Утверждена приказ по МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва» № от 2019 г. | Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим Советом протокол № от мая 2019г |
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва»
Ржаксинского района Тамбовской области
Рабочая программа
по музыке для 3 класса
на 2019-2020 учебный год
(Срок реализации 1 год)
р.п. Ржакса, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»);
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ржаксинская СОШ №2 им.Г.А.Пономарёва»;
в соответствии с Положением о рабочих программах учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности начального общего и основного общего образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ржаксинская СОШ №2 им.Г.А.Пономарёва»,
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту « Перспективная начальная школа»: авторская программа по «Музыке» (авторов Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой, – М.: Академкнига/Учебник, 2017);
учебному плану МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 им. Г. А.Пономарёва»
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Музыка» к концу 3-го года обучения
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, села, района и т.д.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника 3 класса:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
2.Содержание учебного предмета
«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» (10 ч)
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Смысловое содержание тем:
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.
«Интонация» ( 6 ч)
Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
Смысловое содержание тем:
Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки
«Развитие музыки» (8ч )
Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
Смысловое содержание тем:
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное
«Построение (формы) музыки» ( 10 ч)
Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.
Смысловое содержание тем:.
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.
Шуточная «Я с комариком плясала» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
Прелюдия № 7. Ф. Шопен.
Прелюдия № 20. Ф. Шопен.
«Спой нам, ветер», песня из кинофильма «Дети капитана Гранта».
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Название раздела | Количество часов (34) |
1. | «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» | 10 ч. |
2. | «Интонация» | 6 ч |
3. | «Развитие музыки» | 8 ч. |
4. | «Построение (формы) музыки» | 10ч. |
Утверждено приказ по МБОУ «Ржаксинская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Г.А.Пономарёва» № от 2019 г. | Согласовано с заместителем директора по УВР в начальных классах | Рассмотрено на заседании МО протокол № от .05.2019 г. |
Развёрнутый тематический план по музыке в 3 «Ж» классе
на 2019/2020 учебный год
(приложение к рабочей программе)
Класс: 3 «Ж»
Учитель: И.А. Дроздова
Количество часов:
-на учебный год: 34
-в неделю: 1
2019 год
РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО МУЗЫКЕ
№ п/п | № по теме | Тема урока | Тип урока | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Корректирование |
«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»- 10ч. |
1 | 1 | Открываем для себя новые качества музыки. Песня " Всюду музыка звучит». | Комбинированный | 3.09 | | |
2 | 2 | Мелодичность – значит песенность? Главная тема. Кульминация. Ария Сусанина из оперы « Иван Сусанин». | Комбинированный | 10.09 | | |
3 | 3 | Вокальная музыка. Музыкальный образ. Песня « Осень». | Комбинированный | 17.09 | | |
4 | 4 | Танцевальность бывает не только в танцах. Фрагмент из балета « Конёк-горбунок». | Комбинированный | 24.09 | | |
5 | 5 | Танцевальность бывает не только в танцах. Фрагмент из балета « Конёк-горбунок». | Комбинированный | 1.10 | | |
6 | 6 | Где слышится маршевость? | Комбинированный | 15.10 | | |
7 | 7 | Марш памяти А.В. Суворова. Хор. | Комбинированный | 22.10 | | |
8 | 8 | Встречи с песенно- танцевальной и песенно- маршевой музыкой. Фредерик Шопен. | Комбинированный | 29.10 | | |
9 | 9 | Исаак Осипович Дунаевский. « Спой нам, ветер». | Комбинированный | 5.11 | | |
10 | 10 | Исаак Осипович Дунаевский. « Спой нам, ветер». | Комбинированный | 12.11 | | |
«Интонация» - 6 ч. |
11 | 1 | Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Песня « Расскажи, мотылёк». | Комбинированный | 26.11 | | |
12 | 2 | Подготовка к проекту « Концерт для родителей». | Комбинированный | 3.12 | | |
13 | 3 | Зерно – интонация в музыке. Импровизация. Прелюдия №6 « Шаги на снегу». | Комбинированный | 10.12 | | |
14 | 4 | Затакт. Зерно – интонация. Либретто. | Комбинированный | 17.12 | | |
15 | 5 | Затакт. Зерно – интонация. Либретто. | Комбинированный | 24.12 | | |
16 | 6 | Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? Проект «Школьный фольклорный праздник». | Комбинированный | 31.12 | | |
«Развитие музыки» - 8 ч. |
17 | 1 | Почему развивается музыка? Франц Шуберт. | Комбинированный | 14.01 | | |
18 | 2 | Аккорды усиливают изобразительность музыки. | Комбинированный | 21.01 | | |
19 | 3 | Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | Комбинированный | 28.01 | | |
20 | 4 | Иоганн Себастьян Бах. Весёлые нотки – весёлые дни. | Комбинированный | 4.02 | | |
21 | 5 | Что такое исполнительское развитие музыки? | Комбинированный | 11.02 | | |
22 | 6 | Что такое исполнительское развитие музыки? | Комбинированный | 25.02 | | |
23 | 7 | Развитие, заложенное в самой музыке. Проект « Музыкальный спектакль». | Комбинированный | 3.03 | | |
24 | 8 | Что нового мы услышим в музыкальной сказке « Петя и волк». | Комбинированный | 10.03 | | |
«Построение (формы) музыки» - 10 ч. |
25 | 1 | Почему музыкальные произведения бывают одночастными? | Комбинированный | 17.03 | | |
26 | 2 | Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Французская народная песня « Пастушья сумка». | Комбинированный | 24.03 | | |
27 | 3 | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | Комбинированный | 31.03 | | |
28 | 4 | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | Комбинированный | 14.04 | | |
29 | 5 | Занятная музыкальная сказка «Петя и волк». | Комбинированный | 21.04 | | |
30 | 6 | Ария Сусанина из оперы « Иван Сусанин». | Комбинированный | 28.04 | | |
31 | 7 | Рондо – интересная музыкальная форма. | Комбинированный | 5.05 | | |
32 | 8 | Как строятся вариации? | Обобщение | 12.05 | | |
33 | 9 | О важнейших средствах построения музыки. | Комбинированный | 19.05 | | |
34 | 10 | О важнейших средствах построения музыки. | Комбинированный | 26.05 | | |