Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 14», а также на основе авторской программы М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др. – 2-е изд. Перераб. – М.:Просвещение, 2016.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по русскому языку во 1-х классах программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
применять полученные знания в измененных условиях;
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
уважительно вести диалог с товарищами;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
** понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
аргументировано выражать свое мнение;
совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «», «
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийся получит возможность научиться:
вести счет десятками;
обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Учащийся научится:
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
проверять и исправлять выполненные действия.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
Учащийся получит возможность научиться:
составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
решать задачи в 2 действия;
проверять и исправлять неверное решение задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийся получит возможность научиться:
выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийся получит возможность научиться:
соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
читать небольшие готовые таблицы;
строить несложные цепочки логических рассуждений;
определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Учащийся получит возможность научиться:
определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
1 класс (132 ч)
Подготовка к изучению чисел и действий с ними. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. (8 ч)
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
В изучение данной темы включены уроки в игровой форме (экскурсия, викторина, игра) – 3 ч
Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (28 ч)
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «», «
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
В изучение данной темы включены уроки в игровой форме (экскурсия, викторина, игра, КВН) – 5 ч
Сложение и вычитание (52 ч)
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.4
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч)
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание (23 ч)
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (9 ч)
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Дата | Тема урока |
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов). |
1 | 2 | Счет предметов |
2 | 3 | Пространственные представления. |
3 | 4 | Временные представления. |
4 | 5 | Столько же. Больше. Меньше. |
5 | 09 | На сколько больше (меньше)? |
6 | 10 | На сколько больше (меньше)? |
7 | 11 | Странички для любознательных. |
8 | 12 | Проверочная работа. |
9 | 16 | Много. Один. Письмо цифры 1. |
10 | 17 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. |
11 | 18 | Число 3. Письмо цифры 3. |
12 | 19 | Знаки +, –, =. «Прибавить», «вычесть», «получится». |
13 | 23 | Число 4. Письмо цифры 4. |
14 | 24 | Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. |
15 | 25 | Число 5. Письмо цифры 5. |
16 | 26 | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. |
17 | 30 | Странички для любознательных. |
18 | 1.10 | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. |
19 | 2 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. |
20 | 3 | Многоугольник. |
21 | 7 | Знаки «больше», «меньше», «равно». |
22 | 8 | Понятия «Равенство», «Неравенство». |
23 | 9 | Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых. Закрепление. |
24 | 10 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. |
25 | 14 | Закрепление. Письмо цифры 7. |
26 | 15 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. |
27 | 16 | Закрепление. Письмо цифры 9. |
28 | 17 | Число 10. Запись числа 10. |
29 | 21 | Числа от 1 до 10. Закрепление. |
30 | 22 | Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках». |
31 | 23 | Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. |
32 | 24 | Увеличить на … Уменьшить на … |
33 | 28 | Число и цифра 0. Свойства 0. |
34 | 29 | Странички для любознательных. |
35 | 30 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа. |
36 | 31.10 | Резерв. |
Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание (54 часа) 2 четверть |
37 | 11.11 | 1, – 1. Знаки +, –, =. |
38 | 12 | – 1 –1, +1+1. |
39 | 13 | +2, –2. |
40 | 14 | Слагаемые. Сумма. |
41 | 18 | Задача. |
42 | 19 | Составление задач на сложение и вычитание по одному рисунку. |
43 | 20 | +2, –2. Составление таблиц. |
44 | 21 | Присчитывание и отсчитывание по 2. |
45 | 25 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. |
46 | 26 | Странички для любознательных. |
47 | 27 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
48 | 02.12 | Странички для любознательных. |
49 | 3 | +3, –3. Примеры вычислений. |
50 | 4 | Закрепление. Решение текстовых задач. |
51 | 5 | Закрепление. Решение текстовых задач. |
52 | 9 | + 3. Составление таблиц. |
53 | 10 | Закрепление. Сложение и соответствующие случаи состава чисел. |
54 | 11 | Решение задач. |
55 | 12 | Закрепление. |
56 | 16 | Странички для любознательных. |
57 | 17 | Странички для любознательных. |
58 | 18 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
59 | 19 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
60 | 23 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
61 | 24 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). |
62-64 | 25-27 | Резерв. |
3 четверть |
65 | | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. |
66 | | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. |
67 | | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. |
68 | | + 4. Приемы вычислений. |
69 | | Задачи на разностное сравнение чисел. |
70 | | Решение задач. |
71 | | + 4. Составление таблиц. |
72 | | Закрепление. Решение задач. |
73 | | Перестановка слагаемых. |
74 | | Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. |
75 | | Составление таблицы для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. |
76 | | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. |
77 | | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. |
78 | | Повторение изученного. |
79 | | Странички для любознательных. |
80 | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
81 | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
82 | | Связь между суммой и слагаемыми. |
83 | | Решение задач. |
84 | | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. |
85 | | Прием вычитания в случаях «вычесть из 6, 7». |
86 | | Прием вычитания в случаях «вычесть из 8, 9». |
87 | | Закрепление. Решение задач. |
88 | | Прием вычитания в случаях «вычесть из 10». |
89 | | Килограмм. |
90 | | Литр. |
91 | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов) |
92 | | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. |
93 | | Названия и последовательность чисел от 10 до 20. |
94 | | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. |
95 | | Запись и чтение чисел. |
96 | | Дециметр. |
97 | | Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации. |
98 | | Закрепление. |
99 | | Контроль и учет знаний. |
100 | | Странички для любознательных. |
101 | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
102 | | Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. |
103 | | Ознакомление с задачей в два действия. |
104 | | Решение задач в два действия. |
105 | | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. |
106 | | Сложение вида +2, +3. |
107 | | Сложение вида +4. |
108 | | Решение примеров вида + 5. |
109 | | Прием сложения вида + 6. |
110 | | Прием сложения вида + 7. |
111 | | Приемы сложения вида *+ 8, *+ 9. |
112 | | Таблица сложения. |
113 | | Странички для любознательных. |
114 | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
115 | | Общие приемы вычитания с переходом через десяток. |
116 | | Вычитание вида 11–*. |
117 | | Вычитание вида 12 –*. |
118 | | Вычитание вида 13 –*. |
119 | | Вычитание вида 14 –*. |
120 | | Вычитание вида 15 –*. |
121 | | Вычитание вида 16 –*. |
122 | | Вычитание вида 17 –*, 18 –*. |
123 | | Странички для любознательных. |
124 | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». |
125 | | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. |
126 | | Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». |
Итоговое повторение (6 часов) |
127 | | Итоговое повторение. |
128 | | Итоговое повторение. |
129 | | Итоговое повторение. |
130 | | Итоговое повторение. |
131 | | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». |
132 | | Итоговый контроль. |