Аннотация к программе « Химия » 9 класс.
Нормативно- правовая база.
Рабочая программа учебного курса по химии для 8- 9 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, автор Н.Н. Гара. (Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Н.Н Гара. - 3-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, 2019. -48с. – ISBN987-5-09-065302-2). Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс»
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общегообразования(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательныхучреждениях» от 29.12.2010 №189;
Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,рекомендуемых к использованию при реализации имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования»
Учебного плана школы.
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений,
опубликованная издательством «Просвещение» в 2019 году (Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Н.Н Гара. - 3-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, 2019. -48с. – ISBN987-5-09-065302-2).
Цель, задачи изучаемого предмета.
Основные цели изучения химии направлены:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Общая характеристика и коррекционно – развивающее значение учебного предмета.
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения материалов.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций, свойствах, получении, применении металлов, неметаллов и их соединений, знакомство с важнейшими органическими веществами
В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Данная программа скорректирована с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и имеет коррекционно – развивающее значение, так как способствует: формированию навыков сравнения, обобщения, анализа, синтеза; развитию наблюдательности, внимания, абстрактного мышления, памяти, речи; обучению установления простейших причинно-следственных связей , расширению кругозора; формированию навыковприменения полученных знаний на практике.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на изучение предмета « Химия » в 9классе предусмотрено 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели в году).(согласно Примерной программы основного общего образования по химии).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Рабочая программа предусматривает формирование умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Особенности реализации программы.
№ | Разделы | Часы |
1 | Многообразие химических реакций | 17 |
2 | Многообразие веществ | 43 |
3 | Краткий обзор важнейших органических веществ | 6 |
Итого | 66 |
Требования к уровню подготовленности обучающихся по предмету к концу года.
После завершения обучения курса обучающийся будет способен:
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами; осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Классифицировать многообразие химических реакций
Изучит свойства металлов, неметаллов и их соединений
Выпускник получит возможность научиться:грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
1. Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб.дляобщеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:
Просвещение.
2. Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение
1. Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учеб.дляобщеобразоват. Учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.:
Просвещение.
2. Химия: 8 кл.: электронное приложение к учебнику.
3. Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
4. Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. 8-9 классы/ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
5. Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение.
6. Гара Н.Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
7. Боровских Т.А. Тесты по химии. Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Вода, растворы. Основные классы неорганичесих соединений: 8 кл.: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
1. http://ege.yandex.ru/chemistry/
2. http://chem.reshuege.ru/
3. http://himege.ru/
4. http://pouchu.ru/
5. http://enprophil.ucoz.ru/index/egeh_alkeny_alkadieny/0-358
6. http://ximozal.ucoz.ru/_ld/12/1241___4_.pdf
7. http://fictionbook.ru/author/georgiyi_isaakovich_lerner/biologiya_polniyyi_spravochnik_dlya_podg/read_online.html?pa
ge=3
8. http://www.zavuch.info/methodlib/134/
9. http://keramikos.ru/table.php?ap=table1000405 http://sikorskaya-olja.narod.ru/EGE.htm
10.www.olimpmgou.narod.ru.
11.http://mirhim.ucoz.ru/index/khimija_8_3/0-41
Контрольно – измерительные материалы и дидактический материал.
1. Зуева М.В. Гара Н.Н. контрольные и проверочные работы по химии, 8 – 9 кл. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1997. – 160 с.: ил.
2. Гольдфарб Я.Л. и др. Сборник задач и упражнений по химии: 8 – 10 кл./Я.Л. Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б. Додонов, - М.: Просвещение, 1982. – 191 с., ил.
3. Назарова Т.С., Лаврова В.Н. Карты-инструкции для практических занятий по химии: 8 – 11 кл. – М.: Гуманитарный издательский центр. ВЛАДОС, 2000. – 96 с.: ил.
4. Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе: книга для учителей. – М.: Просвещение,1993. – 96 с.: ил.
Рассмотрено: на заседании методического совета Протокол №1 от ___ августа 2020г. Руководитель методического совета _____________ Н.В.Осипова | Согласовано: зам. директора по УВР ________________Е.А. Щукина от_____августа 2020 г. | Утверждено: директор школы – интерната№2 ________________Т.В. Шутилова приказ №__________ от _____сентября 2020 г. |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №2»
Рабочая программа по предмету
« Химия »
(наименование учебного предмета, курса)
для обучающихся с ОВЗ 9 класса
(ступень образования, класс)
на 2020– 2021 учебный год
(срок реализации программы)
Адаптирована учителем: Демидовой Е.Г.
Содержание учебного курса .
1. Многообразие химических реакций
Классификация химических реакций: реакции соединения,разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса. Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчёты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.
Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, основанийи солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионногообмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Понятие о гидролизе солей.
2. Многообразие веществ
Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение
в природе. Физические и химические свойства галогенов.Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора.Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и её соли. Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.
Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы.
Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и её соли.
Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические свойства. Применение. Сернистая кислота и
её соли. Качественная реакция на сульфит-ионы. Оксид серы(VI).Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфатионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.
Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота вприроде. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака,получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и еёсвойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получениеазотной кислоты в лаборатории. Применение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химическиесвойства фосфора. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и еёсоли. Фосфорные удобрения.
Углерод и кремний. Положение в периодической системехимических элементов, строение их атомов. Углерод. Аллотропия
углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы. Круговорот углерода в природе.
Органические соединения углерода. Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли.Стекло. Цемент.
Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Металлическаясвязь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов(электрохимический ряд напряжений металлов). Химическиесвойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавыметаллов. Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе.Физические и химические свойства щелочных металлов. Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельныхметаллов в периодической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения.Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе,строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды,гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ .
3. Краткий обзор важнейших органических веществ. Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод — основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях. Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды.Метан, этан, пропан — простейшие представители предельных
углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и
химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения. Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана. Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этиленовыйряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция присоединения. Качественныереакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена. Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен.Свойства ацетилена. Применение ацетилена.Производные углеводородов. Краткий обзор органическихсоединений: одноатомные спирты (метанол, этанол), многоатомные спирты (этиленгликоль, глицерин), карбоновые кислоты(муравьиная, уксусная), сложные эфиры, жиры, углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза), аминокислоты, белки. Рольбелков в организме.
Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризацации.
Календарно - тематическое планирование .
№ урока в году | № урока в теме | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Дата урока |
| | 1. Многообразие химических реакций- 17 ч. | | |
1 | 1 | Повторение материала 8 класса | Изучают важнейшие химические понятия: строение атома, классификация веществ, свойства классов соединений Учатся описывать физические и химические свойства веществ | |
2 | 2 | Повторение материала 8 класса | Изучают важнейшие химические понятия: строение атома, классификация веществ, свойства классов соединений | |
3 | 3 | Классификация химических реакций. Окислительно – восстановительные реакции | Изучают подходы к классификации химических реакций. Учатся определять степени окисления химических элементов. | |
4 | 4 | Окислительно – восстановительные реакции | Изучают сущность метода электронного баланса при работе с уравнениями химических реакций | |
5 | 5 | Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции | Изучают важнейшие химические понятия: тепловой эффект химической реакции, классификация химических реакций по тепловому эффекту. Учатсярешать расчетные задачи по термохимическим уравнениям | |
6 | 6 | Скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. | Изучают важнейшие химические понятия: скорость химических реакций, катализ. | |
7 | 7 | Контрольная работа. | Учатся применять знания, полученные при изучении тем | |
8 | 8 | Практическая работа. Изучение влияния условий проведения химических реакций на ее скорость | Учатся обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, использовать приобретенные знания и умения в деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.. | |
9 | 9 | Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. | Обобщают знания о растворах, проводить наблюдения за прохождением химических реакций в растворах. | |
10 | 10 | Сущность процесса электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, основание и солей | Изучают важнейшие химические понятия: диссоциация, электролит, механизм процесса диссоциации. Учатся записывать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей | |
11 | 11 | Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. | Изучают важнейшие химические понятия: диссоциация, электролит, механизм процесса диссоциации. Учатся записывать уравнения диссоциации кислот, оснований и солей | |
12 | 12 | Реакции ионного обмена и условия их протекания | Учатся записывать уравнения химических реакций в ионной форме. Знать условия протекания химических реакций до конца | |
13 | 13 | Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений ТЭД и ОВР | Изучают химические свойства основных классов неорганических соединений. Учатся записывать уравнения химических реакций в ионной форме, применять метод электронного баланса при написании ОВР | |
14 | 14 | Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений ТЭД и ОВР | Изучают химические свойства основных классов неорганических соединений. Учатсязаписывать уравнения химических реакций в ионной форме. | |
15 | 15 | Гидролиз солей. Обобщение по темам « Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» | Изучают определение гидролиза солей. Учатся классифицировать химические реакции, записывать уравнения химических реакций в ионной форме, решать расчетные задачи. | |
16 | 16 | Практическая работа Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов» | Учатся обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, использовать приобретенные знания и умения в деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами. | |
17 | 17 | Контрольная работа « Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация» | Учатся применять знания, полученные при изучении тем | |
| | 2. Многообразие веществ- 43 ч. | | |
18 | 1 | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Свойства, получение и применение галогенов | Объясняют закономерности изменения свойств неметаллов в периодах и группах. Характеризуют галогены на основе их положения в периодической таблице и особенностях строения их атомов свойства галогенов | |
19 | 2 | Хлор. Свойства и применение хлора. | Изучают химические свойства галогенов на примере хлора. Описывают свойства веществ в ходе демонстрационных и лабораторных опытов. Правила поведения при ЧС | |
20 | 3 | Хлороводород: получение и свойства | Изучают химические свойства соединений галогенов на примере хлороводорода. | |
21 | 4 | Соляная кислота и ее соли | Изучают свойства классов неорганических соединений. Распознавать опытным путем растворы хлоридов, бромидов, | |
22 | 5 | Практическая работа Получение соляной кислоты и изучение ее свойств | Учатся обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, использовать приобретенные знания и умения в деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами. | |
23 | 6 | Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов , строение их атомов. Аллотропия серы | Объясняют закономерности изменения свойств кислорода и серы в группах. Характеризуют на основе их положения в периодической таблице и особенностях строения их атомов свойства кислорода и серы . | |
24 | 7 | Свойства и применение серы | Изучают : физические и химические свойства и применение серы. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационных и лабораторных опытов | |
25 | 8 | Сероводород. Сульфиды . | Изучают : особенности восстановительных свойств сероводорода, его области применения Учатся доказывать наличие сульфид – ионов опытным путем. | |
26 | 9 | Оксид серы (IV). Сернистая кислота и ее соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. | Учатся описывать свойства оксида серы (IV), сернистой кислоты и ее солей, оксид серы (VI) и серной кислоты и ее солей. | |
27 | 10 | Контрольная работа | Учатся применять знания, полученные при изучении тем | |
28 | 11 | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты | Изучают : особенности окислительных свойств концентрированной серной кислоты,области применения серной кислоты. Учатся доказывать наличие сульфат – ионов опытным путем | |
29 | 12 | Практическая работа Рушение экспериментальных задач по теме « Кислород и сера» | Учатся обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, использовать приобретенные знания и умения в деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами. | |
30 | 13 | Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов , строение их атомов. Азот: свойства и применение | Объясняют закономерности изменения свойств азота и фосфора в группе. Изучаютсвойства и область применения азота | |
31 | 14 | Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение | Изучают : физические и химические свойства аммиака, его получение и применение. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационных и лабораторных опытовПравила поведения при ЧС | |
32 | 15 | Практическая работа Получение аммиака и изучение его свойств | Учатся обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, использовать приобретенные знания и умения в деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами. | |
33 | 16 | Соли аммония | Изучают : особенности химических свойств солей аммония. Описывают свойства веществ в ходе демонстрационных и лабораторных опытов | |
34 | 17 | Азотная кислота. Строение молекулы. Свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты | Изучают : особенности валентности и степени окисления азота в азотной кислоте, окислительных свойств азотной кислоты,области ее применения. Описывают свойства веществ в ходе демонстрационных и лабораторных опытов | |
35 | 18 | Соли азотной кислоты. Азотные удобрения. | На основе знаний о свойствах классов соединений учатся записывать свойства солей азотной кислоты Описывают свойства веществ в ходе демонстрационных и лабораторных опытов. | |
36 | 19 | Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора | Объясняют закономерности изменения свойств фосфора. Характеризуют их на основе положения в периодической таблице и особенностях строения атома фосфора. | |
37 | 20 | Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и ее соли. Фосфорные удобрения. | На основе знаний о свойствах классов соединений учатся записывать свойства оксид фосфора (V), фосфорной кислоты и ее солей. Описывают свойства веществ в ходе демонстрационных и лабораторных опытов изучают область применения фосфорных удобрений | |
38 | 21 | Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов , строение их атомов. Аллотропия углерода | Объясняют закономерности изменения свойств углерода и кремния в группе. Изучаюталлотропные модификации углерода | |
39 | 22 | Химические свойства углерода. Адсорбция. | Изучают химические свойства углерода, область применения явления адсорбции. Описываютсвойства веществ в ходе демонстрационных и лабораторных опытов. | |
40 | 23 | Угарный газ : свойства, физиологическое действие | Изучают химические свойства гарного газа и его физиологическое действие, учатся находить объем газа по известному количеству вещества (и производить обратные вычисления. | |
41 | 24 | Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. | Изучают определение понятия «относительная плотность газов» Учатся вычислять относительную плотность газов. | |
42 | 25 | Практическая работа №6 Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | Учатся обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, использовать приобретенные знания и умения в деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами. | |
43 | 26 | Кремний и его соединения. Стекло. Цемент. | Изучают свойства кремния и его соединений, область применения. Описывают свойства веществ в ходе демонстрационных и лабораторных опытов | |
44 | 27 | Обобщение по теме « Неметаллы» | Учатся применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных упражнений и заданий | |
45 | 28 | Обобщение по теме « Неметаллы» | Учатся применять знания, умения и навыки при выполнении тренировочных упражнений и заданий | |
46 | 29 | Контрольная работа по теме « Неметаллы» | Учатся применять знания, полученные при изучении тем | |
47 | 30 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы металлов. | Изучают особенности строения атома металла, закономерности изменения свойств металлов и их соединений в ПСХЭ Д.И. Менделеева, особенности строения металлов как простых веществ, физические свойства металлов, сплавов. Объясняютзависимость физических свойств металлов отих строения | |
48 | 31 | Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. | Изучают : физические свойства металлов, нахождение металлов в природ ,общие способы их получения. Используют метод электронного баланса при уравнивании уравнения химических реакций | |
49 | 32 | Химические свойства металлов. Ряд активности ( электрохимический ряд напряжений) металлов | Изучают : химические свойства металлов, как восстановителей, взаимодействие металлов с кислородом, неметаллами, водой, особенности взаимодействия металлов с растворами кислот. | |
50 | 33 | Щелочные металлы: нахождение в природе, физические и химические свойства | Изучают : строение атомов щелочных металлов, физические и химические свойства щелочных металлов как простых веществ в плане сравнительной характеристики. Описывают свойства изучаемых веществ на основе наблюдения за их превращениями | |
51 | 34 | Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов | Сравнивают отношение изучаемых металлов. Оксидов и гидроксидов к воде. Изучаютсвойства классов соединений и уметь осуществлять превращения. | |
52 | 35 | Щелочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения | Изучают : строение атомов щелочноземельных металлов, физические и химические свойства щелочноземельных металлов как простых веществ в плане сравнительной характеристики. Описывают свойства изучаемых веществ на основе наблюдения за их превращениями. Сравнивать отношение изучаемых металлов. Оксидов и гидроксидов к воде. Изучают свойства классов соединений и уметь осуществлять превращения. | |
53 | 36 | Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия | Изучают : строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия как простого вещества в плане сравнительной характеристики. Описывают свойства изучаемых веществ на основе наблюдения за их превращениями. Сравнивают отношение изучаемых металлов. Оксидов и гидроксидов к воде. Изучают свойства классов соединений и уметь осуществлять превращения. Амфотерность | |
54 | 37 | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. | Описывают свойства изучаемых веществ на основе наблюдения за их превращениями. Сравнивают отношение изучаемых металлов. | |
55 | 38 | Железо . Нахождение в природе. Свойства железа. | Изучают : строение атома железа, физические и химические свойства железа как простого вещества в плане сравнительной характеристики. Описывают свойства изучаемых веществ на основе наблюдения за их превращениями. | |
56 | 39 | Соединения железа. | Описывают свойства изучаемых веществ на основе наблюдения за их превращениями. Сравнивают отношение изучаемых металлов. Оксидов и гидроксидов к воде. | |
57 | 40 | Практическая работа Рушение экспериментальных задач по теме « Металлы и их соединения» | Учатся обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, использовать приобретенные знания и умения в деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами. | |
58 | 41 | Подготовка к контрольной работе 3 по теме « Металлы» | Изучают особенности строения атома металла, закономерности изменения свойств металлов и их соединений в ПСХЭ Д.И. Менделеева, общие способы получения металлов.Учатся осуществлять цепочки химических превращений . | |
59 | 42 | Подготовка к контрольной работе3 по теме « Металлы» | Изучают особенности строения атома металла, закономерности изменения свойств металлов и их соединений в ПСХЭ Д.И. Менделеева, общие способы получения металлов. Уметь осуществлять цепочки химических превращений на основе химических свойств металлов и их соединений. Решают расчетные задачи по уравнениям химических реакций опытным путем определять качественный состав веществ | |
60 | 43 | Контрольная работа по теме « Металлы» | Учатся применять знания, полученные при изучении тем | |
| | 3. Краткий обзор важнейших органических соединений- 6 ч. | | |
61 | 1 | Органическая химия. Углеводороды. Предельные ( насыщенные) углеводороды. | Знакомятся с понятием об особенностях органических веществах, их классификации., особенностях строения на примере алканов | |
62 | 2 | Непредельные (ненасыщенные ) углеводороды. | Знакомятся с понятием об особенностях непредельных углеводородов, двойная связь. | |
63 | 3 | Производные углеводородов. Спирты. | Знакомятся с понятием о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола .трехатомный спирт – глицерин. Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде | |
64 | 4 | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. | Знакомятся с понятием об одноосновных предельных карбоновых кислотах на примере уксус ной кислоты. Ее свойства и применение Учатся пользоваться дополнительными источниками для подготовки кратких ответов. | |
65 | 5 | Углеводы | Знакомятся с понятием об углеводах:глюкоза, ее свойства и значение.Полисахара, их биологическая роль.Учатся пользоваться дополнительными источниками для подготовки кратких ответов. | |
66 | 6 | Аминокислоты. Белки Полимеры. | Изучают амфотерность аминокислот: их взаимодействие с кислотами и щелочами. Биологическое значение аминокислот. | |
Критерии оценивания.
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценивании учитываются следующие качественные
показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объёму программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, обучающийся неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, сформулировал закон, правило и пр., или обучающийся не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно – следственных связей, сравнения и классификации явлений т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из виду какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакции в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка устного ответа.
«5»:
-ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
-материал изложен в определённой логической последовательности, литературным языком;
-ответ самостоятельный.
«4»:
-ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
-материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
«3»:
-ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
«2»:
-при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя;
-отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений.
Оценка ставится на основании наблюдений за работой обучающегося и письменного ответа за работу.
«5»:
-работа выполнена полностью, правильно;
-сделаны правильные наблюдения и выводы;
-эксперимент осуществлён по плану с учётом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
-проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
«4»:
-работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, при этом эксперимент проведён неполностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
«3»:
-работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
«2»:
-допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
-работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи.
«5»:
-план решения составлен правильно;
-правильно осуществлён подбор химических реактивов и оборудования;
-дано полное объяснение и сделаны выводы.
«4»:
-план решения составлен правильно;
-правильно осуществлён подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
«3»:
-план решения составлен правильно;
-правильно осуществлён подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
«2»:
-допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах;
-задача не решена.
Оценка умений решать расчётные задачи.
«5»:
-в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
«4»:
-в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
«3»:
-в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчётах.
«2»:
-имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;
-отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ.
«5»:
-ответ полный и правильный на основе изученных теорий, при этом возможна несущественная ошибка.
«4»:
-ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
«3»:
-работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
«2»:
-работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;
-работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год