Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка».
Личностные результаты
5 класс
осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
совершенствование художественного вкуса;
формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
6 класс
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование на развитие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
7 класс
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
формирование эстетических потребностей, ценности и чувства эстетического сознания, как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
8 класс
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты
5 класс
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
6 класс
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
7 класс
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
8 класс
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; — смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты
5 класс
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику и выявлять родство художественных образов музыки и литературы, различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. - принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы;
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику и выявлять родство художественных образов изобразительного искусства и музыки, различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
6 класс
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, - понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в различных видах творческой деятельности;
различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
совершенствовать умения и навыки самообразования.
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
7 класс
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
• - различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
творчески интерпретировать содержание музыкальною произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
совершенствовать умения и навыки самообразования.
8 класс
степень развития основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
становление общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение, создание проектов и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, различными видами изобразительного искусства;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, владеть специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая ИКТ;
сотрудничество в ходе реализации коллективных, групповых, индивидуальных творческих и исследовательских проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
II. Содержание учебного предмета
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль предмета в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой, музыки с изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний. Дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры, при этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде будут способствовать сформированности нравственной дисциплины и социализации личности учащихся, формированию у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Содержание программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений; импровизацию в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).
Получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, сочинениях профессиональных композиторов. Содержание программы базируется на нравственно - эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства: фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
5 класс: Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.
Раздел 1. Музыка и литература
Преобразующая сила музыки. Что роднит музыку с литературой? Сила воздействия музыки на людей. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Лирические интонации музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опера-былина Н. Римского-Корсакова «Садко». Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балеты П. Чайковского. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Музыка в творчестве К. Паустовского. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… Обобщающий урок.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство
Что роднит музыку с изобразительным искусством?Небесное и земное в звуках и красках.
Звать через прошлое к настоящему: кантата «Александр Невский». Музыкальная живопись и живописная музыка. Фореллен -квинтет. Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Волшебная палочка дирижёра. Образы борьбы и победы в искусстве. Застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Импрессионизм в музыке и живописи. "О подвигах, о доблести, о славе …" "В каждой мимолетности вижу я миры …" Мир композитора. С веком наравне. Жанры музыкального и изобразительного искусства. Взаимопроникновение музыки и других видов искусства. Обобщение.
6 класс: Программа состоит из двух разделов: «Музыка как вид искусства» и «Музыкальная картина мира.».
Раздел 1. «Музыка как вид искусства»
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.Воздействие музыки на человека, её роль в жизни человеческого общества.Удивительный мир музыкальных образов.Круг музыкальных образов, их взаимосвязь и развитие. Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Образы романсов и песен русских композиторов. Два музыкальных посвящения. Образы песен зарубежных композиторов. Старинной песни мир. Баллада "Лесной царь". Искусство прекрасного пения. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Раздел 2. «Музыкальная картина мира»
Народное искусство Древней Руси. Древнерусская духовная музыка. Духовная музыка русских композиторов. Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Основные жанры эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы. "Фрески Софии Киевской". "Перезвоны". Образы духовной музыки Западной Европы. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. Образы камерной музыки. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. «Итальянский» концерт. Программная музыка. Образы симфонической музыки. Программная увертюра "Эгмонт". Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель". Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта". Связь времен. Вечные темы искусства и жизни. Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке 20 века. Джаз - искусство 20 века. Авторская песня: прошлое и настоящее. Музыка в стиле "рок". Мир музыкального театра. Мюзикл. Образы киномузыки. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. Музыка в семье искусств.
7 класс. Программа состоит из двух разделов: «Особенности драматургии сценической музыки» и «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства.
Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки»
Классика и современность. Музыкально-театральные жанры. Опера. Опера «Иван Сусанин». Музыкальное содержание. Опера «Князь Игорь». Музыкально-театральные жанры. Балет. Балеты П. Чайковского. Сюжетное сходство различных жанров. Опера и балет. Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. Самая популярная опера. "Кармен". Вторая жизнь оперы. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта». Оперетта и мюзикл. Д. Гершвин «Порги и Бесс». Рок-опера Л. Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда". Единство содержания и формы в музыке. Обобщающий урок.
Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Музыка к драматическому спектаклю. Музыка кино. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Вивальди. Сонатная форма в творчестве Бетховена и Моцарта. Симфоническая музыка. Симфония. Венские классики. П. Чайковский Симфония № 6. Инструментальный концерт. П. Чайковский Концерт №1. Рахманинов Концерт № 2. Жанр рапсодии. Ф. Лист, С. Рахманинов. Дж. Гершвин. Рапсодия в голубых тонах. Симфоническая картина. К. Дебюсси. Жанр инструментального этюда. Черни. Шопен. Лист. Инструментальные транскрипции. Д. Шостакович. Ленинградская симфония. Современная музыка: стили, направления. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Обобщающий урок.
8 класс. Программа состоит из двух разделов: «Классика и современность» и «Традиции и новаторство в музыке».
Раздел 1. «Классика и современность»
Классика в нашей жизни. В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны». В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва». В музыкальном театре. Мюзикл. Рокопера. Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание». Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви». Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму «Властелин колец». В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. Музыка — это огромный мир, окружающий человека... Обобщающий урок.
Раздел 2. «Традиции и новаторство в музыке».
Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном театре… Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля .Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке. В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата .Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы. Стихи русских поэтов. Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в храм…» Запевка, слова И. Северянина. Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов. Свет фресок Дионисия — миру («Фрески Дионисия». Р. Щедрин). Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин) .
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
5 класс | |
1 | Музыка и литература | 16 |
2 | Музыка и изобразительное искусство | 18 |
ИТОГО | 35 | |
6 класс | |
1 | «Музыка как вид искусства» | 11 |
2 | «Музыкальная картина мира» | 23 |
ИТОГО | 35 | |
7 класс | |
1 | «Особенности драматургии сценической музыки» | 16 |
2 | «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 |
ИТОГО | 35 | |
8 класс | |
1 | Классика и современность | 7 | |
2 | Традиции и новаторство в музыке | 11 | |
ИТОГО | 18 | |
Раздел/тема | Кол- во часов | Основные виды деятельности учащихся |
5 класс |
Музыка и литература |
Преобразующая сила музыки. Что роднит музыку с литературой? | 1 | Выявляют общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Определяют характерные признаки музыки и литературы. Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполняют народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимают особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Находят ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Используют музыкальные термины и понятия в пределах изучаемой темы. Размышляют о музыкальном произведении, высказывают суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения. Находят жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. |
Сила воздействия музыки на людей. Вокальная музыка. | 1 |
Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 |
Жанры инструментальной и вокальной музыки. | 1 |
Лирические интонации музыки. | 1 |
Вторая жизнь песни. | 1 |
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 |
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 |
Опера-былина Н. Римского-Корсакова «Садко». | 1 |
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1 |
Балеты П. Чайковского. | 1 |
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 |
Музыка в театре, кино, на телевидении. | 1 |
Музыка в творчестве К. Паустовского. | 1 |
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… | 1 |
Обобщающий урок. | 1 |
Музыка и изобразительное искусство |
Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 1 | Выявляют общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира. Соотносят художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирают сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Осуществляют поиск музыкально- образовательной информации в сети Интернет. Оценивают собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность своих сверстников. Защищают творческие исследовательские проекты. |
Небесное и земное в звуках и красках. | 1 |
Звать через прошлое к настоящему: кантата «Александр Невский». | 1 |
Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 |
Фореллен -квинтет. | 1 |
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. | 1 |
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 |
Волшебная палочка дирижёра. | 1 |
Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 |
Застывшая музыка. | 1 |
Полифония в музыке и живописи. | 1 |
Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 |
"О подвигах, о доблести, о славе …" | 1 |
"В каждой мимолетности вижу я миры …" | 1 |
Мир композитора. | 1 |
С веком наравне. | 1 |
Жанры музыкального и изобразительного искусства. | 1 |
Взаимопроникновение музыки и других видов искусства. Обобщение. | 1 |
| 34 | |
6 класс |
«Музыка как вид искусства» |
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. | 1 | Различают простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризуют музыкальные произведения (фрагменты). Определяют жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различают лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Воплощают в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Оценивают и корректируют собственную музыкально-творческую деятельность. Находят информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами. Сотрудничают со сверстниками в процессе исполнения музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.). |
Воздействие музыки на человека, её роль в жизни человеческого общества. | 1 |
Удивительный мир музыкальных образов. | 1 |
Круг музыкальных образов, их взаимосвязь и развитие. | 1 |
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. | 1 |
Образы романсов и песен русских композиторов. | 1 |
Два музыкальных посвящения. | 1 |
Образы песен зарубежных композиторов. | 1 |
Старинной песни мир. Баллада "Лесной царь". | 1 |
Искусство прекрасного пения. | 1 |
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 |
«Музыкальная картина мира» |
Народное искусство Древней Руси. | 1 | Соотносят основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставляют различные образцы народной и профессиональной музыки. Анализируют и обобщают многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Определяют по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю. Осуществляют исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. Оценивают и корректируют собственную музыкально- творческую деятельность. Применяют информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования Используют различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Защищают творческие исследовательские проекты. |
Древнерусская духовная музыка. Духовная музыка русских композиторов. | 1 |
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 1 |
Основные жанры эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. | 1 |
Формирование русской классической музыкальной школы. | 1 |
"Фрески Софии Киевской". "Перезвоны". | 1 |
Образы духовной музыки Западной Европы. | 1 |
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | 1 |
Образы камерной музыки. | 1 |
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 |
"Итальянский концерт". Программная музыка. | 1 |
Образы симфонической музыки. Программная увертюра "Эгмонт". | 1 |
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель". | 1 |
Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта". | 1 |
Связь времен. Вечные темы искусства и жизни. | 1 |
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке 20 века. | 1 |
Джаз - искусство 20 века. | 1 |
Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 |
Музыка в стиле "рок". | 1 |
Мир музыкального театра. Мюзикл. | 1 |
Образы киномузыки. | 1 |
Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. | 1 |
Музыка в семье искусств. | 1 |
Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 7 классе (35 часов)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | Фактическое проведение |
Раздел 1. «Особенности драматургии сценической музыки» |
1 | Классика и современность | | | |
2 | Музыкально-театральные жанры. Опера. | | | |
3 | Опера «Иван Сусанин». | | | |
4 | Музыкальное содержание. Опера «Князь Игорь». | | | |
5 | Музыкально-театральные жанры. Балет. | | | |
6 | Балеты П. Чайковского | | | |
7 | Сюжетное сходство различных жанров. Опера и балет. | | | |
8 | Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. | | | |
9 | Самая популярная опера. "Кармен". | | | |
10 | Вторая жизнь оперы. | | | |
11 | С. Прокофьев «Ромео и Джульетта». | | | |
12 | Оперетта и мюзикл. | | | |
13 | Д. Гершвин «Порги и Бесс». | | | |
14 | Рок-опера Л. Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда". | | | |
15 | Единство содержания и формы в музыке. | | | |
16 | Обобщающий урок. | | | |
Раздел 2. «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. | | | |
18 | Музыка кино. | | | |
19 | Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Вивальди | | | |
20 | Сонатная форма в творчестве Бетховена и Моцарта | | | |
21 | Симфоническая музыка. | | | |
22 | Симфония. Венские классики. | | | |
23 | П. Чайковский Симфония № 6. | | | |
24 | Инструментальный концерт. П. Чайковский Концерт №1. Рахманинов Концерт № 2 | | | |
25 | Жанр рапсодии. Ф. Лист, С. Рахманинов. | | | |
26 | Дж. Гершвин. Рапсодия в голубых тонах. | | | |
27 | Симфоническая картина. К. Дебюсси. | | | |
28 | Жанр инструментального этюда. Черни. Шопен. Лист. | | | |
29 | Инструментальные транскрипции. | | | |
30 | Д. Шостакович. Ленинградская симфония. | | | |
31 | Современная музыка: стили, направления. | | | |
32 | Музыка народов мира. | | | |
33 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | | | |
34 | Обобщающий урок. | | | |
35 | Контрольная работа | | | |
ИТОГО | 35 |
Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 6 классе
(35 часов)
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | Фактическое проведение | | |
Раздел 1. «Музыка как вид искусства» | | | | |
1 | Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. | 1 | | | | | | |
2 | Воздействие музыки на человека, её роль в жизни человеческого общества. | 1 | | | | | | |
3 | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | | | | | | |
4 | Круг музыкальных образов, их взаимосвязь и развитие. | 1 | | | | | | |
5 | Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. | 1 | | | | | | |
6 | Образы романсов и песен русских композиторов. | 1 | | | | | | |
7 | Два музыкальных посвящения. | 1 | | | | | | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. | 1 | | | | | | |
9 | Старинной песни мир. Баллада "Лесной царь". | 1 | | | | | | |
10 | Искусство прекрасного пения. | 1 | | | | | | |
11 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 | | | | | | |
12 | «Музыкальная картина мира» | 1 | | | | | | |
13 | Народное искусство Древней Руси. | 1 | | | | | | |
14 | Древнерусская духовная музыка. Духовная музыка русских композиторов. | 1 | | | | | | |
15 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 1 | | | | | | |
16 | Основные жанры эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. | 1 | | | | | | |
Раздел 2. «Музыкальная картина мира» | Формирование русской классической музыкальной школы. | 1 |
17 | "Фрески Софии Киевской". "Перезвоны". | 1 | | | | | | |
18 | Образы духовной музыки Западной Европы. | 1 | | | | | | |
19 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | 1 | | | | | | |
20 | Образы камерной музыки. | 1 | | | | | | |
21 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 | | | | | | |
22 | "Итальянский концерт". Программная музыка. | 1 | | | | | | |
23 | Образы симфонической музыки. Программная увертюра "Эгмонт". | 1 | | | | | | |
24 | Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина "Метель". | 1 | | | | | | |
25 | Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта". | 1 | | | | | | |
26 | Связь времен. Вечные темы искусства и жизни. | 1 | | | | | | |
27 | Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке 20 века. | 1 | | | | | | |
28 | Джаз - искусство 20 века. | 1 | | | | | | |
29 | Авторская песня: прошлое и настоящее. | 1 | | | | | | |
30 | Музыка в стиле "рок". | 1 | | | | | | |
31 | Мир музыкального театра. Мюзикл. | 1 | | | | | | |
32 | Образы киномузыки. | 1 | | | | | | |
33 | Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки. | 1 | | | | | | |
34 | Музыка в семье искусств. | 1 | | | | | | |
35 | Обобщающий урок | 1 | | | | | | |
ИТОГО | 35 | | | | |