Пояснительная записка
3 класс
Рабочая программа по предмету «Музыка» для третьего класса разработана на основе примерной программы по музыке - «Музыка 1-4 классы», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2018.
С учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 6 октября 2009 г. №373).
На учебный предмет «Музыка» отводится в 3 классе 34 часа и ориентирована на использование учебника: музыка: 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, И.М. Е.Д. Критская, «Просвещение», 2017г.
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным общеобразовательным стандартом содержания начального общего образования и отражённых в его примерной программе курса музыки.
Программа направлена на реализацию следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
изучение особенностей музыкального языка;
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка». 3 КЛАСС
Предметные
Учащиеся научатся:
воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества
Личностные
Учащиеся научатся:
эмоционально отзываться на музыкальные произведения различного образного
содержания;
представление образа Родины, ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;
наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительно относиться к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;
осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
выбирать способы решения исполнительской задачи;
соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);
выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки; -контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
стремиться к пониманию позиции другого человека.
Разделы программы
Раздел I «Россия — Родина моя» (5 ч.) Раздел II «День, полный событий» (4 ч.)
Раздел III «О России петь — что стремиться в храм» (4 ч.) Раздел IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) Раздел V «В музыкальном театре» (6 ч.)
Раздел VI «В концертном зале» (6 ч.)
Раздел VII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 ч.)
Основное содержание программы
Раздел I «Россия - Родина моя». Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел II «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел III «О России петь - что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Фольклорный раздел IV - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел V «В музыкальном театре». Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел VI «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел VII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.
Перечень учебно-методических средств обучения:
Описание материально-технического обеспечения
Пианино
Магнитофон
Аудиозаписи детских песен CD-дисках
Классические произведения для слушания (CD)
Таблицы: нотные, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп, расположение партий в хоре
Комплект детских музыкальных инструментов: флейта, бубен, треугольник, маракасы, кастаньеты, ложки, трещотки тон-блок, клавесы. Дирижерская палочка
Перечень используемого учебно-методического комплекта
1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2017.
2. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» /Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина/ - 3 СD, mp
Календарно-тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения |
I | Раздел – «Россия-Родина моя» | 5 | 3 А | 3 Б | 3 В |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 | 03.09 | 04.09 | 04.09 |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 | 10.09 | 11.09 | 11.09 |
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава - русская держава. | 1 | 17.09 | 18.09 | 18.09 |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 | 24.09 | 25.09 | 25.09 |
5 | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна… | 1 | 01.10 | 02.10 | 02.10 |
II | Раздел – «День, полный событий» | 4 | | | |
6 | Утро. | 1 | 08.10 | 09.10 | 09.10 |
7 | Портрет в музыке. «В каждой интонации спрятан человек». | 1 | 15.10 | 16.10 | 16.10 |
8 | «В детской». Игры и игрушки. | 1 | 22.10 | 23.10 | 23.10 |
9 | На прогулке. Вечер. | 1 | 29.10 | 30.10 | 30.10 |
III | Раздел – «О России петь – что стремиться в храм» | 4 | | | |
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 | 12.11 | 13.11 | 13.11 |
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! | 1 | 19.11 | 20.11 | 20.11 |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 1 | 26.11 | 27.11 | 27.11 |
13 | Святые земли Русской. | 1 | 03.12 | 04.12 | 04.12 |
IV | Раздел – «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 | | | |
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе | 1 | 10.12 | 11.12 | 11.12 |
15 | Певцы русской старины (Баян, Садко). | 1 | 17.12 | 18.12 | 18.12 |
16 | Лель мой Лель… | 1 | 24.12 | 25.12 | 25.12 |
17 | Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». | 1 | 14.01 | 15.01 | 15.01 |
V | Раздел – «В музыкальном театре» | 6 | | | |
18 | Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. | 1 | 21.01 | 22.01 | 22.01 |
19 | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 | 28.01 | 29.01 | 29.01 |
20 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу. | 1 | 04.02 | 05.02 | 05.02 |
21 | «Океан – море синее». | 1 | 11.02 | 12.02 | 12.02 |
22 | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | 1 | 18.02 | 19.02 | 19.02 |
23 | В современных ритмах (мюзикл). | 1 | 25.02 | 26.02 | 26.02 |
VI | Раздел – «В концертном зале» | 6 | | | |
24 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 | 04.03 | 05.03 | 05.03 |
25 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 | 11.03 | 12.03 | 12.03 |
26 | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 | 18.03 | 19.03 | 19.03 |
27 | Сюита «Пер Гюнт». Странствие Пера Гюнта. Севера песня родная. | 1 | 01.04 | 02.04 | 02.04 |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал симфонии. | 1 | 08.04 | 09.04 | 09.04 |
29 | Мир Бетховена. | 1 | 15.04 | 16.04 | 16.04 |
VII | Раздел – «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 | | | |
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 | 22.04 | 23.04 | 23.04 |
31 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. | 1 | 29.04 | 30.04 | 30.04 |
32 | Певцы родной природы. | 1 | 06.05 | 07.05 | 07.05 |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет… | 1 | 13.05 | 14.05 | 15.05 |
34 | Заключительный урок-концерт. | 1 | 20.05 | 21.05 | 21.05 |