Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов з соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственной: воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Обучающиеся научатся:
- считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
- читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «», «
- объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
- выполнять действия нумерационного характера:15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10,14 – 4;
- распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
- выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см
- понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
- выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
- выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
- объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.- решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
- составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
- отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи; понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
- описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;
- находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
- находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч);
- читать небольшие готовые таблицы;
-строить несложные цепочки логических рассуждений;
-определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- вести счет десятками;
- обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.
- выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
- называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
- проверять и исправлять выполненные действия.
- составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
- находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и -отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
- решать задачи в 2 действия;
- проверять и исправлять неверное решение задачи.
- выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.
- измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
- чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
- выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
- соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см, 13 см).
- определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
- проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
Содержание учебного предмета
Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 ч) Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … . |
Числа от 1 до 10. Нумерация (28 ч) |
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Сравнение чисел. Равенство, неравенство. Знаки (больше), Проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках. |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56 ч) |
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно). Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражении в 1 – 2 действия без скобок. Переместительное свойство сложения. Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание. |
Числа от 1 до 20. Нумерация (12 ч) |
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезков заданной длины. Единица массы: килограмм. Единица вместимости: литр. |
Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (22 ч) |
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1– 2 действия на сложение и вычитание. Проекты: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Контрольные работы: Итоговая контрольная работа за курс 1 класса. |
Итоговое повторение (6 ч) |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Коли чество часов | Дата по плану | Дата факти чески |
| Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления | 8 | | |
1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | 1 | 01.09 | |
2 | Счёт предметов. | 1 | 02.09 | |
3 | Пространственные представления: вверху-внизу, слева -справа. | 1 | 03.09 | |
4 | Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. | 1 | 06.09 | |
5 | Отношения «столько же», «больше», «меньше». | 1 | 08.09 | |
6 | Сравнение групп предметов: на сколько больше , на сколько меньше? | 1 | 09.09 | |
7 | Сравнение групп предметов: на сколько больше , на сколько меньше? | 1 | 10.09 | |
8 | Повторение и обобщение изученного материала по теме «Подготовка к изучению чисел» | 1 | 13.09 | |
| Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация | 28 | | |
9 | Понятия «много», «один». Письмо цифры 1. | 1 | 15.09 | |
10 | Числа 1,2. Состав числа 2. Письмо цифры 2. | 1 | 16.09 | |
11 | Число 3. Состав числа 3. Письмо цифры 3. | 1 | 17.09 | |
12 | Числа 1, 2, 3. Знаки « +» , « −« , « =». | 1 | 20.09 | |
13 | Число 4, его состав. Письмо цифры 4. | 1 | 22.09 | |
14 | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». | 1 | 23.09 | |
15 | Число 5. Письмо цифры 5 | 1 | 24.09 | |
16 | Числа 1-5. Состав числа 5 из двух слагаемых | 1 | 27.09 | |
17 | Странички для любознательных. | 1 | 29.09 | |
18 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 | 30.09 | |
19 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. | 1 | 01.10 | |
20 | Закрепление изученного. | 1 | 04.10 | |
21 | Знаки: (больше), | 1 | 06.10 | |
22 | Равенство. Неравенство | 1 | 07.10 | |
23 | Многоугольники. Углы, вершины, стороны многоугольника. | 1 | 08.10 | |
24 | Числа 6, 7, их состав. Письмо цифры 6 | 1 | 11.10 | |
25 | Числа 1-7. Письмо цифры 7 | 1 | 13.10 | |
26 | Числа 8, 9.Состав числа 8. Письмо цифры 8 | 1 | 14.10 | |
27 | Числа 8 и 9. Состав числа 9. Письмо цифры 9 | 1 | 15.10 | |
28 | Число 10, его состав. Запись числа 10 | 1 | 18.10 | |
29 | Числа от 1 до 10. Закрепление .материала | 1 | 20.10 | |
30 | Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». | 1 | 21.10 | |
31 | Длина отрезка. Сантиметр. | 1 | 22.10 | |
32 | Понятия увеличить на…, уменьшить на… . | 1 | 25.10 | |
33 | Число 0 | 1 | 05.11 | |
34 | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 | 08.11 | |
35 | Страничка для любознательных. | 1 | 10.11 | |
36 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились.» | 1 | 11.11 | |
| Сложение и вычитание | 56 | | |
37 | Сложение и вычитание вида ±1. | 1 | 12.11 | |
38 | Присчитывание и отсчитывание по 1. | 1 | 15.11 | |
39 | Сложение и вычитание вида -1-1, +1+1. | 1 | 17.11 | |
40 | Сложение и вычитание вида ±2. | 1 | 18.11 | |
41 | Слагаемые. Сумма. | 1 | 19.11 | |
42 | Задача. | 1 | 22.11 | |
43 | Составление задач на сложение и вычитание по рисункам. | 1 | 24.11 | |
44 | Составление задач на сложение и вычитание по рисункам и по решениям. | 1 | 25.11 | |
45 | Составление таблицы прибавления и вычитания числа 2. | 1 | 26.11 | |
46 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | 29.11 | |
47 | Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание». | 1 | 01.12 | |
48 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц ( с одним множеством предметов) . | 1 | 02.12 | |
49 | Страничка для любознательных. | 1 | 03.12 | |
50 | Страничка для любознательных. | 1 | 06.12 | |
51 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились.» | 1 | 08.12 | |
52 | Сложение и вычитание вида ± 3. | 1 | 09.12 | |
53 | Присчитывание и отсчитывание по 3. | 1 | 10.12 | |
54 | Закрепление материала. Решение простых текстовых задач. Сравнение длин отрезков. | 1 | 13.12 | |
55 | Составление таблицы прибавления и вычитания числа 3. | 1 | 15.12 | |
56 | Прибавление и вычитание числа 3. Закрепление материала. | 1 | 16.12 | |
57 | Решение простых задач на увеличение ( уменьшение) числа на несколько единиц. | 1 | 17.12 | |
58 | Решение задач. Дополнение к условию задачи. | 1 | 20.12 | |
59 | Страничка для любознательных. | 1 | 22.12 | |
60 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились.» | 1 | 23.12 | |
61 | Повторение материала. Итоговый контроль за I полугодие. | 1 | 24.12 | |
62 | Закрепление материала. | 1 | 27.12 | |
63 | Проверочная работа. | 1 | 10.01 | |
64 | Работа над ошибками. Закрепление материала. | 1 | 12.01 | |
65 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. | 1 | 13.01 | |
66 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц ( с двумя множествами предметов). | 1 | 14.01 | |
67 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц ( с двумя множествами предметов). | 1 | 17.01 | |
68 | Сложение и вычитание вида ±4. | 1 | 19.01 | |
69 | Закрепление изученного. | 1 | 20.01 | |
70 | Решение задач на разностное сравнение чисел. | 1 | 21.01 | |
71 | Составление таблицы прибавления и вычитания числа 4. | 1 | 24.01 | |
72 | Решение задач. | 1 | 26.01 | |
73 | Переместительное свойство сложения. | 1 | 27.01 | |
74 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5, 6, 7, 8, 9. | 1 | 28.01 | |
75 | Таблицы для случаев вида +6, 6, 7, 8, 9. | 1 | 31.01 | |
76 | Состав чисел первого десятка. | 1 | 02.02 | |
77 | Состав чисел. Закрепление материала. | 1 | 03.02 | |
78 | Страничка для любознательных. | 1 | 04.02 | |
79 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились.» | 1 | 07.02 | |
80 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились.». | 1 | 16.02 | |
81 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | 17.02 | |
82 | Связь между суммой и слагаемыми. Решение задач. | 1 | 18.02 | |
83 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 | 21.02 | |
84 | Вычитание вида 6-, 7-. | 1 | 23.02 | |
85 | Закрепление приёма вычислений вида 6-, 7-. | 1 | 24.02 | |
86 | Вычитание вида 8-, 9-. | 1 | 25.02 | |
87 | Закрепление приёма вычислений вида 8-, 9-. | 1 | 28.02 | |
88 | Вычитание вида 10-. | 1 | 02.03 | |
89 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | 03.03 | |
90 | Единицы массы: килограмм. | 1 | 04.03 | |
91 | Единицы ёмкости: литр. | 1 | 07.03 | |
92 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание». | 1 | 09.03 | |
| Числа от 1 до 20. Нумерация | 12 | | |
93 | Названия и последовательность чисел от 11 до 20 | 1 | 10.03 | |
94 | Образование, чтение и запись чисел второго десятка | 1 | 11.03 | |
95 | Единицы длины: дециметр. | 1 | 14.03 | |
96 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. | 1 | 16.03 | |
97 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. Закрепление материала. | 1 | 17.03 | |
98 | Страничка для любознательных. | 1 | 18.03 | |
99 | Проверочная работа по теме «Числа от 11 до 20. Нумерация.» | 1 | 21.03 | |
100 | Работа над ошибками. | 1 | 23.03 | |
101 | Подготовка к решению задач в два действия. | 1 | 01.04 | |
102 | Подготовка к решению задач в два действия. | 1 | 04.04 | |
103 | Составная задача. | 1 | 06.04 | |
104 | Составная задача на нахождение числа на несколько единиц меньше данного. | 1 | 07.04 | |
| Таблица сложения и вычитания | 22 | | |
105 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | 08.04 | |
106 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +2, +3 | 1 | 11.04 | |
107 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 4 | 1 | 13.04 | |
108 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 5 | 1 | 14.04 | |
109 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 6 | 1 | 15.04 | |
110 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 7 | 1 | 18.04 | |
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 8, +9. | 1 | 20.04 | |
112 | Таблица сложения. | 1 | 21.04 | |
113 | Странички для любознательных. | 1 | 22.04 | |
114 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились.» | 1 | 25.04 | |
115 | Общий приём вычитания с переходом через десяток. | 1 | 27.04 | |
116 | Вычитание вида 11 - . | 1 | 28.04 | |
117 | Вычитание вида 12 - . | 1 | 29.04 | |
118 | Вычитание вида 13 - . | 1 | 02.05 | |
119 | Вычитание вида 14 - . | 1 | 04.05 | |
120 | Вычитание вида 15 - . | 1 | 05.05 | |
121 | Вычитание вида 16- . | 1 | 06.05 | |
122 | Вычитание вида 17 - , 18 - . | 1 | 09.05 | |
123 | Странички для любознательных. | 1 | 11.05 | |
124 | Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | 1 | 12.05 | |
125 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились.» | 1 | 13.05 | |
126 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения». | 1 | 16.05 | |
| Итоговое повторение | 5 | | |
127 | Повторение. Нумерация чисел от 1 до 20. | 1 | 18.05 | |
128 | Повторение. Сложение чисел в пределах 20. | 1 | 19.05 | |
129 | Повторение. Вычитание чисел в пределах 20. | 1 | 20.05 | |
130 | Повторение. Решение составных задач. | 1 | 23.05 | |
131 | Повторение. Геометрические фигуры. | 1 | 25.05 | |
| Проверка знаний | 1 | | |
132 | Итоговая контрольная работа за год. | 1 | | |
2