СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные результаты освоения учебного предмета:

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произ­ведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (ли­тературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохра­нять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведе­ниях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Ро­дине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предла­гать свой индивидуальный план работы (возможно, альтерна­тивный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достиже­ния результатов изучения темы урока; если план одобрен, следо­вать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработан­ными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворён­ность/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помо­щью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письмен­ной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель до­стижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учеб­ную задачу, понимать конечный результат, выбирать воз­можный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оцен­ки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную инфор­мацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инстру­ментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помо­щью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему во­просов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ­ведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и бы­лину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием теат­ральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мульт­фильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раз­дела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литератур­ных произведений, выявлять особенности их поведения в за­висимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих клас­сиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при со­чинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чте­ния по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исхо­дя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его моти­вы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произве­дения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произ­ведения разных жанров, определять мотивы поведения ге­роя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом спе­цифики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.



Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремле­ние высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при­мер...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, при­ёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать во­просы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочи­танному произведению;

  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя ос­новные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (по­лилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся кон­фликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуж­дений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих уст­ных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготов­ке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполне­ния того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причи­ны конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуа­ции;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведе­ний, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художествен­ном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нуж­ный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраи­вать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, об­ращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изобра­жения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соот­ветствии с поставленными задачами, оценивать самосто­ятельно по созданным критериям уровень выполненной ра­боты.



Предметные результаты освоения учебного предмета:

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писа­телей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонацион­но объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведе­ния;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, ло­гическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказыва­ется, стихотворение читается с чувством, басня читается с са­тирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произ­ведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолю­бия); эстетически воспринимать произведения литературы, за­мечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яр­кий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей про­читанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для со­единения частей;

  • находить в произведениях средства художественной вырази­тельности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавит­ным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешно­го обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просма­тривании, чтении и изучении справочной, научно-познава­тельной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид ис­кусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскры­ваемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими пред­ставлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по ана­логии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описа­ние — характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выбо­рочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных празд­ников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, ос­мыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Рус­ские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чте­цов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ раз­личных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художе­ственного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по ана­логии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.



2. Содержание учебного предмета

Летописи, былины, жития.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вра­тах Царьграда». События летописи — основные события Древней Руси. Сравнение текста лето­писи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведе­ния А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаиче­ский текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического тек­стов. Герой былины — защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский — святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоло­мея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и ре­продукций известных картин. Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.

Чудесный мир классики.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение лите­ратурной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван — на­стоящий герой сказки. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного ис­кусства. А. С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! очей очарованье...». Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобрази­тельного искусства. Заучивание наизусть. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях...». Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки. Характеристика героев сказ­ки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины при­роды в стихотворении. Выразительное чтение. «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение моти­вов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. JI. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Ха­рактер главного героя рассказа J1. Толстого. Ба­сня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия расска­за. Главные герои рассказа — герои своего време­ни. Характер героев художественного текста. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид...». «Как не­ожиданно и ярко...» Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отра­жение особого настроения в лирическом тексте. А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм сти­хотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихо­творения. Е. А. Баратынский. «Весна, весна, как воздух чист!». Передача настроения и чувства в стихо­творении. А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотво­рения. И. С. Никитин «В синем небе плывут над поля­ми...». Изменение картин природы в стихотворе­нии. Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумер­ки...» Выразительное чтение. И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах. И. А. Бунина. Слово как средство художествен­ной выразительности. Сравнения, эпитеты. Оценка достижений.

Литературные сказки.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особен­ности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Под­робный пересказ. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особен­ности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Текст-описание в содержании художе­ственного произведения. Герои литературного текста. Главная мысль произведения. П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы на­родных сказок в авторском тексте. Заглавие. Ге­рои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы на­родных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. Оценка достижений.

Делу время – потехе час.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Е. T. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. Жанр произведения. Инсценирование произведения. В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пере­сказ текста от лица героев. Юмористические рас­сказы В. Ю. Драгунского. В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсцени­рование произведения. Оценка достижений.

Страна детства.


Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Особен­ности развития сюжета. Герой произведения. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишка­ми». Особенности развития событий: выстраива­ние их в тексте. Герои произведения. Музыкаль­ное сопровождение произведения. М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Со­ставление плана. Пересказ. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. В. Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Тема сти­хотворений. Развитие чувства в лирическом сти­хотворении. Выразительное чтение. С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотво­рений. Развитие чувства в лирическом произведе­нии. М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...». «Наши царства». Тема детства в произведениях М. Цветаевой Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.

Природа и мы.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ за­головка. Подготовка выборочного пересказа. От­ношение человека к природе. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характери­стика героя произведения. М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Ха­рактеристика героев на основе их поступков. В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рас­сказа. Деление текста на части. Составление пла­на. Выборочный пересказ. Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Б. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении Б. Пастернака. Д. Б. Кедрин «Бабье лето».С. А. Клычков. Кар­тины весны и лета в их произведениях. Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений.

Родина.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтиче­ском тексте. Ритм стихотворения. С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. Поэтический вечер. Проект: «Они защищали Родину». Оценка планируемых достижений.

Страна Фантазия.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необыч­ные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенно­сти фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов. Оценка достижений.

Зарубежная литература.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по усвоению содержания раз­дела. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Герои приключенческой литературы. Особенности их характеров. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Рассказ о Русалочке. Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Осо­бенности повествования. Герои приключенче­ской литературы. Сравнение героев, их поступ­ков. Сельма Лагерлёф. В Назарете. Святое Писание. Иисус и Иуда. Оценка достижений.


3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тематическое планирование

для учащихся 4 класса по 3 часа в неделю (всего 102 часа)


Наименование разделов

Всего часов

Воспитательный потенциал

1

Летописи, былины, жития.

9

Формирование умения прогнозировать содержание раздела; различения жанров устного народного творчества и оценки героев и их поступки, опираясь на свои знания.

Воспитание активного интереса и любви к России, её прошлому и настоящему, готовность служить своей стране.

2

Чудесный мир классики.

17

Формирование умения взаимодействовать в группах и парах; анализировать и давать оценку поступкам и героям произведений; налаживать позитивные межличностные отношения в классе.

Формирование доброжелательной атмосферы на уроке и во внеурочное время.

3

Поэтическая тетрадь.

7

Формирование умения анализировать произведения, видеть и уметь нарисовать словесную картину и давать оценку событиям и поступкам героев. Воспитание бережного отношения к природе, видения прекрасного и умея ценить его.

4

Литературные сказки.

12

Формирование умения давать характеристику герою, оценивать поступки с точки зрения морали; анализировать и комментировать сказочные события.

5

Делу время – потехе час.

7

Формирование умения оценивать события, героев произведений, видеть главную мысль и вынести из неё жизненный урок.

Воспитание ценности добра.

Развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие.

6

Страна детства.

7

Формирование ценности добра и человеколюбия через проживание жизненных ситуаций героев произведения

Воспитание доброжелательного отношение к друзьям и товарищам через организацию совместной работы. 

7

Поэтическая тетрадь.

3

Формирование умения анализировать произведения, видеть и уметь нарисовать словесную картину и давать оценку событиям и поступкам героев. Воспитание бережного отношения к природе, видения прекрасного и умея ценить его.

8

Природа и мы.

11

Формирование ценностного отношения к природе через общечеловеческие ценности жизни, осознавая себя частью природного мира.

Привитие бережного отношения к среде обитания человека и переживание чувства красоты, гармонии, совершенства.

9

Поэтическая тетрадь.

5

Формирование умения анализировать произведения, видеть и уметь нарисовать словесную картину и давать оценку событиям и поступкам героев. Воспитание бережного отношения к природе, видения прекрасного и умея ценить его.

10

Родина.

5

Воспитание любви к Родине, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

11

Страна Фантазия.

6

Формирование умения оценивать события героев; видеть юмор в произведении; давать характеристику героям.

Воспитание чувства прекрасного; различения фантастики и реальности.

12

Зарубежная литература.

12

Формирование умения прогнозировать действия литературных героев, анализировать и оценивать поступки.

Воспитание ценности свободы, чести и достоинства, как основы современных принципов и правил межличностных отношений.


Итого

102




Воспитательный потенциал учебного предмета «Литературное чтение» реализуется через:

1) фронтальную, индивидуальную и групповую формы организации учебной деятельности на уроке;

2) Различные виды деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих одноклассников, самостоятельная работа с учебником и научно – познавательной литературой, наблюдение, просмотр учебных фильмов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 ч в неделю. Всего 102 ч.


Раздел

Тема урока

1


Летописи, былины, сказания, жития

( 9 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

2

Сравнение текста летописи и исторических источников.

Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

3

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге».

4

Поэтический текст былины « Ильины три поездочки».

5

И. Карнаухова «Три поездочки Ильи Муромца».

6

Сергий Радонежский – святой земли Русской.

7

Житие Сергия Радонежского.

8

Обобщающий урок – игра « Летописи, былины, сказания, жития».

9

Оценка достижений. Тест №1

Проект№1« Создание календаря исторических событий».

10

Чудесный мир классики

( 17 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

П.П. Ершов « Конек – Горбунок».

11

П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

12

П.П. Ершов « Конек – Горбунок». Характеристика героев.

13

А. С. Пушкин « Няне»

А. С. Пушкин « Туча», « Унылая пора! Очей очарованье!..

14

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

15

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

16

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

17

М. Ю. Лермонтов « Дары Терека».

18

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб».

19

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

20

М. Ю. Лермонтов « Ашик – Кериб». Характеристика героев.

21

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой

« Детство».

22

Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Басня.


23

А. П. Чехов « Мальчики».

24

А. П. Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

25

Обобщающий урок – КВН « Чудесный мир классики».

26

Оценка достижений. Тест №2

27

Поэтиче

ская тетрадь

1

( 7ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Ф. И. Тютчев « Еще земли печален вид..», « Как неожиданно и ярко…»

28

А.А. Фет « Весенний дождь», « Бабочка».

29

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...»

А. Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения.

РК

30

И. С. Никитин « В синем небе плывут над полями…»

Н. А. Некрасов « Школьник».

31

Н. А. Некрасов « В зимние сумерки нянины сказки..»

И. А. Бунин « Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.

32

Обобщающий урок – игра « Поэтическая тетрадь № 1».

33

Оценка достижений. Тест №3

34

Литера

турные сказки

( 12 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке».

35

В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». Составление плана сказки.

36

В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

37

В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста

38

П.П. Бажов « Серебряное копытце».

39

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

40

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

41

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек».

42

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Герои произведения.

43

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Деление текста на части.

44

Обобщающий урок – игра « Крестики – нолики».

45

Оценка достижений. Контрольная работа за 1 полугодие.

46

Делу время – потехе час

( 7 ч. )

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени».

47

В. Ю. Драгунский « Главные реки».

48

В. Ю. Драгунский « Что любит Мишка».

49

В. В. Голявкин « Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

50

В. В. Голявкин « Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

51

Обобщающий урок « Делу время – потехе час».

52

Оценка достижений. Тест №4

53

Страна детства

( 7 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков « Как я ловил человечков».

54

Б.С. Житков « Как я ловил человечков». Герои произведения.

55

К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками».

56

К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

57

М.М. Зощенко « Ёлка».

58

Обобщающий урок « Страна детства».

59


Оценка достижений. Тест №5

60

Поэтичес

кая тетрадь

2

( 3 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская».

62

С. А. Есенин « Бабушкины сказки».

63


М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства».

Тест №6

64

Природа и мы

( 11 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш».

65

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». Отношение человека к природе.


66

А. И. Куприн « Барбос и Жулька».

67

А. И. Куприн « Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

68

М.М. Пришвин « Выскочка».

69

М.М. Пришвин « Выскочка». Характеристика героя на основании поступка.

70

Е. И. Чарушин « Кабан».

71

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

72

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

73

Обобщающий урок – конкурс « Природа и мы».

74

Проект « Природа и мы». Оценка достижений.

75

Поэтичес

кая тетрадь

3

( 5 ч. )

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Б.Л. Пастернак « Золотая осень».

С.А. Клычков « Весна в лесу».

76

Д. Б. Кедрин « Бабье лето»

Н.М. Рубцов « Сентябрь».

77

С.А. Есенин « Лебедушка».

78

Обобщающий урок – конкурс « Поэзии прекрасные страницы».

79

Оценка достижений. Тест №7

80


Родина

( 5 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

И.С. Никитин « Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

81

С.Д. Дрожжин « Родине».

А.В. Жигулин« О, Родина! В неярком блеске…».

82

Обобщающий урок « Родина».

83

Внеклассное чтение « Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Проект « Они защищали Родину»

84

Оценка достижений. Тест №8

85

Страна Фантазия

( 6 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов « Приключения Электроника».

86

Е. С. Велтистов « Приключения Электроника». Герои фантастического жанра.

87

К. Булычев « Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

88

К. Булычев « Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

89

Путешествие по стране Фантазии.

90

Оценка достижений. Тест №9

91

Зару

бежная

литера

тура

( 12 ч.)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

92

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

93

Г. Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка.

94

ИА Контрольная работа за курс 4 класса (27. 04.)

95

Г. Х. Андерсен « Русалочка». Деление произведения на части.

96

Г. Х. Андерсен « Русалочка». Характеристика героев

97

М. Твен « Приключения Тома Сойера».

98

М. Твен « Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки.

99

С. Лагерлёф « Святая ночь».

100

С. Лагерлёф « В Назарете». Иисус и Иуда.

101

Обобщающий урок « Зарубежная литература».

102


Урок – игра « Литературные тайны».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!