МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СШ №23»
протокол №___ ________________Н.П.Старухина ____________М.П.Хуртина
от «___»___2021 г. «_____»______________2021 г. «_____»_____________2021 г.
_________________ Е.Н. Андреева
Рабочая программа
Приложение к Основной образовательной программе НОО
Рабочая программа
УМК «Школа России»
Наименование курса: музыка
Класс: 3А
Уровень общего образования: начальное общее образование
Учитель начальных классов: Салтыкова Татьяна Витальевна
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: в неделю 1 час
Планирование составлено на основе программы Музыка. 1-4 классы. Сборник программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. – М.: Просвещение, 2014.
Учебник: Критская Е.Д. Музыка. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Рабочую программу составила ___________ Салтыкова Татьяна Витальевна
подпись
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих, музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской).
Предметные:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
2. Содержание учебного предмета
«Россия – Родина моя» (5 ч.)
Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.
«Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».
«День, полный событий» (5 ч.)
Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П. Чайковского «Утренняя молитва» и Э. Грига «Утро».
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П. Мусоргского.
Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского).
«О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.)
Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!». Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Обобщение по темам первого полугодия. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников. Музыка на новогоднем празднике.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч.)
«Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…». Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова).
Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н. Римского-Корсакова.
«В музыкальном театре» (5 ч.)
Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика».
Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».
Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
«В концертном зале » (5 ч)
Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты. Обобщение музыкальных впечатлений.
Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».
«Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л. Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч)
«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор - исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского.
Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э. Грига и П. Чайковского.
Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
3. Календарно-тематическое планирование
№ урока | сроки проведения | тема урока | количество часов |
план | факт |
Россия — Родина моя (5 ч) |
1 | | | Мелодия – душа музыки. Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский Симфония № 4 | 1 |
2 | | | Природа и музыка. Звучащие картины. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи. | 1 |
3 | | | Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке. | 1 |
4 | | | Кантата «Александр Невский» С. Прокофьева | 1 |
5 | | | Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы. | 1 |
День, полный событий (5 ч) |
6 | | | Утро. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П. Чайковский, Э. Григ) | 1 |
7 | | | Портрет в музыке. Детские образы С. Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка») | 1 |
8 | | | В каждой интонации спрятан человек. Детские образы М. Мусоргского «Картинки с выставки» и П. Чайковского «Детский альбом» | 1 |
9 | | | В детской. Игры и игрушки. | 1 |
10 | | | На прогулке. Вечер. Обобщение темы «День, полный событий». | 1 |
О России петь — что стремиться в храм (5 ч) |
11 | | | Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф. Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова) | 1 |
12 | | | Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Эмоционально-образное родство образов | 1 |
13 | | | Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | 1 |
14 | | | Вербное воскресенье. Праздник Православной церкви - Вход Господень в Иерусалим. | 1 |
15 | | | Святые земли Русской. | 1 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 ч) |
16 | | | Настрою гусли на старинный лад… Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. | 1 |
17 | | | Певцы русской старины. Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). | 1 |
18 | | | Былина о Садко и Морском царе | 1 |
19 | | | Лель, мой Лель… Образ певца-пастушка Леля | 1 |
20 | | | Звучащие картины. Прощание с Масленицей – праздник русского народа. Сцена из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова | 1 |
В музыкальном театре (5 ч) |
21 | | | Опера «Руслан и Людмила» М. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора, Фарлафа, Наины. | 1 |
22 | | | Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов (Хор фурий. Мелодия). | 1 |
23 | | | Опера «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н. Римского-Корсакова | 1 |
24 | | | «Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П. Чайковского | 1 |
25 | | | Балет «Спящая красавица». В современных ритмах. | 1 |
В концертном зале (5 ч) |
26 | | | Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты (флейта). | 1 |
27 | | | Звучащие картины. Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение. | 1 |
28 | | | Сюита Э. Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» | 1 |
29 | | | Симфония № 3 («Героическая») Л. Бетховена (1 и 2 части). Особенности интонационно-образного развития образов. | 1 |
30 | | | Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора (инструментальные и вокальные сочинения) | 1 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 ч) |
31 | | | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки. | 1 |
32 | | | Люблю я грусть твоих просторов | 1 |
33 | | | Мир С. Прокофьева («Шествие солнца»), особенности стиля композитора | 1 |
34 | | | Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт | 1 |
35 | | | Резервный урок | 1 |