СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии в 10 классе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии в 10 классе»



Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № от «30»08. 2022 г.




















с. Сидоровка

2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

• Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004)

• Положения о рабочей программе,

• Учебного плана МБОУ «Сидоровская СОШ»

• Авторской программы Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.( Химия. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / М. Н. Афанасьева. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2021).

Авторской программе соответствует учебник: Рудзитис Г. Е. Химия: 10 кл.: учеб. Для общеобразоват. организаций / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение,2021


Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 68 часов (2ч в неделю).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА:

 освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

 овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

 развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

 воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

 применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:

 умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

 умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

 оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;

 выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований;

 использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: - формирование знаний основ органической химии - важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера; - развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни; - развитие интереса к органической химии как возможной области будущей практической деятельности; - развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности; - формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс

Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей

Органические вещества. Органическая химия. Становление органической химии как науки. Теория химического строения веществ. Углеродный скелет. Изомерия. Изомеры.

Состояние электронов в атоме. Энергетические уровни и подуровни. Электронные орбитали, s- электроны и р – электроны. Спин электрона. Спаренные электроны. Электронная конфигурация. Графические электронные формулы. Электронная природа химических связей, пи связь и сигма связь. Метод валентных связей.

Классификация органических соединений. Функциональная группа.

Углеводороды

Предельные углеводороды (алканы). Возбужденное состояние атома углерода. Гибридизация атомных орбиталей. Электронное и пространственное строение алканов.

Гомологи. Гомологическая разность. Гомологический ряд. Международная номенклатура органических веществ. Изомерия углеродного скелета.

Метан. Получение, физические и химические свойства метана. Реакции замещения (галогенирование), дегидрирования и изомеризации алканов. Цепные реакции. Свободные радикалы. Галогенопроизводные алканов.

Кратные связи. Непредельные углеводороды. Алкены. Строение молекулыгомология, номенклатура и изомерия. Sр2 – гибридизация. Этен (этилен). Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Пространственная изомерия (стереоизомерия).

Получение и химические свойства алкенов. Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратация), окисление и полимеризации алкенов. Правило Марковникова. Высокомолекулярные соединения. Качественные реакции на двойную связь.

Алкадиены (диеновые углеводороды). Изомерия и номенклатура. Дивинил (бутадиена-1,3). Изопрен (2-метилбутадиен-1,3). Сопряжённые двойные связи. Получение и химические свойства алкадиенов. Реакции присоединения (галогенирования) и полимеризации алкадиенов.

Алкины. Ацетилен (этин) и его гомологи. Изомерия и номенклатура. Межклассовая изомерия. sp-Гибридизация. Химические свойства алкинов. Реакции присоединения, окисления и полимеризации алкинов.

Арены (ароматические углеводороды). Изомерия и номенклатура. Бензол. Бензольное кольцо. Толуол. Изомерия заместителей.

Химические свойства бензола и его гомологов. Реакции замещения (галогенирование, нитрование), окисление и присоединения аренов. Пестициды. Генетическая связь аренов с другими углеводородами.

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Попутные нефтяные газы. Каменный уголь.

Переработка нефти. Перегонка нефти. Ректификационная колонна. Бензин. Лигроин. Керосин. Крекинг нефтепродуктов. Термический и каталитический крекинги. Пиролиз.



Кислородсодержащие органические соединения. Кислородсодержащие органические соединения. Одноатомные предельные спирты. Функциональная группа спиртов. Изомерия и номенклатура спиртов. Метанол (метиловый спирт). Этанол (этиловый спирт). Первичный, вторичный и третичный атом углерода. Водородная связь.

Получение и химические свойства спиртов. Спиртовое брожение. Ферменты. Водородные связи. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Химические свойства предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Фенолы. Ароматические спиртыХимические свойства фенола. Качественная реакция на фенол.

Карбонильные соединения. Карбонильная группа. Альдегидная группа. Альдегиды. Кетоны. Изомерия и номенклатура.

Получение и химические свойства альдегидов. Реакции окисления и присоединения альдегидов. Качественные реакции на альдегиды.

Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа (карбоксогруппа). Изомерия и номенклатура карбоновых кислотОдноосновные предельные карбоновые кислоты. Получение одноосновных предельных карбоновых кислот. Химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот. Муравьиная кислота. Уксусная кислота. Ацетаты.

Сложные эфиры и жиры. НоменклатураПолучение, химические свойства сложных эфиров. Реакция этерификации. Щелочной гидролиз сложного эфира (омыление).

Жиры. Твердые жиры, жидкие жиры. Синтетические моющие средства.

Углеводы. Моносахариды. Глюкоза. Фруктоза. Олигосахариды. Дисахариды. Сахароза.

Полисахариды. Крахмал. Гликоген. Реакция поликонденсации. Качественная реакция на крахмал. Целлюлоза. Ацетилцеллюлоза. Классификация волокон.

Азотсодержащие органические соединения.

Азотсодержащие органические соединенияАмины. Аминогруппа. Анилин. Получение и химические свойства анилина. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Биполярный ион. Пептидная (амидная) группа. Пептидная (амидная) связь. Химические свойства аминокислот. Пептиды. Полипептиды. Глицин.

Белки. Структура белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная). Химические свойства белков. Денатурация и гидролиз белков. Цветные реакции на белки.

Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиридин. Пиррол. Пиримидин. Пурин. Азотистые основания.

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания.

Химия и здоровье человека. Фармакологическая химия.

Химия полимеров

Полимеры. Степень полимеризации. Мономер. Структурное звено. Термопластичные полимеры. Стереорегулярные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Политетрафторэтилен. Термореактивные полимеры. Фенолоформальдегидные смолы. Пластмассы. Фенопласты. Аминопласты. Пенопласты. Природный каучук. Резина. Эбонит. Синтетические каучуки. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Планируемые результаты.

Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учебного предмета «Химия».

Предметные результаты (базовый уровень):

  1. сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  2. владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

  3. владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность методы познания при решении практических задач;

  4. сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

  5. владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

  6. сформированность умения классифицировать органические вещества и реакции по разным признакам;

  7. сформированность умения описывать и различать изученные классы органических веществ;

  8. сформированность умения делать выводы, умозаключения из наблюдений, химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии с изученными;

  9. сформированность умения структурировать изученный материал и химическую информацию, получаемую из разных источников;

  10. сформированность собственной позиции по отношенмю к химической информации, получаемой из разных источников;

  11. сформированность умения анализировать и оценивать последствия производственной и бытовой деятельности, связанной с переработкой органических веществ;

  12. овладение основами научного мышления, технологией исследовательской и проектной деятельности

  13. сформированность умения проводить эксперименты разной дидактической направленности;

  14. сформированность умения оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметные результаты:

  1. сформированность умения ставить цели и новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  2. овладение приемами самостоятельного планирования путей достижения цели, умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. сформированность умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  4. сформированность умения осуществлять контроль в процессе достижения результата, корректировать свой действия;

  5. сформированность умения оценивать правильность выполнения учебных задач и соответствующие возможности их решения;

  6. сформированность умения анализировать, классифицировать, обобщать, выбирать основания и критерии для установления причинно-следственных связей;

  7. сформированность умения приобретать и применять новые знания;

  8. сформированность умения создавать простейшие модели, использовать схемы, таблицы, символы для решения учебных и познавательных задач;

  9. овладение на высоком уровне смысловым чтением научных текстов.

  10. сформированность умения эффективно организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально с учетом общих интересов;

  11. сформированность умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации;

  12. высокий уровень компетентности в области использования ИКТ;

  13. сформированность экологического мышления;

  14. сформированность умения применять в познавательной, коммуникативной и социальной практике знания, полученные при изучении предмета.

Личностные результаты:

  1. сформированность положительного отношения к химии, что обуславливает мотивацию к учебной деятельности в выбранной сфере;

  2. сформированность умения решать проблемы поискового и творческого характера;

  3. сформированность умения проводить самоанализ и осуществлять самоконтроль и самооценку на основе критериев успешности;

  4. сформированность готовности следовать нормам природо и здоровьесберегающего поведения;

  5. сформированность прочных навыков, направленных на саморазвитие через самообразование;

  6. сформированность навыков проявления познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.


Формы контроля:

тестирование; опрос, контрольные и проверочные работы, защита проектов и рефератов, презентации


Основными формами организации учебных занятий являются:

- познавательные уроки; викторины; химический эксперимент; урок-экскурсия на производство, в аптеку; комбинированные уроки , лабораторные и практические работы

Оценивание ведется согласно положению об оценке МБОУ «Сидоровская СОШ».


Тематическое планирование.

№n|n

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Формы контроля

1

ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. ПРИРОДА ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

7

Устный опрос

2


УГЛЕВОДОРОДЫ

18

Устный , письменный опрос, карточки, тестирование, лабораторные и практические работы, экспериментальные опыты, самостоятельные и проверочные работы, презентации, зачетные занятия, самоконтроль и взаимоконтроль.

Тестирование, воспроизведение материала, самостоятельные и проверочные работы.

Лабораторные работы, сообщения, презентации, урок- конференция.


3


КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ



24

4


АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

8

5


ХИМИЯ ПОЛИМЕРОВ

9

6

Резерв

2


Итого :

68



Календарно – тематическое планирование

№ n|n

№урока

в теме

Дата

Тема урока

Примечание

Раздел 1. ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. ПРИРОДА ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ(7ч)


1

1


Предмет органической химии.


2

2


Теория химического строения органических веществ.


3

3


Практическая работа 1 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах».


4

4


Состояние электронов в атоме.


5

5


Электронная природа химических связей в органических соединениях.


6

6


Классификация органических соединений.


7

7


Обобщающий урок по теме «Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей»


Раздел 2. УГЛЕВОДОРОДЫ(18ч)

2.1. Предельные углеводороды — алканы (5 ч)

8

1


Электронное и пространственное строение алканов


9

2


Гомологи и изомеры алканов.


10

3


Метан — простейший представитель алканов. Циклоалканы.


11

4


Решение расчётных задач на вывод формулы органического вещества по массовой доле химического элемента.


12

5


Решение расчётных задач на вывод формулы органического вещества по продуктам сгорания.


2.2. Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены и алкины) (7 ч)


13

6


Непредельные углеводороды. Алкены: строение молекул, гомология и изомерия.


14

7


Получение, свойства и применение алканов.


15

8


Практическая работа 2 «Получение этилена и опыты с ним»


16

9


Алкадиены.


17

10


Ацетилен и его гомологи.


18

11


Решение расчётных задач по теме.


19

12


Обобщающий урок по теме «Непредельные углеводороды: алкены, алкадиены и алкины»


2.3. Арены (ароматические углеводороды) (2 ч)


20

13


Бензол и его гомологи


21

14


Свойства бензола и его гомологов.



2.4. Природные источники и переработка углеводородов (4 ч)

22

15


Природные источники углеводородов


23

16


Переработка нефти


24

17


Обобщающий урок по теме «Углеводороды».


25

18


Контрольная работа 1 по темам «Теория химического строения органических соединений», «Углеводороды».


Раздел 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

(24ч)

3.1. Спирты и фенолы (6 ч)

26

1


Одноатомные предельные спирты.


27

2


Получение, химические свойства и применение одноатомных предельных спиртов.


28

3


Многоатомные спирты.


29

4


Фенолы и ароматические спирты.


30

5


Решение расчётных задач по теме.


31

6


Обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы».


3.2. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты (8 ч)

32

7


Карбонильные соединения — альдегиды и кетоны.


33

8


Свойства и применение альдегидов.


34

9


Карбоновые кислоты


35

10


Химические свойства и применение одноосновных предельных карбоновых кислот.


36

11


Практическая работа 3 «Получение и свойства карбоновых кислот».


37

12


Практическая работа 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ»


38

13


Решение расчётных задач по теме.


39

14


Обобщающий урок по теме «Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты»


3.3. Сложные эфиры. Жиры (4 ч)

40

15


Сложные эфиры.


41

16


Жиры. Моющие средства.


42

17


Обобщающий урок по теме «Кислородсодержащие органические соединения»


43

18


Контрольная работа 2 по теме «Кислородсодержащие органические соединения»


3.4. Углеводы (6 ч)

44

19


Углеводы. Глюкоза.


45

20


Олигосахариды. Сахароза


46

21


Полисахариды. Крахмал


47

22


Целлюлоза.


48

23


Практическая работа 5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ».


49

24


Обобщающий урок по теме «Углеводы»


4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (8 ч)

50

1


Амины.


51

2


Аминокислоты


52

3


Белки.


53

4


Азотсодержащие гетероциклические соединения.


54

5


Нуклеиновые кислоты.


55

6


Химия и здоровье человека


56

7


Обобщающий урок по теме «Азотсодержащие органические соединения»


57

8


Контрольная работа 3 по темам «Углеводы», «Азотсодержащие органические соединения».


5. ХИМИЯ ПОЛИМЕРОВ (9 ч)

58

1


Синтетические полимеры.


59

2


Конденсационные полимеры. Пенопласты


60

3


Натуральный каучук


61

4


Синтетические каучуки


62

5


Синтетические волокна


63

6


Практическая работа 6 «Распознавание пластмасс и волокон».


64

7


Органическая химия, человек и природа


65

8


Обобщающий урок по теме «Химия полимеров»


66

9


Итоговый урок по курсу химии 10 класса.


Резервное время — 2 ч







Литература:

М.Н. Афанасьева Химия. Рабочая программа. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 10 – 11 класс. М.: Просвещение, 2018.

Учебник:

Химия. Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательный учреждений: базовый уровень / Г. Е.Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2021





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!