РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Учащиеся научатся:
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета:
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
2. Содержание учебного предмета
Летописи, былины, жития.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский — святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.
Чудесный мир классики.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван — настоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А. С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! очей очарованье...». Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. JI. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа J1. Толстого. Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа — герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид...». «Как неожиданно и ярко...» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. Е. А. Баратынский. «Весна, весна, как воздух чист!». Передача настроения и чувства в стихотворении. А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Изменение картин природы в стихотворении. Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки...» Выразительное чтение. И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах. И. А. Бунина. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений.
Литературные сказки.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художественного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений.
Делу время – потехе час.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. T. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения. В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений.
Страна детства.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом произведении. М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...». «Наши царства». Тема детства в произведениях М. Цветаевой Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.
Природа и мы.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака. Д. Б. Кедрин «Бабье лето».С. А. Клычков. Картины весны и лета в их произведениях. Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений.
Родина.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер. Проект: «Они защищали Родину». Оценка планируемых достижений.
Страна Фантазия.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений.
Зарубежная литература.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раздела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое Писание. Иисус и Иуда. Оценка достижений.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Тематическое планирование
для учащихся 4 класса – по 3 часа в неделю (всего 102 часа)
№ | Наименование разделов | Всего часов | Воспитательный потенциал |
1 | Летописи, былины, жития. | 9 | Формирование умения прогнозировать содержание раздела; различения жанров устного народного творчества и оценки героев и их поступки, опираясь на свои знания. Воспитание активного интереса и любви к России, её прошлому и настоящему, готовность служить своей стране. |
2 | Чудесный мир классики. | 17 | Формирование умения взаимодействовать в группах и парах; анализировать и давать оценку поступкам и героям произведений; налаживать позитивные межличностные отношения в классе. Формирование доброжелательной атмосферы на уроке и во внеурочное время. |
3 | Поэтическая тетрадь. | 7 | Формирование умения анализировать произведения, видеть и уметь нарисовать словесную картину и давать оценку событиям и поступкам героев. Воспитание бережного отношения к природе, видения прекрасного и умея ценить его. |
4 | Литературные сказки. | 12 | Формирование умения давать характеристику герою, оценивать поступки с точки зрения морали; анализировать и комментировать сказочные события. |
5 | Делу время – потехе час. | 7 | Формирование умения оценивать события, героев произведений, видеть главную мысль и вынести из неё жизненный урок. Воспитание ценности добра. Развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие. |
6 | Страна детства. | 7 | Формирование ценности добра и человеколюбия через проживание жизненных ситуаций героев произведения Воспитание доброжелательного отношение к друзьям и товарищам через организацию совместной работы. |
7 | Поэтическая тетрадь. | 3 | Формирование умения анализировать произведения, видеть и уметь нарисовать словесную картину и давать оценку событиям и поступкам героев. Воспитание бережного отношения к природе, видения прекрасного и умея ценить его. |
8 | Природа и мы. | 11 | Формирование ценностного отношения к природе через общечеловеческие ценности жизни, осознавая себя частью природного мира. Привитие бережного отношения к среде обитания человека и переживание чувства красоты, гармонии, совершенства. |
9 | Поэтическая тетрадь. | 5 | Формирование умения анализировать произведения, видеть и уметь нарисовать словесную картину и давать оценку событиям и поступкам героев. Воспитание бережного отношения к природе, видения прекрасного и умея ценить его. |
10 | Родина. | 5 | Воспитание любви к Родине, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. |
11 | Страна Фантазия. | 6 | Формирование умения оценивать события героев; видеть юмор в произведении; давать характеристику героям. Воспитание чувства прекрасного; различения фантастики и реальности. |
12 | Зарубежная литература. | 12 | Формирование умения прогнозировать действия литературных героев, анализировать и оценивать поступки. Воспитание ценности свободы, чести и достоинства, как основы современных принципов и правил межличностных отношений. |
| Итого | 102 | |
Воспитательный потенциал учебного предмета «Литературное чтение» реализуется через:
1) фронтальную, индивидуальную и групповую формы организации учебной деятельности на уроке;
2) Различные виды деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих одноклассников, самостоятельная работа с учебником и научно – познавательной литературой, наблюдение, просмотр учебных фильмов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 ч в неделю. Всего 102 ч.
№ | Раздел | Тема урока |
1 | Летописи, былины, сказания, жития ( 9 ч.) | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». |
2 | Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». |
3 | Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге». |
4 | Поэтический текст былины « Ильины три поездочки». |
5 | И. Карнаухова «Три поездочки Ильи Муромца». |
6 | Сергий Радонежский – святой земли Русской. |
7 | Житие Сергия Радонежского. |
8 | Обобщающий урок – игра « Летописи, былины, сказания, жития». |
9 | Оценка достижений. Тест №1 Проект№1« Создание календаря исторических событий». |
10 | Чудесный мир классики ( 17 ч.) | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов « Конек – Горбунок». |
11 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. |
12 | П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Характеристика героев. |
13 | А. С. Пушкин « Няне» А. С. Пушкин « Туча», « Унылая пора! Очей очарованье!.. |
14 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». |
15 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. |
16 | А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. |
17 | М. Ю. Лермонтов « Дары Терека». |
18 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». |
19 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. |
20 | М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев. |
21 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой « Детство». |
22 | Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Басня. |
23 | А. П. Чехов « Мальчики». |
24 | А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. |
25 | Обобщающий урок – КВН « Чудесный мир классики». |
26 | Оценка достижений. Тест №2 |
27 | Поэтиче ская тетрадь № 1 ( 7ч.) | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..», « Как неожиданно и ярко…» |
28 | А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочка». |
29 | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...» А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения. РК |
30 | И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…» Н. А. Некрасов « Школьник». |
31 | Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..» И. А. Бунин « Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина. |
32 | Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь № 1». |
33 | Оценка достижений. Тест №3 |
34 | Литера турные сказки ( 12 ч.) | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». |
35 | В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки. |
36 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. |
37 | В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста |
38 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». |
39 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. |
40 | П.П. Бажов « Серебряное копытце». Герои художественного произведения. |
41 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». |
42 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Герои произведения. |
43 | С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части. |
44 | Обобщающий урок – игра « Крестики – нолики». |
45 | Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие. |
46 | Делу время – потехе час ( 7 ч. ) | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени». |
47 | В. Ю. Драгунский « Главные реки». |
48 | В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка». |
49 | В. В. Голявкин « Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. |
50 | В. В. Голявкин « Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. |
51 | Обобщающий урок « Делу время – потехе час». |
52 | Оценка достижений. Тест №4 |
53 | Страна детства ( 7 ч.) | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков « Как я ловил человечков». |
54 | Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Герои произведения. |
55 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». |
56 | К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. |
57 | М.М. Зощенко « Ёлка». |
58 | Обобщающий урок « Страна детства». |
59 | Оценка достижений. Тест №5 |
60 | Поэтичес кая тетрадь № 2 ( 3 ч.) | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская». |
62 | С. А. Есенин « Бабушкины сказки». |
63 | М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства». Тест №6 |
64 | Природа и мы ( 11 ч.) | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». |
65 | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». Отношение человека к природе. |
66 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька». |
67 | А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. |
68 | М.М. Пришвин « Выскочка». |
69 | М.М. Пришвин « Выскочка». Характеристика героя на основании поступка. |
70 | Е. И. Чарушин « Кабан». |
71 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. |
72 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. |
73 | Обобщающий урок – конкурс « Природа и мы». |
74 | Проект « Природа и мы». Оценка достижений. |
75 | Поэтичес кая тетрадь № 3 ( 5 ч. ) | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак « Золотая осень». С.А. Клычков « Весна в лесу». |
76 | Д. Б. Кедрин « Бабье лето» Н.М. Рубцов « Сентябрь». |
77 | С.А. Есенин « Лебедушка». |
78 | Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы». |
79 | Оценка достижений. Тест №7 |
80 | Родина ( 5 ч.) | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин « Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. |
81 | С.Д. Дрожжин « Родине». А.В. Жигулин« О, Родина! В неярком блеске…». |
82 | Обобщающий урок « Родина». |
83 | Внеклассное чтение « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Проект « Они защищали Родину» |
84 | Оценка достижений. Тест №8 |
85 | Страна Фантазия ( 6 ч.) | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов « Приключения Электроника». |
86 | Е. С. Велтистов « Приключения Электроника». Герои фантастического жанра. |
87 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. |
88 | К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. |
89 | Путешествие по стране Фантазии. |
90 | Оценка достижений. Тест №9 |
91 | Зару бежная литера тура ( 12 ч.) | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. |
92 | Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. |
93 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка. |
94 | ИА Контрольная работа за курс 4 класса (27. 04.) |
95 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Деление произведения на части. |
96 | Г. Х. Андерсен « Русалочка». Характеристика героев |
97 | М. Твен « Приключения Тома Сойера». |
98 | М. Твен « Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки. |
99 | С. Лагерлёф « Святая ночь». |
100 | С. Лагерлёф « В Назарете». Иисус и Иуда. |
101 | Обобщающий урок « Зарубежная литература». |
102 | | Урок – игра « Литературные тайны». |