Аннотация
к рабочей программе по математике, 4 класс
Нормативная база программы и УМК
Программа составлена на основе:
- авторской программы «Математика» ( М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой);
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009;
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-планируемых результатов начального общего образования;
-федерального перечня учебников на 2021-2022 учебный год;
-учебного плана МБОУ Комаричской СОШ №1;
-положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС МБОУ Комаричской СОШ №1;
- примерной программы начального общего образования (авторы -М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта.
Программа реализуется по УМК «Школа России»
1.Моро М.И. Математика: учебник для 4 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение
2.Моро М.И. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение
3. Электронное приложение к учебнику Моро М.И. «Математика».
Количество часов на изучение дисциплины
Количество часов: в неделю - 4 часа; в год - 136 часов.
По учебному плану: в неделю – 4 часа, в год - 136 часов.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Структура программы
Программа включает в себя :
-титульный лист;
-пояснительную записку;
-планируемые результаты изучения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
-тематическое планирование.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комаричская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании МО учителей - предметников протокол №___от __________ г. Руководитель МО учителей-предметников __________(Звонникова Е.Н.) | Согласовано И.о. заведующей филиалом МБОУ Комаричской СОШ №1 в с. Быхово ___________(Кочевых Т.К.) | Утверждена приказом по МБОУ Комаричской СОШ №1 от ________г. №_____ |
Рабочая программа
по математике
4 класс
на 2021– 2022 учебный год
Учитель:
Шамшурина Ольга Петровна
I категория
2021 г.
I.Пояснительная записка
Программа по математике для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы М.И. Моро, С. И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В классе учащиеся в процессе изучения математики анализируют и сравнивают предметы, классифицируют их; распознают в предметах окружающей обстановки изучаемые геометрические фигуры, описывают их свойства, изображают; моделируют операции сложения, вычитания, умножения и деления чисел с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики; используют числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел; образовывают, называют и записывают числа в пределах 1 000; составляют таблицу умножения; задачи по рисункам, схемам, выражениям; решают уравнения, простые и сложные задачи изученных видов; осуществляют ритмический счет до 1 000; применяют знания и способы действий в поисковых ситуациях, находят способ решения нестандартной задачи; выполняют задания творческого характера; собирают информацию в справочной литературе, интернет-ресурсах; готовят проектные работы. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, конкурсам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. На уроках математики ученики могут сотрудничать в парах, группах, умеют контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
– Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
– Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
– Целостное восприятие окружающего мира.
– Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
– Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
– Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
– Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
– Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.
– Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
– Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
– Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
– Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
– Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
– Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
– Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
– Определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
– Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
– Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
– Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
– Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
– Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
– Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
– Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).
Предметные результаты по разделам
Числа и величины.
Обучающийся научится:
· читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
· устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
· группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
· читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Обучающийся получит возможность научиться:
· классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
· выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия.
Обучающийся научится:
· выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10·000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
· выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
· выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
· вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
· выполнять действия с величинами;
· использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
· проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами.
Обучающийся научится:
· анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
· решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
· оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
· решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
· решать задачи в 3—4 действия;
· находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Обучающийся научится:
· описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
· распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
· выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
· использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
· распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
· соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Обучающийся получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины.
Обучающийся научится:
· измерять длину отрезка;
· вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
· оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Обучающийся получит возможность научиться:
вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией.
Обучающийся научится:
·устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;
·читать несложные готовые таблицы;
·заполнять несложные готовые таблицы;
·читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
·читать несложные готовые круговые диаграммы;
·достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
· сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
·понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («и», «если то», «верно/неверно, что», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
·составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
·распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
·планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
·интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы и элементов содержания начального общего образования по математике 4 класс
Мета- предмет- ный резуль- тат | Код прове- ряемого требова- ния | Проверяемые предметные требования к результатам обучения |
1 | Числа |
1.1 | Читать, записывать многозначные числа |
1.2 | Сравнивать, упорядочивать многозначные числа |
1.3 | Находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз |
2 | Арифметические действия |
2.1 | Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 – устно, с многозначными числами – письменно) |
2.2 | Выполнять арифметические действия: умножение и деление (на однозначное число, в пределах 100 – устно, на двузначное число, многозначные – письменно) |
2.3 | Выполнять арифметические действия: деление с остатком (в пределах 1000) |
2.4 | Вычислять значение числового выражения (со скобками / без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления с многозначными числами |
2.5 | Использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий |
2.6 | Выполнять прикидку результата вычислений; осуществлять проверку полученного результата по критериям достоверности (реальности), соответствия правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора |
2.7 | Находить неизвестные компоненты сложения, вычитания, умножения и деления |
3 | Величины и действия над ними |
3.1 | Использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метр в секунду) |
3.2 | Преобразовывать одни единицы массы в другие; преобразовывать одни единицы времени в другие; преобразовывать одни единицы длины в другие |
3.3 | Использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путём; между производительностью, временем и объёмом работы |
3.4 | Определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), скорость движения транспортного средства; определять с помощью измерительных сосудов вместимость |
3.5 | Выполнять прикидку и оценку результата измерений |
3.6 | Находить долю величины, величину по её доле |
4 | Текстовые задачи |
| 4.1 | Решать текстовые задачи в несколько действий; выполнять преобразование заданных величин; выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя при необходимости вычислительные устройства; оценивать полученный результат по критериям достоверности/реальности, соответствия условию |
4.2 | Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (покупки, движение и т.п.), в том числе с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки |
5 | Пространственные представления и геометрические фигуры |
5.1 | Различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг |
5.2 | Изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса |
5.3 | Различать изображения простейших пространственных фигур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды |
5.4 | Распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену) |
5.5 | Выполнять (показывать на рисунке, чертеже) разбиение простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты) |
5.6 | Находить периметр и площадь фигур, составленных из двух-трёх прямоугольников (квадратов) |
6 | Работа с информацией |
6.1 | Распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения |
6.2 | Приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение |
6.3 | Формулировать утверждение (вывод) |
6.4 | Строить логические рассуждения (одно-двухшаговые) с использованием изученных связок |
6.5 | Классифицировать объекты по одному-двум заданным / самостоятельно установленным признакам |
6.6 | Получать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счёт, меню, прайс-лист, объявление) |
6.7 | Заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму |
6.8 | Использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях; дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма |
Код раз- дела | Код прове- ряемого элемента | Проверяемые элементы содержания |
1 | Числа и действия над ними |
1.1 | Чтение, запись многозначных чисел; поразрядное сравнение чисел |
1.2 | Письменное сложение и вычитание многозначных чисел |
1.3 | Письменное умножение, деление многозначных чисел на однозначное/двузначное число; деление с остатком |
1.4 | Нахождение числа, большего или меньшего данного числа на заданное число, в заданное число раз |
1.5 | Использование свойств арифметических действий для вычислений |
1.6 | Нахождение значения числового выражения |
1.7 | Проверка результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора |
1.8 | Нахождение неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления |
1.9 | Понятие доли величины. Сравнение долей одного целого. Нахождение доли от величины, величины по её доле |
2 | Величины и действия над ними |
2.1 | Единицы массы – центнер, тонна; соотношения между килограммом и центнером, тонной |
2.2 | Единицы времени – сутки, неделя, месяц, год, век. Доли часа |
2.3 | Единицы длины – миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр; соотношения между ними |
2.4 | Единицы площади – квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; соотношения между «соседними» единицами |
2.5 | Единица вместимости – литр. Сравнение объектов по вместимости |
III. Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1 000. Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2–4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1 000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1 000 раз.
Числа, которые больше 1 000. Величины (18 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217 + 163, х – 137 = 500 – 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление (71 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний). Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 х =
= 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1 000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (12 ч)
Повторение изученных тем за год.
IV. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема урока | Коли чест во часов | Дата |
план | факт |
1 | Числа от 1 до 1 000. повторение (13ч) | Нумерация. Счет предметов. Разряды | 1ч | | |
2 | Выражение и его значение. Порядок выполнения действий | 1ч | | |
3 | Выражение и его значение. Порядок выполнения действий | 1ч | | |
4 | Приемы письменного вычитания | 1ч | | |
5 | Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное | 1ч | | |
6 | Умножение на 0 и 1 | 1ч | | |
7-10 | Прием письменного деления на однозначное число | 4ч | | |
11 | Входная контрольная работа. Повторение пройденного. | 1ч | | |
12 | Сбор и представление данных. Диаграммы. | 1ч | | |
13 | Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» | 1ч | | |
14 | Числа, которые больше 1 000. Нумерация (11 ч) | Устная нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы | 1ч | | |
15 | Устная нумерация. Чтение чисел | 1ч | | |
16 | Письменная нумерация. Запись чисел | 1ч | | |
17 | Натуральная последовательность трехзначных чисел. Разрядные слагаемые | 1ч | | |
18 | Сравнение многозначных чисел | 1ч | | |
19 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1 000 раз | 1ч | | |
20 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе | 1ч | | |
21 | Класс миллионов и класс миллиардов | 1ч | | |
22 | Проект «Наш город (село)» | 1ч | | |
23 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1ч | | |
24 | Контроль и учет знаний по теме «Числа, которые больше 1 000. Нумерация» | 1ч | | |
25 | Величины (18 ч) | Работа над ошибками. Единицы длины. Километр. | 1 ч | | |
26 | Таблица единиц длины | 1 ч | | |
27 | Единицы измерения площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр | 1 ч | | |
28 | Таблица единиц площади | 1 ч | | |
29 | Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки | 1 ч | | |
30 | Единицы измерения массы: тонна, центнер | 1 ч | | |
31 | Таблица единиц массы | 1 ч | | |
32 | Единицы времени. Год | 1 ч | | |
33 | Время от 0 часов до 24 часов | 1 ч | | |
34 | Решение задач на время | 1 ч | | |
35 | Единицы времени. Секунда | 1 ч | | |
36 | Единицы времени. Век | 1 ч | | |
37 | Таблица единиц времени | 1 ч | | |
38-39 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 2 ч | | |
40 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Тест «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 ч | | |
41 | Контроль и учет знаний по теме «Величины» | 1 ч | | |
42 | Работа над ошибками. Повторение и закрепление пройденного. | 1 ч | | |
43 | Сложение и вычитание (11 ч) | Устные и письменные приемы вычислений | 1 ч | | |
44 | Прием письменного вычитания для случаев вида 8 000 – 548, 62 003 – 18 032 | 1 ч | | |
45 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 ч | | |
46 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | 1 ч | | |
47 | Нахождение нескольких долей целого | 1 ч | | |
48 | Решение задач | 1 ч | | |
49 | Сложение и вычитание величин | 1 ч | | |
50 | Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме | 1 ч | | |
51 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 ч | | |
52 | Повторение пройденного. Тест «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 ч | | |
53 | Контроль и учет знаний по теме «Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание» | 1 ч | | |
54 | Умножение и деление (71 ч) | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 | 1 ч | | |
55 | Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число | 1 ч | | |
56 | Приемы письменного умножения для случаев вида: 4 019 · 7, 50 801 · 4 | 1 ч | | |
57 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 ч | | |
58 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | 1 ч | | |
59 | Деление 0 и на 1 | 1 ч | | |
60 | Прием письменного деления многозначного числа на однозначное | 1 ч | | |
61 | Прием письменного деления на однозначное число. Решение задач | 1 ч | | |
62 | Деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули | 1 ч | | |
63 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 ч | | |
64 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 ч | | |
65 | Решение задач на пропорциональное деление | 1 ч | | |
66 | Деление многозначного числа на однозначное | 1 ч | | |
67 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 ч | | |
68 | Контроль и учет знаний по итогам I полугодия | 1 ч | | |
69 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Умножение и деление на однозначное число»(тестовая форма) | 1 ч | | |
70 | Скорость. Единицы скорости. Нахождение скорости. | 1 ч | | |
71 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Нахождение расстояния. | 1 ч | | |
72 | Нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости | 1 ч | | |
73 | Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием | 1 ч | | |
74 | Умножение числа на произведение | 1 ч | | |
75 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 ч | | |
76 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 ч | | |
77 | Решение задач на встречное движение | 1 ч | | |
78 | Перестановка и группировка множителей | 1 ч | | |
79 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 ч | | |
80 | Взаимная проверка знаний: "Помогаем друг другу сделать шаг к успеху". | 1 ч | | |
81 | Контроль и учет знаний по теме «Умножение чисел, оканчивающихся нулями» | 1 ч | | |
82 | Работа над ошибками. Деление числа на произведение | 1 ч | | |
83 | Деление числа на произведение | 1 ч | | |
84 | Деление с остатком на 10, 100 и 1 000 | 1 ч | | |
85 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального | 1 ч | | |
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 ч | | |
87-89 | Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями | 3 ч | | |
90 | Решение задач на противоположное движение | 1 ч | | |
91 | Решение задач. Закрепление приемов деления | 1 ч | | |
92 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» . | 1 ч | | |
93 | Повторение пройденного. Тест "Проверим себя и оценим свои достижения" | 1 ч | | |
94 | Проект «Математика вокруг нас» . Составление сборника математических задач и заданий | 1 ч | | |
95 | Умножение числа на сумму | 1 ч | | |
96 | Прием устного умножения на двузначное число | 1 ч | | |
97-98 | Письменное умножение на двузначное число | 2 ч | | |
99 | Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям | 1 ч | | |
100 | Решение задач | 1 ч | | |
101 | Прием письменного умножения на трехзначное число | 1 ч | | |
102 | Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули | 1 ч | | |
103 | Письменный прием умножения на трехзначные числа в случаях, когда в записи первого множителя есть нули | 1 ч | | |
104 | Умножение на двузначные и трехзначные числа. Закрепление изученного материала | 1 ч | | |
105-106 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 2 ч | | |
107 | Письменное деление на двузначное число | 1 ч | | |
108 | Письменное деление с остатком на двузначное число | 1 ч | | |
109-112 | Прием письменного деления на двузначное число | 4 ч | | |
113 | Решение задач. Закрепление пройденного | 1 ч | | |
114 | Закрепление по теме «Письменное деление на двузначное число» | 1 ч | | |
115 | Письменное деление на трехзначное число | 1 ч | | |
116-119 | Прием письменного деления на трехзначное число | 4 ч | | |
120 | Проверка деления умножением. Закрепление | 1 ч | | |
121-122 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 2 ч | | |
123 | Контроль и учет знаний по теме «Числа, которые больше 1 000. Деление на двузначное и трехзначное число» | 1 ч | | |
124 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Закрепление пройденного. | 1 ч | | |
125 | Итоговое повторение (12 ч) | Повторение изученного. Нумерация . | 1 ч | | |
126 | Повторение изученного. Выражения и уравнения. | 1 ч | | |
127 | Повторение изученного. Арифметические действия. | 1 ч | | |
128 | Повторение изученного. Сложение и вычитание. | 1 ч | | |
129 | Повторение изученного. Умножение и деление. | 1 ч | | |
130 | Повторение изученного. Правила о порядке выполнения действий. | 1 ч | | |
131 | Итоговый контроль и учет знаний за год. | 1 ч | | |
132 | Анализ и работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 ч | | |
133 | Повторение изученного. Величины . | 1 ч | | |
134 | Повторение изученного. Решение задач. | 1 ч | | |
135 | Повторение изученного. Решение задач. | 1 ч | | |
136 | Повторение изученного. Решение задач. | 1 ч | | |