СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 6 кл

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 6 кл»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа№8

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан



Рассмотрено

на заседании МО

руководитель ШМО

_______С.Н.Музафарова

протокол №1

от «31» августа 2023г.


Согласовано

Зам. директора по ВР

_______ О.А.Сушкова

от «31» августа 2023г.



Утверждаю

Директор МОБУ СОШ№8

________ А.С.Батов

Приказ № 387-од

от «31» августа 2023г.



Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Информационные технологии»





6 класс

2023-2024 учебный год

количество часов в неделю: 1 час










Разработали:

Кучербаева Г.Х., учитель информатики МОБУ СОШ №8

Музафарова С.Н., учитель информатики МОБУ СОШ №8











2023 г.



Программа по информатике для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) с учётом авторской программы по информатике Л.Л.Босовой (Информатика. Программы для основной школы : 5-6 классы. ).

Предмет информатика 5-9 класса входит в компонент образовательного учреждения. Данный курс составлена для реализации расширенного курса информатики и обеспечивает непрерывность изучения предмета в среднем звене.

На изучение курса в 5-6 классах отводится по 34 часа в каждом классе (5 класс – 1 час в неделю, 6 класс – 1 час в неделю, всего 68 часов), в 7-9 классах отводится 102 часа (в 7 классе – 1 час в неделю, в 8 классе 1 час в неделю, в 9 классе 1 час в неделю), всего 170 часов.

Срок реализации 1 год.

Ориентирована на учебник Информатика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019.























Планируемые результаты

1. Личностные результаты:

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

Для 6-го класса:

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


2. Метапредметные результаты:

Для 6-го класса:

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

-выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.;

- определять общую цель и пути ее достижения;

– предвосхищать результат;

-сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- преобразовывать практическую задачу в образовательную;

- использовать установленные правила в контроле способа решения задачи;

-– предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;

- вносить необходимые дополнения и изменения
в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата;

-– использовать установленные правила в контроле способа решения задачи;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

- формулировать учебную задачу;

-– предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

- различать способ и результат действия;

-– использовать установленные правила в контроле способа решения задачи;

-– предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;

-– удерживать познавательную задачу и применять установленные правила;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Ученик научится:

- использовать общие приемы решения поставленных задач;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.


- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

-контролировать и оценивать процесс в результате своей деятельности;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно создавать ход деятельности при решении проблем;

-– осознанно строить сообщения в устной и печатной форме;

- получать и обрабатывать информацию;

– ставить и формулировать проблемы;

-– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

-– контролировать процесс и результат деятельности;

-– выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи;

-– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-– подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков;

-– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-– формировать и удерживать учебную задачу;

-– предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.








Ученик научится:

- ставить вопросы, обращаться за помощью;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;

- выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах;

-– формулировать свои затруднения;

– задавать вопросы, обращаться за помощью; определять общую цель и пути ее достижения;

-– формулировать собственное мнение, слушать собеседника;

-– разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-– строить для партнера понятные высказывания;

-– определять общую цель и пути ее достижения;

-– осуществлять взаимный контроль

-– разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников;

-– обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия;

- вести устный диалог;

- осуществлять взаимный контроль






3. Предметные результаты:

Тематический блок/модуль

Планируемые предметные результаты


Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

  • Информация вокруг нас

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.


  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;


  • Информационные технологии

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.


  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами

  • Информационное моделирование

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.


  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.


  • Алгоритмика

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;

  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;


  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.







Практическая часть и контроль

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются: Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса. Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др. Контроль и оценка планируемых результатов. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах -тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; -контрольные работы:

Комплексная работа по итогам обучения

Стандартизированная контрольная работа.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещѐ предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребѐнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Критерии и нормы оценки.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

85% и более

отлично

65-84%

хорошо

35-64%

удовлетворительно

менее 35%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 35% от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала), отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Средства контроля

Кроме самостоятельных, контрольных работ для проверки знаний, текущего и итогового контроля применяется компьютерная среда для создания компьютерных тестов. Кроме того, в работе используется ряд компьютерных тренажёров, обучающих игр.


Контроль уровня обученности

6 класс

Контролируемые разделы (темы) предмета

Наименование оценочного средства

1

Информация вокруг нас

Тест «Объекты и системы»

2

Компьютер


3

Информационные технологии.


Тест «Человек и информация»

Проект

4

Информационные модели

Тест «Информационное моделирование»

Контрольная работа «Информационное моделирование»

5

Алгоритмика

Тест «Алгоритмы и исполнители»





Содержание учебного курса

Данный курс составлена для реализации расширенного курса информатики и обеспечивает непрерывность изучения предмета в среднем звене. На изучение курса в 6 классе отводится 34 часа

Структура содержания курса информатики в 6 классе основной школы может быть определена следующими укрупненными тематическими блоками (разделами):

  • Информация вокруг нас.

  • Информационные технологии.

  • Информационное моделирование.

  • Алгоритмика.

1. Перечень разделов.


6 класс

Информация вокруг нас (2 часа)

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Компьютер (2 часа)

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Информационные технологии.

Объекты и системы (8 часов)

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система

Создание мультимедийных объектов (2 часа)

Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.

Информационные модели (10 часов)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Алгоритмика (10 часов)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.

6 класс


Название раздела

Количество часов

1

Информация вокруг нас

2

2

Компьютер

2

3

Информационные технологии.


10

4

Информационные модели

10

5

Алгоритмика

10


Итого

34

Формы организации учебной деятельности:

Приоритетные формы и методы работы:

Формы:

урок - открытия новых знаний;

урок – рефлексия;

урок - обучающего контроля;

урок – практикум (практическая работа);

урок – систематизации знаний

Методы:

рефлексивной самоорганизации; деятельностный; словесный; наглядный, продуктивный; индуктивный; частично – поисковый; практический; беседа; интегративный; метод создания проблемных ситуаций.

Приоритетные виды и формы контроля: практические работы; тесты; проверочные работы; комплексная работа по итогам года.

Основные виды учебной деятельности:

-работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;

- проведение фенологических наблюдений;

- выполнение практических работ и мини-исследований;

- моделирование объектов и процессов

Тематическое планирование

6 класс (34 ч)

урока

Разделы, темы уроков

Количество часов

ТБ и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

1

Компьютерные объекты

1

Файлы и папки. Размер файла.

1

Отношения объектов и их множеств

1

Повторяем возможности графического редактора

1

Разновидности объектов и их классификация

1

Повторяем возможности текстового процессора

1

Системы объектов.

Тест по теме «Объекты и системы»

1

Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора

1

Персональный компьютер как система

1

Как мы познаем окружающий мир

1

Создаем компьютерные документы

1

Понятие как форма мышления

1

Конструирование и исследование графических объектов.

Тест по теме «Человек и информация»

1

Информационное моделирование

1

Создание графической модели

1

Знаковые информационные модели. Создание словесной модели

1

Математические модели.

Многоуровневые списки.

1

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Тест по теме «Информационное моделирование»

1

Создание табличной модели

1

Решение логических задач с помощью не­скольких таблиц. Вычислительные таблицы.

1

Графики и диаграммы

1

Создание информационной модели

1

Схемы

1

Создание информационной модели

Контрольная работа по теме «Информационное моделирование»

1

Что такое алгоритм

1

Исполнители вокруг нас

1

Формы записи алгоритмов

1

Типы алгоритмов. Создаем линейную презентацию

1

Типы алгоритмов. Создаем презентацию с гиперссылками

1

Типы алгоритмов. Создаем циклическую презентацию

1

Управление исполнителем Чертёжник

1

Использование вспомогательных алгоритмов.

Тест по теме «Алгоритмы и исполнители»

1

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!