СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению начальное общее образование 4 класс количество часов:102

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Литературное чтение» для начальной школы, разработаннойпод руководством Л.А.Ефросининой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» –

3-е издание, доработанное и дополненное - М.: Вентана-Граф, 2011г.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению начальное общее образование 4 класс количество часов:102»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ» Г.ВОЛГОДОНСКА


«Утверждаю»

Директор МБОУ « Гимназия

«Юридическая» г.Волгодонска

Приказ от _________№___

________Т.В. Колодяжная



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

начальное общее образование 4 класс

количество часов:102,3 часа в неделю

учитель: Зуева О.В.



Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Литературное чтение» для начальной школы, разработаннойпод руководством Л.А.Ефросининой в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» –

3-е издание, доработанное и дополненное - М.: Вентана-Граф, 2011г.






2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературному чтению для 4 класса создана на основе документов:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

-Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) в редакции протокола от 28.10.2015 № 3/15;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).

- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»(от 31.01.2012 № 69, от 23.06.2015 № 609);

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;

- приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

-приказ Минобрнауки России от 07.06.2017 №506 « О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2014 № 1089».

- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

-письмо минобразования Ростовской области от 25.04.2018г. № 24/4.1-5705 « О направлении проекта рекомендаций по составлению учебных планов образовательными организациями, реализующих основные образовательные программы на 2018-2019 учебный год».

-Устав МБОУ «Гимназия»Юридическая» г. Волгодонска утвержденный 18.05.2015г.приказом № 421 Управления образования г. Волгодонска


Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения литературного чтения на этапе начального общего образования отводится не менее 102 часов из расчета 3 часа в неделю литературного чтения

Количество учебных часов:

В год -102 часа (3часа в неделю, всего 102 часа)

В том числе:

Проверочных работ:4


Формы промежуточной и итоговой аттестации:

Промежуточная аттестация проводится в форме проверочных работ, проверки техники чтения..

Уровень обучения – базовый.


Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.



Программа рассчитана на 102 часа, но будет пройдена за 97 часов. В связи с тем, 4.11,5.01,6.01,8.03,1.05 являются официальными Государственными праздниками, то темы уроков, выпавшие на эти числа, будут реализованы за счёт уроков повторения.













Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные

качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Личностные результаты

- заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к кни­ге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;

- интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих не­больших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;

- основы осознания семейной, этнической, куль­турной, гражданской идентичности;

- чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувство­вать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;

- основы для принятия культурных традиций своей страны;

- основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;

- осознание нравственно-эстетической пробле­матики литературного произведения;

- умение прослеживать судьбу литературного ге­роя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия

- осознавать этапы организации учебной работы;

- принимать и сохранять учебную задачу, плани­ровать ее реализацию и способы выполнения;

- вносить необходимые коррективы в свою дея­тельность в зависимости от ее результатов;

- осуществлять пошаговый и итоговый само­контроль результатов деятельности;

- выполнять учебные действия в устной, пись­менной речи и во внутреннем плане;

- строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

- полно и адекватно воспринимать художествен­ный и научно-познавательный текст;

- обобщать сведения, делать выводы, прово­дить сравнения на различном текстовом мате­риале;

- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литерату­ры, с использованием дополнительных источни­ков, включая контролируемое пространство Ин­тернета;

- отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между вырази­тельными средствами разных видов искусств

Коммуникативные универсальные учебные действия.

- выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;

- использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;

- учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов ис­кусства

- сотрудничать с учителем и сверстниками;

- грамотно формулировать вопросы;

- используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;

- принимать участие в коллективных проектах

Предметные результаты.

Виды речевой и читательской деятельности

- читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

- выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта;

- эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения;

- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

- выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;

- сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;

- давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр

(сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;

- находить известные средства художественной выразительности;

Круг детского чтения

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги;

- отличать сборник произведений от книги одного автора;

- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими воз-

расту словарями и справочной литературой.

Литературоведческая пропедевтика

- отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.);

- находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;

- распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.;

- практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования.

Творческая деятельность учащихся

- выразительно читать художественные произве­дения разных литературных родов и жанров;

- участвовать в чтении по ролям литературных произведений;

- пользоваться основными средствами интонаци­онной выразительности при чтении вслух произ­ведений разной эмоциональной направленности

- реконструировать текст, восстанавливая после­довательность событий;

- передавать свое впечатление о литературном произведении в творческой форме, в т.ч. создавая иллюстрации;

- описательно рассказывать о любимом писателе, поэте;

- писать небольшие по объему сочинения на ос­нове литературных впечатлений;

- писать небольшие по объему сочинения по кар­тине.




Тематический план


Раздел

Количество часов

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

Басни. Русские баснописцы

«Чудесный мир классики»

11ч

О детях

Произведения зарубежных писателей

Мифы народов мира

Книги Древней Руси

Поэтическая тетрадь

17ч

Произведения русских писателей

Юмористические произведения

Очерки

Страна фантазия

Итого:

102ч








Содержание тем учебного предмета «Литературное чтение»

1. Произведения фольклора.Сказки, легенды, былины, героические песни Расширение зна­ний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), былин, легенд, песен.

Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастиче­ские превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»'), устойчивые выраже­ния («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа. Сказка «Иван-царевич и серый волк».

Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).Былина «ВолхВсеславович».

Легенда-жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Легенда о покорении Сибири Ермаком,Легенда о граде Китеже и т.д.

Героические песни рассказывают о реальных событиях ,прославляют подвиги настоящих невымышленных людей. Героическая песня Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

2.Басни. Русские баснописцы..Баснописцы осуждают и высмеивают в своих произведениях глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство и лицемерие. Для создания образов героев в баснях используется ирония- тонкая, скрытая насмешка и аллегория в переводе с греч. означает «иносказание». И. Крылов. «Стрекоза и Муравей», А.Е.Измайлов «Лестница» и т.д.

3. «Чудесный мир классики» Произведения В.А.Жуковского «Песня», «Ночь», «Вечер». Произведения А.С.Пушкина «Зимняя дорога». М.Ю.Лермонтов « Парус», «Горные вершины» .Произведения П.П.Ершова «Конек- горбунок».

4.ЛитературныесказкиЛитературная сказка. Сходство с народной сказкой (ска­зочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний. В.М.Гаршин сказка «Лягушка путешественница».

5.О детях:Образы детей-героев в произведениях русских писателей. Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Темы»,К.М.Станюкович «Максимка».

6.Произведения зарубежных писателей:Мир сказок Х.К. Анднрсена, М.Твена.

7.Мифы народов мира:Мифы позволяют нам совершить путешествие в прошлое, узнать, как люди представляли окружающий их мир. В мифах народ выражал свое отношение к силам природ, растениям и животным, пытался объяснить, как произошли Вселенная, солнце, луна, звезды, небо, земля, человек.

У каждого народа есть мифы о сотворении мира, о появлении дня и ночи, о божествах и силах природы. Древнегреческий миф в пересказе Геродота «Арион». Славянский миф «Ярило-солнце».

8.Книги Древней Руси:Поучение Владимира Мономаха детям». Похвала книгам «Деятельность Ярослава».

9.Поэтическая тетрадь:Открыто и искренне выражает чувства к Родине А.А.Блок в своем стихотворении «Россия». К.Д.Бальмонт- русский поэт, стихотворения которого отличаютсямузыкальностью, точной и богатой рифмой. «Россия», «Камыши»

Очень красочно описывает родную природу, передает звуки , краски, запахи ,чувства и настроение в своих стихах И.А.Бунин. «Гаснет Вечер,даль синеет..», «Детство».

Н.М.Рубцов в своих произведениях описывает Родину, изображает ее людей, природу. «Тихая моя Родина», «Березы.»

Н.А.Заболоцкий «Детство».

10.Произведения русских писателей:Сказки, были, рассказы Л.Н.Толстого.РассказА.И.Куприна «Скворцы».Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

11.Юмористические произведения:Н.Н.Носов «Федина задача».И.Л.Гамазкова «Страдания».

12.Очерки: Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе. Ю.Яковлев «Право на жизнь», И.С.Соколов-Микитов «Родина».

13.Страна фантазия:Н.П.Вагнер «Фея фантаста». Дж.Свифт «Гуливер в стране лилипутов» .Н.П.Найденов «Мой друг».




Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата проведения

Кол-во часов

Тема урока

Вид контроля

1

3.09

1

Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый волк»

Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема)

2

4.09

1

Былина «Волх Все-славович». Произведения фольклора. Былины

Текущий

3

5.09

1

Легенды: «Легенда и граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Текущий

4

10.09

1

Легенды: «Легенда и граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

Текущий

5

11.09

1

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

Текущий

6

12.09

1

Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора»

«Проверь себя»

Тематический.

Самостоятельная работа

7

17.09

1

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза».
Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

Текущий.

Выразительное чтение

8

18.09

1

И. И. Хемницер «Друзья»

Слушание и работа с книгами басен. И. А. Крылов «Крестьянин в беде»

Текущий.

Выразительное чтение

9

19.09

1

А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Осел и соловей», Л. Е. Измайлов «Лестница»

Текущий. Выразительное чтение

10


24.09

1

И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

С. В. Михалков «Слово о Крылове»Проверка техники чтения

Текущий. ВыразительноечтениеПроверка техники чтения

11

25.09

1

Слушание и работа с детскими книгами. И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». Работа с детскими журналами

Текущий. Чтение наизусть

12

26.09

1

Проверь себя.

Промежуточный контроль Проверочная работа

13

01.10

1

Жуковский «Песня», «Ночь»

Текущий. Выразительное чтение

14

2.10

1

Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица»

Текущий. Выразительное чтение

15

3.10

1

Обобщение.«Произведения Жуковского.»

Тематический.

16

8.10

1

Повторение изученных произведений А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение
Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении)

Текущий .

Выразительное чтение

17

9.10

1

А. С. Пушкин «И. И. Пущину»

. И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок).

Текущий

Чтение наизусть

18

10.10

1

А. С. Пушкин «Зимняя дорога

Тематический. Выразительное чтение, чтение наизусть.

19

15.10

1

Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

Текущий

Чтениенаизусть

20

16.10

1

Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес»

Текущий Чтение наизусть

21

17.10

1

Слушание и работа с книгами М. Ю. Лермонтова. Книги-справочники о М. Ю. Лермонтове. М. Ю. Леромнтов «Три пальмы» (восточное сказание), «Казачья колыбельная песня»

Текущий

Выразительное чтение

22

22.10

1

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

Текущий

Выразительное чтение

23

23.10

1

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

Текущий

Выразительное чтение

24

24.10

1

П. П. Ершов «Кто он?»

Текущий

Ччтение наизусть

25

06.11

1

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Текущий.

Выразительное чтение

26

7.11

1

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Текущий.

Выразительное чтение

27

12.11

1

Слушание и работа с книгами.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», «Пленница»

Текущий. Пересказ по плану

28

13.11

1

« Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы»)

Текущий. Пересказпоплану

29

14.11

1

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы»)

Текущий. Пересказ по плану

30

19.11

1

Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы»)

Текущий. Пересказ по плану

31

20.11

1

Слушание и работа с книгами русских писателей о детях. К. М. Станюкович «Максимка».

Текущий. Пересказ

32

21.11

1

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»

Текущий. Пересказ

33

26.11

1

Обобщение по разделу. Проверь себя! Проверочнаяработа

Проверочнаяработа

34

27.11

1

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Текущий. Пересказ

35

28.11

1

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Текущий. Пересказ

36

03.12

1

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

Текущий. Пересказ

37

4.12

1

Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Стихотворение В. Гюго «Осенние листья» (отрывок). Работа с книгами М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльбери Финна»

Текущий. Пересказ

38

10.12

1

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»

Текущий. Пересказ

39

11.12

1

Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди»

Текущий. Пересказ

40

12.12

1

Стихотворение
Х. К. Андерсена «Дети года»

Текущий. Чтение наизусть

41

17.12

1

Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великийсказочник». Детскиежурналы и газеты

Урок-конкурс «Книгочейкласса»

42

18.12

1

Проверьсебя. «Страничкакнигочея»

Текущий. Пересказ

43

19.12

1

Древнегреческиймиф «Арион»Проверка техники чтения

Текущий.

Техника чтения

44

24.12

1

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»

Текущий. Пересказ

45

25.12

1

Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»

Текущий.

Выразительное чтение

46

26.12

1

Слушание и работа с детскими книгами. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И»

Тематический.

47

14.01

1

Обобщение по разделу «Мифы народов мира»

Тематический.

48

15.01

1

Отрывок из «Повести временных лет», «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава» (похвала книгам)

Текущий. Пересказ

49

16.01

1

Слушание и работа с детскими книгами. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам». Постраницамдетскихжурналов

Текущий.

Выразительноечтение

50

21.01

1

Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»

Текущий.

Выразительное чтение

51

22.01

1

Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси»

Текущий.

Пересказ

52

23.01

1

Л. Н. Толстой

«Акула»

Текущий.

Пересказ

53

28.01

1

Сказка Л.Н. Толстого «Два брата»

Текущий.

Выразительноечтение

54

29.01

1

Басня Л. Н. Толстого «Мужик и Водяной»

Текущий. Выразительноечтение

55

30.01

1

Л. Н. Толстой

«Черепаха», «Русак»

Текущий

56

04.02

1

Былина Л.Н. Толстого.

«Святогор-богатырь»

Текущий. Выразительное чтение

57

5.01

1

Стихи о Родине.
А. А. Блок «Россия»

Текущий. Выразительное чтение

58

6.02

1

А. А. Блок «Рождество»

Текущий. Выразительное чтение

59

11.02

1

А. А. Блок «На поле Куликовом»

Текущий. Выразительное чтение

60

12.02

1

Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия»,
«К зиме»

Текущий. Выразительноечтение

61

13.02

1

Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши»

Текущий. Выразительное чтение

62

18.02

1

Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи»

Текущий. Выразительное чтение

63

19.02

1

Слушание и работа с детскими книгами. К. Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»

Текущий. Выразительноечтение

64

20.02

1

А.И.Куприн«Скворцы»

Текущие. Пересказэпизода

65

26.02

1

Слушание и работа с детской книгой. Легенда А. И. Куприна «Четверо нищих»

Текущие. Пересказэпизода

66

27.02

1

И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство»

Текущие. Пересказэпизода

67

04.03

1

И. А. Бунин «Листопад»

Текущий. Чтениенаизусть

68

05.03

1

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских

поэтов. Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок), «Генерал Топтыгин».

К. И. Чуковский «Н. А. Некрасов»

Текущий. Чтение

наизусть

69

6.03

1

Проверь себя.

Тематический. Проверочная работа

70

11.03

1

С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава»

Тематический. Самостоятельное составление словаря

71

12.03

1

С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

Текущий. Инсценированиесказки

72

13.03

1

Слушание и работа с детскими книгами С. Я. Маршака «Сказка про козла»

Текущий. Выразительное чтение

73

18.03

1

С. Я. Маршак – переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце…»

Текущий. Выразительное чтение

74

19.03

1

Слушание и работа с детскими книгами. С. Я. Маршак «Ледяной остров»Проверка техники чтения

Тематический. Чтение

75

20.03

1

Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке»

Текущий. Выразительноечтение

76

01.04

1

Н. А. Заболоцкий «Детство»

Текущий. Выразительное чтение

77

02.04

1

Слушание и работа с детскими книгами. Стихи о Родине и родной природе

Текущий. Выразительное чтение

78

3.04

1

Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Береза»

Текущий. Выразительное чтение

79

8.04

1

Стихи о Родине.
Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

Текущий. Выразительное чтение

80

9.04

1

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача»

Текущий. Выразительное чтение

81

10.04

1

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача»

Текущий. Выразительноечтение

82

15.04

1

Юмористические стих

И.Л.Гамазкова«Страдания»

Текущий. Выразительноечтение

83

16.04

1

Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома»

Текущий. Выразительноечтение

84

17.04

1

Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало»

Текущий. Чтениенаизусть

85

22.04

1

В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

Текущий. Выразительноечтение

86

23.04

1

В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

Текущий. Выразительноечтение

87

29.04

1

В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

Текущий. Выразительноечтение

88

30.04

1

Слушание стихотворения К. М. Симонова «Сын артиллериста»

Текущий. Выразительноечтение

89

06.05

1

Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина»

Текущий. Выразительноечтение

90

7.05

1

А.И.Куприн «Сказки Пушкина»

Текущий. Выразительноечтение

91

8.05

1

Н. Шер «Картинысказки».


Текущий. Выразительноечтение

92

13.05

1

Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста»

Текущий. Выразительноечтение

93

14.05

1

Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста»

Текущий. Выразительноечтение

94

15.05

1

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

Текущий. Выразительноечтение

95

20.05

1

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»Проверка техники чтения

Текущий. Выразительноечтение

96

21.05

1

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

Текущий. Выразительноечтение

97

22.05

1

Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

Текущий. Выразительноечтение
























СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО учителей

МБОУ « Гимназия « Юридическая» г.Волгодонска

от 28.08.2018 г. № _273_

Руководитель МО учителей

Калитина О.Ю.

Подпись / Ф. И. О. /

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________Т.П. Волкова

«___»______________2018 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________Т.П. Волкова

«___»______________2017 г.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!