Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»
«Согласовано» Руководитель МО _______________ Протокол №____ от «____»__________2018г. | «Утверждено» Директор МБОУ « Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» _____________А.В.Леонов Приказ №___ от «____»_______________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Математика»
5 класс (филиал в п. Чакино)
учитель математики Захарова Г.М.
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» для учащихся 5-го класса разработана на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
-санитарно- эпидемеологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);
- учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» в п.Чакино;
- годового учебного календарного графика МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;
- основной образовательной программы МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова»;
- утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.
- программы по курсу математики 5–6 классы созданной на основе единой концепции преподавания математики в средней школе, разработанной А.Г. Мерзляком, В.Б. Полонским, М.С. Якиром.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Изучение математики направлено на достижение следующей цели:
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание образование по математике в 5 классе определяет следующие задачи:
развить представления о натуральном числе, десятичной и обыкновенной дроби и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
развить представления об изучаемых понятиях: уравнение, координаты и координатная прямая, процент, упрощение буквенных выражений, угол и треугольник, формула и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
получить представление о статистических закономерностях и о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов , носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, проводить примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа составлена с учетом Учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в п.Чакино и учитывает логику учебного процесса данного образовательного учреждения. На изучение математики в 5 классе отводится 5 учебных часов в неделю, всего 170 уроков.
Учебно – методический комплект:
Математика : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016.
Математика: 5 класс : дидактические материалы : сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016.
Математика : 5 класс : рабочая тетрадь / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016.
Математика : 5 класс : методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2016
5. Программа по математике (5-6 кл.) Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сложение и вычитание натуральных чисел. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения. Вычитание натуральных чисел. Числовые и буквенные выражения. Формулы. Уравнение. Угол. Обозначение углов. Виды углов. Измерение углов. Многоугольники. Равные фигуры. Треугольник и его виды. Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.
По окончании изучения темы учащийся научится:
выполнять операции с числовыми выражениями;
решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
распознавать на чертежах, рисунках плоские геометрические фигуры и их элементы
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
строить углы, определять их градусную меру;
Учащийся получит возможность:
овладеть специальными
Натуральные числа. Ряд натуральных чисел. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. Отрезок. Длина отрезка. Плоскость. Прямая. Луч. Шкала. Координатный луч. Сравнение натуральных чисел
По окончании изучения темы учащийся научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать натуральные числа;
выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
распознавать на чертежах, рисунках отрезки, лучи, прямые, шкалы.
использовать понятия и умения, связанные с понятием отрезка, плоскости, прямой, луча в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Учащийся получит возможность:
углубить и развить представления об отрезках, прямых, плоскости.
Умножение и деление натуральных чисел. Умножение. Переместительное свойство умножения. Сочетательное и распределительное свойства умножения. Деление. Деление с остатком. Степень числа. Площадь. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. Объем прямоугольного параллелепипеда. Комбинаторные задачи.
По окончании изучения темы учащийся научится:
выполнять операции с числовыми выражениями;
выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды;
вычислять площадь прямоугольника и объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
* развить представления о свойствах умножения и деления;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Обыкновенные дроби . Понятие обыкновенной дроби. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Дроби и деление натуральных чисел. Смешанные числа.
По окончании изучения темы учащийся научится:
понимать особенности обыкновенных дробей;
сравнивать и упорядочивать обыкновенные дроби;
выполнять вычисления с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Учащийся получит возможность:
углубить и развить представления о числах;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Десятичные дроби. Представление о десятичных дробях. Сравнение десятичных дробей. Округление чисел. Прикидки. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. Проценты. Нахождения процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
По окончании изучения темы учащийся научится:
понимать особенности десятичных дробей;
сравнивать и упорядочивать десятичные дроби;
выполнять вычисления с десятичными дробями;
понимать определение процента;
находить процент от числа и число по его проценту.
Учащийся получит возможность:
углубить и развить представления о числах;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Тематическое планирование
№ | Разделы, темы | Кол-во часов |
1 | Повторение | 3 |
| Входная контрольная работа | 1 |
РАЗДЕЛ I. Натуральные числа и действия над ними | 90 |
1 | Натуральные числа | 20 |
| Ряд натуральных чисел | 2 |
| Цифры. Десятичная запись натуральных чисел | 3 |
| Отрезок. Длина отрезка | 4 |
| Плоскость. Прямая. Луч | 3 |
| Шкала. Координатный луч | 3 |
| Сравнение натуральных чисел | 3 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| Контрольная работа № 1 «Натуральные числа» | 1 |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 33 |
| Сложение натуральных чисел. Свойства сложения | 4 |
| Вычитание натуральных чисел | 3 |
| Решение задач с применением свойств вычитания | 2 |
| Числовые и буквенные выражения. Формулы | 3 |
| Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 |
| Уравнение | 3 |
| Угол. Обозначение углов | 2 |
| Виды углов. | 2 |
| Измерение углов | 3 |
| Многоугольники. Равные фигуры | 2 |
| Треугольник и его виды | 3 |
| Прямоугольник. Ось симметрии фигуры | 3 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| Контрольная работа № 3«Уравнение. Угол. Многоугольники» | 1 |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 37 |
| Умножение. Переместительное свойство умножения | 4 |
| Сочетательное и распределительное свойства умножения | 3 |
| Деление | 4 |
| Решение задач с применением деления. | 3 |
| Деление с остатком | 3 |
| Степень числа | 2 |
| Контрольная работа № 4 «Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения» | 1 |
| Площадь. Площадь прямоугольника | 4 |
| Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 3 |
| Объем прямоугольного параллелепипеда | 4 |
| Комбинаторные задачи | 3 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
| Контрольная работа №5: «Деление с остатком. Площадь прямоугольника . Прямоугольный параллелепипед и его объем. Комбинаторные задачи» | 1 |
РАЗДЕЛ I I.Дробные числа и действия над ними | 66 |
1 | Обыкновенные дроби | 18 |
| Понятие обыкновенной дроби | 5 |
| Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 3 |
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 |
| Дроби и деление натуральных чисел | 1 |
| Смешанные числа | 1 |
| Сложение смешанных чисел. | 2 |
| Вычитание смешанных чисел. | 2 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| Контрольная работа №6 по теме: «Обыкновенные дроби» | 1 |
2 | Десятичные дроби | 48 |
| Представление о десятичных дробях | 4 |
| Сравнение десятичных дробей | 3 |
| Округление чисел. Прикидки | 3 |
| Сложение десятичных дробей | 3 |
| Вычитание десятичных дробей | 3 |
| Контрольная работа №7 по теме: «Понятие о десятичной дроби. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 |
| Умножение десятичных дробей. Применение законов умножения для десятичных дробей. | 4 |
| Умножение десятичных дробей. Решение задач | 3 |
| Деление десятичной дроби на натуральное число. | 3 |
| Деление десятичной дроби на десятичную дробь | 3 |
| Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Решение уравнений и задач. | 3 |
| Контрольная работа №8 по теме: «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 |
| Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 3 |
| Проценты. Нахождения процентов от числа | 4 |
| Нахождение числа по его процентам | 4 |
| Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
| Контрольная работа №9 по теме: « Среднее арифметическое. Процент» | 1 |
| Повторение | 10 |
Планируемые результаты
.
Ученик научится:
-понимать особенности десятичной системы счисления;
- сравнивать и упорядочивать натуральные числа;
- выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
-использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты;
-использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
- решать простейшие уравнения с одной переменной;
-понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства;
-применять аппарат неравенств, для решения задач;
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций;
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
-распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
-строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
-вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;
-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
-распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
-находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
решать несложные задачи на построение;
-использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
-вычислять площади прямоугольника, квадрата;
-вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата;
- находить координаты точки;
- заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;
-выполнять действия по алгоритму;
-читать простейшие круговые диаграммы.
Ученик получит возможность:
-познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- углубить и развить представления о натуральных числах;
-научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку -контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
-понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения.
-овладеть специальными приёмами решения уравнений;
-уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
-уверенно применять аппарат неравенств, для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
-научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
-углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.
-научится пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
-распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
-находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
-решать несложные задачи на построение.
-использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
-вычислять площади прямоугольника, квадрата;
-вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;
-решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.
-овладеть координатным методом решения задач.
-устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;
-понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;
-выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;
-выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;
-строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»;
-составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.
13