от «13» мая 2020 г.
Рабочую программу составила Щербакова Любовь Алексеевна, учитель начальных классов
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана для 1 класса на 2020-2021 учебный год, составлена на основе авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика», курс «Заниматика. Юным умникам и умницам».– Москва: РОСТ книга, 2017 г.
Цель современного образования – оказать педагогическую поддержку каждому обучающемуся на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать школьнику усваивать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития.
Внеурочная деятельность составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса, отличительной особенностью которой является то, что она проводится по программе, выбранной учителем, но при этом обычно корректируется в процессе реализации с учётом индивидуальных возможностей обучающихся, их познавательных интересов и развивающихся потребностей.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.
Математика – это не только умение пересчитывать предметы и сравнивать числа, но прежде всего умение мыслить логически. Это умение нужно повсюду: в биологии и в языкознании, в магазине и в горах, на уроке и на необитаемом острове. Математика – фундаментальна. Математикой пронизан весь окружающий мир: снежинки и ананасы, радуга и музыка, - красота нашего мира во многом описывается математикой. Этот мир не должен вызывать у детей уныние и неприязнь. Математика – это красиво!
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Математика – таинственна и глубока. «Делай себя сам сегодня и каждый день!» - основной девиз «Занимательной математики». Данный курс позволяет развивать у младшего школьника интеллектуальные умения, вырабатывает привычку думать самостоятельно, отыскивать привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.
Программа состоит от частных примеров к общим.
Содержание курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в математических олимпиадах, играх и конкурсах.
Курс осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Формы и режим занятий
Курс внеурочной деятельности рассчитан на обучающихся, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе.
Занятия ведутся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Формы организации учебной деятельности на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая и коллективная. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:
Признаки предметов. Отношения. Меры. Единицы массы. Единицы времени. Единицы объема.
Название и последовательность чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа – великаны. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Числовые головоломки. Числовой палиндром. Занимательные задания с римскими цифрами.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Алгоритм решения задач. Задачи, имеющие несколько решений. Старинные задачи. Логические задачи. Комбинаторные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Нестандартные задачи: на переливание, на разрезание, на взвешивание, на размен, на размещение, на просеивание. Задачи, решаемые способом перебора. Задачи на доказательство. Задачи международного математического конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Пространственные представления. Маршрут передвижения. Геометрические узоры, закономерности в узорах. Геометрические фигуры и тела. Симметрия. Разрезание и составление фигур. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Уникурсальные фигуры. Танграм. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
Для проверки уровня усвоения обучающимися полученных знаний могут быть использованы нестандартные виды контроля:
В данном случае для проверки уровня усвоения учащимися полученных знаний могут быть использованы нестандартные зады контроля:
1. Холодова О.А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» в двух частях. Холодова О.А. Приложение к рабочим тетрадям. – М.: Издательство РОСТ 2. 2.Простой и цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Интернет-ресурсы
№ | дата | Тема занятия | Решаемая проблема | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) УУД | Личностные результаты | Виды учебной деятельности обучающихся |
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) |
1 | | Введение в школьную жизнь. Инструктаж по ТБ. Удивительная страна. | Познакомить детей с новой сказочной страной «Заниматика»; уточнить представления Детей о математике и её значении в жизни людей. | Математика, страна «Заниматика», танграм. | Познавательные: общеучебные – решение нестандартных задач; упражнение в навыках счета; логические – выделение из множества предметов одного или нескольких предметов по заданному свойству. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций (алгоритм действия). Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия. | Осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы | Составлять последовательно слова из данных букв; определять направление движения; находить признаки предмета; анализировать рисунки с количественной точки зрения; выявлять основание для объединения в группу и исключения из группы; раскрашивать в соответствии с предлагаемым условием |
ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ (7 ч.) |
2 | | Аллея Признаков | Закреплять умения: определять признаки предметов, изменять признаки предметов, классифицировать предметы по их признакам, развивать речь, логическое и аналитическое мышление | Танграм | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; упражнение в навыках счета; логические – составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций. Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника. | Осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы. | Находить объекты на плоскости и в пространстве. Рисовать объекты на плоскости по данным отношениям. Описывать местоположение предмета, пользуясь различными отношениями. Выделять признаки сходства и различия двух предметов. Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. Выявлять правило, по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.) |
3 | | Порядковый проспект | Формировать умение определять совокупность предметов на основании общего признака, выделять часть из множества предметов по характерному признаку, учить находить определенную последовательность в событиях. | Совокупность предметов | Познавательные: общеучебные –определение движения; отработка навыков счета; логические – классификация предметов по заданным свойствам. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). Коммуникативные: характеризовать существенный признак разбиения предметов на группы (классификации). | Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу. | Выделять признаки сходства и различия двух предметов. Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. Выявлять правило, по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.) |
4 | | Порядковый проспект | Познакомить с понятием «цепочка», формировать умение выделять, достраивать и строить цепочку по описанию, дать представление о закономерностях, формировать умение находить закономерность в ряду. | «Цепочка», | Познавательные: общеучебные – называние геометрических фигур; отработка навыков счета; логические – сравнение предметов по форме, цвету, размеру. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. | Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. | Выделять признаки сходства и различия двух предметов. Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. Выявлять правило, по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.) |
5 | | Улица Волшебного квадрата | Познакомить с особенностями расположения фигур в девятиклеточном квадрате, учить находить закономерность и дополнять квадрат недостающими фигурами. | «Волшебный квадрат» | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; упражнение в навыках счета; логические – составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций. Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия. | Осознают правила взаимодействия в ходе работы | Выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу. Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Выбирать предметы для заполнения девяти клеточного «Волшебного квадрата». Составлять рассказы по картинкам. |
6 | | В космической лаборатории | Учить заполнять клетки «волшебного квадрата», применять правило, закреплять умение находить закономерности в ряду предметов. | «Волшебный квадрат» | Познавательные: общеучебные – осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | Находить признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять закономерность и выбирать из предложенных те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая туже закономерность. |
7 | | Художественная площадь | Закреплять умение находить закономерность в ряду, продолжать последовательности размещения предметов по определенному правилу, формировать умение решать задачи на составление различных цветовых комбинаций, развивать память, внимание, речь, логику. | | Познавательные: общеучебные – осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы. | Находить признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять закономерность и выбирать из предложенных те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая туже закономерность. |
8 | | Испытание в городе Закономерностей | Проверить: знания о признаках предметов; проанализировать умения: объединять предметы в группы по характерному признаку, определять последовательность событий, продолжать закономерности, применять правило «волшебного квадрата»; учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий. | | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; упражнение в навыках счета; логические – составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций. Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника. | Осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы. | Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию. Решать задачи на составление различных комбинаций. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. |
ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ (9 ч.) |
9 | | Улица Загадальная | Формировать представление о сложении как объединении совокупностей предметов и о вычитании как удалении из совокупности предметов его на части; развивать речь, логическое и аналитическое мышление | Число, цифра, | Познавательные: общеучебные – осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | Устанавливать соответствие между предметной и символической моделями числа. Выбирать символическую модель числа (цифру). Записывать различными цифрами количество предметов. Соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать числа. |
10 | | Цифровой проезд | Уточнить знания о знаковом языке математики, закрепить понимание отличия понятий «число» и «цифра», познакомить с различными способами изображения чисел. | Число, цифра, | Познавательные: общеучебные – отработка навыков счета; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. | Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. | Анализировать рисунки с количественной точки зрения. Разбирать предметы данной совокупности на группы по различным признакам. Записывать знаки +. - действия «сложение», «вычитание». Устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием. Устанавливать соответствие между порядковыми и количественными числительными. Выполнять задания с палочками. |
11 | | Числовая улица | Познакомить с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации, с первыми десятью римскими цифрами, учить выполнять сложение и вычитание чисел, записанных римскими цифрами | Римские цифры | Познавательные: общеучебные – сравнение математических объектов; решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность; логические – осуществление синтеза как составление целого из частей. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: уметь задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Осознают необходимость самосовершенствования. | Решать занимательные задания с римскими цифрами. Находить признаки, по которым изменяется каждое следующее число в ряду, выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность. |
12 | | Заколдованный переулок | Систематизировать знания о цифрах и числах, закрепить умения записывать числа арабскими и римскими цифрами, сравнивать числа с помощью числового отрезка. | Арабские цифры, римские цифры | Познавательные: общеучебные –осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | Решать занимательные задания с римскими цифрами. Находить признаки, по которым изменяется каждое следующее число в ряду, выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность |
13 | | Улица Магическая | Систематизировать знания о цифрах и числах, учить восстанавливать примеры, в которых цифры скрыты за предметными и буквенными символами; развивать внимание, логическое и аналитическое мышление | | Познавательные: общеучебные –осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | Решать занимательные задания с римскими цифрами. Находить признаки, по которым изменяется каждое следующее число в ряду, выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность |
14 | | Вычислительный проезд | Систематизировать и обобщить знания о цифрах и числах, закреплять умение находить закономерность в числовом ряду, познакомить с «магическими рамками», «числовыми ковриками» | «Магическими рамками», «числовыми коврика-ми» | Познавательные: общеучебные – отработка навыков счета; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. | Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. | Решать занимательные задания с римскими цифрами. Находить признаки, по которым изменяется каждое следующее число в ряду, выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность |
15 | | Переулок Доминошек | Обобщить знания о цифрах и числах, познакомить с «числовыми» и «цифровыми» дорожками, ознакомить со способом решения числовых головоломок. | «Числовые» и «цифровые» дорожки | Познавательные: общеучебные –осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | Решать занимательные задания с римскими цифрами. Находить признаки, по которым изменяется каждое следующее число в ряду, выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность |
16 | | Переулок Доминошек 1ч | Закреплять знания состава чисел первого десятка, закреплять вычислительные умения, повторить правила «волшебного квадрата» с числами, формировать умение решать задачи с помощью «волшебного квадрата»; развивать внимание и любознательность. | | Познавательные: общеучебные –осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | Решать занимательные задания с римскими цифрами. Находить признаки, по которым изменяется каждое следующее число в ряду, выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность |
17 | | Испытание в городе Загадочных чисел 1ч | Проверить знания о различиях между цифрой и числом, о порядке следования чисел натурального ряда, о римских и арабских цифрах; решать числовые головоломки, заполнять числовые кроссворды, выявлять закономерность в составлении числового ряда. | | Познавательные: общеучебные – сравнение математических объектов (числа, математические записи, геометрические фигуры); решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность; логические – осуществление синтеза как составление целого из частей. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: уметь задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Осознают необходимость самосовершенствования. | Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Обосновывать свой выбор. Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их. |
ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ (8 ч.) |
18 | | Улица Высказываний | Учить строить простейшие высказывания с помощью логических связок, формировать решать задачи путем рассуждения; развивать внимание. | «Суждение», «причина», «следствие | Познавательные: общеучебные – сравнение математических объектов (числа, математические записи, геометрические фигуры); решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность; логические – осуществление синтеза как составление целого из частей. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: уметь задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Осознают необходимость самосовершенствования. | Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «Если…, то…», «каждый», «не». |
19 | | Улица Правдолюбов и Лжецов | Учить строить истинные высказывания, развивать умение делать выводы, учить оценивать истинность и ложность высказываний, учить строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру. | «Ложно» «Истинно» «Верно» «Неверно» | Познавательные: общеучебные – отработка навыков счета; осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Имеют адекватную позитивную самооценку | Строить истинные высказывания. Делать выводы. Оценивать истинность и ложность высказываний. Строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру. |
20 | | Отрицательный переулок | Учить построению отрицаний с помощью частицы НЕ, учить классифицировать предметы по одному свойству, учить оценивать истинность высказываний на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием | Отрицание | Познавательные: общеучебные – отработка навыков счета; осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Имеют адекватную позитивную самооценку | Получать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. Использовать различные способы доказательств истинности утверждений. |
21 22 | | Проспект Логических задач | Расширить представление о луче, учить применять луч для решения задач, учить решать логические задачи путем рассуждения, с опорой на луч; формировать умение иллюстрировать текстовые описания; развивать внимание, логическое и аналитическое мышление. | «Логическая задача» | Познавательные: общеучебные – отработка навыков счета; осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Имеют адекватную позитивную самооценку | Использовать схему для решения простейших логических задач. |
23 24 | | Проспект Логических задач | Познакомить с графическим способом решения логических задач; учить построению графической модели по текстовому условию логической задачи; учить использовать графический рисунок для построения истинных высказываний | «Граф» | Познавательные: общеучебные – отработка навыков счета; осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Имеют адекватную позитивную самооценку | Переводить информацию из одной формы в другую (текст, рисунок). Читать и заполнять несложные готовые таблицы. Переводить информацию из одной формы в другую (текст, рисунок). Читать и заполнять несложные готовые таблицы. |
25 | | Испытание в городе Логических рассуждений | Проверить знания: о графическом, схематическом, табличном способах решения логических задач. | | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; упражнение в навыках счета; логические – составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций (алгоритм действия). Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают). | Осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы. | Упорядочивать математические объекты. Слушать ответы одноклассников, выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу, обосновывать свой выбор |
ГОРОД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ (6 ч.) |
26 | | Улица Величинская | Закрепить знания о величинах и общем принципе их измерения; учить практически сравнивать предметы по массе с помощью весов; учить решать нетрадиционные задачи. | «Нетрадиционные задачи» | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; упражнение в навыках счета; логические – составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций (алгоритм действия). Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают). | Осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы | Сравнивать предметы по определенному свойству. Определять массу предмета по информации, данной на рисунке. Обозначать массу предмета. Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания). |
27 | | Временой переулок | Рассмотреть некоторые свойства величин; уточнить сформированность пространственно-временных отношений, устанавливать взаимосвязи между ними; учить оперировать ими. | «Нетрадиционные задачи» | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; упражнение в навыках счета; логические – составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций (алгоритм действия). Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают). | Осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы | Сравнивать предметы по определенному свойству. Определять массу предмета по информации, данной на рисунке. Обозначать массу предмета. Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания). |
28 | | Улица Сказочная | Формировать умение решать нетрадиционные задачи на материале сказок путем построения графических моделей. | «Нетрадиционные задачи» | Познавательные: общеучебные – отработка навыков счета; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. | Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. | Выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если, то, каждый, не». Использовать схему для решения нетрадиционных задач. |
29 | | Хитровский переулок | Учить решать нетрадиционные задачи «на расстановку» и «на разрезание» при помощи схем; формировать умение иллюстрировать текстовые описания. | «Нетрадиционные задачи» | Познавательные: общеучебные –осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | Выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если, то, каждый, не». Использовать схему для решения нетрадиционных задач. |
30 | | Смекалистая улица | Учить решать нетрадиционные задачи «на размещение», «на подсчет ступенек и этажей», «на интервалы» путем рассуждения, а также при помощи схем и рисунков, формировать умение иллюстрировать текстовые описания, развивать память, внимание, логику | | Познавательные: общеучебные –осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | Выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если, то, каждый, не». Использовать схему для решения нетрадиционных задач. |
31 | | Испытание в городе Занимательных задач | Учить решать нетрадиционные задачи «на размещение», «на подсчет ступенек и этажей», «на интервалы» путем рассуждения, а также при помощи схем и рисунков, формировать умение иллюстрировать текстовые описания, развивать память, внимание, логику | | Познавательные: общеучебные –осуществление поиска разных способов объяснения ответа; рассмотрение правил выполнения задания; поиск и объяснение ошибок; постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Расширяют познавательный интерес и учебные мотивы. | Выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если, то, каждый, не». Использовать схему для решения нетрадиционных задач. |
ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ (2 ч.) |
32 | | Фигурный проспект | Познакомить с геометрическими телами, научить распознавать форму этих тел в предметах окружающей обстановки, изображать их на плоскости. | | Познавательные: общеучебные – решение нестандартных задач; упражнение в навыках счета; логические – выделение из множества предметов одного или нескольких предметов по заданному свойству. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций (алгоритм действия). Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия. | Осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы. | Ориентироваться в пространстве. Определять форму предметов. Классифицировать предметы по форме. Выявлять закономерности в чередовании фигур различной формы. |
33 | | Зеркальный переулок | Учить различать соседние и не соседние области; развивать воображение, пространственное мышление, речь | «Симметрия», «симметрические фигуры», «ось симметрии» | Познавательные: общеучебные – решение нестандартных задач; упражнение в навыках счета; логические – выделение из множества предметов одного или нескольких предметов по заданному свойству. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять последовательность необходимых операций (алгоритм действия). Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия. | Осознают правила взаимодействия в ходе фронтальной и коллективной работы. | Находить симметричные фигуры, проводить ось симметрии. |