СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5-8 классы.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке на основе учебника Г.П. Сергеевой. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5-8 классы.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Городского округа Ступино Московской области



УТВЕРЖАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №2»

_________________ /Л. Н. Макаренко/

«__» ____________ 2018 год.









Рабочая программа


по музыке


5 класс






Составитель: Зениренко Ирина Владимировна,

Учитель музыки










2018 г.

Ступино

Рабочая программа составлена на основе:

- требований ФГОС ООО;

- основной образовательной программы МБОУ СОШ №2 с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов;

- методические рекомендации по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС, рекомендованных управлением образования администрации Ступинского муниципального района 01. 06. 2016 г.;

-авторской программы Г.П. Сергеевой «Музыка 5-8 классы».

Программа рассчитана на 35 учебных недели при нагрузке 1 час в неделю. Всего 35 часа.

Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 1 класс», Москва, «Просвещение», 2015 год.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

 Содержание курса музыка 5 класс:

Тема 1 полугодия:  “Музыка и литература” .

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” .

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура –  застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.



Тематический план 5 класс.

Название раздела программы


Кол-во часов

1

Музыка и литература»





16ч.

2


«Музыка и изобразитель ное искусство»






19 ч.

Всего: 35 часов.


































Приложение.

Календарно - тематическое планирование по программе «Музыка»

5 класс

урока

Разделы и темы

Дата по плану

Дата по факту


1 урок

Что роднит музыку с литературой.

05.09.2018

04.09.2018



2 урок

Вокальная музыка.

12.09.2018

11.09.2018



3 урок

Песня-душа народа.

19.09.2018

18.09.2018



4 урок

Романс-жанр вокальной музыки

26.09.2018

25.09.2018



5 урок

Фольклор в музыке русских композиторов.

03.10.2018

02.10.2018



6 урок

Фольклор в музыке русских композиторов.

10.10.2018

09.10.2018



7 урок

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

17.10.2018

16.10.2018



8 урок

Вторая жизнь песни.

24.10.2018

23.10.2018



9 урок

Всю жизнь мою несу родину в душе.

07.11.2018

13.11.2018



10 урок

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

14.11.2018

20.11.2018



11 урок

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

21.11.2018

27.11.2018



12 урок

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

28.11.2018

04.12.2018



13 урок

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

05.12.2018

11.12.2018



14 урок

Музыка в театре, кино, на телевидении

12.12.2018

18.12.2018



15 урок

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

19.12.2018

25.12.2018



16 урок

Мир композитора.

26.12.2018

15.01.2019



17 урок

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

09.01.2019

22.01.2019



18 урок

Небесное и земное в звуках и красках.

16.01.2019

29.01.2019



19 урок

Звать через прошлое к настоящему.

23.01.2019

05.02.2019



20 урок

Звать через прошлое к настоящему.

30.01.2019

12.02.2019



21 урок

Музыкальная живопись и живописная музыка

06.02.2019




22 урок

Музыкальная живопись и живописная музыка

13.02.2019




23 урок

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.





24 урок

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.





25 урок

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.





26 урок

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.





27 урок

Застывшая музыка.





28 урок

Полифония в музыке и живописи.





29 урок

Музыка на мольберте





30 урок

Импрессионизм в музыке и живописи.





31 урок

О подвигах, о доблести, о славе.





32 урок

В каждой мимолетности вижу я миры.





33 урок

Мир композитора. С веком наравне





34 урок

Мир композитора. С веком наравне





35 урок

Мир композитора. С веком наравне








Рассмотрено на заседании ШМО

Учителей музыки, ИЗО, технологии

_______________ /А.В. Соколова/

Протокол № ____

«__» ________ 2018 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

___________ /Н.К. Гришина/

«___» _________ 2018 г.




















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Городского округа Ступино Московской области



УТВЕРЖАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №2»

_________________ /Л. Н. Макаренко/

«__» ____________ 2018 год.









Рабочая программа


по музыке


6 класс






Составитель: Зениренко Ирина Владимировна,

учитель музыки









2018 г.

Ступино


Рабочая программа составлена на основе:

- требований ФГОС ООО;

- основной образовательной программы МБОУ СОШ №2 с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов;

- методические рекомендации по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС, рекомендованных управлением образования администрации Ступинского муниципального района 01. 06. 2016 г.;

-авторской программы Г.П. Сергеевой «Музыка 5-8 классы».

Программа рассчитана на 35 учебных недели при нагрузке 1 час в неделю. Всего 35 часа.

Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 1 класс», Москва, «Просвещение», 2015 год.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

Содержание учебной программы 6 класс:

Раздел 1.  Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2.   Мир образов камерной и симфонической музыки

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Тематический план 6 класс.

Темы разделов

Кол-во часов

тема I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

16 ч.

тема II полугодия:

«Мир образов камернойи симфонической музыки»

19ч.

Всего: 35 часов.

Приложение.

Календарно - тематическое планирование по программе «Музыка»

6 класс

урока

Разделы и темы

Дата

Корректировка

1 урок

Удивительный мир музыкальных образов.

05.09.2018

03.09.2018

04.09.2018




2 урок

Образы романсов и песен русских композиторов.

12.09.2018

10.09.2018

11.09.2018




3 урок

Два музыкальных посвящения.

19.09.2018

17.09.2018

18.09.2018




4 урок

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

26.09.2018

24.09.2018

25.09.2018




5 урок

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

03.10.2018

01.10.2018

02.10.2018




6 урок

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

10.10.2018

08.10.2018

09.10.2018




7 урок

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

17.10.2018

15.10.2018

16.10.2018




8 урок

Образы песен зарубежных композиторов.

24.10.2018

22.10.2018

23.10.2018




9 урок

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

07.11.2018

12.11.2018

13.11.2018




10 урок

Образы русской народной и духовной музыки.

14.11.2018

19.11.2018

20.11.2018




11 урок

Духовный концерт.

21.11.2018

26.11.2018

27.11.2018




12 урок

«Фрески Софии Киевской»

28.11.2018

03.12.2018

04.12.2018




13 урок

«Перезвоны». Молитва.

05.12.2018

10.12.2018

11.12.2018




14 урок

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

12.12.2018

17.12.2018

18.12.2018




15 урок

Образы скорби и печали.

Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

19.12.2018

24.12.2018

25.12.2018




16 урок

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Джаз - искусство 20 века.

26.12.2018

14.01.2019

15.01.2019




17 урок

Вечные темы искусства и жизни.

09.01.2019

21.01.2019

22.01.2019




18 урок

Образы камерной музыки.

16.01.2019

28.01.2019

29.01.2019




19 урок

Инструментальная баллада Ночной пейзаж.

23.01.2019

04.02.2019

05.02.2019




20 урок

«Космический пейзаж» Картинная галерея.

30.01.2019

11.02.2019

12.02.2019




21 урок

Образы симфонической музыки.

06.02.2019






22 урок

Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. «Метель».

13.02.2019






23 урок

Симфоническое развитие музыкальных образов.







24 урок

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»







25 урок

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»







26 урок

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»







27 урок

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»







28 урок

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»







29 урок

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»







30 урок

Мир музыкального театра.







31 урок

Мир музыкального театра.







32 урок

Мир музыкального театра.







33 урок

Образы киномузыки.







34 урок

Образы киномузыки.







35 урок

Образы киномузыки.









Рассмотрено на заседании ШМО

Учителей музыки, ИЗО, технологии

_______________ /А.В. Соколова/

Протокол № ____

«__» ________ 2018 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

___________ /Н.К. Гришина/

«___» _________ 2018 г.















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Городского округа Ступино Московской области



УТВЕРЖАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №2»

_________________ /Л. Н. Макаренко/

«__» ____________ 2018 год.









Рабочая программа


по музыке


7 классс





Составитель: Зениренко Ирина Владимировна,

учитель музыки










2018 г.

Ступино


Рабочая программа составлена на основе:

- требований ФГОС ООО;

- основной образовательной программы МБОУ СОШ №2 с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов;

- методические рекомендации по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС, рекомендованных управлением образования администрации Ступинского муниципального района 01. 06. 2016 г.;

-авторской программы Г.П. Сергеевой «Музыка 5-8 классы».

Программа рассчитана на 35 учебных недели при нагрузке 1 час в неделю. Всего 35 часа.

Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 1 класс», Москва, «Просвещение», 2015 год.

Планируемые результаты.

7 класс

Личностные результаты:

 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной

музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;

 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных

народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих

закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности

нравственных, ценностных, эстетических установок;

 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе

познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов

музыкальных образов и их взаимодействия;

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и

участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

 развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения

способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

 формирование представлений о нравственных нормах, развитие

доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других

людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их

коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной

исполнительской деятельности;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития

музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном

отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и

коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и

проектных работ;

 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие

представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание

бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

 формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и

настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-

творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

 логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по

родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений

и подтверждающих их доказательств;

 применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования,

систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении

различных учебных задач;

 обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого

сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других

учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

 понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах;

адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность

содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;

выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

 осуществлять поиск оснований целостности художественного явления

(музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

 использовать разные типы моделей при изучении художественного явления

(графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать

различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с

содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

 пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

 научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое

выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

 удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно

обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной

области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

 принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,

контролировать и оценивать собственные учебные действия;

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих;

 выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также

пользоваться на практике этими критериями.

 прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру,

предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию

и взаимодействию в музыкальном произведении;

 мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта

коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

 ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи,

осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе

участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

 действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения

осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом

имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

 понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

 слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении,

принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и

аргументировать свою точку зрения;

 понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и

учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

 использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных

технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения

посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития

событий;

 приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления

результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

 совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание

композиционных функций музыкальной речи;

 создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять

их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на   ступени   образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность  мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;  

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Содержание учебной программы 7 класс:

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия — Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.


Тематический план 7 класс.

Разделы и темы

Кол-во часов

1

Особенности драматургии сценической музыки

17 ч.

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

18ч.

Всего: 35 часов.
























Приложение.

Календарно - тематическое планирование по программе «Музыка»

7 класс


урока

Разделы и темы

Дата

Корректировка

1 урок

Классика и современность

05.09.2018

07.09.2018

05.09.2018

03.09.2018





2 урок

Музыкальная драматургия - развитие музыки.

12.09.2018

14.09.2018

12.09.2018

10.09.2018





3 урок

В музыкальном театре. Опера.

19.09.2018

21.09.2018

19.09.2018

17.09.2018





4 урок

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».

26.09.2018

28.09.2018

26.09.2018

24.09.2018





5 урок

В концертном зале. Симфония.

03.10.2018

05.10.2018

03.10.2018

01.10.2018





6 урок

Симфония №40 В.Моцарта.

Литературные страницы. «Улыбка» Р.Бредбери

10.10.2018

12.10.2018

10.10.2018

08.10.2018





7 урок

Симфония №5 Л.Бетховена,

17.10.2018

19.10.2018

17.10.2018

15.10.2018





8 урок

Героическая тема в музыке.

24.10.2018

26.10.2018

24.10.2018

22.10.2018





9 урок

В музыкальном театре. Балет.

07.11.2018

09.11.2018

07.11.2018

12.11.2018





10 урок

Камерная музыка.

14.11.2018

16.11.2018

14.11.2018

19.11.2018





11 урок

Вокальный цикл.

21.11.2018

23.11.2018

21.11.2018

26.11.2018





12 урок

Инструментальная музыка.

28.11.2018

30.11.2018

28.11.2018

03.12.2018





13 урок

Этюд. Транскрипция

05.12.2018

07.12.2018

05.12.2018

10.12.2018





14 урок

Прелюдия. Концерт.

12.12.2018

14.12.2018

12.12.2018

17.12.2018





15 урок

Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

19.12.2018

21.12.2018

19.12.2018

24.12.2018





16 урок

Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

26.12.2018

28.12.2018

26.12.2018

14.01.2019





17 урок

Обобщающий урок

09.01.2019

11.01.2019

09.01.2019

21.01.2019





18 урок

Религиозная музыка.

16.01.2019

18.01.2019

16.01.2019

28.01.2019





19 урок

Сюжеты и образы религиозной музыки.

23.01.2019

25.01.2019

23.01.2019

04.02.2019





20 урок

Высокая месса. И. Баха «От страдания к радости».

30.01.2019

01.02.2019

30.01.2019

11.02.2019





21 урок

Всенощное бдениеС.Рахманинов

06.02.2019

08.02.2019

06.02.2019






22 урок

Образы «Вечерни» и «Утрени».

13.02.2019

15.02.2019

13.02.2019






23 урок

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда».









24 урок

Вечные темы. Главные образы.









25 урок

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.









26 урок

Светская музыка. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховена.









27 урок

Соната №2С.Прокофьева.Соната №11 В.-А.Моцарта.









28 урок

«Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвин.









29 урок

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.









30 урок

Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея.









31 урок

Музыка народов мира.









32 урок

Международные хиты









33 урок

Рок-опера «Юнона и Авось» А.Рыбникова.









34 урок

Рок-опера «Юнона и Авось» А.Рыбникова.









35 урок

Обобщающий урок.














Рассмотрено на заседании ШМО

Учителей музыки, ИЗО, технологии

_______________ /А.В. Соколова/

Протокол № ____

«__» ________ 2018 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

___________ /Н.К. Гришина/

«___» _________ 2018 г.












Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Городского округа Ступино Московской области



УТВЕРЖАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №2»

_________________ /Л. Н. Макаренко/

«__» ____________ 2018 год.









Рабочая программа


по музыке


8 класс






Составитель: Зениренко Ирина Владимировна,

учитель музыки










2018 г.

Ступино

Рабочая программа составлена на основе:

- требований ФГОС ООО;

- основной образовательной программы МБОУ СОШ №2 с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов;

- методические рекомендации по составлению рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС, рекомендованных управлением образования администрации Ступинского муниципального района 01. 06. 2016 г.;

-авторской программы Г.П. Сергеевой «Музыка 5-8 класс».

Программа рассчитана на 35 учебных недели при нагрузке 1 час в неделю. Всего 35 часа.

Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 1 класс», Москва, «Просвещение», 2018 год.

Планируемые результаты.

8 класс:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в х-дожественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной дея-тельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспри-нимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер-минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Знать/понимать:

понимать роль музыки в жизни человека;

иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);

понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Уметь:

эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.

Содержание учебной программы 8 класс:

Тема I полугодия: «Классика и современность»

Классика и современность

Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».

.В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.

Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.

Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.

В музыкальном театре. Балет.

Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.

Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.ПГероическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».

В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.

«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.

Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.

Музыкальная характеристика Эскамильо.

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.

Музыкальные образы всенощной.

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.

Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».

Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

Тема II полугодия: «Традиции и новаторство в музыке»

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.. Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатногоallegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена  Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.

. Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.

Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.

Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.

Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.

Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.

Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».


Тематический план 8 класс.

Разделы и темы

Кол-во часов

1

Раздел 1. Классика и современность


17

2

Раздел 2. Традиции и новаторство в музыке


18

Всего: 35 часов.




Приложение.

Календарно - тематическое планирование по программе «Музыка»

8 класс


урока

Разделы и темы

Дата по плану

Дата по факту

8 в

8 в

1 урок

Классика в нашей жизни.

04.09.2018

03.09.2018

03.09.2018




2 урок

В музыкальном театре. Опера.

11.09.2018

10.09.2018

10.09.2018




3 урок

Опера А.П.Бородина «Князь Игорь. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

18.09.2018

17.09.2018

17.09.2018




4 урок

В музыкальном театре. Балет.

Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление

25.09.2018

24.09.2018

24.09.2018




5 урок

В музыкальном театре. Мюзикл.

02.10.2018

01.10.2018

01.10.2018




6 урок

Рок-опера.

09.10.2018

08.10.2018

08.10.2018




7 урок

Рок-опера «Преступление и наказание»

16.10.2018

15.10.2018

15.10.2018




8 урок

Мюзикл «Ромео и Джульетта»

23.10.2018

22.10.2018

22.10.2018




9 урок

Музыка к драматическому спектаклю.«Ромео и Джульетта».

13.11.2018

12.11.2018

12.11.2018




10 урок

Музыка Э.Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»

20.11.2018

19.11.2018

19.11.2018




11 урок

Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».

27.11.2018

26.11.2018

26.11.2018




12 урок

Образы «Гоголь-сюиты».

04.12.2018

03.12.2018

03.12.2018




13 урок

Музыка в кино

11.12.2018

10.12.2018

10.12.2018




14 урок

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.

18.12.2018

17.12.2018

17.12.2018




15 урок

Симфония № 5 П.Чайковского.

25.12.2018

24.12.2018

24.12.2018




16 урок

Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева

15.01.2019

14.01.2019

14.01.2019




17 урок

Обобщающий урок.

22.01.2019

21.01.2019

21.01.2019




18 урок

Музыканты – извечные маги. И снова в музыкальном театре.

29.01.2019

28.01.2019

28.01.2019




19 урок

Опера Дж.Гершвина «Порги и Бесс» (фрагменты)

05.02.2019

04.02.2019

04.02.2019




20 урок

Опера Ж.Бизе «Кармен». (фрагменты)

12.02.2019

11.02.2019

11.02.2019




21 урок

Опера Ж.Бизе «Кармен». (фрагменты)







22 урок

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.







23 урок

Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита».(фрагменты)







24 урок

Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита».(фрагменты)







25 урок

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.







26 урок

Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.







27 урок

Классика в современной обработке.







28 урок

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. (фрагменты)







29 урок

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича. (фрагменты)







30 урок

Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата.







31 урок

Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Стихи русских поэтов.







32 урок

Галерея религиозных образов.







33 урок

Неизвестный Свиридов.







34 урок

Свет фресок Диониса миру.







35 урок

Музыкальное завещание потомкам. Гейлигенштадское завещание Л.Бетховена.












Рассмотрено на заседании ШМО

Учителей музыки, ИЗО, технологии

_______________ /А.В. Соколова/

Протокол № ____

«__» ________ 2018 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

___________ /Н.К. Гришина/

«___» _________ 2018 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!