Рабочая программа по математике для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягиной, М. А. Бантовой «Математика» - «Школа России» 2011 г.
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК «Школа России» и сборника рабочих программ «Школа России» издательство Просвещение 2011г.
Учебник: Математика 2 класс для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /- М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантова, Просвещение, 2021.
Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях Моро М. И., Волкова С. И. Математика.
Согласно учебному плану МБОУ «Сузгарьевская СОШ» предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика», всего на изучение данного предмета во 2 классе начальной школы отводится 136 ч, 4 ч. в неделю.
Планируемые результаты освоения предмета "Математика"
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Обучающийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы).
Обучающийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Обучающийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножения и деления;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Обучающийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты действий умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Обучающийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Обучающийся получит возможность научиться:
Геометрические величины
Обучающийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;
вычислять периметр прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Обучающийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Нумерация(18ч)
Новая счётная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел.
Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (74ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации
вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до
минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (34ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и
при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (10ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приёмы.
Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование
п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка обучающихся | |
Теоретическое обучение | Контрольная работа |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация. | 18 | 16 | 2 |
2 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 46 | 44 | 2 |
3 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) | 29 | 27 | 2 |
4 | Умножение и деление | 25 | 23 | 2 |
5 | Табличное умножение и деление | 18 | 17 | 1 |
| Итого | 136 | 127 | 9 |
Календарно -тематическое планирование по предмету «Математика»,
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
| Числа от 1 до 100. Нумерация. | 18 | | |
1 2 | Числа от 1 до 20 | 2 | | |
3 | Десятки. Счёт десятками до 100 | 1 | | |
4 | Числа от 11 до 100. Образование чисел. | 1 | | |
5 | Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр. | 1 | | |
6 | Однозначные и двузначные числа | 1 | | |
7 8 | Миллиметр. Конструирование коробочки для мелких предметов | 2 | | |
9 | Контрольная работа | 1 | | |
10 | Анализ контрольной работы. Наименьшее трёхзначное число. Сотня. | 1 | | |
11 | Метр. Таблица мер длины | 1 | | |
12 | Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5 | 1 | | |
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 1 | | |
14 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | 1 | | |
15 | Страничка для любознательных | 1 | | |
16 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
17 | Контрольная работа | 1 | | |
18 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. | 1 | | |
| Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 47 | | |
19 | Задачи, обратные данной | 1 | | |
20 | Сумма и разность отрезков | 1 | | |
21 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | | |
22 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого | 1 | | |
23 | Закрепление изученного | 1 | | |
24 | Единица времени. Час. Минута. | 1 | | |
25 | Длина ломаной | 1 | | |
26 | Длина ломаной. | 1 | | |
27 | Страничка для любознательных | 1 | | |
28 | Порядок выполнения действий. Скобки. | 1 | | |
29 | Числовые выражения | 1 | | |
30 | Сравнение числовых выражений | 1 | | |
31 | Периметр многоугольника | | | |
32 | Свойства сложения | | | |
33 | Свойства сложения | | | |
34 | Закрепление изученного | | | |
35 | Контрольная работа | 1 | | |
36 | Анализ контрольной работы. Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде. | 2 | | |
37 | Страничка для любознательных | 1 | | |
38 39 | Что узнали. Чему научились. | 2 | | |
40 | Подготовка к изучению устных приёмов вычислений | 1 | | |
41 | Приёмы вычислений вида 36+2, 36+20 | 1 | | |
42 | Приёмы вычислений вида 36-2, 36-20 | 1 | | |
43 | Приёмы вычислений вида 26+7 | 1 | | |
44 | Приёмы вычислений вида 35-7 | 1 | | |
45 | Приёмы вычислений вида 60 + 24 | 1 | | |
46 | Приёмы вычислений вида 60 - 24 | 1 | | |
47 48 | Закрепление изученного. Решение задач | 2 | | |
49 | Страничка для любознательных. | | | |
50-51 | Что узнали. Чему научились | | | |
52 | Контрольная работа | 1 | | |
53 | Анализ контрольной работы. Буквенные выражения | 1 | | |
54 | Буквенные выражения. | 1 | | |
55 | Буквенные выражения. Закрепление | | | |
56 | Уравнение. | 1 | | |
57 | Уравнение. | 1 | | |
58 | Решение уравнений методом подбора | 1 | | |
59 | Проверка сложения | 1 | | |
60 | Проверка вычитания | 1 | | |
61 | Закрепление изученного | 1 | | |
62 | Контрольная работа | 1 | | |
63 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
64 | Что узнали. Чему научились | | | |
| Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления) | 29 | | |
65 | Сложение вида 45+23 | 1 | | |
66 | Вычитание вида 57-26 | 1 | | |
67 | Проверка сложения и вычитания | 1 | | |
68 | Закрепление изученного | 1 | | |
69 | Угол. Виды углов | 1 | | |
70 | Закрепление изученного | 1 | | |
71 | Сложение вида 37+48 | 1 | | |
72 | Сложение вида 37+53 | 1 | | |
73 74 | Прямоугольник | 2 | | |
75 | Сложение вида 87+13 | 1 | | |
76 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | |
77 | Вычисление вида 32+8, 40-8 | 1 | | |
78 | Вычитание вида 50-24 | 1 | | |
79 | Страничка для любознательных | 1 | | |
80 81 | Что узнали. Чему научились | 2 | | |
82 | Контрольная работа | 1 | | |
83 | Анализ контрольной работы. Страничка для любознательных. | 1 | | |
84 | Вычитание вида 52-24 | 1 | | |
85 86 | Закрепление изученного | 2 | | |
87 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 | | |
88 | Закрепление изученного | 1 | | |
89 90 | Квадрат. | 2 | | |
| |
91 | Наши проекты. Оригами. | 1 | | |
92 | Страничка для любознательных | 1 | | |
93 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
| Умножение и деление | 25 | | |
94 95 | Конкретный смысл действия умножения | 2 | | |
96 | Вычисление результата умножения с помощью сложения | 1 | | |
97 | Задачи на умножение | 1 | | |
98 | Периметр прямоугольника | 1 | | |
99 | Умножение нуля и единицы | 1 | | |
100 | Название компонентов и результата умножения | 1 | | |
101 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | |
102 103 | Переместительное свойство умножения | 2 | | |
104 105 106 | Конкретный смысл действия деления | 3 | | |
107 | Закрепление изученного | 1 | | |
108 | Названия компонентов и результата деления | 1 | | |
109 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
110 | Контрольная работа. | 1 | | |
111 | Анализ контрольной работы.Умножение и деление. Закрепление. | 1 | | |
112 | Связь между компонентами и результатом умножения | 1 | | |
113 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 1 | | |
114 | Приёмы умножения и деления на 10 | 1 | | |
115 | Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» | 1 | | |
116 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого | 1 | | |
117 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | |
118 | Контрольная работа. | 1 | | |
| Табличное умножение и деление | 18 | | |
119 120 | Анализ контрольной работы Умножение числа 2 и на 2 | 2 | | |
121 | Приёмы умножения числа 2 | 1 | | |
122 123 | Деление на 2 | 2 | | |
124 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | |
125 | Страничка для любознательных. | 1 | | |
126 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
127 128 | Умножение числа 3 и на 3. | 2 | | |
129 130 | Деление на 3 | 2 | | |
131 | Закрепление изученного | 1 | | |
132 | Странички для любознательных | 1 | | |
133 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
134 | Контрольная работа | 1 | | |
135 136 | Что узнали, чему научились во 2 классе? | 2 | | |
| Итого: | 136 | | |
13