Аннотация к рабочей программе по математике 3 класс УМК « Школа России»
1. | Учитель | Куйдина Марина Константиновна |
2. | Класс | 3 |
3. | Количество часов | 136 (4 часа в неделю) |
| Цель и задачи курса | Основными целями начального обучения математике являются: •Математическое развитие младших школьников. •Формирование системы начальных математических знаний. •Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: –формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); –развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; –развитие пространственного воображения; –развитие математической речи; –формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; –формирование умения вести поиск информации и работать с ней; –развитие познавательных способностей; –воспитание стремления к расширению математических знаний – формирование критичности мышления; – развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. |
4. | Сроки реализации программы: | 2023 – 2024 учебный год |
5. | Программу обеспечивают: | Авторы: Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. из УМК «Школа России», Математика. Учебник. 3 класс, с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019 |
МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________ Денисова А.В. «___» ______________ 2023 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________ Осипова Л.Г. «___» ___________2023г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Математика»
(наименование учебного предмета)
начальное общее образование, 3 класс
(уровень образования)
составлена на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной,
М.А.Бантовой «Математика» к учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.
М.: «Просвещение», 2019г.
136 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
учитель начальных Куйдина Марина Константиновна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2023г.
Раздел 1
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» 3 класс
Личностные результаты.
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты.
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты.
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
называть:
-последовательность чисел до 1000;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
-единицы длины, площади, массы;
-названия компонентов и результатов умножения и деления;
-виды треугольников;
-правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них);
-таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
-понятие «доля»;
-определения понятий «окружность», «центр окружности», «радиус окружности», «диаметр окружности»;
-чётные и нечётные числа; определение квадратного дециметра;
-определение квадратного метра;
- правило умножения числа на 1;
- правило умножения числа на 0; правило деления нуля на число;
сравнивать:
-числа в пределах 1000;
-числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого); длины отрезков;
-площади фигур;
различать:
-отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
-компоненты арифметических действий; числовое выражение и его значение;
читать:
-числа в пределах 1000. записанные цифрами;
воспроизводить:
-результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
-соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см. 1 м = 10 дм;
-соотношения между единицами массы: 1 кг = 1000 г;
-соотношения между единицами времени: 1год = 12 месяцев; 1 сутки = 24 часа;
приводить примеры:
-двузначных, трёхзначных чисел;
-числовых выражений;
моделировать:
-десятичный состав трёхзначного числа;
-алгоритмы сложения и вычитания, умножения и деления трёхзначных чисел; ситуацию, представленную -в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
упорядочивать:
-числа в пределах 1000 в порядке увеличения или уменьшения;
анализировать:
-текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
-готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать: .
-треугольники (разносторонний, равнобедренный, равносторонний);
- числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трёхзначные);
конструировать:
-тексты несложных арифметических задач;
-алгоритм решения составной арифметической задачи;
называть:
-последовательность чисел до 1000;
-число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
-решать составные арифметические задачи в два-три действия в различных комбинациях;
-вычислять сумму и разность, произведение и частное чисел в пределах 1000, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
-вычислять значения простых и составных числовых выражений;
-вычислять периметр, площадь прямоугольника (квадрата);
-выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
получит возможность научиться:
-выполнять проверку вычислений;
-вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
-решать задачи в 1-3 действия;
находить периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;
-классифицировать треугольники;
-умножать и делить разными способами;
-выполнять письменное умножение и деление с трехзначными числами;
-сравнивать выражения; решать уравнения;
-строить геометрические фигуры; выполнять внетабличное деление с остатком;
-использовать алгоритм деления с остатком; выполнять проверку деления с остатком;
-находить значения выражений с переменной;
-писать римские цифры, сравнивать их;
записывать трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать
числа;
-сравнивать доли;
-строить окружности.
-составлять равенства и неравенства;
Раздел 2
II.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Организация на уроке различных форм оценивания знаний, включая самооценку, что даст учащимся возможность осуществлять самоконтроль результатов своей учебной деятельности, каждому видеть динамику индивидуальных достижений.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (10 ч) |
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач. |
Табличное умножение и деление (55 ч) |
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. |
Внетабличное умножение и деление (29 ч) |
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. |
Числа от 1 до 1000. Нумерация (14 ч) |
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм. |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (13ч) |
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний. |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч) Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором Повторение (10 ч) |
Раздел 3
III. Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 10 ч |
2 | Табличное умножение и деление | 55 ч |
3 | Внетабличное умножение и деление | 29 ч |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 14 ч |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 13 ч |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 5 ч |
7 | Повторение | 10 ч |
| | 136ч |
Тематическое планирование, в том числе, с учетом программы воспитания.
№ п/п | Раздел | кол-во часов | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1. | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 10 ч | Формирований умений через использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности совместно производимые видеоролики по темам урока). Воспитание умения сотрудничать педагога и обучающихся на учебном занятии. |
2. | Табличное умножение и деление | 55 ч | Воспитание осознательного отношения к процессу обучения Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища; воспитание культуры общения. Эстетическое воспитание с использованием музыки, поэзии, живописи, пословиц, поговорок, афоризмов. |
3 | Внетабличное умножение и деление | 29 ч | Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества. Формирование у школьников инициативы и чувства высокой ответственности, рачительного отношения к народному добру. |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 14 ч | Воспитание осознательного отношения к процессу обучения. Привлечение внимания к работе в паре, уважения к мнению своего товарища; воспитание культуры общения. Эстетическое воспитание с использованием музыки, поэзии, живописи, пословиц, поговорок, афоризмов. |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 13 ч |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 5 ч |
7 | Повторение | 10 ч | Формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника. Формирование позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослымии сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. |
| Итого: | 136 ч | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы уроков | Кол- во часов | Дата проведения |
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание – 10 часов. |
| Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Выражения с переменной. | 1ч. | |
| Решение уравнений | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Геометрические фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами. | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Входная контрольная работа | 1ч. | |
| Анализ работы. Закрепление. | 1ч. | |
| Повторение пройденного материала. | 1ч. | |
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление – 55 часов |
| Связь умножения и сложения. | 1ч. | |
| Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа. | 1ч. | |
| Таблица умножения и деления с числом 3. | 1ч. | |
| Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость | 1ч. | |
| Решение задач с понятиями масса, количество. | 1ч. | |
| Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | 1ч. | |
| 1ч. | |
| 1ч. | |
| Повторение изученного материала. | 1ч. | |
| Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3». | 1ч. | |
| Анализ контрольной работы .Таблица умножение и деления с числом 4. | 1ч. | |
| Закрепление изученного. | 1ч. | |
| Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1ч. | |
| Решение задач. | 1ч. | |
| Таблица умножение и деления с числом 5. | 1ч. | |
| Задачи на кратное сравнение. | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Решение задач. | 1ч. | |
| Таблица умножение и деления с числом 6. | 1ч. | |
| Решение задач. | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Таблица умножение и деления с числом 7. | 1ч. | |
| Страничка для любознательных. Проект «Математические сказки». | 1ч. | |
| Повторение пройденного материала. | 1ч. | |
| Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление». | 1ч. | |
| Анализ контрольной работы. Закрепление. | 1ч. | |
| Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Квадратный сантиметр. | 1ч. | |
| Площадь прямоугольника. | 1ч. | |
| Таблица умножение и деления с числом 8. | 1ч. | |
| Закрепление изученного. | 1ч. | |
| Решение задач. | 1ч. | |
| Таблица умножение и деления с числом 9. | 1ч. | |
| Квадратный дециметр. | 1ч. | |
| Таблица умножения. Закрепление. | 1ч. | |
| Квадратный метр.стр.70-71 | 1ч. | |
| Закрепление изученного. | 1ч. | |
| Квадратный метр. | 1ч. | |
| Закрепление изученного. | 1ч. | |
| Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Проверочная работа (Тестовая форма) | 1ч. | |
| Умножение на 1. | 1ч. | |
| Умножение на 0. | 1ч. | |
| Умножение и деление с числами 1 и 0. Деление 0 на число. | 1ч. | |
| Контрольная работа за 1 полугодие. | 1ч. | |
| Работа над ошибками. Странички для любознательных. | 1ч. | |
| Закрепление изученного. Странички для любознательных. | 1ч. | |
| Доли. | 1ч. | |
| Окружность. Круг. | 1ч. | |
| Диаметр окружности (круга). Решение задач. | 1ч. | |
| Единицы времени. | 1ч. | |
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление – 29 часов. |
| Умножение и деление круглых чисел. | 1ч. | |
| Деление вида 80:20. | 1ч. | |
| Умножение суммы на число. | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Умножение двузначного на однозначное число. | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Закрепление изученного. Странички для любознательных. | 1ч. | |
| Деление суммы на число. | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Деление двузначного на однозначное число. | 1ч. | |
| Делимое. Делитель. | 1ч. | |
| Проверка деления. | 1ч. | |
| Случаи деления вида 87:29 | 1ч. | |
| Проверка умножения. | 1ч. | |
| Решение уравнений. | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Закрепление изученного. | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Контрольная работа по теме «Решение уравнений». | 1ч. | |
| Работа над ошибками. Деление с остатком. | 1ч. | |
| Деление с остатком. | 2ч. | |
| 1ч. | |
| Решение задач на деление с остатком. | 1ч. | |
| Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 1ч. | |
| Проверка деления с остатком. | 1ч. | |
| Повторение изученного материала. | 1ч. | |
| Контрольная работа по теме «Деление с остатком». | 1ч. | |
| Работа над ошибками. | 1ч. | |
Числа от 1 до 1000. Нумерация – 14 часов. |
| Тысяча. | 1ч. | |
| Образование и названия трехзначных чисел. | 1ч. | |
| Запись трехзначных чисел. | 1ч. | |
| Письменная нумерация в пределах 100. | 1ч. | |
| Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. | 1ч. | |
| Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1ч. | |
| Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | 1ч. | |
| Сравнение трехзначных чисел. | 1ч. | |
| Письменная нумерация в пределах 1000. | 1ч. | |
| Единицы массы. Грамм. | 1ч. | |
| Закрепление изученного. | 1ч. | |
| 1ч. | |
| Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000». | 1ч. | |
107. | Работа над ошибками. | 1ч. | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание – 13 часов. |
108. | Приемы устных вычислений. | 1ч. | |
109. | Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200. | 1ч. | |
110. | Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90. | 1ч. | |
111. | Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140. | 1ч. | |
112. | Приемы письменных вычислений. | 1ч. | |
113. | Алгоритм сложения трехзначных чисел. | 1ч. | |
114. | Алгоритм вычитания трехзначных чисел. | 1ч. | |
115. | Виды треугольников. | 1ч. | |
116. | Закрепление изученного. | 1ч. | |
117. | Что узнали, чему научились. | 1ч. | |
118. | 1ч. | |
119. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1ч. | |
120. | Работа над ошибками. | 1ч. | |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление – 5 часов. |
121. | Анализ контрольной работы. Приёмы устных вычислений. | 1ч. | |
122. | Приёмы устных вычислений. | 1ч. | |
123. | 1ч. | |
124. | Виды треугольников. | 1ч. | |
125. | Закрепление изученного. | 1ч. | |
Приёмы письменных вычислений – 10 часов. |
126. | Приемы письменного умножения на однозначное число. | 1ч. | |
127. | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | 1ч. | |
128. | Закрепление изученного. | 1ч. | |
129. | 1ч. | |
130. | Приёмы письменного деления в пределах 1000. | 1ч. | |
131. | Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. | 1ч. | |
132. | Проверка деления. | 1ч. | |
133. | Итоговая контрольная работа за 3 класс | 1ч. | |
134. | Работа над ошибками. | 1ч. | |
135. | Знакомство с калькулятором. | 1ч. | |
136. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1ч. | |