«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАН Руководитель МО Заместитель директора по УВР Губарева С.Н _______ Бабич Т.В._________________ Протокол № _1 от «31» 08_2022г. «__30_»_08__2022г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор Семенюк Ю.У._________ Приказ № 79-о__ от «01»_09_2022г |
Рабочая программа
по литературному чтению для 3б класса
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель: Губарева С.Н.,
учитель начальных классов
г. Камень-на-Оби
2022
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе :
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373Положение - «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов» МБОУ «СОШ № 3», утвержденного приказом директора № 23-о от 31.03.2015 г рабочей программе учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС.- Рабочей программы по литературному чтению под редакцией Л.Ф.Климановой. М. Просвещение 2019 г.
ООП НОО и учебного плана МБОУ «СОШ №3» на 2022/2023учебный год;
годового учебного графика на 2022/2023 учебный год.
– Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
На изучение литературного чтения в 4 классе отводится 136часов ,4 часа в неделю.
Изменений в авторскую программу не внесено.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально
откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
Система работы с обучающимися, испытывающими затруднения в обучении
Для того, чтобы система мер по восполнению пробелов в знаниях оказалась наиболее эффективной, необходимо решить следующие задачи:
выявить характер и глубину имеющихся пробелов в знаниях и умениях;
осуществить меры по нейтрализации факторов, вызывающих новые пробелы в знаниях;
организовать систему мер по восполнению недостающих знаний с одновременным овладением новым учебным материалом.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система должна включать следующие виды деятельности:
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.
Формы и средства контроля
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос
Порядок оценивания работ учащихся прописан в «Положении о критериях и нормах оценивания предметных результатов учащихся МБОУ «СОШ №3» (Приказ № 74-о от 01.09.2020 г).
Учебно-методический комплекс
Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. Ф. Климанова Л.Ф., М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.
Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. А. Стефаненко. – М.: Просвещение, 2019. – 96 с.
Литературное чтение. Поурочные разработки. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М. В. Бойкина, Н. И. Роговцева, Е. Ю. Федотова. – М.; СПб.: Просвещение, 2019. – 285 с.
Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2022. – 223 с.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижение результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать рая личные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности» общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы с учётом рабочей программы воспитания.
№ п/п | КОЛ. ЧАСОВ | Тема урока | СРОКИ |
1 четверть (36 часов) |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) |
1 | 1 | Знакомство с учебником по литературному чтению | |
Летописи, былины, жития (11 часов) |
2 | 1 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | |
3 | 1 | «И вспомнил Олег коня своего» | |
4 | 1 | «И вспомнил Олег коня своего» | |
5 | 1 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | |
6 | 1 | «Ильины три поездочки» | |
7 | 1 | «Ильины три поездочки» | |
8 | 1 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | |
9 | 1 | «Житие Сергия Радонежского» | |
10 | 1 | «Житие Сергия Радонежского». | |
11 | 1 | Проект: «Создание календаря исторических событий» | |
12 | 1 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Оценка достижений. | |
Чудесный мир классики (22 часа) |
13 | 1 | П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове | |
14 | 1 | П.П.Ершов «Конёк- Горбунок» | |
15 | 1 | П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» | |
16 | 1 | П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» | |
17 | 1 | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине | |
18 | 1 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» | |
19 | 1 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | |
20 | 1 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | |
21 | 1 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | |
22 | 1 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | |
23 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове | |
24 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | |
25 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | |
26 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | |
27 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» | |
28 | 1 | Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом | |
29 | 1 | Л.Н. Толстой «Детство» | |
30 | 1 | Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» | |
31 | 1 | А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове | |
32 | 1 | А.П. Чехов «Мальчики». | |
33 | 1 | А.П. Чехов «Мальчики». | |
34 | | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка достижений. | |
Поэтическая тетрадь (12 часов) |
35 | 1 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» | |
36 | 1 | А.А. Фет. «Весенний дождь» | |
2 четверть (28 часов) |
37 | 1 | А.А. Фет. «Бабочка» | |
38 | 1 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» | |
39 | 1 | Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...» | |
40 | 1 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» | |
41 | 1 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | |
42 | 1 | Н.А. Некрасов «Школьник» | |
43 | 1 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» | | |
44 | 1 | И.А. Бунин «Листопад». | |
45 | 1 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | |
46 | 1 | Картины природы. Оценка достижений. | |
Литературные сказки (16 часов) |
47 | 1 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | |
48 | 1 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | |
49 | 1 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | |
50 | 1 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | |
51 | 1 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | |
52 | 1 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | |
53 | 1 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | |
54 | 1 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
55 | 1 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
56 | 1 | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | |
57 | 1 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек» | |
58 | 1 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек» | |
59 | 1 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». | |
60 | 1 | С.Т. Аксаков«Аленький цветочек». | |
61 | 1 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | |
62 | 1 | Оценка достижений. | |
Делу время – потехе час (9 часов) |
63 | 1 | Е.Л. Шварц«Сказка о потерянном времени» | |
64 | 1 | Е.Л. Шварц«Сказка о потерянном времени» | |
3 четверть (40 часов) |
65 | 1 | В.Ю. Драгунский«Главные реки» | |
66 | 1 | В.Ю. Драгунский«Главные реки» | |
67 | 1 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | |
68 | 1 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | |
69 | 1 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | |
70 | 1 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | |
71 | 1 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час. | |
Страна детства (8 часов) |
72 | 1 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
73 | 1 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
74 | 1 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | |
75 | 1 | К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками» | |
76 | 1 | К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками» | |
77 | 1 | К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками» | |
78 | 1 | М.М. Зощенко «Елка». | |
79 | 1 | Обобщение по разделу «Страна детства».Оценка достижений. | |
Поэтическая тетрадь (5 часов) |
80 | 1 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» | |
81 | 1 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | |
82 | 1 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» | |
83 | 1 | М.И. Цветаева «Наши царства» | |
84 | 1 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».Проверка достижений. | |
Природа и мы (12 часов) |
85 | 1 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | |
86 | 1 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | |
87 | 1 | А.И. Куприн«Барбос и Жулька» | |
88 | 1 | А.И. Куприн«Барбос и Жулька» | |
89 | 1 | М.М. Пришвин «Выскочка» | |
90 | 1 | М.М. Пришвин «Выскочка» | |
91 | 1 | Е.И. Чарушин «Кабан» | |
92 | 1 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | |
93 | 1 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» | |
94 | 1 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | |
95 | 1 | Проект «Природа и мы» | |
96 | 1 | Обобщение по разделу «Природа и мы».Оценка достижений. | |
Поэтическая тетрадь (8 часов) |
97 | 1 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» | |
98 | 1 | С.А. Клычков «Весна в лесу» | |
99 | 1 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» | |
100 | 1 | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | |
101 | 1 | С.А. Есенин «Лебедушка» | |
102 | 1 | С.А. Есенин «Лебедушка | |
103 | 1 | Путешествие в мир поэзии | |
104 | 1 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | |
4 четверть (32 часа) |
Родина (8 часов) |
105 | 1 | И.С. Никитин«Русь» | |
106 | 1 | И.С. Никитин«Русь» | |
107 | 1 | С.Д. Дрожжин«Родине» | |
108 | 1 | А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | |
109 | 1 | Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» | |
110 | 1 | О Родине | |
111 | 1 | Проект: «Они защищали Родину» | |
112 | 1 | Обобщение по разделу «Родина». | |
Страна Фантазия (7 часов) |
113 | 1 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | |
114 | 1 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | |
115 | 1 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» | |
116 | 1 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | |
117 | 1 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | |
118 | 1 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | |
119 | 1 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия».Оценка достижений. | |
Зарубежная литература (17 часов) |
120 | 1 | Д. Свифт«Путешествие Гулливера» | |
121 | 1 | Д. Свифт«Путешествие Гулливера» | |
122 | 1 | Д. Свифт«Путешествие Гулливера» | |
123 | 1 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | |
124 | 1 | Г. Х. Андерсен «Русалочка» | |
125 | 1 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | |
126 | 1 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | |
127 | 1 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» | |
128 | 1 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | |
129 | 1 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | |
130 | 1 | Проверка навыка чтения | |
131 | 1 | Итоговая диагностическая работа | |
132 | 1 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | |
133 | 1 | С. Лагерлеф «Святая ночь» | |
134 | 1 | С. Лагерлеф «В Назарете» | |
135 | 1 | С. Лагерлеф «В Назарете» | |
136 | 1 | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» Оценка достижений. | |