СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по дагестанской литературе для 10 класса общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература народов Дагестана» (10 класс)

          Рабочая программа по дагестанской литературе для 10 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Зачётные уроки предполагают для обучающихся возможность выбора: сочинение, тест, контрольная работа.

          Изучение дагестанской литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • поэтапное, последовательное закрепление у старшеклассников сформированных в начальном и среднем звене школы умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);
  • использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 

Курс дагестанской литературы, рассчитанный в 10 классе на 1 час в неделю, опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений  и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Дагестанская литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Дагестанская литература» в основной школе проявляются в следующем:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений дагестанского фольклора, литературы XVIII в., дагестанских писателей XIX—XX вв., литературы народов Дагестана;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

II.Содержание учебного предмета «Литература народов Дагестана»

          Курс дагестанской литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по дагестанской литературе

          Личностные результаты:

  • воспитание российской и дагестанской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Дагестана;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Дагестана;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального дагестанского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Дагестана, России и мира;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в обществе;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Дагестана, творческой деятельности эстетического характера.

          Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять  его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их  роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям дагестанской литературы и культуры;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
  • умение интерпретировать изученные литературные произведения;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Распределение учебной нагрузки по дагестанской литературе в 10 классе

Количество часов в неделю

Количество часов за учебный год

Количество контрольных работ

за учебный год

1

34

4

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дагестанской литературе для 10 класса общеобразовательной школы»

10 класс (1 час в неделю)

Литература народов Дагестана: Учебник – хрестоматия. 10 класс. / Авт. – сост. З. А. Магомедов, С. М. Хайбуллаев, Х. М. Халилов. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2006.

Темы уроков

Кол-во часов

Дата

Литература народов Дагестана средневековой эпохи (V – первая половина XIX века).

1.

Жанровое своеобразие устной народной поэзии Дагестана и ее исторические корни. Роль фольклора в возникновении письменных форм литературы. Ашугская поэзия и ее историко-культурные и социальные корни. Идейно-художественные особенности ашугской поэзии народов Южного Дагестана (Кюре Реджеб, Эмин из Ялцуга, Лезги Ахмед, Мирза Калукский).

1



Зарождение письменности и письменные памятники периода Кавказской Албании. Распространение и расцвет арабоязычной дагестанской литературы. Исторические хроники («Тарихи Дагестан», «Дербент-наме»). Элементы художественности и легендарность содержания памятников. Переводы их на дагестанские языки. Дагестанская литература на арабском языке в XVII-XVIII веках. Приспособление арабской письменности к дагестанским языкам.



Героико-исторические и эпические песни, баллады народов Дагестана.

2.

«Сражение с Надир-шахом». Ценность произведения с исторической и художественной точек зрения.

1



«Парту Патима». Художественные средства создания образа героини.



3.

«Песня о герое Муртузали». Патриотический пафос произведения.

1


Темы уроков

Кол-во часов

Дата


«Хочбар». Образ Хочбара.



4.

Отражение острой социальной и антифеодальной борьбы в балладе «Айгази». Нравственные ценности в балладе.

1


«Давди из Балхара». Принцип контраста при создании характеров Давди и Аглар-хана.



5.

«Песня Абдуллы» - поэтическое осмысление трагических событий прошлого. Драматичность песни. Образ Абдуллы и его матери.

1




«Юноша из Кумуха и девушка из Азайни». Тема любви в балладе.



6.

«Султан-Ахмед младший». Полярность образов Султан-Ахмеда и его братьев.

1



Вн. чт. «Ахульго». Историческая основа баллады.



7.

Вн. чт. «Каменный мальчик». Отражение в балладе многовековой борьбы с иноземными завоевателями.

1



Вн. чт. «Шарвили». Основное содержание народного эпоса.




Урок- зачёт «Фольклор. Песни и баллады народов Дагестана».



Литература народов Дагестана новой эпохи (вторая половина XIX – начало XX века).

8.

Общая историческая обстановка в Дагестане во второй половине XIX века. Присоединение Дагестана к России, борьба горцев под предводительством Шамиля. Развитие литературы в Дагестане. Развитие социальной лирической поэзии.

1


Темы уроков

Кол-во часов

Дата


Саид Кочхюрский. «Проклятие Мурсал-хану». Роль образных выражений, риторических вопросов в раскрытии идеи стихотворения. Вн. чт. Саид Кочхюрский. «Колесо моей судьбы».



9.

Мирза Калукский. «Ответ хану». Выразительность языка стихотворения.

1



Анхил Марин. «Приди, ясноокий...», «Чтоб тебя поразила стрела».



10.

Щаза из Куркли. «Одевает иней белый...», «За тьмой ночной приходит свет», «Суди ты меня, не суди».

1



Вн. чт. Щаза из Куркли. «Чтоб взглянуть на мир с вершин...», «Ранней юности любовь...», «Чем жить с нелюбимым».



11.

Патимат Кумухская. «Патимат пишет Маллею».

1


Урок-зачёт «Литературное творчество горянок Дагестана»



12

Абдулла Омаров. Очерк жизни и творчества. «Как живут лаки» - историко-этнографический очерк. Особенность очерков Омарова. Показ жизни и быта горского аула. Взаимоотношения людей в обществе и семье, игр и развлечений, обычаев и обрядов горцев через детское восприятие. Актуальность очерка. Особенности стиля А. Омарова в развитии дагестанской прозы.

1



Вн. чт. Абдулла Омаров. «Воспоминания Муталима».



13.

Омарла Батырай. Жизненный и творческий путь выдающегося даргинского поэта. Песни о любви («Я ношу в груди огонь», «Ах, как скомкано тоской...»). Драматизм и гиперболизация чувств в лирике Батырая.

1


Темы уроков

Кол-во часов

Дата


Песни о герое О. Батырая («Кремневку точит ржа...», «Коротка героя жизнь...»). Сказочно-фантастические черты образа героя-бунтаря.



14.

О. Батырай. Песни о жизни («Будь неладен этот свет...», «Ах, могу ль я песни петь...»). Реалистическое осмысление явлений социальной действительности. Сатирическое обличение поэтом пороков времени в песнях «Тайком хлеба...», «Ты суп с лапшой...». Национальное своеобразие образов и общественно-политическое значение поэзии Батырая.

1



Краткие сведения о даргинской поэзии конца XIX – начала ХХ веков, связанной с развитием капиталистических отношений, массовым уходом крестьян из родных аулов на отхожие промыслы. Поэзия Сукур Курбана и Мунги Ахмеда



15.

Вн. чт. Омарла Батырай. «В сребрекованной броне...», «Джамав-хана табуны», «Ты руками в плен берешь...». Сукур Курбан. «Проданная Меседу».

1



Урок-зачет «Даргинская поэзия конца XIX - начала XX веков».



16.

Ирчи Казак – основоположник кумыкской литературы. Биография поэта. Ранние песни Ирчи Казака, романтическая окрашенность любовной лирики поэта. Дидактические и реалистические тенденции лирики И. Казака («Дружи с отважным!», «Каким должен быть мужчина»).

1



Поэтичность сибирского цикла стихотворений Ирчи Казака. Протест против угнетения и порабощения человека, угнетения одних народов другими («Как я мог предвидеть коварство ханов», «Осень голубая, как марал»).



Темы уроков

Кол-во часов

Дата

17.

Отражение в стихотворениях Ирчи Казака процесса разрушения патриархального быта, проникновения в него новых капиталистических отношений («Иные времена», «Письмо Магомед-Эфенди Османову»). Обличение социальной несправедливости. Утверждение активного противодействия злу - жизненная позиция поэта («Удача», «Рассудка умный не теряет»). Художественное своеобразие поэзии И. Казака. Горький сарказм и сатирические черты песен

И. Казака после возвращения из сибирской ссылки. Общественно-политическое значение поэзии Казака.

1



Вн. чт. М.-Э. Османов. «О щедрости и чести». А. Аджиев. Стихи из цикла «Ирчи Казак».



18.

Етим Эмин – основоположник лезгинской литературы. Идеи протеста против социальных противоречий своего времени и думы о будущем. Общественный и социальные конфликты в стихах-сетованиях Эмина, антиклерикальные мотивы в его творчестве. («В смятенье мир», «Кто в этом мире бродит как слепой», «Не ведающему о мире»). Мир добра и зла в творчестве Е. Эмина («Ах, наша жизнь»). Положительный идеал в лирике поэта («Восстание 1877 года»). Философская направленность последнего периода творчества Эмина. («Если спросят друзья», «Слово умирающего Эмина»). Художественное мастерство поэта. Особенности рифмовки и строфического построения («гошма»). Значение творчества Е. Эмина.

1




Вн. чт. Лирика Е. Эмина. «Соловей», «Что к чему подходит», «Крик о помощи». Тема страданий народа в произведениях о личных невзгодах.



19.

Урок-зачет «Творчество Ирчи Казака и Етима Эмина».

1


Темы уроков

Кол-во часов

Дата

Литература народов Дагестана начала ХХ века.


Общая характеристика социально-политической и культурной жизни дагестанских народов в начале ХХ века. Особенности литературного процесса. Основные тенденции развития поэзии. Духовная и светская поэзия. Активизация поэзии под влиянием революционных событий. Появление рабочей поэзии (Магомед Тлохский, Гаджи Ахтынский, Азиз Иминагаев, Махмуд из Куркли). Зарождение книгоиздательского дела в Дагестане. Основные тенденции развития дагестанской прозы в начале ХХ века.



20.

Махмуд – классик аварской поэзии. Биография Махмуда из Кахаб-Росо. Развитие Махмудом утверждающегося в горах в конце XIX века отношения к лирической песне как оружию борьбы против патриархально-шариатской старины («Райский сад не стану славить», «Земной праздник»).

1



Песни о любимой Махмуда («Письмо из казармы»). Протест против ханжества в проявлении человеческих чувств. Карпатский период жизни Махмуда. «Мариам». Лиризм поэмы. Национальные истоки поэтической формы «Мариам». Новаторство Махмуда. Идейно-художественное содержание поэмы и общечеловеческое значение ее образов. Нравственные идеалы Махмуда. Лирический герой Махмуда о жизни и войне.



21.

«Сон». Философское богатство и художественное совершенство лирики Махмуда. Романтические черты его поэзии. Творческое развитие художественных приемов народной лирики. Роль Махмуда в формировании авторского литературного языка.

Теория литературы. Понятие о романтизме и реализме.

1


Темы уроков

Кол-во часов

Дата


Мир природы и внутренний мир человека в поэзии Махмуда («На высокой вершине два влюбленных цветка...», «Вспомню вершину и запах лесной...»).



22.

Урок-зачёт «Литературное наследие Махмуда из Кахаб-Росо».

1



Вн. чт. Тажутдин Чанка «Когда б за стройность награждал невест...», «Имя твое».

Расул Гамзатов. «Махмуд, хоть век недолог твой...».



Литература новейшего времени. Развитие литературы народов Дагестана в 1917-1945 годы.

23.

Отражение событий революции 1917 года и Гражданской войны в литературе. Роль публицистики, агитационной, политической лирики. Общественно-политическая обстановка в Дагестане в 20-е, 30-е годы. Судьба арабоязычной литературы после установления советской власти. Реформирование аджама, создание нового алфавита в 1928 году на латинской графической основе. Замена латиницы на кириллицу в 1938 году. Создание дагестанской ассоциации пролетарских писателей. Первый съезд писателей Дагестана и СССР в 1934 году. Первые народные поэты Дагестана: Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса, Абдулла Магомедов. Обострение в 30-е годы литературной борьбы. Утверждение принципов социалистического реализма в дагестанской литературе. Дагестанские писатели на фронте и в тылу Великой Отечественной войны.

1



Вн.чт. Г. Цадаса «Песня сестер». А. Гафуров «Возвращение с войны». А.-В. Сулейманов «Друзьям».



24.

Сулейман Стальский. Начало поэтической деятельности С. Стальского. «Соловей» – тема поэта и назначения поэзии.

1


Темы уроков

Кол-во часов

Дата


Обличение тунеядства, бюрократизма, эксплуататорства, бесправия в стихах С. Стальского «Старшина», «Судьи», «Богачи-чиновники» и др.



25.

Творчество С. Стальского периода революции и Гражданской войны («Погибни, старый, мертвый мир», «Гневные строки»).

1



Творчество С. Стальского в период с 1920 по 1937 годы. Основные темы произведений поэта («Не обидно ли?», «От глупости лекарства нет», «Колхозница Инджихан», «Ребята»). Значение творчества С. Стальского в развитии дагестанской литературы.



26.

Гамзат Цадаса. Жизненный и творческий путь Г. Цадасы. Раннее творчество поэта («Стихи о харчевне», «Дибир и хомяк»). Художественное своеобразие произведений.

1



Сборник «Метла адатов». Борьба против пережитков прошлого («Рассказ о Хучбаре и Мухаме», «Чохто», «Что такое Москва по сравнению с нашим аулом»). Идейно-художественное своеобразие сатиры Г. Цадасы. Реалистическая направленность поэзии Г. Цадасы.



27.

Стихи и публицистика Г. Цадасы в период Великой Отечественной войны. Усиление драматизма и лиризма в его поэзии. Прославление величия морального духа советского человека («Песня жены воина», «Маленькой Пати»).

1



Поэзия Г. Цадасы в послевоенные годы. Поэма «Сказание о чабане». Философские мотивы в творчестве Г. Цадасы. Проблематика, образы и художественные особенности поэмы. Роль творчества Г. Цадасы в развитии аварской и дагестанской литературы.



Темы уроков

Кол-во часов

Дата

28.

Урок-зачет по творчеству С. Стальского и Г. Цадасы.

1


29.

Алим-Паша Салаватов – драматург, основоположник дагестанской героической драмы. Драма «Айгази». Представители народа – главные действующие лица пьесы. Образ Айгази – олицетворение характера народа. Женские образы драмы. Смешение в произведении черт восточной сказки и дагестанской жизни. Связь с фольклором кумыков.

1


30.

Абуталиб Гафуров. Жизненный и творческий путь поэта («Автобиография», «Так началась моя жизнь»). Агитационно-призывная лирика А. Гафурова, ее основные темы и идеи («Рассказ подмастерья», «В то время»). Тема Великой Отечественной войны в творчестве поэта («Прочь» и др.). Послевоенный период творчества А. Гафурова – расцвет его поэтического таланта («Нам дело такое по нраву», «Пожелание», «Советы»). Жанр поэмы в творчестве А. Гафурова. Поэма «Солдат гор». Проблематика поэмы. Роль творчества А. Гафурова в развитии лакской литературы.

1


31.

Вн. чт. А. Гафуров. «Абуталиб сказал...». Сборник мудрого слова поэта.

1


32.

Эффенди Капиев – прозаик, поэт, переводчик, литературный критик, фольклорист, родоначальник русскоязычной дагестанской поэзии и прозы. Жизненный путь писателя. Книга новелл «Поэт». Эффенди Капиев об идее и композиции книги. История создания образа Сулеймана. С. Стальский – прототип капиевского героя. Искусство портрета, детали («Разговор о поэзии»). «Поэт» Э. Капиева в оценке критики и литературоведения.

1


Темы уроков

Кол-во часов

Дата


Капиев как корреспондент военных газет. «Фронтовые записки» Э. Капиева. Их правдивость, точность, гуманизм, патриотизм. Образ автора-повествователя во «Фронтовых записках». Капиев о значении русского языка. Значение традиций Э. Капиева для современной дагестанской прозы.



33.

Вн. чт. Э. Капиев. «Записные книжки», «Поэт» («Страда», «Народ»).

1



Наталья Капиева. «Жизнь, прожитая набело» (в сокращении).

Теория литературы. Понятие об очерке, художественный перевод.



34.

Повторение изученного материала.

1



Итоговый урок-зачет «Дагестанская литература ХХ века».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!