СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по музыке 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по музыке 2 класс, составлена на основе авторской программы "Музыка" автор Е.Д.Критская

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 2 класс»


МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»








Рабочая программа учебного предмета

«Музыка»
(наименование учебного предмета)

начальное общее образование, 2 класс

(уровень образования)


составлена на основе авторской программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной, к учебнику «Музыка» 4 класс: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, М., Просвещение, 2017.

34 часа
(количество часов, отводимых на реализацию программы)

учитель начальных классов Куйдина Марина Константиновна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________ Денисова А.В.

«___» ______________ 2022 г.

«Утверждаю»

Директор школы

____________ Осипова Л.Г.

«___» ___________2022 г.


















Мухоршибирь, 2022 г.



Аннотация к рабочей программе по учебному предмету музыка

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» 2- 4 кл Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.

Нормативные документы:

1. «Федеральный государственный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373

2. Примерная основная общеобразовательная программа общеобразовательного учреждения. Начальная школа/сост. Е.С.Савинов – М.: Просвещение 2010.

3. Программа «Музыка». Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина // Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Предмет «Музыка» включён в базовую часть Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки; воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов; развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение и импровизация).

Задачи:

развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности.

В соответствии с учебным планом на учебный предмет «Музыка» отводится во 2-4 классах-34 часа (из расчета 1 час в неделю)


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Музыка» 2 класс

Личностными результатами изучения музыки являются:

- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.



Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.



Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на

примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.


К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать/понимать:


  • Жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);

  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.


Уметь:

  • Выявлять жанровое начало музыки;

  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально - ритмическом движении.












  1. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности


Модуль «Школьный урок»


Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками,

способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила

общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,

организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через

демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,

стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к

получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими

одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках

реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

  • Организация на уроке различных форм оценивания знаний, включая самооценку, что даст

учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.


В разделе «Россия - Родина моя» учащиеся знакомятся с музыкой русских композиторов, воспевающих родную природу («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского), песнями о родном крае, Гимном России. Воспитание патриотизма авторы УМК считают одним из важных гуманистических качеств личности. Поэтому и введение ребенка в мир музыкальной культуры начинается на уроках музыки с русской музыки.


В разделе «День, полный событий» второклассники проживают день с утра до вечера вместе с детскими образами из сборников фортепианных пьес «Детский альбом» П. Чайковского» и «Детская музыка» С. Прокофьева.  Различные жанровые сферы музыки этих композиторов позволяют  включать детей в разнообразные виды музыкальной деятельности, способствуя тем самым накоплению интонационно-образного словаря на доступном их сознанию музыкальном материале.


Раздел «О России петь - что стремиться в храм» решает задачу бережного прикосновения детей к сокровищам музыки религиозной традиции - колокольными звонами, народными песнопениями, знакомит их со святыми земли Русской - Александром Невским, Сергием Радонежским,  дает возможность узнать о «музыкальном оформлении» такого праздника русской Православной церкви  как Рождество Христово. Заметим, что изучение духовной музыки в начальной школе осуществляется в опоре на музыкальный фольклор и классическую музыку.


Фольклорный раздел - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» раскрывает перед детьми многообразный мир народных песен, танцев, игр,  народных праздников – проводы зимы (Масленица), встреча весны. Здесь предлагается ребятам «разыгрывать» народные песни, узнавать голоса народных инструментов, участвовать в исполнении инструментальных наигрышей, сочинять несложные песенки.


«В музыкальном театре» школьники побывают вместе с персонажами детской оперы-сказки - «Волк и семеро козлят» М. Коваля, и оперы М. Глинки на пушкинский сюжет «Руслан и Людмила»  балета «Золушка» С. Прокофьева.


Раздел «В концертном зале» предполагает «посещение» детьми концертов камерной и симфонической музыки - симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева, фортепианная сюита  «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Симфония № 40» В.-А. Моцарта и др.


Изучая завершающий раздел учебников «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», школьники войдут в творческие мастерские композиторов и исполнителей, прикоснуться к тайнам создания и интерпретации сочинений разных времен и стилей, а также расширят свой слушательский, исполнительский и «композиторский» опыт. В этом разделе продолжаются их встречи с музыкой  различных композиторов прошлого и настоящего времени - И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, М. Глинка, П. Чайковский, Г. Свиридов, Д. Кабалевский.


«Россия — Родина моя» (4ч)

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал

      «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
      «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.
      «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
      «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.


«День, полный событий» (6ч)

 Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

Музыкальный материал

      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
      Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.
      «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
      «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.
      «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.
       «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.


«О России петь — что стремиться в храм» (7ч)

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Музыкальный материал

      «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
      Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
      Народные песнопения о Сергии Радонежском.
      «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.
      «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
      Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (8ч)

 Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Музыкальный материал

      Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
      «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.
      «Камаринская». П. Чайковский.
      Прибаутки. В. Комраков, слова народные.
      Масленичные песенки.
      Песенки-заклички, игры, хороводы.

 Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал

      «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.
      «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
      «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.
      «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.
      «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
      «Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

«В концертном зале» (5ч)


 Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал

      Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.
      «Картинки с выставки».  Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
      Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
      Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
      Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
      «Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.


«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5ч)

 Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Музыкальный материал

«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
      «Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
      «Колыбельная». Б. Флис —  В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
      «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
      «Песня жаворонка». П. Чайковский.
      Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
      «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
      «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
      «Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
      «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.



Основные виды учебной деятельности школьников 

Слушание музыки.

Опыт эмоционально - образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм. 
Пение.

Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально - исполнительского замысла, импровизации. 
Инструментальное музицирование.

Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). 
Музыкально-пластическое движение.

Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации. 
Драматизация музыкальных произведений.

Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. 
Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств. 

Форма организации учебных занятий: Урок-беседа, урок-презентация, урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, урок закрепления знаний.






  1. Тематическое планирование


Наименование раздела

Кол-во часов

1

Россия-Родина моя

2

День, полный событий

3

«О России петь – что стремиться в храм»

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

5

В музыкальном театре

6

В концертном зале

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье



34ч












Тематическое планирование, в том числе, с учётом рабочей программы воспитания.


раздел

кол-во часов

деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

1

Россия-Родина моя

Формирование основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2

День, полный событий

Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни, природе, искусстве.

Воспитание любви к искусству, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства. Формирование умений рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий

3

«О России петь – что стремиться в храм»

Формирование образного художественного мышления детей, эстетических чувств, наблюдательности и фантазии.

Формирование и развитие навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя, умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Воспитание любви к Родине. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуры.

Формирование и развитие у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Соблюдение правил техники безопасности при выполнении практических работ.

5

В музыкальном театре

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Приобщение к видам национального искусства. Воспитание чувств прекрасного.

Формирование умений и навыков сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

6

В концертном зале

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Приобщение к видам национального искусства. Воспитание чувств прекрасного.

Формирование умений и навыков сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни, природе, искусстве.

Воспитание любви к искусству, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства. Формирование умений рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий


Итого:

34 час.





Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Разделы и темы

Дата проведения

Россия-Родина моя (3ч)


1

Мелодия




2

Здравствуй, Родина моя!




3

Гимн России




День, полный событий (6ч)



4

Музыкальные инструменты (фортепиано)




5

Природа и музыка. Прогулка




6

Танцы, танцы, танцы…




7

Эти разные марши. Звучащие картины.




8

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.




9

Обобщающий урок 1 четверти.




«О России петь – что стремиться в храм» (7ч)



10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.




11

Русские народные инструменты.




12

Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский.




13

Молитва.




14

С Рождеством Христовым!




15

Музыка на Новогоднем празднике.




16

Обобщающий урок 2 четверти.




«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч)



17

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.




18

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.




19

Проводы зимы. Встреча весны…




В музыкальном театре (5ч)



20

Детский музыкальный театр. Опера




21

Балет.




22

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.




23

Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы.




24

Увертюра. Финал.




В концертном зале (5ч)



25

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».




26

Обобщающий урок 3 четверти.




27

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление




28

«Звучит нестареющий Моцарт».




29

Симфония № 40. Увертюра




Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (5ч)


30

Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган).

И все это – Бах.



31

Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.




32

Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла.




33

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).




34

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!