СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 8 класс на 2022-2023 у.г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верх – Усуглинская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено на Согласовано с Утверждено директором

Заседании МО методическим школы

учителей советом Приказ №____________

естественно - «__»_____2022г. От «__»______2022г.

исторического Протокол №__ ____________________

цикла Руководитель ФИО

«__»_____2022г. методсовета: (печать школы)

Протокол №___ __________

Руководитель МО:







Рабочая программа по химии

8 класс

















Составила: Пляскина Т.В.




2022 - 2023 уч. год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 ФЗ;

-ФГОС ООО, зарегистрированном Минюстом России 01.02.11 №19644, утвержденном 17.12.10 №1897;

-Примерной ООП ООО, одобренной 08.04.15 №1/15 с учетом ООП ООО МБОУ ВУСОШ, с учетом авторской программы по химии О.С.Габриеляна.

-Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12  января 2021 г.


Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.

Основными целями курса являются:

1. направления личностного развития:

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

2. метапредметного направления:

- развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3.в предметном направлении:

-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

-приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.

Задачи:

-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

-осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды.


Место учебного предмета.

Базисный учебный (образовательный) план на изучение в 8 классе основной школе отводит 2 часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 68 часов. Предусмотрено 4 контрольных работы, 8 практических работ, на резерв-0 ч, на проектную деятельность- 2 ч, на изучение нового материала -39 ч ,повторение -5ч.

Содержание курса

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование1. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

ВЕЩЕСТВО

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.


Планируемые результаты:

Личностные:

-Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные:

-формирование умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

-развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

-Предметные:

-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

-осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

-приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;


Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;

  • различать химические и физические явления;

  • называть химические элементы;

  • определять состав веществ по их формулам;

  • определять валентность атома элемента в соединениях;

  • определять тип химических реакций;

  • называть признаки и условия протекания химических реакций;

  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  • составлять формулы бинарных соединений;

  • составлять уравнения химических реакций;

  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

  • раскрывать смысл закона Авогадро;

  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

  • характеризовать физические и химические свойства воды;

  • раскрывать смысл понятия «раствор»;

  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;

  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

  • определять степень окисления атома элемента в соединении;

  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;

  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

  • определять окислитель и восстановитель;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;


Тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во ч

Характеристика основных видов деятельности

Использование оборудования «Точка роста»

1

Введение

1.Предмет химии. Вещества.

2.Превращения веществ. Роль химии в жизни человека

3.ПС химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов

4.Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы

4

Работа с текстом учебника, презентациями. Определение по формуле простых и сложных веществ, определение относительной атомной и молекулярной массы, нахождение массовой доли элементов, работа с ПС, определение местоположения элементов в ПС, лабораторный опыт «Физические свойства»

Лаб. опыт №1 «До какой температуры можно нагреть вещество?»

Лаб. опыт №2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра»

Лаб. опыт №3 «Определение температуры плавления и кристаллизации металла»

Демонстр. эксперимент № 1 «Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции»

2

Атомы химических элементов

2.2. Строение атомов

2.2.Электронная оболочка

2.3. Химическая связь

2.4.Контрольная работа

11


2


3


5

Работа с текстом учебника, презентациями

Нахождение числа протонов, электронов и нейтронов атомов химических элементов

Составление схем, электронных формул атомов химических элементов

Составление схем разных химических связей, определение вида связи разных веществ

Демонстр. опыт № 6 «Температура плавления веществ с разными типами кристаллических решёток»

3

Простые вещества

3.1. Металлы

3.2. Неметаллы

3.3. Количество вещества

3.4. Молярный объем

6

1

1

2


2

Работа с текстом учебника, презентациями

Определение металлов и неметаллов в ПС, лабораторный опыт «Физические свойства металлов»

Решение задач

Решение задач


4

Соединения химических элементов

4.1. Степень окисления

4.2. Оксиды. 4.3.Основания. 4.4.Кислоты

4.5. Соли.

4.6. Кристаллические решетки

4.7. Чистые вещества и смеси

4.8. Массовая и объемная доли

4.9.Контрольная работа

12



2


1

1

1

2


1


1


2

1

Работа с текстом учебника, презентациями


Определение степени окисления, составление формул

Составление формул соединений по названию и называние веществ по формуле



Определение типа кристаллической решетки у разных соединений

Определение типа смеси


Решение задач













Демонстр. эксперимент № 4. «Определение состава воздуха»


5

Изменения, происходящие с веществами

5.1 Физические явления

5.2. Химические явления

5.3. Химические уравнения

5.4. Расчеты по химическим уравнениям

5.5. Типы реакций

5.6.Контрольная работа

12



1


1


2


2



5


1

Работа с текстом учебника, презентациями



Составление конспекта


Определение типа химических реакций


Составление химических уравнений


Решение задач

Определение типа химической реакции и составление химических уравнений, решение задач

Демонстр. эксперимент № 3. «Закон сохранения массы веществ»

Демонстр. эксперимент № 2. «Разложение воды электрическим током»

6

Простейшие операции с веществом

6.1. Техника безопасности

6.2.Практические работы


5


1


4

Работа с текстом учебника, презентациями


Изучение правил техники безопасности.


Выполнение практических работ с использованием химической посуды и веществ, лабораторного оборудования

Практическая работа № 1 «Изучение строения пламени»

Лаб. опыт № 11 «Определение кислотности почвы»

7

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

7.1 Растворение. Растворы.

7.2. Электролитическая диссоциация

7.3.Ионные уравнения

7.4. Кислоты, их классификация и свойства

7.5.Основания, их классификация и свойства

7.6.Оксиды, их классификация и свойства

7.7. Соли, их классификация и свойства

7.8. Генетическая связь между классами веществ

13





1



2


2


2




1


1



2



2

Работа с текстом учебника, презентациями



Работа с таблицей растворимости. Решение задач


Изучение ТЭД. Составление уравнений диссоциации. Определение электролитов и неэлектролитов и их силы

Составление ионных уравнений

Изучение классификации, свойств кислот, оснований, оксидов и кислот. Составление химических уравнений. Решение задач









Изучение генетической связи между классами веществ, составление генетических рядов металлов и неметаллов. Составление химических уравнений.

Лаб. опыт № 4 «Определение водопроводной и дистиллированной воды»

Лаб. опыт № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры»

Лаб. опыт № 6 «Наблюдение за ростом кристаллов»

Практ. работа № 3 «Определение концентрации веществ колориметрическим по калибровочному графику»

Лаб. опыт № 8 «Определение температуры разложения кристаллогидрата»

Лаб. опыт № 7 «Пересыщенный раствор»

Демонстр. опыт № 1 «Тепловой эффект растворения веществ в воде»

Практ. работа № 2 «Получение медного купороса»

Практ. работа № 4 «Определение рН растворов кислот и щелочей»

Лаб. опыт № 9 «Определение рН различных сред»

Лаб. опыт № 10 «Реакция нейтрализации».

Демонстр. эксперимент № 5 «Основания. Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекислым газом»

8

Окислительно-восстановительные реакции

3

Работа с текстом учебника, презентациями. Составление уравнений ОВР, определение окислителя и восстановителя

Лаб. опыт № 6 «Изучение реакции взаимодействия сульфита натрия с пероксидом водорода»

Лаб. опыт № 7 «Изменение рН в ходе окислительно-восстановительных реакций»

Лаб. опыт № 8 «Сравнительная характеристика восстановительной способности металлов»

9

Свойства электролитов

Практические работы


3


Выполнение практических работ с использованием химической посуды и веществ, лабораторного оборудования

Практ. работа № 1 «Электролиты и неэлектролиты»

Лаб. опыт № 1 «Влияние растворителя на диссоциацию»

Лаб. опыт № 2 «Сильные и слабые электролиты»

Лаб. опыт № 3 «Зависимость электропроводности растворов сильных электролитов от концентрации ионов»

Практ. работа № 2 «Определение концентрации соли по электропроводности раствора»

Лаб. опыт № 4 «Взаимодействие гидроксида бария с серной кислотой»

Лаб. опыт № 5 «Образование солей аммония»



Учебно-методический комплекс:

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2018.

  2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 368с.

  3.  Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. Настольная книга учителя. Химия 8 класс.- М.: Дрофа, 20106г.

  4. Габриелян О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П.  - М.: Дрофа, 2015. – 350с. г.

  5.  Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа,  2015. – 267с.


- Натуральные объекты: (Коллекции минералов и горных пород; Металлов и сплавов; Минеральных удобрений; Пластмасс, каучуков, волокон.

-Химические реактивы и материалы:

-Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

-Модели: Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул; Кристаллические  решетки солей.

      Учебные пособия на печатной основе:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Таблица растворимости кислот, оснований солей;

Электрохимический ряд напряжений металлов;

Дидактические материалы: рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями, таблицы.

      Экранно-звуковые средства обучения:

  1. Электронная библиотека «Просвещение». «Химия. 8 класс». Мультимедийное учебное пособие нового образца.

  2. Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»

  3.  компьютерные презентации

Материально-техническая база центра «Точка роста»: прибор для демонстрации зависимости скорости реакции от различных факторов, аппарат для проведения химических реакций, прибор для опытов с электрическим током, прибор для изучения состава воздуха и многие другие.



1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!