СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике»

I.Пояснительная записка.

Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе ООП НОО ФГОС, ООП "Планета знаний" под редакцией И.А.Петровой, авторской программы М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой «Математика», ООП НОО ФГОС МБОУ СОШ с. Имянликулево .

Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов программы можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

Учебные:

- формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

- формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

- формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Развивающие:

- развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;

- развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

- формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

Общеучебные:

- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;

- формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

II. Общая характеристика учебного предмета.

Сформулированные задачи достаточно сложны и объемны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения.

Учебный материал выстроен по тематическому принципу - он поделен на несколько крупных тем, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем).

Отбор содержания программы опирается на новый стандарт начального общего образования и традиции изучения математики в начальной школе. При этом учитываются индивидуальные особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

При отборе содержания программы учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта "Планета знаний". Так тема "Величины, измерение величин" поддерживается в курсе "Окружающий мир" изучением темы "Приборы и инструменты". Знакомство с летоисчислением и так называемой лентой времени в курсе математики обусловлено необходимостью ее использования при изучении исторической составляющей курса "Окружающий мир".

Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов.

Использование опережающего обучения при изучении отдельных разделов позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объема и др.). Этот материал не подлежит обязательному усвоению и оцениванию. В учебном процессе он используется не только с развивающими целями, но и для отработки обязательных вычислительных навыков. Это позволяет сделать процесс формирования обязательных навыков разнообразным и вывести его на новый уровень (применение изученного в новой ситуации, на новых объектах).

Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе - принцип вариативности - предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику. Этот принцип реализуется через выделение инвариантной и вариативной части содержания образования.

Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся.

Инвариантная часть обеспечивает усвоение материала на уровне требований стандарта начального общего образования, обязательного для всех учащихся на момент окончания начальной школы.

В программе требования к уровню усвоения обязательного материала по каждой изучаемой теме сформулированы для каждого года обучения в рубриках "Учащийся должен знать" и» должен уметь". В учебниках они даются в виде системы упражнений в рубрике "Проверочные задания".

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. В учебниках по данному курсу вариативная часть содержит задания на дополнительное закрепление обязательного материала; блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объему; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и пространственных представлений; задания на формирование информационной грамотности.

Вариативная часть создает условия для развития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности учащихся.

В вариативной части значительное место отводится развитию пространственных представлений учащихся. Раннее развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.

Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.

Развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений, широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, расширенный объем знаний по геометрии, работу с пространственными моделями геометрических фигур.

Содержание программы представлено в разделах "Общие свойства предметов и групп предметов", "Числа и величины", "Операции над числами", "Наглядная геометрия". Основные содержательные линии курса сгруппированы в разделах "Числа и величины" и "Операции над числами".

Раздел "Числа и величины" включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета предметов и как результата измерения величин. Число рассматривается как основное математическое понятие, формируются представления о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления.

Психологами установлено, что формирование навыков счета базируется на пространственных представлениях. В связи с этим большое значение в программе придается работе с моделями чисел и моделями числового ряда. При изучении последовательности чисел, состава однозначных и двузначных чисел создаются устойчивые зрительные образы, на которые учащиеся будут опираться в дальнейшем при освоении действий сложения и вычитания. Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объема реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов ит.д.

Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) способствуют в дальнейшем эффективному освоению навыков устных вычислений и выработке критической оценки полученных результатов, позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Материал раздела "Операции над числами" традиционно составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.

В программе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.

Навыки сравнения чисел формируются всеми доступными на том или ином этапе изучения способами. На начальной стадии обучения сравнение чисел базируется на модели числового ряда, затем - на знании последовательности называния чисел при счете, на знании десятичного и разрядного состава чисел, в дальнейшем - на знании правил сравнения многозначных чисел.

В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения), умножение и деление однозначных чисел (таблица умножения), сложение и вычитание разрядных единиц, умножение разрядных единиц на однозначное число, умножение и деление на 10, 100, 1000.

Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом используются приемы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и последней цифры результата и др.

Программа предоставляет широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Применение этих способов повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности школьников. Освоение приемов рациональных вычислений относится к вариативной части программы и не входит в число навыков, отрабатываемых в обязательном порядке со всеми учащимися.

При отработке навыков письменных вычислений с многозначными числами программа предусматривает знакомство с техникой вычислений на калькуляторе. При этом предполагается критическая оценка результата, полученного с помощью калькулятора.

Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач огромную роль приобретает понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой).

Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных представлений учащихся. Раздел программы "Общие свойства предметов и групп предметов" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам. Такими базовыми навыками являются умение сравнивать свойства (признаки) предметов и групп предметов (а также чисел и геометрических фигур), выделять общие и отличительные признаки, различать существенные и второстепенные свойства, выявлять закономерности, делать выводы.

Выделение в программе этого раздела обусловлено значением, которое авторы придают формированию перечисленных навыков. При освоении математических знаний и умений, представленных в других разделах программы, эти навыки активно используются для исследования свойств геометрических фигур, выявления числовых закономерностей, формирования навыков рациональных вычислений.

Раздел программы "Наглядная геометрия" на этапе начального обучения направлен в основном на развитие пространственных представлений учащихся. Весь геометрический материал, представленный в данном курсе, осваивается на уровне наглядных представлений.

Цели изучения этого материала на этапе начального обучения:

1. знакомство с основными геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, окружность) и отдельными их свойствами;

2. развитие пространственных представлений учащихся (равенство фигур, повороты и симметрия, ориентация на плоскости и в пространстве);

3. формирование элементарных навыков конструирования (разбиение объекта на детали, сборка объекта из деталей);

4. развитие познавательной деятельности учащихся, формирование элементарных навыков исследовательской деятельности.

Программный материал каждого раздела представлен с двух точек зрения: перечень понятий и тем, предлагаемых для изучения; практическая деятельность, направленная на освоение этих понятий и тем. Это обусловлено тем, что, во первых, освоение программного материала курса осуществляется только через практическую деятельность учащихся. Во вторых, описание практической деятельности раскрывает и конкретизирует уровень усвоения программного материала. В содержании программы особо отмечаются темы, которые на данном этапе изучаются на пропедевтическом уровне.

Основная часть программы обязательна для изучения ее всеми учащимися. Требования к уровню усвоения сформулированы в конце программы (рубрики "Учащиеся должны знать" и "должны уметь").

Темы, предлагаемые к изучению на пропедевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащихся. Отработка навыков по этим темам не предполагается (в требованиях к знаниям и умениям учащихся эти навыки отражены в рубриках "Учащиеся могут знать" и "могут уметь").

Последовательность изучения тем, представленных в каждом разделе программы, указана в примерном тематическом планировании.

  • советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предполагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечества.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Количество часов в 4 классе по учебному плану на 2018-2019 уч. год 4 часа в неделю для обязательного изучения математики на этапе начального общего образования. Сокращение часов до 135 происходит за счёт уплотнения учебного материала, с учётом вычета праздничных дней.

Внеурочная работа.

            В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в ходе проектной и исследовательской работы, внеклассных мероприятий, предметных недель, работы с одаренными, со слабоуспевающими детьми, в работе кружка «Умники и умницы» и участия в олимпиадах «Плюс», «Совенок», на сайте «Учи.ру» и конкурсах различного уровня.

IV. ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ, СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

Формирование универсальных учебных действий 

Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учениии в повседневной жизни для исследования математическойсущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулироватьвопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция учащихся, адек­ватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

У ученика будут сформированы:

• внутренняя позиция на уровне положитель­ного отношения к школе, ориентации на содержательные мо­менты школьной действительности и принятия образца «хо­рошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной де­ятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль ре­зультата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успеш­ности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричаст­ности и гордости за свою Родину, народ и историю, осозна­ние ответственности человека за общее благополучие;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональ­ных норм, развитие морального сознания как переходного от до конвенционального к конвенциональному уровню;

• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопере­живание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесбере­гающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной куль­турой.

Ученик получит возможность для формирования:

• внутренней позиции учащегося на уровне положи­тельного отношения к образовательному учреждению, по­нимания необходимости учения, выраженного в преоблада­нии учебно-познавательных мотивов и предпочтении соци­ального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к но­вым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности и неуспеш­ности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной са­мооценки на основе критерия успешности реализации со­циальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учё­та позиций партнёров в общении, ориентации на их мо­тивы и чувства, устойчивое следование в поведении мо­ральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу челове­ческой жизни;

• симпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

В сфере регулятивных универсальных учебных дейст­вий ученики овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образователь­ном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие корректи­вы в их выполнение.

Ученик научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставлен­ной задачей и условиями её реализации, в том числе во внут­реннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по ре­зультату (в случае работы в интерактивной среде пользовать­ся реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия на уров­не адекватной ретроспективной оценки соответствия резуль­татов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учите­лей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделан­ных ошибок, использовать предложения и оценки для созда­ния нового, более совершенного результата, использовать за­пись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов ре­шения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Ученик получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познава­тельную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуаль­ный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализиро­вать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, ис­пользовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спект­ром логических действий и операций, включая общие при­ёмы решения задач.

Ученик научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информа­ции об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая кон­цептуальные) для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и по­знавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведе­ние общности для целого ряда или класса единичных объек­тов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распо­знавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с ис­пользованием ресурсов библиотек и Интернета;

• записывать, фиксировать информацию об окружаю­щем мире с помощью инструментов ИКТ;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для ре­шения задач;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из час­тей, самостоятельно достраивая и восполняя недостаю­щие компоненты;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для ука­занных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;

• произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять со­трудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адек­ватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщени­ях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Ученик научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диа­логической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различ­ныx точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в об­щении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве по­зиции других людей, отличные от собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновы­вать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к ре­шению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями пapтнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

• с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и ре­гуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

• адекватно использовать речевые средства для эффек­тивного решения разнообразных коммуникативных задач.

V. Содержание программы

4 класс

Числа и величины

Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.

Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.

Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.

Арифметические действия

Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приемы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т. д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.

Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).

Действия с величинами.

Текстовые задачи

Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.

Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объема работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.

Геометрические фигуры и величины

Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.

Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.

Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.

Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.

Работа с данными

Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).


VI. Тематическое планирование


Тема урока


Дата

План


Дата

факт


Приме-

чание


Многозначные числа




1

Десятичная система чисел.

03.09



2

Классы.

04.09



3

Классы и разряды.

05.09



4

Таблица разрядов

06.09



5

Сравнение многозначных чисел.

10.09



6

Закрепление темы «Многозначные числа».

11.09



7

Решение текстовых задач на сложение и вычитание.

12.09



8

Решение текстовых задач на сложение и вычитание.

13.09



9

Выполнение заданий на сложение и вычитание многозначных чисел.

17.09



10

Входная контрольная работа №1

18.09




Сложение и вычитание многозначных чисел




11

Работа над ошибками. Складываем и вычитаем разрядные слагаемые.

19.09



12

Сложение «круглых» чисел.

20.09



13

Сложение «круглых» чисел.

24.09



14

Сложение и вычитание по разрядам.

25.09



15

Самостоятельная работа №1 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

26.09



16

Работа над ошибками. Сложение и вычитание многозначных чисел.

27.09



17

Сложение и вычитание по разрядам. Решение задач.

01.10



18

Вычитание из « круглого числа».

02.10



19

Свойства сложения.

03.10



20

Использование свойств сложения и вычитания при вычислениях.

04.10



21

Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

08.10



22

Закрепление по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

09.10



23

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»

10.10



24

Работа над ошибками. Решение задач на сложение и вычитание.

15.10




Длина и её измерение



25

Соотношение между единицами длины ( метр и километр).

16.10



26

Решение задач на определение длины пути.

17.10



27

Соотношение между единицами длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр).

18.10



28

Соотношение между единицами длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр).

22.10



29

Периметр многоугольника

23.10



30

Решение текстовых задач

Закрепление по теме «Длина и её измерение».

24.10



31

Геометрические задачи.

25.10



32

Решение текстовых задач

Закрепление по теме «Длина и её измерение».

06.11



33

Самостоятельная работа №2 по теме «Длина и её измерение»

07.11



34

Работа над ошибками. Решение текстовых задач.

08.11



35

Закрепление по теме «Длина и её измерение».

12.11



36

Решение текстовых задач

Закрепление по теме «Длина и её измерение».

13.11




Умножение на однозначное число




37

Письменное умножение.

14.11



38

Свойства умножения.

15.11



39

Умножение круглого числа (и на круглое число).

19.11



40

Умножение круглого числа (и на круглое число)

20.11



41

Площадь прямоугольника.

21.11



42

Закрепление по теме «Умножение на однозначное число».

22.11



43

Самостоятельная работа № 3 по теме «Умножение на однозначное число»

26.11



44

Работа над ошибками.

Закрепление по теме «Умножение на однозначное число».

27.11




Деление на однозначное число




45

Письменное деление.

28.11



46

Письменное деление многозначного числа.

29.11



47

Свойства деления. Деление круглых чисел.

03.12



48

Нахождение неизвестного компонента умножения и деления.

04.12



49

Письменное деление.

05.12



50

Деление чисел, в записи которых встречаются нули.

06.12



51

Деление чисел (случай – нуль в середине частного).

10.12



52

Деление круглых чисел.

11.12



53

Закрепление по теме «Деление на однозначное число".

12.12



54

Контрольная работа №3 по теме «Умножение и деление многозначного числа на однозначное»

13.12



55

Работа над ошибками. Выполнение заданий на деление многозначных чисел.

17.12




Геометрические фигуры




56

Геометрические фигуры.

18.12



57

Четырёхугольники.

19.12



58

Контрольная работа № 4 за I полугодие

20.12



59

Анализ контрольной работы. Решение задач на вычисление площади и периметра прямоугольника.

24.12



60

Треугольники.

25.12



61

Куб.

26.12



62

Самостоятельная работа № 4 по теме «Геометрические фигуры»

27.12



63

Обобщение знаний о геометрических фигурах. Решение задач.

14.01



64

Свойства геометрических фигур.

15.01




Масса и её измерение




65

Центнер. Часть 2

16.01



66

Соотношение между единицами массы.

17.01



67

Решение текстовых задач.

21.01



68

Единицы массы. Соотношение между единицами массы.

22.01



69

Самостоятельная работа №5 по теме «Масса и ее измерение»

23.01




Умножение многозначных чисел




70

Умножение на двузначное число.

24.01



71

Умножение «круглых» чисел.

28.01



72

Приёмы умножения.

29.01



73

Задачи на движение в противоположных направлениях.

30.01



74

Закрепление приёмов умножения.

31.01



75

Умножение на трёхзначное число.

04.02



76

Значение произведения.

05.02



77

Устные и письменные вычисления.

06.02



78

Выражения с многозначными числами.

Практическая работа.

07.02



79

Контрольная работа № 5 по теме «Умножение многозначных чисел»

11.02



80

Работа над ошибками.

Закрепление по теме «Умножение многозначных чисел».

12.02




Площадь и её измерение




81

Единицы площади (квадратный метр).

13.02



82

Единицы площади (квадратный дециметр, квадратный см).

14.02



83

Соотношение между единицами площади.

18.02



84

Единицы площади (ар, гектар, квадратный километр).

19.02



85

Самостоятельная работа №6 по теме «Нахождение площади»

20.02



86

Работа над ошибками. Закрепление темы «Площадь и её измерение»

21.02




Деление многозначных чисел




87

Деление - действие, обратное умножению.

25.02



88

Деление с остатком.

26.02



89

Деление многозначного числа на двузначное.

27.02



90

Деление многозначного числа на двузначное.

28.02



91

Деление многозначного числа на двузначное.

04.03



92

Скорость.

05.03



93

Производительность труда.

06.03



94

Деление на трёхзначное число.

07.03



95

Оценивание результата вычислений.

11.03



96

Самостоятельная работа № 7 по теме «Деление многозначных чисел»

12.03



97

Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме «Деление многозначных чисел».

13.03




Время и его измерение




98

Единицы времени.

14.03



99

Календарь и часы.

18.03



100

Повторение письменного алгоритма деления многозначных чисел.

19.03



101

Обобщение знаний по теме «Деление многозначных чисел».

20.03

01.04


102

Контрольная работа № 6 «Умножение и деление многозначных чисел»

21.03

20.03

Админ.

Контр раб.

103

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Деление многозначных чисел».

01.04

21.03


104

Обобщение знаний по теме «Деление многозначных чисел».

02.04




Работа с данными




105

Представление информации.

03.04



106

Работа с таблицами.

04.04



107

Диаграммы.

08.04



108

Планирование действий.

09.04



109

Контроль и проверка.

10.04



110

Самостоятельная работа № 8 по теме: «Работа с данными»

11.04



111

Работа над ошибками. Представление информации.

15.04




ОБЗОР КУРСА МАТЕМАТИКИ

Числа и величины




112

Чтение и запись чисел.

16.04



113

Сравнение чисел.

17.04



114

Задачи на сравнение.

18.04



115

Масса и вместимость.

22.04



116

Единицы измерения времени.

23.04



117

Тест по теме «Числа и величины»

24.04



118

Повторение изученного материала о сравнении величин.

25.04




Арифметические действия




119

Сложение и вычитание.

29.04



120

Умножение и деление.

30.04



121

Числовое выражение.

06.05



122

Свойства арифметических действий.

07.05



123

Способы проверки вычислений.

08.05



124

Повторение и обобщение

изученного материала о числовых выражениях.

13.05



125

Годовая контрольная работа № 7

14.05



126

Работа над ошибками. Свойства арифметических действий.

15.05




Фигуры и величины




127

Распознавание и построение геометрических фигур.

16.05



128

Измерение длины.

20.05



129

Измерение площади.

21.05



130

Самостоятельная работа №8

по теме «Арифметические действия и их свойства»

22.05



131

Работа над ошибками.

Обобщение по теме «Фигуры и величины».

23.05



Комплексное повторение. Решение задач.




132

Задачи на стоимость.

27.05



133

Задачи на движение.

28.05



134

Задачи на производительность

Решение задач на доли.

29.05



135

Интеллектуальный марафон «В стране математики»

30.05



136

Защита проектов по теме «Геометрические фигуры»







VII. описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса

Для  реализации данной  программы рекомендуются следующие средства материально – технического обеспечения:

  • Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Компьютер

1


Принтер

1


Мультимедийный проектор

1


Экран.

1


Колонки

2


Магнитная доска.

1


Список учебно-методической литературы: 

1.М. И. Башмаков, М. Г.Нефёдова. Математика 4 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель

2.М. И. Башмаков, М. Г.Нефёдова. Математика 4 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель

3.М. Г. Нефёдова. Обучение в 4 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета. 

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;

  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;

  • умение признавать собственные ошибки;

могут быть сформированы:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;

  • адекватная самооценка;

  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);

  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры;

  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;

  • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  • правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;

  • сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;

  • выполнять арифметические действия с величинами;

  • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);

  • находить неизвестные компоненты арифметических действий;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;

  • выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;

  • выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;

  • устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;

  • письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;

  • проверять результаты арифметических действий разными способами;

  • использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;

  • осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;

  • понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;

  • решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;

  • задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;

  • распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);

  • различать плоские и пространственные геометрические фигуры;

  • изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;

  • строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;

  • решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять умножение и деление на трёхзначное число;

  • вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;

  • прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;

  • решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;

  • видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;

  • решать задачи разными способами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);

  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;

  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);

  • использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;

  • моделировать условия текстовых задач освоенными способами;

  • сопоставлять разные способы решения задач;

  • использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);

  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);

  • осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);

  • конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;

  • сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;

  • находить нужную информацию в учебнике.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;

  • решать задачи разными способами;

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;

  • выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;

  • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;

  • планировать маршрут движения, время, расход продуктов;

  • планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;

  • выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:        

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;

  • выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;

  • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
















Приложение. Контрольно – измерительные материалы по русскому языку.

Входная контрольная работа №1

1 вариант

1.Реши задачу:

Из 320 метров ткани сшили 80 одинаковых платьев. Сколько потребуется метров ткани, чтобы сшить 15 таких платьев?

2.Найди значения выражения

72 + 48 : (3 • 2) = (230 + 600) – (570 - 70)=

3.Вычисли:

493 + 245                  567 + 348                

659 - 376                   674 - 232                

4.Раздели с остатком

70 : 9= 51 : 8= 64 : 9= 44:8=

5. Найди площадь и периметр прямоугольника 5см и 2см

2вариант

1.Реши задачу:

В 60 одинаковых ящиках 480 кг сливы. Сколько килограммов слив в 12 таких же ящиках?

2. Найди значения выражения

41 – 3 • (63 : 9)= (980 - 800) + (320 - 20)=

3.Вычисли:

382+274            421-352                 

736-485              290+521    

4. Раздели с остатком

71 : 9= 55 : 8= 30 : 4= 61 : 7=

5. Найди площадь и периметр квадрата со стороной 6 см

Контрольная работа №2 по теме «Многозначные числа. Сложение и вычитание многозначных чисел»

Вариант 1

  1. Запиши числа цифрами:

7 тысяч ; 90 миллионов один; 23 тысячи 4 сотни 3 единицы;  5 миллионов 6 сотен тысяч 4 десятка

2. Запиши вычисления  в  столбик:.

3 478 271+ 473 281             6 002 570- 3 749 204

302 310 + 42 106                 500 004-278 302

739 362+ 294 275              300 817- 216 395

3.Реши задачу: В Омске проживает 1 160 670 человек, это на 147 330 человек меньше, чем в Екатеринбурге. В 2010 году в Челябинске проживало 1 130 132 человека, а в 2013 году численность увеличилась на 26 069 человек. Сколько всего жителей проживает в этих городах ?

4. Реши уравнение:

(а + 45 395)- 20 329= 456 321

5. Вычисли :

278 039-(39 238+ 45 281)+ 150 004

6. Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых:

4 578 320=                             3 721 500=

Вариант 2

1. Запиши числа цифрами:

4 миллиона 6 тысяч восемь; 47 тысяч 2 сотни 3 десятка 6 единиц; 20 миллионов 9 тысяч;  8 сотен тысяч 5 единиц

2. Запиши вычисления в столбик:

739 281- 379 284                    3 974 395+ 290 381

2 004 002- 629 370                 184 309+ 472 593

700 005- 395 179                    285 828+ 3 297

3. Реши задачу:

В Рязанской области  проживает  1 144 650 человек, в Тульской- на  387 786 человек больше, чем в Рязанской, а в Калужской области на 139 065 человек меньше, чем в Рязанской области. Сколько всего  человек живёт в этих областях?

4. Реши уравнение:

       37 490-(а+15 385)= 12 004

5. Вычисли:

        285 108+( 300 947- 45 295)- 67 048

6. Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых:

      8 695 310=                 678 321=

Контрольная работа № 3 по теме : «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число»

                                                              Вариант 1

  1. 4000∙8                  56000:80                700∙483

900∙60                  3200:400                92 224:4

  1. Путешественник  проплыл  по  реке  на  катере 27 ч, а на  плоту-18ч. Сколько километров он проплыл, если скорость катера 40 км/ч, а скорость плота в 10 раз меньше?

  2. Найди периметр прямоугольника, у которого одна  сторона  равна  

3 см 4мм,  а  другая  в  5 раз  больше.

  1.  Найди неизвестное:

               410 860+m∙20=489 000

  1. Вычисли:  6074∙30 - 7 382+18 400:8

      Вариант 2

  1. Вычисли:

3∙800                         36000:9                       5982∙400

               700∙900                    18000:600                  153 235:5

  1. Между двумя портами 108 км. Катер прошёл это расстояние по течению реки со скоростью 27 км/ч, а против течения со скоростью на 9 км/ч меньше. Сколько времени занял  весь путь ?                              

  2. Одна сторона прямоугольника равна 5 см, а площадь – 280 см₂. На сколько одна сторона больше другой?

  1. Найди неизвестное:

28 360 : ( В-52 890)=40

  1. Вычисли: 40 731∙8+ 54 240:60 - 2870∙50

Контрольная работа № 4 за I полугодие

I вариант

  1. Реши выражения по действиям, записывая вычисления в столбик:

21476 ∙ 7 + 24 480 : 8 =

1789 ∙ 400 - 536800 : 40 =

2. Реши задачу:

Найди периметр прямоугольника, если его ширина равна 6 см, площадь 54 см².

3. Реши задачу:

Самолёт летел 2 часа со скоростью 950 км/ч и ещё 800 км. Сколько километров пролетел самолёт?

4. Реши уравнение:

67085 - к : 90 = 59397

II вариант

  1. Реши выражения по действиям, записывая вычисления в столбик:

622560 : 3 + 18238 ∙ 5 =

2897 ∙ 300 – 320800 : 80 =

2. Реши задачу:

Найди периметр прямоугольника, если его ширина равна 7 см, площадь 63 см².

3. Реши задачу:

Самолёт летел 3  часа со  скоростью 850 км/ч  и произвёл  посадку. После этого ему осталось пролететь ещё 900 километров. Какова длина всего маршрута самолёта?

4. Реши уравнение:

(y + 10986) ∙ 50 = 589 650


Контрольная работа № 5. по теме: «Умножение на двузначное число».

Вариант. 1

1.  Найди значение выражения:              

(144  +  138·62)·47 =

2. Начерти схему движения и реши .

Два  автобуса  выехали  одновременно  навстречу  друг  другу  и  встретились  через  2 ч.  Скорость  одного  55 км/ч,  а  другого -  40 км/ч.  Найди  путь,  которой был  между  ними  сначала?

3. Запиши  величины  в  порядке  возрастания:  

580 ц,     50 т,      5080 кг.

4. Выполни  действия.  Вырази  ответ  в  более  крупных  единицах:

а)  4 т 800 кг  +  1200 кг  =

б)  24 т 8 ц  –  9 ц  =  

5.  Периметр  квадрата  8 см.  Из  двух  таких  квадратов  сложили  прямоугольник.  Сделай  чертёж  и  найди  периметр прямоугольника.

Вариант 2

1. Найди значение выражения:        

  540·(5000  –  127·36)  =         

2.  Начерти схему движения и реши .

От  станции  одновременно  в  противоположных  направлениях  отошли  два  поезда.  Скорость  одного  60 км/ч,  а  другого – 80 км/ч.  Какое  расстояние  будет  между  ними  через  2 ч?

3. Запиши  величины  в  порядке  убывания:

3080 кг,       30 ц,       3 т 8 ц.  

4. Выполни  действия.  Вырази  ответ  в  более  крупных  единицах.

А)  6 ц 50 кг  +  230 кг  =  

б)  5 т 400 кг  –  1500 кг  =  

5.  Периметр  квадрата  4 см.  Из  трёх  таких  квадратов  сложили  прямоугольник.  Сделай  чертёж  и  найди  периметр прямоугольника.


Контрольная работа № 6. по теме: «Деление и умножение на двузначное число».

1 вариант.

1.Выполни письменные вычисления:

9522 : 23 458 ∙ 506              

84063 : 21 308 ∙ 283        

12300 : 60 841 ∙ 250                

2. Вычисли:

2601 ∙ 37 – 8585 : 17 =

3. Реши задачу:

У сестры было 208 марок, а у старшего брата в 2 раза больше. Все свои марки брат и сестра наклеили в альбом, располагая по 24 марки на каждой странице альбома. Сколько страниц альбома они заняли марками?

4. Выполни деление:

12 кг 265 г : 55 =

      5. Реши уравнение:

          m ∙ 47 + 200 = 1328   

2 вариант.

1. Выполни письменные вычисления:

6084 : 13 203 ∙ 809              

48072 : 24 192 ∙ 605              

26800 : 40 350 ∙ 4700            

2. Вычисли:

585 ∙ 25 + 298903 : 29 =

3. Реши задачу:

В одном куске ткани, поступившей в ателье,  было 248 м, а в другом в 3 раза больше. Из всей ткани сшили одинаковые женские пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто, если из всей ткани сшили 93 пальто?

4. Выполни деление:

94 т 470 кг : 47 =

      5. Реши уравнение:

   6300 – n : 12 = 5470


Итоговая контрольная работа № 7

Вариант 1

  1. Реши задачу.

Два поезда отошли одновременно от одной станции в противоположных направлениях. Первый шел со скоростью 57 км/ч, а второй со скоростью 54 км/ч. Первый из них проехал 342 км. На каком расстоянии друг от друга в этот момент находились поезда?

  1. Найди значения выражений.

86 ∙ (727216 : 604 + 2018) – 181708

18848 : 38 + (260 – 4) ∙ 20

  1. Ширина прямоугольника 14 см, длина в 3 раза больше. Найди площадь и периметр этого прямоугольника.

  2. Реши уравнение. 576 : х =127-79

  3.  Сравни величины.

6 км 64 м … 665 м; 4 т 8 ц… 408 кг ; 2 ч 50 мин… 200 мин


Вариант 2


  1. Реши задачу.

Из двух посёлков одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 53 км/ч и проехал до встречи 212 км. Определи расстояние между посёлками, если скорость второго была 48 км/ч.

  1. Найди значения выражений.

(479 484 + 113 796) : 72 – 146 х 18

158 х 6 – (468 + 354) : 3

  1. Ширина прямоугольника 18 дм, длина прямоугольника в 3 раза меньше. Найди площадь и периметр этого прямоугольника.

  2. Реши уравнение. 156 : у = 600-574

  3. Сравни величины.

6 км 64 м … 665 м; 4 т 8 ц… 408 кг ; 2 ч 50 мин… 200 мин


24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!