СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 5-8 классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по музыке для 5-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 5-8 классов»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка».

Личностные результаты

5 класс

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;

  • формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • совершенствование художественного вкуса;

  • формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

6 класс

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;

  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование на развитие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

7 класс

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • формирование эстетических потребностей, ценности и чувства эстетического сознания, как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

8 класс

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты

5 класс

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.


6 класс

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • формирование  и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 

  • стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.



7 класс

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование  и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 

  • стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

8 класс

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; — смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты

5 класс

  • - наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

  • - понимать специфику и выявлять родство художественных образов музыки и литературы, различать особенности видов искусства;

  • - выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. - принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы;

  • - самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

  • - наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

  • - понимать специфику и выявлять родство художественных образов изобразительного искусства и музыки, различать особенности видов искусства;

  • - выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

  • - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

  • - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • - творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • - проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.


6 класс

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;

  • определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, - понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в различных видах творческой деятельности;

  • различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.


  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  • высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

  • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

7 класс

  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.

• - различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

  • осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

  • выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

8 класс

  • степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.



II. Содержание учебного предмета


Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль предмета в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой, музыки с изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний. Дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.

Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры, при этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде будут способствовать сформированности нравственной дисциплины и социализации личности учащихся, формированию у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Содержание программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений; импровизацию в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).

Получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, сочинениях профессиональных композиторов. Содержание программы базируется на нравственно - эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства: фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.


5 класс:  Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

Раздел 1. Музыка и литература

Преобразующая сила музыки. Что роднит музыку с литературой? Сила воздействия музыки на людей. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Лирические интонации музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опера-былина Н. Римского-Корсакова «Садко». Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балеты П. Чайковского. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Музыка в творчестве К. Паустовского. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… Обобщающий урок.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство

Что роднит музыку с изобразительным искусством?Небесное и земное в звуках и красках.

Звать через прошлое к настоящему: кантата «Александр Невский». Музыкальная живопись и живописная музыка. Фореллен -квинтет. Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Импрессионизм в музыке и живописи. "О подвигах, о доблести, о славе …" "В каждой мимолетности вижу я миры …" Мир композитора. С веком наравне. Жанры музыкального и изобразительного искусства. Взаимопроникновение музыки и других видов искусства. Обобщение.

6 класс: Программа состоит из двух разделов: «Музыка как вид искусства» и «Музыкальная картина мира.».

Раздел 1. «Музыка как вид искусства»

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.Воздействие музыки на человека, её роль в жизни человеческого общества.Удивительный мир музыкальных образов.Круг музыкальных образов, их взаимосвязь и развитие. Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Образы романсов и песен русских композиторов. Два музыкальных посвящения. Образы песен зарубежных композиторов. Старинной песни мир. Баллада "Лесной царь". Искусство прекрасного пения. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Раздел 2. «Музыкальная картина мира»

Народное искусство Древней Руси. Древнерусская духовная музыка. Духовная музыка русских композиторов. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Основные жанры эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы. "Фрески Софии Киевской". "Перезвоны". Образы духовной музыки Западной Европы. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. «Итальянский» концерт. Программная музыка. Образы симфонической музыки. Программная увертюра "Эгмонт". Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель". Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта". Связь времен. Вечные темы искусства и жизни. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке 20 века. Джаз - искусство 20 века. Авторская песня: прошлое и настоящее. Музыка в стиле "рок". Мир музыкального театра. Мюзикл. Образы киномузыки. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Музыка в семье искусств.


7 класс. Программа состоит из двух разделов: «Особенности драматургии сценической музыки» и «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства.

Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки»

Классика и современность. Музыкально-театральные жанры. Опера. Опера «Иван Сусанин». Музыкальное содержание. Опера «Князь Игорь». Музыкально-театральные жанры. Балет. Балеты П. Чайковского. Сюжетное сходство различных жанров. Опера и балет. Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. Самая популярная опера. "Кармен". Вторая жизнь оперы. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта». Оперетта и мюзикл. Д. Гершвин «Порги и Бесс». Рок-опера Л. Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда". Единство содержания и формы в музыке. Обобщающий урок.

Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

Музыка к драматическому спектаклю. Музыка кино. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Вивальди. Сонатная форма в творчестве Бетховена и Моцарта. Симфоническая музыка. Симфония. Венские классики. П. Чайковский Симфония № 6. Инструментальный концерт. П. Чайковский Концерт №1. Рахманинов Концерт № 2. Жанр рапсодии. Ф. Лист, С. Рахманинов. Дж. Гершвин. Рапсодия в голубых тонах. Симфоническая картина. К. Дебюсси. Жанр инструментального этюда. Черни. Шопен. Лист. Инструментальные транскрипции. Д. Шостакович. Ленинградская симфония. Современная музыка: стили, направления. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Обобщающий урок.

8 класс. Программа состоит из двух разделов: «Классика и современность» и «Традиции и новаторство в музыке».

Раздел 1. «Классика и современность»

Классика в нашей жизни. В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны». В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва». В музыкальном театре. Мюзикл. Рокопера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание». Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви». Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму «Властелин колец». В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. Музыка — это огромный мир, окружающий человека... Обобщающий урок.

Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке».

Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном театре… Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля .Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата .Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Стихи русских поэтов. Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в храм…» Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов. Свет фресок Дионисия — миру («Фрески Дионисия». Р. Щедрин). Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин) .


  1. Тематическое планирование


п/п

Название раздела

Количество часов

5 класс


1

Музыка и литература

16

2

Музыка и изобразительное искусство

18

ИТОГО

35


6 класс


1

«Музыка как вид искусства»

11

2

«Музыкальная картина мира»

23

ИТОГО

35


7 класс


1

«Особенности драматургии сценической музыки»

16

2

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

18

ИТОГО

35


8 класс


1

Классика и современность

7


2

Традиции и новаторство в музыке

11


ИТОГО

18






Раздел/тема

Кол-

во часов

Основные виды деятельности учащихся

5 класс

Музыка и литература

Преобразующая сила музыки. Что роднит музыку с литературой?

1

Выявляют общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Определяют характерные признаки музыки и литературы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Исполняют народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимают особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Используют музыкальные термины и понятия в пределах изучаемой темы.

Размышляют о музыкальном произведении, высказывают суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

Находят жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.

Сила воздействия музыки на людей. Вокальная музыка.

1

Фольклор в музыке русских композиторов.

1

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

Лирические интонации музыки.

1

Вторая жизнь песни.

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

Опера-былина Н. Римского-Корсакова «Садко».

1

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

Балеты П. Чайковского.

1

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

Музыка в театре, кино, на телевидении.

1

Музыка в творчестве К. Паустовского.

1

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…

1

Обобщающий урок.

1

Музыка и изобразительное искусство

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

Выявляют общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотносят художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Самостоятельно подбирают сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.

Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Осуществляют поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет.

Оценивают собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников.

Защищают творческие исследовательские проекты.

Небесное и земное в звуках и красках.

1

Звать через прошлое к настоящему: кантата «Александр Невский».

1

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

Фореллен -квинтет.

1

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве.

1

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

Волшебная палочка дирижёра.

1

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

Застывшая музыка.

1

Полифония в музыке и живописи.

1

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

"О подвигах, о доблести, о славе …"

1

"В каждой мимолетности вижу я миры …"

1

Мир композитора.

1

С веком наравне.

1

Жанры музыкального и изобразительного искусства.

1

Взаимопроникновение музыки и других видов искусства. Обобщение.

1


34


6 класс

«Музыка как вид искусства»

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

1

Различают простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Характеризуют музыкальные произведения (фрагменты).

Определяют жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различают лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Воплощают в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Оценивают и корректируют собственную музыкально-творческую деятельность.

Находят информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.

Сотрудничают со сверстниками в процессе исполнения музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.).

Воздействие музыки на человека, её роль в жизни человеческого общества.

1

Удивительный мир музыкальных образов.

1

Круг музыкальных образов, их взаимосвязь и развитие.

1

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений.

1

Образы романсов и песен русских композиторов.

1

Два музыкальных посвящения.

1

Образы песен зарубежных композиторов.

1

Старинной песни мир. Баллада "Лесной царь".

1

Искусство прекрасного пения.

1

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

«Музыкальная картина мира»

Народное искусство Древней Руси.

1

Соотносят основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.


Сопоставляют различные образцы народной и профессиональной музыки.


Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.


Определяют по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю.


Осуществляют исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.


Оценивают и корректируют собственную музыкально- творческую деятельность.


Применяют информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования


Используют различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.


Защищают творческие исследовательские проекты.

Древнерусская духовная музыка. Духовная музыка русских композиторов.

1

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

1

Основные жанры эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.

1

Формирование русской классической музыкальной школы.

1

"Фрески Софии Киевской". "Перезвоны".

1

Образы духовной музыки Западной Европы.

1

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

1

Образы камерной музыки.

1

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1

"Итальянский концерт". Программная музыка.

1

Образы симфонической музыки. Программная увертюра "Эгмонт".

1

Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель".

1

Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта".

1

Связь времен. Вечные темы искусства и жизни.

1

Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке 20 века.

1

Джаз - искусство 20 века.

1

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

Музыка в стиле "рок".

1

Мир музыкального театра. Мюзикл.

1

Образы киномузыки.

1

Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

1

Музыка в семье искусств.

1





Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 7 классе (35 часов)

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

Фактическое проведение

Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки»

1

Классика и современность




2

Музыкально-театральные жанры. Опера.




3

Опера «Иван Сусанин».




4

Музыкальное содержание. Опера «Князь Игорь».




5

Музыкально-театральные жанры. Балет.




6

Балеты П. Чайковского




7

Сюжетное сходство различных жанров. Опера и балет.




8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.




9

Самая популярная опера. "Кармен".




10

Вторая жизнь оперы.




11

С. Прокофьев «Ромео и Джульетта».




12

Оперетта и мюзикл.




13

Д. Гершвин «Порги и Бесс».




14

Рок-опера Л. Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда".




15

Единство содержания и формы в музыке.




16

Обобщающий урок.




Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

17

Музыка к драматическому спектаклю.




18

Музыка кино.




19

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Вивальди




20

Сонатная форма в творчестве Бетховена и Моцарта




21

Симфоническая музыка.




22

Симфония. Венские классики.




23

П. Чайковский Симфония № 6.




24

Инструментальный концерт. П. Чайковский Концерт №1. Рахманинов Концерт № 2




25

Жанр рапсодии. Ф. Лист, С. Рахманинов.




26

Дж. Гершвин. Рапсодия в голубых тонах.




27

Симфоническая картина. К. Дебюсси.




28

Жанр инструментального этюда. Черни. Шопен. Лист.




29

Инструментальные транскрипции.




30

Д. Шостакович. Ленинградская симфония.




31

Современная музыка: стили, направления.




32

Музыка народов мира.




33

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.




34

Обобщающий урок.




35

Контрольная работа




ИТОГО

35





















Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 6 классе

(35 часов)

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

Фактическое проведение



Раздел 1. «Музыка как вид искусства»





1

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

1







2

Воздействие музыки на человека, её роль в жизни человеческого общества.

1







3

Удивительный мир музыкальных образов.

1







4

Круг музыкальных образов, их взаимосвязь и развитие.

1







5

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений.

1







6

Образы романсов и песен русских композиторов.

1







7

Два музыкальных посвящения.

1







8

Образы песен зарубежных композиторов.

1







9

Старинной песни мир. Баллада "Лесной царь".

1







10

Искусство прекрасного пения.

1







11

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1







12

«Музыкальная картина мира»

1







13

Народное искусство Древней Руси.

1







14

Древнерусская духовная музыка. Духовная музыка русских композиторов.

1







15

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.

1







16

Основные жанры эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.

1







Раздел 2. «Музыкальная картина мира»

Формирование русской классической музыкальной школы.

1

17

"Фрески Софии Киевской". "Перезвоны".

1







18

Образы духовной музыки Западной Европы.

1







19

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.

1







20

Образы камерной музыки.

1







21

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

1







22

"Итальянский концерт". Программная музыка.

1







23

Образы симфонической музыки. Программная увертюра "Эгмонт".

1







24

Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель".

1







25

Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта".

1







26

Связь времен. Вечные темы искусства и жизни.

1







27

Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке 20 века.

1







28

Джаз - искусство 20 века.

1







29

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1







30

Музыка в стиле "рок".

1







31

Мир музыкального театра. Мюзикл.

1







32

Образы киномузыки.

1







33

Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.

1







34

Музыка в семье искусств.

1







35

Обобщающий урок

1







ИТОГО

35












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!