СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5-8 классы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»), с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»;

 Примерной программы воспитания в соответствии с Основной Образовательной Программой основного общего образования МБОУ «Черемшанский лицей», её содержание реализуется в соответствии с годовым календарным планом-графиком лицея. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5-8 классы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»


Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»), с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»;

Примерной программы воспитания в соответствии с Основной Образовательной Программой основного общего образования МБОУ «Черемшанский лицей», её содержание реализуется в соответствии с годовым календарным планом-графиком лицея. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 5-8 КЛАССЫ

Приоритетными целями обучения музыке в 5-8 классах являются: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).

В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:

  • 1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;

  • 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;

  • 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:

1) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми многоконфессиональном обществе;

знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;

проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;

знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру;

интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;

стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.

2) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отраженными в них;

активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий.

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики;

готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;

осознание ценности творчества, таланта;

осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

5) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой;

овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;

овладение основными способами исследовательской деятельностина звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.

6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства;

соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;

сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

7) трудового воспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности;

трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;

интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

8) экологического воспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

нравственно-эстетическое отношение к природе,

участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества

9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;

воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Познавательные универсальные учебные действия


Базовые логические действия:

устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;

обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;

выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;

самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведенного слухового наблюдения-исследования.

Базовые исследовательские действия:

следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;

использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация) в зависимости от коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных учебных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности – музыкального мышления.


Коммуникативные универсальные учебные действия


1) невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;

эффективно использовать интонационно-выразительные возможностив ситуации публичного выступления;

распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.

2) вербальное общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

выражать свое мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;

публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

3) совместная деятельность (сотрудничество):

развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

понимать и использовать преимущества коллективной, групповойи индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.


Регулятивные универсальные учебные действия


Самоорганизация:

ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;

планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

делать выбор и брать за него ответственность на себя.

Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному опыту;

использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания.

Эмоциональный интеллект:

чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;

выявлять и анализировать причины эмоций;

понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;

признавать свое и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой регулятивных универсальных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия).


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.

Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:

осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление;

знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;

сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включенного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

К концу изучения модуля № 1 «Музыка моего края» обучающийся научится:

отличать и ценить музыкальные традиции своей республики, края, народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края;

исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

К концу изучения модуля № 2 «Народное музыкальное творчество России» обучающийся научится:

определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа, республик Поволжья, Сибири (не менее трех региональных фольклорных традиций на выбор учителя);

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментовк группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.

К концу изучения модуля № 3 «Русская классическая музыка» обучающийся научится:

различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;

характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

К концу изучения модуля № 4 «Жанры музыкального искусства» обучающийся научится:

различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерныеи симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;

рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичныхдля данного жанра;

выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров.

К концу изучения модуля № 5 «Музыка народов мира» обучающийся научится:

определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латиноамериканской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям;

различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки;

определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;

различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученныхкультурно-национальных традиций и жанров).

К концу изучения модуля № 6 «Европейская классическая музыка» обучающийся научится:

различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав;

определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);

исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;

характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;

характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.

К концу изучения модуля № 7 «Духовная музыка» обучающийся научится:

различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки;

исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;

приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.

К концу изучения модуля № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления» обучающийся научится:

определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;

различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав;

исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.

К концу изучения модуля № 9 «Связь музыки с другими видами искусства» обучающийся научится:

определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;

импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;

высказывать суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Раздел 1. Музыка моего края

1.1

Фольклор – народное творчество

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

Итого по разделу

2


Раздел 2. Народное музыкальное творчество России

2.1

Россия – наш общий дом

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

2.2

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

Итого по разделу

3


Раздел 3. Русская классическая музыка

3.1

Образы родной земли

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

3.2

Золотой век русской культуры

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

3.3

История страны и народа в музыке русских композиторов

3

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

Итого по разделу

7


Раздел 4. Жанры музыкального искусства

4.1

Камерная музыка

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

4.2

Симфоническая музыка

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

4.3

Циклические формы и жанры

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

Итого по разделу

5


ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

Раздел 1. Музыка народов мира

1.1

Музыкальный фольклор народов Европы

3

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

1.2

Музыкальный фольклор народов Азии и Африки

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

Итого по разделу

5


Раздел 2. Европейская классическая музыка

2.1

Национальные истоки классической музыки

3

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

2.2

Музыка-зеркало эпохи

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

Итого по разделу

4


Раздел 3. Духовная музыка

3.1

Храмовый синтез искусств

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

Итого по разделу

2


Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления

4.1

Мюзикл

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

Итого по разделу

1


Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства

5.1

Музыка и литература

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

5.2

Музыка и театр

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

5.3

Музыка кино и телевидения

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

5.4

Музыка и изобразительное искусство

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b004

Итого по разделу

5


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

8


6 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Раздел 1. Музыка моего края

1.1

Наш край сегодня

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Итого по разделу

2


Раздел 2. Народное музыкальное творчество России

2.1

Фольклорные жанры

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

2.2

На рубежах культур

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Итого по разделу

3


Раздел 3. Русская классическая музыка

3.1

Образы родной земли

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

3.2

Русская исполнительская школа

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

3.3

Русская музыка – взгляд в будущее

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

3.4

История страны и народа в музыке русских композиторов

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

3.5

Русский балет

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Итого по разделу

7


Раздел 4. Жанры музыкального искусства

4.1

Театральные жанры

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

4.2

Камерная музыка

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

4.3

Циклические формы и жанры

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

4.4

Симфоническая музыка

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

4.5

Духовный концерт

1

0

0


Итого по разделу

5


ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

Раздел 1. Музыка народов мира

1.1

Музыкальный фольклор народов Европы

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

1.2

Народная музыка американского континента

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Итого по разделу

4


Раздел 2. Европейская классическая музыка

2.1

Музыкальный образ

3

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Итого по разделу

3


Раздел 3. Духовная музыкаа

3.1

Храмовый синтез искусств

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Итого по разделу

2


Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления

4.1

Молодежная музыкальная культура

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

4.2

Музыка цифрового мира

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

4.3

Мюзикл

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Итого по разделу

4


Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства

5.1

Музыка и живопись

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

5.2

Музыка кино и телевидения

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

Итого по разделу

4


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

9


7 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Раздел 1. Музыка моего края

1.1

Календарный фольклор

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

1.2

Семейный фольклор

1

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

Итого по разделу

2


Раздел 2. Народное музыкальное творчество России

2.1

Фольклорные жанры

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

Итого по разделу

2


Раздел 3. Русская классическая музыка

3.1

История страны и народа в музыке русских композиторов

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

3.2

Русский балет

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

Итого по разделу

4


Раздел 4. Жанры музыкального искусства

4.1

Камерная музыка

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

4.2

Театральные жанры

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

4.3

Симфоническая музыка

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

4.4

Циклические формы и жанры

3

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

Итого по разделу

9


ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

Раздел 1. Музыка народов мира

1.1

По странам и континентам

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

Итого по разделу

2


Раздел 2. Европейская классическая музыка

2.1

Музыкальная драматургия

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

2.2

Музыкальный образ

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

2.3

Музыкант и публика

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

2.4

Музыкальный стиль

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

Итого по разделу

7


Раздел 3. Духовная музыка

3.1

Музыкальные жанры богослужения

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

Итого по разделу

2


Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления

4.1

Молодежная музыкальная культура

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

4.2

Джазовые композиции и популярные хиты

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

Итого по разделу

4


Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства

5.1

Музыка и живопись. Симфоническая картина

3

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea40f0

Итого по разделу

3


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

0

8


8 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ

Раздел 1. Музыка моего края

1.1

Наш край сегодня

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

Итого по разделу

2


Раздел 2. Народное музыкальное творчество России

2.1

На рубежах культур

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

Итого по разделу

2


Раздел 3. Русская классическая музыка

3.1

Русский балет

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

3.2

История страны и народа в музыке русских композиторов

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

3.3

Русская исполнительская школа

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

Итого по разделу

5


Раздел 4. Жанры музыкального искусства

4.1

Театральные жанры

4

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

4.2

Симфоническая музыка

4

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

Итого по разделу

8


ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

Раздел 1. Музыка народов мира

1.1

Музыкальный фольклор народов Азии и Африки

3

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

Итого по разделу

3


Раздел 2. Европейская классическая музыка

2.1

Музыка – зеркало эпохи

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

Итого по разделу

2


Раздел 3. Духовная музыка

3.1

Религиозные темы и образы в современной музыке

3

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

Итого по разделу

3


Раздел 4. Современная музыка: основные жанры и направления

4.1

Музыка цифрового мира

1

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

4.2

Мюзикл

2

0

0

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

4.3

Традиции и новаторство в музыке

2

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

Итого по разделу

5


Раздел 5. Связь музыки с другими видами искусства

5.1

Музыка кино и телевидения

4

0

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

Итого по разделу

4


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

8




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Традиционная музыка – отражение жизни народа

1

0

0

02.09.2023


2

Музыка моей малой Родины

1

0

0

09.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9ae6a https://m.edsoo.ru/f5e9b748

3

Вокальная музыка: Россия, Россия, нет слова красивей

1

0

0

16.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8

4

Музыкальная мозаика большой страны

1

0

0

23.09.2023


5

Вторая жизнь песни

1

0

0

30.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b270 https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8

6

Образы родной земли

1

0

0

07.10.2023


7

Слово о мастере

1

0

0

14.10.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9bd1a

8

Первое путешествие в музыкальный театр

1

0

1

21.10.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9e6a0

9

Второе путешествие в музыкальный театр

1

0

0

28.10.2023


10

Звать через прошлое к настоящему

1

0

0

11.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9f104

11

Музыкальная картина

1

0

0

18.11.2023


12

О доблестях, о подвигах, о славе

1

0

1

25.11.2023


13

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно

1

0

0

02.12.2023


14

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

0

0

09.12.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9d6d8 https://m.edsoo.ru/f5e9e524

15

Всю жизнь мою несу Родину в душе

1

0

1

16.12.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b5b8

16

Музыкальные образы

1

0

0

23.12.2023


17

Символ России

1

0

0

13.01.2024


18

Музыкальные путешествия по странам и континентам

1

0

0

20.01.2024


19

Народные традиции и музыка Италии

1

0

0

27.01.2024


20

Народные традиции и музыка Италии

1

0

1

03.02.2024


21

Африканская музыка – стихия ритма

1

0

0

10.02.2024


22

Восточная музыка

1

0

0

17.02.2024


23

Истоки классической музыки

1

0

0

24.02.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9e092 https://m.edsoo.ru/f5e9e236

24

Истоки классической музыки

1

0

0

02.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9e3a8

25

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь

1

0

0

09.03.2024


26

Музыка-зеркало эпохи

1

0

1

16.03.2024


27

Небесное и земное в звуках и красках

1

0

0

06.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9f884

28

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

1

0

0

13.04.2024


29

Мюзиклы в российской культуре

1

0

1

20.04.2024


30

Что роднит музыку и литературу

1

0

0

27.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9b41e

31

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1

0

1

04.05.2024


32

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1

0

0

11.05.2024


33

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1

0

0

18.05.2024


34

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

0

1

25.05.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5e9d85e

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

8


6 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

«Подожди, не спеши, у берез посиди…»

1

0

0

02.09.2023


2

Современная музыкальная культура родного края

1

0

0

09.09.2023


3

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

0

0

16.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea0734 https://m.edsoo.ru/f5ea0d06 https://m.edsoo.ru/f5ea09fa

4

Народное искусство Древней Руси

1

0

0

23.09.2023


5

Фольклорные традиции родного края и соседних регионов

1

0

0

30.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea02b6

6

Мир чарующих звуков: романс

1

0

0

07.10.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea05b8 https://m.edsoo.ru/f5ea0b80

7

Два музыкальных посвящения

1

0

0

14.10.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea1c60

8

Портреты великих исполнителей

1

0

1

21.10.2023


9

«Мозаика»

1

0

0

28.10.2023


10

Образы симфонической музыки

1

0

0

11.11.2023


11

Патриотические чувства народов России

1

0

0

18.11.2023


12

Мир музыкального театра

1

0

1

25.11.2023


13

Фортуна правит миром

1

0

0

02.12.2023


14

Образы камерной музыки

1

0

1

09.12.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea25c0 https://m.edsoo.ru/f5ea30ec

15

Инструментальный концерт

1

0

0

16.12.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea2746

16

Вечные темы искусства и жизни

1

0

1

23.12.2023


17

Программная увертюра. Увертюра-фантазия

1

0

0

13.01.2024


18

По странам и континентам

1

0

0

20.01.2024


19

По странам и континентам

1

0

1

27.01.2024


20

Народная музыка американского континента

1

0

0

03.02.2024


21

Народная музыка американского континента

1

0

0

10.02.2024


22

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

0

0

17.02.2024


23

Симфоническое развитие музыкальных образов

1

0

1

24.02.2024


24

Симфоническое развитие музыкальных образов

1

0

0

02.03.2024


25

Духовный концерт

1

0

0

09.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea17f6

26

Духовный концерт

1

0

0

16.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea195e

27

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

0

1

06.04.2024


28

Давайте понимать друг друга с полуслова: песни Булата Окуджавы

1

0

0

13.04.2024


29

Космический пейзаж

1

0

1

20.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea36fa

30

Мюзикл. Особенности жанра

1

0

0

27.04.2024


31

Портрет в музыке и живописи

1

0

0

04.05.2024


32

Ночной пейзаж

1

0

0

11.05.2024


33

Музыка в отечественном кино

1

0

1

18.05.2024


34

Музыка в отечественном кино

1

0

0

25.05.2024


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

9


7 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Музыкальное путешествие: моя Россия

1

0

0

07.09.2023


2

Семейный фольклор

1

0

0

14.09.2023


3

Музыкальный народный календарь

1

0

0

21.09.2023


4

Календарные народные песни

1

0

0

28.09.2023


5

Этюды

1

0

0

05.10.2023


6

Этюды

1

0

0

12.10.2023


7

«Я русский композитор, и… это русская музыка»

1

0

0

19.10.2023


8

В музыкальном театре. Балет

1

0

1

26.10.2023


9

Балеты

1

0

0

09.11.2023


10

Вокальные циклы

1

0

0

16.11.2023


11

Камерная музыка

1

0

0

23.11.2023


12

В музыкальном театре

1

0

1

30.11.2023


13

Судьба человеческая – судьба народная

1

0

0

07.12.2023


14

Классика и современность

1

0

0

14.12.2023


15

В концертном зале

1

0

0

21.12.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea6ed6

16

Прелюдия

1

0

0

28.12.2023


17

Концерт

1

0

1

11.01.2024


18

Соната

1

0

0

18.01.2024


19

По странам и континентам

1

0

0

25.01.2024


20

Традиционная музыка народов Европы

1

0

1

01.02.2024


21

Музыкальная драматургия - развитие музыки

1

0

0

08.02.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea6576

22

Музыкальная драматургия - развитие музыки

1

0

1

15.02.2024


23

Героические образы в музыке, литературе, изобразительном искусстве

1

0

1

22.02.2024


24

Инструментальная музыка

1

0

0

29.02.2024


25

Транскрипция

1

0

0

07.03.2024


26

Музыкальный стиль

1

0

0

14.03.2024


27

Сюжеты и образы религиозной музыки

1

0

1

21.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea694a https://m.edsoo.ru/f5ea5036 https://m.edsoo.ru/f5ea5fae https://m.edsoo.ru/f5ea59aa

28

Образы «Вечерни» и «Утрени»

1

0

0

04.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea613e

29

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»

1

0

1

11.04.2024


30

Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова

1

0

0

18.04.2024


31

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина

1

0

0

25.04.2024


32

Популярные хиты

1

0

0

02.05.2024


33

Симфоническая картина

1

0

0

09.05.2024


34

Вечная красота жизни

1

0

0

16.05.2024


35

Мир образов природы родного края в музыке, литературе, живописи

1

0

0

23.05.2024


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

0

8


8 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Милый сердцу край

1

0

0

01.09.2023


2

Исследовательский проект на одну из тем

1

0

0

08.09.2023


3

Музыкальная панорама мира

1

0

0

15.09.2023


4

Современная жизнь фольклора

1

0

0

22.09.2023


5

Классика балетного жанра

1

0

0

29.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eaa20c

6

В музыкальном театре

1

0

0

06.10.2023


7

В концертном зале

1

0

1

13.10.2023


8

Музыкальная панорама мира

1

0

0

20.10.2023


9

Исследовательский проект

1

0

0

27.10.2023


10

В музыкальном театре. Опера

1

0

0

10.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9afa

11

«Князь Игорь»

1

0

0

17.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9c62

12

Опера: строение музыкального спектакля

1

0

0

24.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4

13

Портреты великих исполнителей

1

0

0

01.12.2023


14

Музыкальные зарисовки

1

0

1

08.12.2023


15

Симфония: прошлое и настоящее

1

0

0

15.12.2023


16

Приёмы музыкальной драматургии

1

0

0

22.12.2023


17

Лирико-драматическая симфония

1

0

1

29.12.2023


18

Музыкальные традиции Востока

1

0

0

12.01.2024


19

Воплощение восточной тематики в творчестве русских композиторов

1

0

1

19.01.2024


20

Воплощение восточной тематики в творчестве русских композиторов

1

0

0

26.01.2024


21

Музыкальные завещания потомкам

1

0

0

02.02.2024


22

Музыкальные завещания потомкам

1

0

1

09.02.2024


23

Музыка в храмовом синтезе искусств

1

0

1

16.02.2024


24

Неизвестный Свиридов «О России петь — что стремиться в храм…»

1

0

0

01.03.2024


25

Свет фресок Дионисия — миру

1

0

0

15.03.2024


26

Классика в современной обработке

1

0

0

22.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eab27e https://m.edsoo.ru/f5eab4d6

27

В музыкальном театре. Мюзикл

1

0

1

05.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eabc2e https://m.edsoo.ru/f5eabff8 https://m.edsoo.ru/f5eac156

28

Популярные авторы мюзиклов в России

1

0

0

12.04.2024


29

«Музыканты – извечные маги»

1

0

0

19.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eab86e https://m.edsoo.ru/f5eab9c2

30

«Музыканты – извечные маги»

1

0

1

26.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5eabaf8

31

Музыка в кино

1

0

0

03.05.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea85a6

32

Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма

1

0

0

10.05.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ea8786

33

Музыка к фильму «Властелин колец»

1

0

0

17.05.2024


34

Музыка и песни Б.Окуджавы

1

0

0

24.05.2024


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

8




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


Музыка, 5 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество
Музыка, 6 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; 2019.
Музыка, 7 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; 2019.
Музыка, 8 класс /Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; 2019.

«Издательство «Просвещение»; 2019.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Единая коллекция - http://collection. cross- edu. ru/catalog/rubr/ f544 b3 b7 - f1 f4- 5 b76- f453- 552 f31d9 b164
2. Российский общеобразовательный портал - http://music. edu. ru/
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki. rdf. ru/
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Р есурсов. – Режим доступа: http://school- collection. edu. ru
5. Российская Электронная Школа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!