1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 3 – а класса по литературному чтению
составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с Федеральным базисным учебным планом, утверждённым Приказом Минобрнауки от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования», с изменениями; с приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями; с Приказом министра образования Московской области от 04.07.2014 г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области …, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»; с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014 г.; с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. № 373) с изменениями; с письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом № 63 от 03.09.2014 г.; на основе__ авторской программы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина «Литературное чтение» для 1-4 классов, УМК «Школа России».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника_ Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В., Виноградской Л.А., Бойкиной М.В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М.: Просвещение, 2013
На изучение курса отводится____129_ часов из расчета__4__ часа в неделю.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Изучение предмета в 3__классе направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Раздел | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Введение. Знакомство с учебником | 1 | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 | 4 |
3 | Устное народное творчество | 14 | 14 |
4 | Поэтическая тетрадь №1 | 11 | 10 |
5 | Великие русские писатели | 24 | 22 |
6 | Поэтическая тетрадь №2 | 6 | 7 |
7 | Литературные сказки | 8 | 8 |
8 | Были-небылицы | 10 | 9 |
9 | Поэтическая тетрадь №1 | 6 | 6 |
10 | Люби живое | 16 | 14 |
11 | Поэтическая тетрадь №2 | 8 | 7 |
12 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 | 11 |
13 | По страницам детских журналов | 8 | 7 |
14 | Зарубежная литература | 8 | 9 |
| Итого | 136 | 129 |
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности.
Учащиеся научатся:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность.
Учащиеся научатся:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;
пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика.
Учащиеся научатся:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;
находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные универсальные учебные действия
Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.
Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.
Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой
на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные результаты
Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).
Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.
Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.
Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.
Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.
Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).
Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.
Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.
Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить их в классе по просьбе учителя.
Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.
Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Приме чание |
По плану | Фактически |
I триместр(38 ч) |
Вводный урок по курсу литерного чтения (1 ч) |
1 | Знакомство с учебником (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 01.09 | | |
Самое великое чудо на свете (4ч) |
2 | Знакомство с названием раздела (урок общеметодологической направленности) | 1 | 02.09 | | |
3 | Рукописные книги Древней Руси (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 03.09 | | |
4 | Первопечатник Иван Фёдоров (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 04.09 | | |
5 | Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 08.09 | | |
Устное народное творчество(14ч) |
6 | Знакомство с названием раздела (урок общеметодологической направленности) | 1 | 09.09 | | |
7 | Русские народные песни (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 10.09 | | |
8 | Докучные сказки (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 11.09 | | |
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 15.09 | | |
10 11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (урок «открытия» новых знаний) | 2 | 16.09 17.09 | | |
12 13 14 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» (урок «открытия» новых знаний) | 3 | 18.09 22.09 23.09 | | |
15 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 24.09 | | |
16 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 25.09 | | |
17 | Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 29.09 | | |
18 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». Проверочная работа № 1 (урок развивающего контроля) | 1 | 30.09 | | |
19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений (урок общеметодологической направленности) | 1 | 01.10 | | |
Поэтическая тетрадь №1( 10 ч) |
20 | Знакомство с названием раздела урок «открытия» новых знаний) | 1 | 02.10 | | |
21 | Я. Смоленский «Как научиться читать стихи». Проект (урок развивающего контроля) | 1 | 13.10 | | |
22 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 14.10 | | |
23 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 15.10 | | |
24 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 16.10 | | |
25 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 20.10 | | |
26 | И. С. Никитин «Встреча зимы» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 21.10 | | |
27 | И. З. Суриков «Детство» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 22.10 | | |
28 | И. З. Суриков «Зима» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 23.10 | | |
29 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. Проверочная работа №2. (урок развивающего контроля) | 1 | 27.10 | | |
Великие русские писатели (22ч) |
30 | Знакомство с названием раздела урок «открытия» новых знаний) | 1 | 28.10 | | |
31 | Проект «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина» (урок развивающего контроля) | 1 | 29.10 | | |
32 | А. С. Пушкин. Лирические стихотворения (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 30.10 | | |
33 | А. С. Пушкин «Зимнее утро» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 05.11 | | |
34 | А.С. Пушкин «Зимний вечер» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 06.11 | | |
35 36 37 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (урок «открытия» новых знаний, урок отработки умений и рефлексии, урок общеметодологической направленности) | 3 | 10.11 11.11 12.11 | | |
| |
| |
38 | Соотнесение рисунков И. Билибина с художественным текстом (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 13.11 | | |
II триместр (43 ч) |
39 (1) | Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 24.11 | | |
40 (2) | И.А. Крылов «Мартышка и Очки» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 25.11 | | |
41(3) | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 26.11 | | |
42(4) | И. А. Крылов «Ворона и лисица» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 27.11 | | |
43 (5) | Статья В. Воскобойникова о М. Ю. Лермонтове. Подготовка сообщения (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 01.12 | | |
44 (6) | М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 02.12 | | |
45 (7) | М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 03.12 | | |
46(8) | Л. Н. Толстой. Детство (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 04.12 | | |
47(9) | Л. Н. Толстой «Акула» » (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 08.12 | | |
48(10) | Л. Н. Толстой «Прыжок» » (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 09.12 | | |
49(11) | Л. Н. Толстой «Лев и собачка» » (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 10.12 | | |
50(12) | Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» » (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 11.12 | | |
51(13) | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Оценка достижений. Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля) | 1 | 15.12 | | |
Поэтическая тетрадь №2 ( 7 ч) |
52(14) | Знакомство с названием раздела (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 16.12 | | |
53(15) | Н. А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» ( урок «открытия» новых знаний) | 1 | 17.12 | | |
54(16) | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 18.12 | | |
55(17) | К. Д. Бальмонт «Золотое слово» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 22.12 | | |
56(18) | Контрольная работа №1. «Итоги I полугодия» (урок развивающего контроля) | 1 | 23.12 | | |
57(19) | И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 24.12 | | |
58 (20) | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 2». Проверочная работа № 4 (урок развивающего контроля) | 1 | 25.12 | | |
Литературные сказки (8ч) |
59(21) | Знакомство с названием раздела (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 29.12 | | |
60(22) | Знакомство с разделом. Д. Н. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки» ( урок «открытия» новых знаний) | 1 | 30.12 | | |
61(23) | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца…» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 31.12 | | |
62(24) 63(25) | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» урок «открытия» новых знаний) | 2 | 12.01 13.01 | | |
64(26) 65(27) | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» (урок «открытия» новых знаний) | 1 1 | 14.01 15.01 | | |
66(28) | Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа №5 (урок развивающего контроля) | 1 | 19.01 | | |
Были-небылицы (9 ч) |
67(29) | Знакомство с названием раздела (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 20.01 | | |
68(30) 69(31) | М. Горький «Случай с Евсейкой» (урок «открытия» новых знаний) | 2 | 21.01 22.01 | | |
70(32) 71(33) | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» (урок «открытия» новых знаний) | 2 | 26.01 27.01 | | |
72(34) 73(35) 74 (36) | А. И. Куприн «Слон» (урок «открытия» новых знаний, урок отработки умений и рефлексии, урок общеметодологической направленности) | 3 | 28.01 29.01 02.02 | | |
75(37) | Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа №6 (урок развивающего контроля) | 1 | 03.02 | | |
Поэтическая тетрадь №1 (6 ч) |
76(38) | Знакомство с названием раздела . С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 04.02 | | |
77 (39) | С. Чёрный «Воробей», «Слон» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 05.02 | | |
78(40) | А.А. Блок «Ветхая избушка» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 09.02 | | |
79(41) | А.А. Блок «Сны», «Ворона» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 10.02 | | |
80(42) | С. А. Есенин «Черёмуха» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 11.02 | | |
81(43) | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №1». Проверочная работа № 7 (урок развивающего контроля) | 1 | 12.02 | | |
III триместр(48 ч) |
Люби живое (14 ч) |
82(1) | Знакомство с разделом. М. М. Пришвин «Моя Родина» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 24.02 | | |
83(2) 84(3) | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» (урок «открытия» новых знаний) | 2 | 25.02 26.02 | | |
85(4) | В. И. Белов «Малька провинилась» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 02.03 | | |
86(5) | В. И. Белов «Ещё про Мальку» (урок «открытия» новых знаний) | | 03.03 | | |
87(6) | В. В. Бианки «Мышонок пик» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 04.03 | | |
88(7) | В. В. Бианки «Мышонок пик» (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 05.03 | | |
89(8) 90 (9) 91(10) | Б. С. Житков «Про обезьянку» (урок «открытия» новых знаний, урок отработки умений и рефлексии, урок общеметодологической направленности) | 3 | 10.03 11.03 12.03 | | |
92(11) | В. Дуров «Наша Жучка» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 16.03 | | |
93 (12) | В. П. Астафьев «Капалуха» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 17.03 | | |
94(13) | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 18.03 | | |
95(14) | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Проверочная работа №8 (урок развивающего контроля) | 1 | 19.03 | | |
Поэтическая тетрадь №2 ( 7 ч) |
96(15) | Знакомство с названием раздела С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 23.03 | | |
97(16) | А. Л. Барто «Разлука» | 1 | 24.03 | | |
98(17) | А. Л. Барто «В театре» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 25.03 | | |
99(18) | С. В. Михалков «Если», «Рисунок» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 26.03 | | |
100(19) | Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 30.03 | | |
101(20) | Наши проекты (урок развивающего контроля) | 1 | 31.03 | | |
102(21) | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №2» (урок развивающего контроля) | 1 | 01.04 | | |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (11 ч) |
103(22) | Знакомство с названием раздела Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 02.04 | | |
104(23) 105(24) | А. П. Платонов «Цветок на земле» (урок «открытия» новых знаний, урок отработки умений и рефлексии) | 2 | 13.04 14.04 | | |
106(25) 107(26) | А. П. Платонов «Ещё мама» (урок «открытия» новых знаний, урок отработки умений и рефлексии) | 2 | 15.04 16.04 | | |
108(27) | М. М. Зощенко «Золотые слова» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 20.04 | | |
109(28) | М. М. Зощенко «Великие путешественники» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 21.04 | | |
110(29) | Н. Н. Носов «Федина задача» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 22.04 | | |
111(30) | Н. Н. Носов «Телефон» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 23.04 | | |
112(31) | В. Драгунский «Друг детства» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 27.04 | | |
113(32) | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа №9 (урок развивающего контроля) | 1 | 28.04 | | |
По страницам детских журналов (7 ч) |
114(33) | Знакомство с названием раздела Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 29.04 | | |
115(34) | Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 30.04 | | |
116(35) | Ю. И. Ермолаев «Воспитатели» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 05.05 | | |
117(36) | Г. Б. Остер «Вредные советы» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 06.05 | | |
118(37) | Г. Б. Остер «Как получаются легенды» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 07.05 | | |
119(38) | Р. Сеф «Весёлые стихи» (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 12.05 | | |
120(39) | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов» Контрольная работа №2 «Итоги года» (урок развивающего контроля) | 1 | 13.05 | | |
Зарубежная литература (9ч) |
121(40) | Знакомство с разделом. Мифы Древней Греции (урок «открытия» новых знаний) | 1 | 14.05 | | |
122(41) 123(42) | Древнегреческий миф «Храбрый Персей» (урок «открытия» новых знаний) | 2 | 18.05 19.05 | | |
124(43) 125(44) 126(45) | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (урок «открытия» новых знаний, урок отработки умений и рефлексии, урок общеметодологической направленности) | 3 | 20.05 21.05 25.05 | | |
| |
| |
127(46) | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» (урок общеметодологической направленности) | 1 | 26.05 | | |
128(47) | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» (урок общеметодологической направленности) | 1 | 27.05 | | |
129(48) | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» (урок общеметодологической направленности) | 1 | 28.05 | | |
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
1. Сборник рабочих программ 1-4 классы. «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
2.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
3.Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой и др.( М.: Просвещение) М.: ВАКО, 2013.
Дополнительная литература:
1.С.В.Кутявина КИМ литературное чтение.3 класс. М.:ВАКО 2013.
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september. ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа : http:www.Nachalka.com
7. Детские презентации : коллекция. – Режим доступа : http:www.viku.rdf.ru
8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http:www.rusedu.ru
9. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа : http://www.maro. newmail.ru
10. Детские песни, мультфильмы, сказки, звуковые сказки. – Режим доступа : http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
11. Интернет-ресурсы учителю начальной школы. – Режим доступа : http://www.int-edu.ni
6. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 2. Перечень контрольных работ
| Тема | Дата |
-
| Контрольная работа №1. «Итоги I полугодия» | 23.12 |
-
| Контрольная работа №2 «Итоги года» (урок развивающего контроля) | 13.05 |