05


34

Подводим итоги (1ч)


Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.

Песенный репертуар:

В.Высоцкий. Песня о друге (пение);

Б.Окуджава. Пожелание друзьям (пение)

1.Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3.Приводить примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной темы года).

Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса.

Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка); полученные в процессе обучения за курс 5 класса.

Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Устный опрос.

Хоровое пение.

Мультиме-дийное оборудование

презентация по теме урока;


19.05


35

Заключи-тельный урок(1ч)

Урок-викторина «Музыка, литература и живопись»








График контрольных работ


п/п

Тема

Форма проведения

Дата

1

«Музыка и литература»

Тест

16.12.2021

2

«Музыка и изобразительное искусство»

К.р.

19.05.2022

3

Промежуточная аттестация

Тест

28.04.2022


Форма проведения промежуточной аттестации-тестирование.



Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность– доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность– проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность– учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета– видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета– установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.


Оценка

Показатели оценки результатов учебной деятельности


«5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментальногомузицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

«4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные зна­ния на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.

«3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видо­измененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.

«2» (неудовлетворительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.



При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категориям несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.


Критерии певческого развития

Параметры

Критерии певческого развития


Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный

результат

Хороший

результат


Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое,фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты




Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ

звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака

Мягкая атака


Дикция

Нечеткая.Согласныесмягченные.Искажениегласных.Пропуск согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.

Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох - перегруженный, выдох - ускоренный, оптимальный.

Выдохсохраняетвдыхательнуюустановку.

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнима­телен. Не проявляет интереса к музыке.


Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый инте­рес.

При исполнении песен активен. Лю­бит, понимает музыку. Вни­мателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Учебно-методическое обеспечение:

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.

Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2020г.

Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».

Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие



1. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2015.176 с. (Стандарты второго поколения).

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

3.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Прорсвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipediaorg/wiki.

2. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//classic. Chubrik.Ru

3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//www.music-dic.ru

4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music

5.http://минобрнауки.рф/

6.http://www.orenburg-gov.ru/

7.http://www.orenedu.ru/

8.http://oren-rc.ru/

9.http://fcior.edu.ru/

10.http://school-collection.edu.ru/

11.http://www.edu.ru

12.http://www.1september.ru

13.http://www. zavuch.info

14.http://www.minobr.ru

15.www.pedsovet.org

16.http://www.future4you,ru

17.http://www.nauka21.ru

18.http://www.wikipedia.org/

19.KID.OLIMP.RU

20.PED.OLIMP.RU

21.ZNV. RU




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!