Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 30 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
овладение основными нормами литературного языка;
создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
обучение анализу текста, его интерпретации;
совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении задания 27 экзаменационной работы;
развитие речевой культуры.
Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Результаты освоения элективного курса
В процессе прохождения программы должны быть достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты:
осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу — создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.
сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
Метапредметные результаты:
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты:
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
Содержание элективного курса
Введение (1 ч.) Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (11 ч)
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Морфологические нормы (образование форм слова)
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Орфографические нормы. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Пунктуационные нормы (7 ч)
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Пунктуационный анализ
Текст как речевое произведение. (6 ч)
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Речь. Языковые средства выразительности
Лексическое значение слова (3 ч)
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Сочинение (2 ч)
Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | К-во час | Тема занятия |
| | | |
| | | 1. Введение (1 ч) |
1 | | 1 | Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения |
| | | Языковые нормы (11 ч) |
2 | | 1 | Орфоэпические нормы (постановка ударения) |
3 | | 1 | Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) |
4 | | 1 | Морфологические нормы (образование форм слова) |
5 | | 1 | Синтаксические нормы. |
6 | | 1 | Нормы согласования. Нормы управления |
7 | | 1 | Орфографические нормы. Правописание корней. |
8 | | 1 | Правописание приставок. |
9 | | 1 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). |
10 | | 1 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. |
11 | | 1 | Правописание НЕ и НИ. |
12 | | 1 | Слитное, дефисное, раздельное написание слов. |
| | | Пунктуационные нормы (7 ч) |
13 | | 1 | Пунктуация в сложносочинённом предложении |
14 | | 1 | Пунктуация в простом предложении с однородными членами |
15 | | 1 | Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). |
16 | | 1 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) |
17 | | 1 | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения |
18 | | 1 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении |
19 | | 1 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи |
| | | Текст как речевое произведение. (6 ч) |
20 | | 1 | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров |
21 | | 1 | Средства связи предложений в тексте. |
22 | | 1 | Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. |
23 | | 1 | Смысловая и композиционная целостность текста |
24 | | 1 | Функционально-смысловые типы речи |
25 | | 1 | Речь. Языковые средства выразительности |
| | | Лексическое значение слова (3 ч) |
26 | | 1 | Лексическое значение слова. |
27 | | 1 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. |
28 | | 1 | Фразеологические обороты. |
| | | Сочинение (2 ч) |
29 | | 1 | Сочинение. Информационная обработка текста. |
30 | | 1 | Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации |
6