«Гимназия № 1 имени А.А. Иноземцева»
Первой квалификационной категории.
2017г.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7 классов составлена на основании программы «Музыка. 5-7 классы» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Москва «Просвещение» 2016 год, в соответствии со стандартами второго поколения с учетом основных положений художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Программа построена в соответствии с требованиями ФГОС и Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева».
Тема (раздел) | Содержание учебного предмета | Планируемые результаты |
5 класс |
Музыка и литература. (18 часов). | Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, духовной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в соответствии содержания музыкальных образов. | Обучающиеся научатся: Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой , как различными способами художественного познания мира. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой; Обучающиеся получат возможность научиться: Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Самостоятельно работать в творческих тетрадях. Участвовать в музыкальной жизни школы. |
Музыка и изобразительное искусство (16 часов). | Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижёра в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. | Обучающиеся научатся: Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с изобразительным искусством, как различными способами художественного познания мира. Соотносить художественно – образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Наблюдать за процессом и результатом развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Обучающиеся получат возможность научиться: Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Исследовать интонационно – образную природу музыкального искусства. Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства. Владеть терминами музыки и изобразительного искусства в пределах изучаемой темы. Участвовать в музыкальной жизни школы. принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); |
6 класс |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18 часов). | Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Авторская песня – прошлое и настоящее. Джаз – искусство 20 в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки). Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в соответствии содержания музыкальных образов. Музыкальный материал не изменён. | Обучающиеся научатся: Раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; Наблюдать жизненные явления. Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе. Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Обучающиеся получат возможность научиться: Аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека. Осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве, понимать их неразрывную связь. Характеризировать музыкальные произведения (фрагменты) в устной и письменной форме. Воплощать в различных видах музыкально – творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Подбирать ассоциативные ряды (литература, изобразительное искусство, кино, театр, музыка) к сюжетам и образам музыкальных сочинений. Участвовать в музыкальной жизни школы. |
Мир образов камерной и симфонической музыки (16 часов). | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года. | Обучающиеся научатся: Понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; Соотносить основные образно- эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы, изобразительного искусства. Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов. Обучающиеся получат возможность научиться: Осуществлять исследовательскую художественно – эстетическую деятельность. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Импровизировать в одном из временных жанров популярной музыки и оценивать своё исполнение. Участвовать в музыкальной жизни школы. Заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; |
7 класс |
Особенности драматургии сценической музыки (18 часов) | Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па –де – де, музыкально –хореографические сцены и др. приёмы симфонического развития образов. Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений. | Обучающиеся научатся: Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения. Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки. ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); Обучающиеся получат возможность научиться: Самостоятельно исследовать творческую биографию композиторов. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы. |
Мир образов камерной и симфонической музыки (16 часов). | Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как форма воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в соответствии содержания музыкальных образов. Музыкальный материал не изменён. | Обучающиеся научатся: Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения. Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.); Применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве Интернета. Обучающиеся получат возможность научиться: Формировать индивидуальное портфолио. Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной музыки. Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной и зарубежной культуре. Защищать творческие исследовательские проекты. Участвовать в музыкальной жизни школы. Высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; Структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. |