СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа основана на авторской программе О.С. Габриеляна и расчитана на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №18970;

  2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15;

  3. Основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения (далее ООП ООО) утверждена протоколом педагогического совета № 4 от 27.05.2014;

  4. Учебного плана школы утвержденного приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-2;

  5. Календарного учебного графика работы школы утвержденного приказом директора от 31.08.2018 № 01/115-1;

  6. Примерной программой по учебному предмету химия 7-9 классы.- М.; Дрофа, 2017.

При составлении рабочей программы использованы методические материалы и рекомендации авторской программы: Химия. 7—9 классы: рабочая программа к линии УМК О. С. Габриеляна: учебно-методическое пособие / О. С. Габриелян. — М.: Дрофа, 2017.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс О.С. Габриеляна по химии, утвержденный приказом директора ОУ.

Состав УМК:

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник / О.С. Габриелян. 7-е изд., испр. М.: Дрофа, 2018.

Цели и задачи обучения химии в 9 классе соответствуют планируемым результатам.

Курс «Химия 9 класс» отражает основные идеи и содержит предметные результаты образовательного стандарта по «химии». В основу построения курса «Химии 9 класс» легли системно-деятельностный подход.

Овладение обучающимися системой химических знаний, умений и навыков необходимо в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами. Это помогает успешному изучению смежных дисциплин и способствует продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. Немаловажную роль система химических знаний играет в современном обществе, так как химия и химические технологии (в том числе био- и нанотехнологии) превращаются в революционную производительную силу. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования главными целями школьного химического образования являются:

  • формирование у обучающихся системы химических знаний как компонента естественнонаучных знаний;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальных и нравственных качеств, формирование гуманистического отношения к окружающему миру и экологически целесообразного поведения в нем;

  • понимание обучающимися химии как производительной силы общества и как возможной области будущей профессиональной деятельности;

  • развитие мышления обучающихся посредством таких познавательных учебных действий, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, определять понятия, ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать;

  • понимание взаимосвязи теории и практики, умение проводить химический эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения. Для достижения этих целей в курсе химии на ступени основного общего образования решаются следующие задачи:

формируются знания основ химической науки — основных фактов, понятий, химических законов и теорий, выраженных посредством химического языка;

развиваются умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лабораторных условиях, в быту и на производстве;

приобретаются специальные умения и навыки по безопасному обращению с химическими веществами, материалами и процессами;

формируется гуманистическое отношение к химии как производительной силе общества, с помощью которой решаются глобальные проблемы человечества;

осуществляется интеграция химической картины мира в единую научную картину.


В структуре рабочей программы включена система учета и контроля планируемых результатов. Основными формами контроля являются:

  1. стартовая диагностическая работа на начало учебного года;

  2. тематические проверочные (контрольные работы);

  3. проекты;

  4. лабораторные и практические работы;

  5. самоанализ и самооценка.

Общая характеристика предмета «химия» отражена в ООП ООО образовательного учреждения.

Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану на изучение предмета в основной школе выделяется в 9 классе – 68 (по 2 часа в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «химия» на ступени обучения отражены в ООП ООО образовательного учреждения.

Содержание учебного предмета в 9 классе отражено в календарно-тематическом планировании. Особенностью 9 класса является то, что в нем обучаются дети с ОВЗ (по данным психолого – педагогической экспертизы), для которых характерно неустойчивое внимание, низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций, отличаются эмоциональной нестабильностью.

Данная программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Внедрение инновационных образовательных технологий и методов (ИКТ, дидактические игры и др.) помогут улучшить условия обучения детей.

Темы, вопросы, которые являются наиболее сложными для усвоения детьми с ОВЗ, могут изучаться в ознакомительном порядке (согласно ФГОС ООО).


2. Тематическое планирование

Тема (раздел)

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Количество часов

Повторение основных вопросов курса 8 класса.


4

Тема 1. Металлы


18

Тема 2. Неметаллы


27

Обобщение знаний по химии за курс основной школы


7

Тема 3.

Органические соединения


12




Календарно-тематическое планирование

Название темы урока, что пройдено на уроке

Основные понятия


Лабораторные, практические работы и экскурсии


Формы контроля

ИКТ

Дата

Повторение основных вопросов курса 8 класса (4 часа)

1.

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.

Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодиче­ская система химических эле­ментов Д.И. Менделеева – гра­фическое ото­бражение Перио­дического закона. Физический смысл номера эле­мента, но­мера периода и номера группы. Закономерности из­менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе­риодической системы химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева





2.

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.

Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодиче­ская система химических эле­ментов Д.И. Менделеева – гра­фическое ото­бражение Перио­дического закона. Физический смысл номера эле­мента, но­мера периода и номера группы. Закономерности из­менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе­риодической системы химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева





3.

Характеристика элемента по его положению в пе­риодической системе хи­миче­ских элементов Д.И. Менделеева.

Состав атома. Строение элек­тронных оболочек атома первых 20 элементов периоди­ческой системы Д.И. Менде­леева. Характер простого ве­щества; сравнение свойств про­стого вещества со свойст­вами про­стых веществ, обра­зованных сосед­ними по пе­риоду элементами; ана­ло­гично для соседей по под­группе. Со­став и характер высшего ок­сида, гидроксида, летучего во­дородного соеди­нения (для неметаллов). Гене­тические ряды металла и не­металла.





4.

Характеристика элемента по его положению в пе­риодической системе хи­миче­ских элементов Д.И.Менделеева.

Состав атома. Строение элек­тронных оболочек атома первых 20 элементов периоди­ческой системы Д.И. Менде­леева. Характер простого ве­щества; сравнение свойств про­стого вещества со свойст­вами про­стых веществ, обра­зованных сосед­ними по пе­риоду элементами; ана­ло­гично для соседей по под­группе. Со­став и характер высшего ок­сида, гидроксида, летучего во­дородного соеди­нения (для неметаллов). Гене­тические ряды металла и не­металла.





Тема 1. Металлы (18 часов)

5.

Положение ме­таллов в перио­дической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физи­ческие свойства.

Положение металлов в перио­дической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кри­сталлическая решётка и ме­таллическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой циви­лизации.

Л. Образцы различных ме­таллов.




6.

Положение ме­таллов в перио­дической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физи­ческие свойства.

Положение металлов в перио­дической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кри­сталлическая решётка и ме­таллическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой циви­лизации.





7.

Химические свойства метал­лов. Электрохи­мический ряд напряжений ме­таллов.

Химические свойства метал­лов как восстановителей. Электрохимический ряд на­пряжений металлов и его ис­пользование для характери­стики химических свойств конкретных металлов.

Л. Взаимодействие метал­лов с растворами кислот и солей.




8.

Химические свойства метал­лов. Электрохи­мический ряд напряжений ме­таллов.

Химические свойства метал­лов как восстановителей. Электрохимический ряд на­пряжений металлов и его ис­пользование для характери­стики химических свойств конкретных металлов.





9.

Металлы в при­роде. Способы получения ме­таллов. Сплавы.

Нахождение металлов в при­роде. Способы получения ме­таллов: пиро-, гидро- и элек­трометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение.





10.

Щелочные ме­таллы и их со­единения.

Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физи­ческие и химические свойства. Важнейшие соединения ще­лочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свой­ства и применение в народном хозяйстве.

Л. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний натрия.




11.

Щелочные ме­таллы и их со­единения.

Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физи­ческие и химические свойства. Важнейшие соединения ще­лочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свой­ства и применение в народном хозяйстве.





12.

Щелочнозе­мельные ме­таллы и их со­единения.

Строение атомов щелочнозе­мельных металлов. Щелочно­земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.





13.

Щелочнозе­мельные ме­таллы и их со­единения.

Строение атомов щелочнозе­мельных металлов. Щелочно­земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.





14.

Соединения кальция.

Получение и применение ок­сида кальция (негашёной из­вести). Получение и примене­ние гидроксида кальция (га­шеной извести). Разновидно­сти гидроксида кальция (из­вестковая вода, известковое молоко, пушонка).Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел,мрамор, известняк).

Л. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний кальция.




15.

Алюминий и его соединения.

Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области примене­ния алюминия. Природные со­единения алюминия. Соедине­ния алюминия - оксид и гидро­ксид, их амфотерный харак­тер.





16.

Алюминий и его соединения.

Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области примене­ния алюминия. Природные со­единения алюминия. Соедине­ния алюминия - оксид и гидро­ксид, их амфотерный харак­тер.

Л. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний алюминия.




17.

Железо и его со­единения.

Строение атома железа. Сте­пени окисления железа. Физи­ческие и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.

Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.

Л. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний железа.




18.

Железо и его со­единения.

Строение атома железа. Сте­пени окисления железа. Физи­ческие и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.

Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.





19.

Практическая работа №1. Получение и свойства соединений металлов.

Характеризовать химические свойства металлов и их соединений;

Составлять уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами.





20.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

Решение задач и упражнений.





21.

Контрольная ра­бота № 1 по теме 1.






22.

Анализ кон­трольной ра­боты.






Тема 2. Неметаллы (27 часов)

23.

Общая характе­ристика неме­таллов.

Положение неметаллов в пе­риодической системе химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева. Особенности строения атомов неметаллов. Электро­отрицательность, ряд электро­отрицательности. Кри­сталли­ческое строение неме­таллов – простых веществ. Ал­лотропия. Физические свой­ства неметал­лов. Состав воз­духа.





24.

Водород, его физические и химические свойства.

Двойственное положение во­дорода в периодической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водо­рода, его получение, примене­ние. Распознавание водорода.





25.

Общая характе­ристика галоге­нов.

Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строе­ние молекул галогенов. Физи­ческие и химические свойства галогенов. Применение гало­генов и их соединений в на­родном хозяйстве.





26.

Соединения га­логенов.

Галогеноводороды и их свой­ства. Галогениды и их свой­ства. Применение соединений галогенов в народном хозяй­стве. Качественная реакция на хлорид-ион.

Л. Качественная реакция на хлорид-ион.




27.

Кислород, его физические и химические свойства.

Кислород в природе. Физиче­ские и химические свойства кислорода. Горение и медлен­ное окисление. Получение и применение кислорода. Распо­знавание кислорода.





28.

Сера, её физиче­ские и химиче­ские свойства.

Строение атома серы и сте­пени окисления серы. Алло­тропия серы. Химические свойства серы. Сера в при­роде. Биологическое значение серы, её применение (демер­куризация).





29.

Оксиды серы.

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и приме­нение. Сернистая кислота и её соли.





30.

Серная кислота и её соли.

Свойства серной кислоты в свете теории электролитиче­ской диссоциации и окисли­тельно-восстановительных ре­акций. Сравнение свойств концентрированной и разбав­ленной серной кислоты. При­менение серной кислоты. Соли серной кислоты и их примене­ние в народном хозяйстве. Ка­чественная реакция на суль­фат-ион.

Л. Качественная реакция на сульфат-ион.




31.

Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».






32.

Азот, его физи­ческие и хими­ческие свойства.

Строение атома и молекулы азота. Физические и химиче­ские свойства азота в свете представлений об окисли­тельно-восстановительных ре­акциях. Получение и примене­ние азота. Азот в природе и его биологическое значение.





33.

Аммиак и его свойства.

Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собира­ние и распознавание аммиака.





34.

Соли аммония.

Состав, получение, физиче­ские и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хо­зяйстве.

Л. Распознавание солей аммония.




35.

Оксиды азота (II) и (IV).

Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение.





36.

Азотная кислота и её свойства.

Состав и химические свойства азотной кислоты как электро­лита. Особенности окисли­тельных свойств концентриро­ванной азотной кислоты. При­менение азотной кислоты.





37.

Соли азотной кислоты.

Нитраты и их свойства. Про­блема повышенного содержа­ния нитратов в сельскохозяй­ственной продукции.





38.

Фосфор, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

Строение атома фосфора. Ал­лотропия фосфора. Химиче­ские свойства фосфора. При­менение и биологическое зна­чение фосфора.





39.

Оксид фос­фора (V). Ортофосфорная ки­слота и её соли.

Оксид фосфора (V) - типич­ный кислотный оксид. Орто­фосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофос­фаты и дигидрофосфаты.





40.

Углерод, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

Строение атома углерода. Ал­лотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода.





41.

Оксиды угле­рода.

Оксид углерода (II) или угар­ный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: по­лучение, свойства, примене­ние.

Л. Получение углекислого газа и его распознавание.




42.

Угольная ки­слота и её соли.

Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход кар­бонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание кар­бонат-иона среди других ио­нов.





43.

Кремний и его соединения.

Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие си­ликатной промышленности.

Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.




44.

Кремний и его соединения.

Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие си­ликатной промышленности.

Л. Ознакомление с при­родными силикатами.





45.

Практическая работа № 3. Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группы азота и углерода».






46.

Практическая работа № 4. По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов.






47.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.





48.

Контрольная ра­бота № 2 по те-ме 2.






49.

Анализ кон­трольной ра­боты.






Тема 3. Органические соединения (12 часов)

50.

Предмет органической химии

Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических веществ. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. Структурные формулы.





51.

Предмет органической химии

Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических веществ. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. Структурные формулы.





52.

Предельные уг­леводороды (ме­тан, этан).

Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Л. Изготовление моделей молекул метана и этана.




53.

Предельные уг­леводороды (ме­тан, этан).

Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.





54.

Непредельные углеводороды (этилен).

Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бро­мом). Реакция полимеризации.





55.

Представления о полимерах на примере поли­этилена.

Реакция полимеризации эти­лена. Полиэтилен и его значе­ние.





56.

Природные ис­точники углево­дородов. Нефть и природный газ, их применение.

Природный газ, его состав и практическое использование. Нефть, продукты её перера­ботки и их практическое ис­пользование. Способы защиты окружающей среды от загряз­нения нефтью и продуктами её переработки.





57.

Спирты.

Спирты – представители ки­слородсодержащих органиче­ских соединений. Физические и химические свойства спир­тов. Физиологическое дейст­вие на организм метанола и этанола.

Л. Свойства глицерина.




58.

Карбоновые ки­слоты.

Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная ки­слота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая ки­слота – представитель жирных карбоновых кислоты.





59.

Биологически важные веще­ства: жиры, белки, углеводы.

Жиры в природе и их приме­нение. Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в срав­нении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов.

Л. Взаимодействие крах­мала с йодом.




60.

Биологически важные веще­ства: жиры, белки, углеводы.

Жиры в природе и их приме­нение. Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в срав­нении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов.

Л. Взаимодействие крах­мала с йодом.




61.

Лекарственные препараты; проблемы, свя­занные с их при­менением.

Понятие о лекарствах как хи­миотерапевтических препара­тах. Группы лекарств. Безо­пасные способы применения.





Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов)

62.

Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодиче­ская система химических эле­ментов Д.И.Менделеева – гра­фическое ото­бражение Перио­дического закона. Физический смысл номера эле­мента, но­мера периода и номера группы. Закономерности из­менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе­риодической системы химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева





63.

Строение ве­ществ.

Типы химических связей, типы кристаллических решё­ток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.





64.

Классификация химических ре­акций.

Классификация химических реакций по различным при­знакам (число и состав реаги­рующих и образующихся ве­ществ; тепловой эффект; ис­пользование катализатора; на­правление; изменение степе­ней окисления атомов).





65.

Классификация химических ре­акций.

Классификация химических реакций по различным при­знакам (число и состав реаги­рующих и образующихся ве­ществ; тепловой эффект; ис­пользование катализатора; на­правление; изменение степе­ней окисления атомов).





66.

Классификация веществ.

Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (ос­нования и кислоты), соли: со­став, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстанови­тельных реакциях.





67.

Классификация веществ.

Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (ос­нования и кислоты), соли: со­став, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстанови­тельных реакциях.





68.

Химическое за­грязнение окру­жающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного ис­пользования веществ и хими­ческих реакций в повседнев­ной жизни. Токсичные, горю­чие и взрывоопасные веще­ства. Бытовая химическая грамотность.











3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!