СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа поможет спланировать свою работу на уроках литературного чтения по УМК "Школа Росии".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс, УМК "Школа России"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 10» г. Чехова Московской области



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы __________ Значков К.В.

Приказ № _________

от «____»______________ 2017 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По литературному чтению



Ступень обучения (класс) начальное общее образование

3 - б класс


Количество часов 136 Уровень базовый



Учитель Капустянская Татьяна Викторовна


Программа разработана в соответствии с рабочей авторской программой по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной М.: Просвещение, 2011г.



2017 год






Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, примерной программой по литературному чтению начального общего образования, в соответствии с рабочей авторской программой Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» (программа для 1-4 кл.) / «Образовательная система «Школа России»./ Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы - М.: Просвещение. 2011.

Рабочая программа адресована учащимся 3 класса и рассчитана на 1 год обучения в начальной школе. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП НОО МБОУ СШ № 10 г. Чехова Московской области.


Цель обучения литературному чтению: формирование читательской компетенции младшего школьника.

Достижение этой цели предпо­лагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культу­рой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к понима­нию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.


Количество часов на год по программе – 136, количество часов в неделю – 4, что соответствует учебному плану МБОУ СШ №10 г Чехова Московской области на 2017-2018 учебный год.







Основное содержание программы

Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.

п/п

Тема раздела

Количество часов

по авторской программе

Количество часов

по рабочей программе

1.

Введение.

1

1

2.

Самое великое чудо на свете.

4

4

3.

Устное народное творчество.

14

14

4.

Поэтическая тетрадь 1.

11

11

5.

Великие русские писатели.

24

24

6.

Поэтическая тетрадь 2.

6

6

7.

Литературные сказки.

8

8

8.

Были-небылицы.

10

10

9.

Поэтическая тетрадь 3.

6

6

10.

Люби живое.

16

16

11.

Поэтическая тетрадь 4.

8

8

12.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

12

12

13.

По страницам детских журналов.

8

8

14.

Зарубежная литература

8

8


Итого:

136

136











Требования к планируемым результатам изучения программы

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

  • переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования

  • сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.

  • применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

  • проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.


Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • формулировать учебную задачу урока в мини группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);

  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»);

  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.


Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;

  • осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.

  • осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.


Коммуникативные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности;

  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ;

  • готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.


Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.

  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).

  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.


Творческая деятельность

Обучающийся научится:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.

  • писать отзыв на прочитанную книгу.


Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.







Календарно – тематическое планирование


п/ п

в теме

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата

План

Дата

факт

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час).

1.

1.

Знакомство с учебником по литературному чтению.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарем в конце учебника. Знать и понимать систему условных обозначений при выполнении заданий. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

01.09


Самое великое чудо на свете (4 часа).

2.

1.

Знакомство с названием раздела: «Самое великое чудо на свете»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

05.09


3.

2.

Рукописные книги Древней Руси.

06.09


4.

3.

Первопечатник И. Фёдоров.

07.09


5.

4.

Обобщение по разделу: «Самое великое чудо на свете». Оценка достижений.

08.09


Устное народное творчество (14 часов).

6.

1.

Знакомство с названием раздела: «Устное народное творчество»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

12.09


7.

2.

Русские народные лирические и шуточные песни.

13.09


8.

3.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

14.09


9.

4.

Произведения прикладного искусства.

15.09


10.

5.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».. Характеристика героев сказки.

19.09


11.

6.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Составление плана.

20.09


12.

7.

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

21.09


13.

8.

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Характеристика героев сказки.

22.09


14.

9.

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Пересказ по плану.

26.09


15.

10.

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика героев.

27.09


16.

11.

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Инсценирование сказки.

28.09


17.

12.

Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина.

29.09


18.

13.

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

03.10


19.

14.

Обобщение по разделу «Устное народное творчество». Оценка достижений.

04.10


Поэтическая тетрадь 1 (11часов).

20.

1.

Знакомство с названием раздела. «Поэтическая тетрадь».

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.








Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.


05.10


21.

2.

Проект «Как научиться читать стихи».

06.10


22.

3.

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза».

17.10


23.

4.

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

18.10


24.

5.

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой».

19.10


25.

6.

И. Никитин «Полно, степь моя…».

20.10


26.

7.

И. Никитин «Встреча зимы». Прием олицетворения.

24.10


27.

8.

Подготовка сценария утренника «Первый снег».

25.10


28.

9.

И. Суриков «Детство». Прием сравнения.

26.10


29.

10.

И. Суриков «Зима».

27.10


30.

11.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений

31.10


Великие русские писатели (24 часа).

31.

1.

Знакомство с названием раздела: « Великие русские писатели»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

01.11


32.

2.

А. Пушкин. Подготовка сообщения на тему: «Что интересного я узнал о жизни А.С Пушкина»

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

02.11


33.

3.

А. Пушкин. Лирические стихотворения.

03.11


34.

4.

А. Пушкин «Зимнее утро».

07.11


35.

5.

А. Пушкин «Зимний вечер». Итоговая проверочная работа за 1 триместр (тест).

08.11


36.

6.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

09.11


37.

7.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки.

10.11


38.

8.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

14.11


39.

9.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл сказки.

15.11


40.

10.

Рисунки И. Билибина к сказке.

16.11


41.

11.

И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

17.11


42.

12.

И. А. Крылов «Мартышка и очки».

28.11


43.

13.

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл

29.11


44.

14.

И. А. Крылов Ворона и Лисица».

30.11


45.

15.

М. Лермонтов. Подготовка сообщения на основе статьи В. Воскобойникова.

Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

01.12


46.

16.

М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

05.12


47.

17.

М. Лермонтов «Утёс», «Осень».

06.12


48.

18.

Л. Н. Толстой. Детство писателя.

07.12


49.

19.

Л. Толстой «Акула».

08.12


50.

20.

Л. Толстой «Прыжок».

12.12


51.

21.

Сравнение рассказов Л. Толстого « Акула» и «Прыжок».

13.12


52.

22.

Л. Толстой «Лев и собачка».

14.12


53.

23.

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве?», «Куда девается вода из моря?».

15.12


54.

24.

Обобщающий урок по разделу: «Великие русские писатели». Оценка достижений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

19.12


Поэтическая тетрадь 2 (6 часов).

55.

1.

Знакомство с названием раздела: «Поэтическая тетрадь 2»

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

20.12


56.

2.

Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…».

21.12


57.

3.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

22.12


58.

4.

К. В. Бальмонт «Золотое слово».

26.12


59.

5.

И. А. Бунин. Создание словесных картин.

27.12


60.

6.

Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений.

28.12


Литературные сказки (8 часов).

61.

1.

Знакомство с названием раздела: «Литературные сказки».

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

29.12


62.

2.

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки».

09.01


63.

3.

Д. Н. Мамин - Сибиряк « Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

10.01


64.

4.

В. Гаршин «Лягушка – путешественница». Характеристика героев сказки.

11.01


65.

5.

В. Гаршин «Лягушка – путешественница». Нравственный смысл сказки.

12.01


66.

6.

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки.

16.01


67.

7.

В. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки.

17.01


68.

8.

Обобщение по разделу: «Литературные сказки». Оценка достижений.

18.01


Были-небылицы (10 часов).

69.

1.

Знакомство с названием раздела. «Были-небылицы»

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в

прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

19.01


70.

2.

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения.

23.01


71.

3.

М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ.

24.01


72.

4.

К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

25.01


73.

5.

К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения.

26.01


74.

6.

К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев.

30.01


75.

7.

А. Куприн «Слон». Основные события произведения.

31.01


76.

8.

А. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана.

01.02


77.

9.

А. Куприн «Слон». Пересказ.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

02.02


78.

10.

Обобщение по разделу « Были-небылицы». Оценка достижений.

Итоговая проверочная работа за 2 триместр.

06.02


Поэтическая тетрадь 3 (6 часов).

79.

1.

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1»

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты.

07.02


80.

2.

С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка?…», «Воробей», «Слон».

08.02


81.

3.

А. Блок «Ветхая избушка».

09.02


82.

4.

А. Блок «Сны», «Ворона».

13.02


83.

5.

С. Есенин «Черёмуха».


14.02


84.

6.

Оценка достижений. Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь 1».

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения

15.02


Люби живое (16 часов).

85.

1.

Знакомство с названием раздела: «Люби живое»..

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.

27.02


86.

2.

М. Пришвин «Моя Родина».

28.02


87.

3.

И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения

Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.














Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

01.03


88.

4.

И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Рассказ о герое.

02.03


89.

5.

И. Соколов-Микитов «Листопад-ничек». Творческий пересказ.

06.03


90.

6.

В. Белов «Малька провинилась».

07.03


91.

7.

В. Белов «Ещё раз про Мальку».

09.03


92.

8.

В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана.

13.03


93.

9.

В. Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения.

14.03


94.

10.

Б. Житков «Про обезьянку». Герои произведения.

15.03



95.

11.

Б. Житков «Про обезьянку». Составление плана.


96.

12.

Б. Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ.

16.03


97.

13.

В. Дуров «Наша Жучка».

20.03


98.

14.

В. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

21.03


99.

15.

В. Драгунский «Он живой и светится…».

22.03


100.

16.

Обобщение по разделу «Люби живое». Оценка достижений.

23.03


Поэтическая тетрадь 4 (8 часов).

101.

1.

Знакомство с названием раздела. «Поэтическая тетрадь 2»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.

27.03


102.

2.

С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».

28.03


103.

3.

А. Барто «Разлука».

29.03


104.

4.

А. Барто «В театре».

30.03


105.

5.

С. Михалков «Если».

03.04


106.

6.

Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

04.04


107.

7.

Проект « Праздник поэзии».

05.04


108.

8.

Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений

06.04


Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов).

109.

1.

Знакомство с названием раздела. « Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

17.04


110.

2.

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.

18.04


111.

3.

А. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа.

19.04.


112.

4.

А. Платонов «Цветок на земле».

20.04


113.

5.

А. Платонов «Ещё мама». Герои рассказа.

24.04


114.

6.

А. Платонов «Ещё мама». Особенности речи героев.

25.04


115.

7.

М. М. Зощенко «Золотые слова».

26.04


116.

8.

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

27.04


117.

9.

Н. Носов «Федина задача».

02.05


118.

10.

Н. Носов «Телефон».

03.05


119.

11.

В. Драгунский «Друг детства».

04.05


120.

12.

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений.

06.05


По страницам детских журналов (8 часов).

121.

1.

Знакомство с названием раздела: «По страницам детских журналов».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

10.05



122.

2.

По страницам журналов для детей.


123.

3.

Ю. Ермолаев «Проговорился».

11.05


124.

4.

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

15.05


125.

5.

Г. Б. Остер « Вредные советы».

16.05


126.

6.

Г. Б. Остер «Как получаются легенды».

17.05


127.

7.

Р. Сеф «Веселые стихи». Итоговая проверочная работа за 3 триместр.

18.05


128.

8.

Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений.

22.05


Зарубежная литература (8 часов).

129.

1.

Знакомство с названием раздела. «Зарубежная литература»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

23.05


130.

2.

Мифы древней Греции. Храбрый Персей.



131.

3.

Храбрый Персей. Характеристика героя.

24.05


132.

4.

Мифологические герои и их подвиги

25.05


133.

5.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.

29.05


30.05


134.

6.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке.

135.

7.

Обобщение по разделу: «Зарубежная литература». Оценка достижений.

31.05


136.

8.

Викторина «Узнай литературного героя».




































Учебно-методическое обеспечение

Л. Ф. Климанова, М.В. Бойкина Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. М., «Просвещение», 2011г.


УМК

Учебник

Литературное чтение. Учебник. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. 3 класс. Часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2015.

Рабочая тетрадь

Л.Ф. Климанова. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. М.: «Просвещение», 2014.

КИМ

С.В. Кутявина. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Методические пособия.

С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Н.А. Стефаненко, Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. М.: «Просвещение», 2014.

А. А. Бондаренко. Литературное чтение. Технологические карты уроков по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, Л. В. Виноградской.3 класс. Часть 1, 2. В: «Учитель», 2014.

Электронные учебные пособия

Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 3 класс. – М.: «Просвещение», 2015.

Печатные пособия

Словари.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения

Аудиторная доска

Экспозиционный экран.
Персональный компьютер с принтером, сканером.
Мультимедийный проектор.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климанова Литературное чтение 3 класс – ОАО «Издательство «Просвещение»


Электронные образовательные ресурсы


Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный пор­тал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru





СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол № 1

от « » августа 2017 г.

Руководитель ШМО

_______ /И. Е. Фролова /

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

_______ /Л. А. Левина/

« » августа 2017 г.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!