СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России" разработана с учетом изменений и дополнений в авторской программе (новая версия)  М. "Просвещение" 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«раб.прог. лит. чтен. 2016-17 г.»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2) (с изменениями от 31 декабря 2015г.)

2. основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Новопесчанская СОШ»

3.авторской программы: Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. [Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.] – 2-е изд. перераб. –М. : Просвещение, 2015г.

4. учебного плана для 1-4 классов на 2016-2017 учебный год МБОУ «Новопесчанская СОШ», Бурлинского района, Алтайского края;

5. годового календарного учебного графика на 2016-2017 уч. г. МБОУ «Новопесчанская СОШ»;

6. положения о рабочей программе учебного предмета, курса в МБОУ «Новопесчанская СОШ» приказ №48/1 от 24.08.2016.;

7. приказа Министерства образования и науки РФ № 459 от 21.04.2016г. «Об утверждении федерального перечня учебников на 2016-2017 учебный год.

8. приказа Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»


Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета, курса

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.


Общая характеристика организации учебного процесса

Технологии: проблемного обучения,  здоровьесберегающая, игровая, технология проектно-исследовательской деятельности, технология продуктивного чтения , ИКТ

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные, креативный, эвристический (поисковый), коллективный диалог,

Формы работы на уроке: общие или фронтальные (работа со всем классом);индивидуальные (с конкретным учащимся);групповые работа в парах.

Средства обучения:

Учебник

рабочая тетрадь « Литературное чтение 4 класс»

Интернет- ресурсы

ноутбук, проектор, экран,

аудиоприложение


Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

На изучение литературного чтения в начальной школе выделяется 472чВ 1 классе132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них  92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и40 ч (10 учебных недель) – урокам литературного чтения.

Во 2-3 классе на уроки литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34учебные недели).

В 4 классе на уроки литературного чтения отводится по 102 ч (3 ч в неделю, 34учебные недели).


Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение». 4 класс




Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.


Содержание учебного предмета, курса

4 класс (102 ч)

Вводный урок (1 ч )

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника.

Летописи, былины, жития (7 ч)

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события  Древней Руси.

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова «Богатыри».

Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

Проект: «Создание календаря исторических событий»

Чудесный мир классики (18 ч)

П.П.Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. События литературной сказки. Герои сказки. Характеристика героя.

А.С.Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарованье…». «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана.

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

Л.Н.Толстой «Детство». Характер главного героя

Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.

А.П.Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев.

Поэтическая тетрадь (10 ч)

Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…»  «Как неожиданно и ярко…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.

Е.А.Баратынский. А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»

 Н.А.Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…».

И.А.Бунин «Листопад». Картины осени. Сравнения, эпитеты.

Литературные сказки (12 ч)

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои. Составление плана сказки.

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения.

П.П.Бажов «Серебряное копытце». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям.

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Заглавие. Герои. Авторское отношение к героям. Деление текста на части. Составление плана.

Делу время – потехе час (7 ч)

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени. В.Ю.

Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического рассказа.

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.

Страна детства  (6 ч )

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М.М.Зощенко «Ёлка». Герои произведения.

Поэтическая тетрадь (4 ч )

В.Я.Брюсов «Опять сон»,  «Детская». С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…» «Наши царства». Сравнение произведений М.Цветаевой разных лет.

Природа и мы ( 10ч )

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

М.М.Пришвин. «Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана.

Проект6 «Природа и мы».

Поэтическая тетрадь (6 ч)

Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Картины осени.Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.

Н.М.Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества.

Родина (6 ч )

И.С.Никитин «Русь». Образ Родины. С.Д.Дрожжин «Родине».А.В.ЖИгулин «О, Родина! В неярком блеске…»

Проект: «Они защищали Родину»

Страна фантазия (5 ч)

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

Зарубежная литература (10 ч)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.

Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое семейство. Иисус и Иуда.



Тематическое планирование



№ п/п

№ урока

Дата

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Формы контроля

По плану

Фактически

1

1



Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

1

текущий

Раздел « Летописи, былины, жития» (7час.)

2

1



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи- основные события Древней Руси.

1

текущий

3

2



Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов.

1

текущий

4

3



Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1

текущий

5

4



Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.

1

текущий

6

5



Сергий Радонежский – святой земли русской. В.Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского.

1

текущий

7

6



Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.

1

текущий

8

7



Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.

1

итоговый

Раздел « Чудесный мир классики» (16час.)

9

1



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П.П.Ершов «Конёк –горбунок».

1

беседа

10-11

2-3



Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки.

2

текущий

12

4



Герои сказки. Младший брат Иван- настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства.

1

текущий

13-14

5-6



А.С. Пушкин. Стихотворения. «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарование…». Авторское отношение к изображаемому.

2

наизусть

15-16

7-8



«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…»

2

самостоятельная работа

17

9



« Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…» Мотивы народной сказки в литературной.

1


текущий

18

10



Герои Пушкинской сказки.Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.

1

текущий

19

11



М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение.

1

наизусть

20

12



«Ашик – Кериб. Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

1

беседа

21

13



Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л.Толстого.

1

устный опрос

22

14



Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.

1

текущий

23

15



А.П.Чехов « Мальчики». Смысл названия рассказа.

1

текущий

24

16



Главные герои рассказа - герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений.

1

итоговый

Раздел «Поэтическая тетрадь» (8 часов)

25

1



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…». «Как неожиданно и ярко…» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

1

беседа

26

2



А.А.Фет « Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении. «Бабочка». Ритм стихотворения. Интонация стихотворения.

1

выразительное чтение

27

3



Е.А.Баратынский. Передача настроения и чувства в стихотворении.

1

рисунок

28

4



А.Н.Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения.

1

устный

29

5



И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении.

1

выразительное чтение

30

6



Н.А.Некрасов « Школьник», « В зимние сумерки».Выразительное чтение.

1

текущий

31

7



И.А.Бунин. « Листопад». Картина осени в стихах.

1

наизусть

32

8



Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений

1

итоговый

Раздел « Литературные сказки» (12 час.)

33

1



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке».

1

беседа

34

2



В.Ф.Одоевский « Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.

1

текущий

35

3



В.М.Гаршин. « Сказка о жабе и розе».

1

текущий

36

4



В.М.Гаршин. « Сказка о жабе и розе».Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ.

1

текущий

37-38

5-6



П.П.Бажов « Серебряное копытце».

2

беседа

39-40

7-8



П.П.Бажов « Серебряное копытце».Мотивы народных сказок в авторском тексте.

2

текущий.

41-42

9-10



С.Т.Аксаков « Аленький цветочек».

2

фронтальный

43

11



С.Т.Аксаков « Аленький цветочек».Мотивы народных сказок в литературном тексте

1

фронтальный

44

12



С.Т.Аксаков « Аленький цветочек».Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Оценка достижений.

1

свободные высказывания

Раздел « Делу время – потехе час» (9час.)

45

1



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.Л.Шварц. « Сказка о потерянном времени».

1

Текущий.

46

2



Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения.

1

Текущий.

47

3



В.Ю.Драгунский. « Главные реки».

1

Текущий фронтальный.

48

4



В.Ю.Драгунский « Что любит Мишка».

1

Текущий фронтальный.

49

5



Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому.

1

Текущий фронтальный.

50

6



В.Ю.Драгунский « Что любит Мишка».Пересказ текста от лица героев.

1

Текущий фронтальный.

51

7



Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.

1

индивидуальный

52

8



В.Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.

1

индивидуальный

53

9



Оценка достижений.

1

итоговый

Раздел «Страна детства» (7 час.)

54

1



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения.

1

текущий

55-56

2-3



К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками».

2

текущий

57

4



К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками».

1

Текущий,

58

5



Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения.

1

текущий

59

6



М.М.Зощенко « Ёлка». Герои произведения.

Составление плана. Пересказ.

1

тематический

60

7



Оценка достижений

1

итоговый

Раздел « Поэтическая тетрадь» (5час.)

61

1



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

текущий

62

2



В.Я.Брюсов. «Опять сон». «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение.

1

индивидуальный

63

3



С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении.

1

текущий

64

4



М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой.

1

индивидуальный

65

5



Конкурс чтецов. Оценка достижений.

1

итоговый

Раздел « Природа и мы» (9 час.)

66

1



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Мамин-Сибиряк « Приёмыш». Анализ заголовка.

Отношение человека к природе.

1

беседа

67

2



А.И.Куприн. «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения.

1

текущий

68

3



М.М.Пришвин. «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.

1

текущий

69-70

4-5



Е.И.Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков.

2

текущий

71-72

6-7



В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана.

2

текущий

73

8



В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ.

1

прект

74

9



Оценка достижений.

1

тесты

Раздел « Поэтическая тетрадь» (4 час.)

75

1



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.Л.Пастернак. « Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Пастернака.

1

беседа

76

2



Д.Б.Кедрин. «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.

2

текущий

77

3



Н.М.Рубцов. «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении.

1

выразительное чтение

78

4



С.А.Есенин. «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений.

1

текущий

Раздел « Родина» (8час.)

79

1



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

беседа

80

2



И.С.Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.

1

наизусть

81

3



С.Д.Дрожжин. « Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1

наизусть

82-83

4-5



А.В.Жигулин. «О,Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

2

наизусть

84

6



Поэтический вечер.

1

тематический

85

7



Проект « Они защищали Родину»

2

прект

86

8



Оценка планируемых достижений

1

итоговый

Раздел « Страна Фантазия» (6 час.)

87

1



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е.С.Велтистов. « Приключения Электроника».

1

текущий

88-89

2-3



Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа.

2

текущий

90-91

4-5



Кир Булычёв. «Путешествие Алисы».

Особенности фантастического жанра.

2

беседа

92

6



Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений

1

итоговый

Раздел « Зарубежная литература» (10 час.)

93

1



Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела. Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

беседа по вопросам

94

2



Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров.

1


текущий

95-96

3-4



Г.-Х. Андерсен. « Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке.

2

текущий

97-98

5-6



Марк Твен. « Приключения Тома Сойера».

2

беседа по вопросам

99

7



Марк Твен. « Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

1

групповой

100

8



Сельма Лагерлёф. «В Назарете».

1

текущий

101

9



Святое писание. Иисус и Иуда.

1

текущий

102

10



Оценка достижений.

1

итоговый

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы

Климанова Л.Ф.., Бойкина М.В. литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. -М. « Просвещение» 2014 г.

Учебник в 2 частях, -М. « Просвещение» 2014 г. . Л.Ф.Климанова. В.Г.Горецкий, М.В.Голованова,

Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская » -М. « Просвещение» 2016 г.

Поурочные разработки. Технологические карты уроков 4 класс-М. « Просвещение» 2014 г. М.В. Бойкина, Н.И.Роговцева.

Методические рекомендации. -М. « Просвещение» 2014 г.

Электронное приложение к учебнику.

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru

http://www.uchportal.ru/load/46

http://nsc.1september.ru

http://www.n-shkola.ru/

http://www.k-yroky.ru/load/67

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com

http://www.tatarovo.ru/sound.html


Система оценивания.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, свя­занные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведе­ние.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, по­следовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читатель­скую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всею текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведе­нии;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недоста­точная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти­па "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, по­строенных с учетом предмета чтения.

итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на кар­точках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логич­ность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень вы­полнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетвори­тельного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсут­ствие аргументации либо ошибочность ее основных положению.












14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!