муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Принято: Педагогический совет Протокол № от___.___.2021г | | Утверждаю: Директор школы ________ О.И. Никифорова Приказ № от___.___.2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 2 класса
на основе примерной рабочей программы
начального общего образования института
Министерства Просвещения РФ
стратегии развития образования РАО
Разработана Капустиной Галиной Геннадьевной
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Пример- ной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
Нормативно-правовая основа
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317-ФЗ)»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28;
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зеленодольская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования (ФГОС) МБОУ «Зеленодольская СОШ» с учётом примерных программ;
Учебный план МБОУ «Зеленодольская СОШ» на 2021 – 2022 учебный год;
Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу, в том числе и внеурочной деятельности.
Курс музыки направлен на достижение следующей цели:
воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.
Описание места курса в учебном плане
На изучение курса «Музыка» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34ч (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметых.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление
участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление
сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность
придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета
«Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
—сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
—определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);
—находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
—выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
—устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
—на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
—с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
—сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
—проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);
—формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
—прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
—выбирать источник получения информации;
—согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
—распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
—соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
—анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
—анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
—самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
—воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
—выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
—передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
—проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
—признавать возможность существования разных точек зрения;
—корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
—строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
—готовить небольшие публичные выступления;
—подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
—стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
—переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
—формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
—принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
—выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
—планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
—выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
—устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
—корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
—с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
—сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
—осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
—имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
—с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
—стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыкальная грамота»:
—классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
—различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
—различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
—различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
—понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
—исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
—исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Народная музыка России»:
—определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
—определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
—группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
—определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
—различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
—создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
—исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
—участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыка народов мира»:
—различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
—определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
—различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
—различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Духовная музыка»:
—определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
—исполнять доступные образцы духовной музыки;
—уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Классическая музыка»:
—различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
—различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
—различать концертные жанры по особенностям исполнения
(камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
—исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
—воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
—характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
—соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Современная музыкальная культура»:
—иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
—различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
—анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
—исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
Модуль «Музыка театра и кино»:
—определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
—различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
—различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Музыка в жизни человека»:
—исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
—воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
—осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Содержание учебного предмета
Название раздела (темы) | Кол-во часов для изучения раздела, темы | Содержание учебной темы |
Примерная | Рабочая | Контрольные, практические работы и т.д. |
«Музыкальная грамота» | 7 | 7 | | Б)Звукоряд. Г)Ритм. Е)Размер. Ж)Музыкальный язык З)Высота звуков О)Ноты в разных октавах Р)Ритмические рисунки в размере 6\8 С)Тональность. Гамма. Ф)Музыкальная форма |
Народная музыка России | 7 | 7 | | А) Край, в котором ты живёшь Г)Сказки, мифы и легенды З) Фольклор народов России |
Музыка народов мира | 3 | 3 | | Ж) Музыка Средней Азии |
Духовная музыка | 1 | 1 | | В) Инструментальная музыка в церкви |
Классическая музыка | 11 | 11 | | Б) Композиторы — детям В) Оркестр Е) Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель Ж)Вокальная музыка Л) Русские композиторы- классики М) Европейские композиторы- классики Н) Мастерство исполнителя |
Современная музыкальная культура | 2 | 2 | | А) Совре-менные обработки классической музыки |
Музыка театра и кино | 2 | 1 | | Б)Театр оперы и балета |
Музыка в жизни человека | 2 | 1 | | Б) Музыкальные пейзажи |
Итого: | 34 | 34 | | |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Сроки | ЭОР |
По плану | Фактически |
Классическая музыка |
1 | Композиторы — детям | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=lxWMi_corvo |
2 | Оркестр | 1 | | | https://iu.ru/video-lessons?predmet=musika&klass=2_klass |
3 | Русские композиторы- классики | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=6uacX1ixoaA |
Музыка театра и кино |
4 | Театр оперы и балета | 1 | | | https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5Nrg4D7GTAhEhQRCH_GwrGiGb |
5 | Театр оперы и балета | 1 | | | https://www.youtube.com/playlist?list=PLvtJKssE5Nrg4D7GTAhEhQRCH_GwrGiGb |
Музыкальная грамота |
6 | Звукоряд. Ритм | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=Dum3UQA9Mbg https://www.youtube.com/watch?v=v3q8J47b2nE |
7 | Размер. Высота звуков | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=3x68Sy-pM8k https://vk.com/video-45056973_170496942 |
Музыка в жизни человека |
7 | Музыкальные пейзажи | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=eN3FjcDDxg8 |
8 | Музыкальные пейзажи | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=alTbVNhIhCU |
Народная музыка России |
9 | Край, в котором ты живёшь | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=Ply6KLYSWng |
10 | Край, в котором ты живёшь | 1 | | | https://iu.ru/video-lessons?predmet=musika&klass=2_klass |
11 | Край, в котором ты живёшь | 1 | | | https://iu.ru/video-lessons?predmet=musika&klass=2_klass |
12 | Сказки, мифы и легенды | 1 | | | https://iu.ru/video-lessons?predmet=musika&klass=2_klass |
13 | Фольклор народов России | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=2AUiWoE9Jf0 |
14 | Фольклор народов России | 1 | | | |
15 | Фольклор народов России | 1 | | | |
Музыкальная грамота |
16 | Ноты в разных октавах | 1 | | | https://iu.ru/video-lessons?predmet=musika&klass=2_klass |
Музыка народов мира |
17 | Музыка Средней Азии | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=knAHyKnLHAM |
18 | Музыка Средней Азии | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=RZfMHy5gp5k |
19 | Музыка Средней Азии | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=QXwa0CWPO1w |
Классическая музыка |
20 | Мастерство исполнителя | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=3w9xKwRON-s |
21 | Мастерство исполнителя | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=yORusWhQvDs |
22 | Мастерство исполнителя | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=YZ6MopJgmHs |
23 | Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=cUQFNMAo4Sc |
24 | Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=BF7a5QqRIz4 |
Музыкальная грамота |
25 | Музыкальный язык | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=3jeQE8xJ3XQ |
26 | Ритмические рисунки в размере 6/8 | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=efwBKGOoRAg |
Духовная музыка |
27 | Инструментальная музыка в церкви | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=r12AtIOuNmE https://www.youtube.com/watch?v=xmifCEkfOvY https://www.youtube.com/watch?v=6XriCJMTCZE |
Классическая музыка |
28 | Европейские композиторы-классики | 1 | | | https://my.mail.ru/mail/kuzmenko-yurii/video/168/24314.html |
29 | Европейские композиторы-классики | 1 | | | https://my.mail.ru/mail/kuzmenko-yurii/video/168/24314.html |
30 | Вокальная музыка | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=u5fE4_7dDk8 https://www.youtube.com/watch?v=0VcTfOpf8wQ |
Музыкальная грамота |
31 | Тональность. Гамма. | 1 | | | |
32 | Музыкальная форма | 1 | | | |
Современная музыкальная культура |
33 | Современные обработки классической музыки | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=0gpN7iTTaRU |
34 | Современные обработки классической музыки | 1 | | | https://www.youtube.com/watch?v=0gpN7iTTaRU |
Приложение к программе
1. Учебно-методическое обеспечение
2. Лист корректировки рабочей программы
Приложение 1
Учебно-методическое обеспечение
Е.Д Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Учебник. 2 класс. М.: Просвещение, 2014г.
Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись зам. директора по УВР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |