Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской федерации». N 273-ФЗ от 29.12.2012, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, СанПин 2.4.2.2821-10, Основной образовательной программой начального образования в соответствии ФГОС МКОУ «СОШ№2 с. Карагач» и учебным планом ОУ.
УМК: Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 3 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного учебного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Ученик научится:
-классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу;
-решать задачи логического и поискового характера, в том числе задачи-расчеты;
-определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты;
-выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;
-соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы;
-составлять план работы;
-собирать материал по заданной теме;
-выстраивать и обосновывать стратегию игры;
-работать в паре, в группах, анализировать и оценивать ход работы и ее результат;
-излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища;
-оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Ученик получит возможность научиться:
- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
- различать обоснованные и необоснованные суждения;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
-критически относиться к своему и чужому мнению;
- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- принимать самостоятельно решения;
- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.
Формы организации образовательного процесса:
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны:
тематические занятия,
игровые уроки,
конкурсы,
викторины,
соревнования.
Используются нетрадиционные и традиционные формы:
игры-путешествия,
экскурсии по сбору числового материала,
задачи на основе статистических данных по городу,
сказки на математические темы,
конкурсы газет,
плакатов.
Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Используемые технологии обучения.
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Виды и формы контроля.
Виды контроля: текущий, фронтальный, итоговый.
Формы контроля: самопроверка, взаимопроверка, олимпиады, КВН, викторины, турнир, изготовление математических газет, журналов, составление математических загадок, задач, проект.
Литература:
1.Школьные олимпиады, О.А. Ефремушкина, издательство «Феникс», 2014г
2. Олимпиадные задания по математике, О.Н. Пупышева, Москва, «Вако», 2015г
3.Творческие задания для проведения интеллектуальных марафонов, Керженцева А.В., Нальчик 2014г
4.Тесты по математике , В.Н.Рудницкая, Экзамен, 2015.
5. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 3 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.
6. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2016.
7. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2014.
Средства обучения:
Информационно-коммуникативные средства:
http:// school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых ресурсов)
http://www.openclass.ru/node/234008 ( Сетевое сообщество учителей «Открытый класс», коллекция ЭОР для 1-2 классов)
http://nachalka.info/demo?did=10013028//d=1005521 (Уроки для начальной школы от «Кирилла и Мефодия»
http://nachalka.school-club.ru/about/133/ (Презентации для начальной школы от «Кирила и Мефодия»
http://festival.1september.ru
Материально-технические средства:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
Компьютерная техника.
Интерактивная доска.
Видеопроектор.
Экспозиционный экран.
Содержание рабочей программы
Наименование темы | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки | Перечень контрольных мероприятий |
Весёлый счет (2ч). | Игра «Весёлый счёт» (в пределах 100). Игра «Расшифруй слово» «Продолжи узор» Математическая эстафета | Собирать материал по заданной теме. Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Решать текстовые задачи на умножение. Выстраивать и обосновывать стратегию игры; работать в паре. | Викторина. Составление ребусов, математических загадок, задач. |
Игры (6 ч). | Игра «Решай, смекай, отгадывай!» «Математический телефон» Занимательные рамки «Молчанка» |
Викторины (3 ч). | Викторина. |
Развивающая геометрия (4 ч) | Составление геометрических фигур из частей |
Математические кроссворды (4 ч) | Составь круговые примеры |
Логические игры (8 ч) | Логическая игра «Так же, как» Арифметические ребусы Игра «Меньше малого» «Первая – одинаковая» «Старше – моложе» Логические вопросы Ребусы Кроссворд «Сравни рисунки» Игра «Путешествие по городам» |
Задачи в стихах (2 ч) | Математический лабиринт Задачи - шутки |
Инсценирование (2 ч) | Инсценирование математического рассказа |
Практические работы (3ч) | «Математика и конструирование» |