Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верх – Усуглинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на Согласовано с Утверждено директором
Заседании МО методическим школы
учителей советом Приказ №____________
естественно - «__»_____2022г. От «__»______2022г.
исторического Протокол №__ ____________________
цикла Руководитель ФИО
«__»_____2022г. методсовета: (печать школы)
Протокол №___ __________
Руководитель МО:
Рабочая программа по химии
8 класс
Составила: Пляскина Т.В.
2022 - 2023 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 ФЗ;
-ФГОС ООО, зарегистрированном Минюстом России 01.02.11 №19644, утвержденном 17.12.10 №1897;
-Примерной ООП ООО, одобренной 08.04.15 №1/15 с учетом ООП ООО МБОУ ВУСОШ, с учетом авторской программы по химии О.С.Габриеляна.
-Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.
Основными целями курса являются:
1. направления личностного развития:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
2. метапредметного направления:
- развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3.в предметном направлении:
-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
-приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов.
Задачи:
-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
-осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды.
Место учебного предмета.
Базисный учебный (образовательный) план на изучение в 8 классе основной школе отводит 2 часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 68 часов. Предусмотрено 4 контрольных работы, 8 практических работ, на резерв-0 ч, на проектную деятельность- 2 ч, на изучение нового материала -39 ч ,повторение -5ч.
Содержание курса
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование1. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
ВЕЩЕСТВО
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Планируемые результаты:
Личностные:
-Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметные:
-формирование умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
-развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-Предметные:
-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
-осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
-овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
-приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
Выпускник научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Кол-во ч | Характеристика основных видов деятельности | Использование оборудования «Точка роста» |
1 | Введение 1.Предмет химии. Вещества. 2.Превращения веществ. Роль химии в жизни человека 3.ПС химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов 4.Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы | 4 | Работа с текстом учебника, презентациями. Определение по формуле простых и сложных веществ, определение относительной атомной и молекулярной массы, нахождение массовой доли элементов, работа с ПС, определение местоположения элементов в ПС, лабораторный опыт «Физические свойства» | Лаб. опыт №1 «До какой температуры можно нагреть вещество?» Лаб. опыт №2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра» Лаб. опыт №3 «Определение температуры плавления и кристаллизации металла» Демонстр. эксперимент № 1 «Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции» |
2 | Атомы химических элементов 2.2. Строение атомов 2.2.Электронная оболочка 2.3. Химическая связь 2.4.Контрольная работа | 11 2 3 5 | Работа с текстом учебника, презентациями Нахождение числа протонов, электронов и нейтронов атомов химических элементов Составление схем, электронных формул атомов химических элементов Составление схем разных химических связей, определение вида связи разных веществ | Демонстр. опыт № 6 «Температура плавления веществ с разными типами кристаллических решёток» |
3 | Простые вещества 3.1. Металлы 3.2. Неметаллы 3.3. Количество вещества 3.4. Молярный объем | 6 1 1 2 2 | Работа с текстом учебника, презентациями Определение металлов и неметаллов в ПС, лабораторный опыт «Физические свойства металлов» Решение задач Решение задач | |
4 | Соединения химических элементов 4.1. Степень окисления 4.2. Оксиды. 4.3.Основания. 4.4.Кислоты 4.5. Соли. 4.6. Кристаллические решетки 4.7. Чистые вещества и смеси 4.8. Массовая и объемная доли 4.9.Контрольная работа | 12 2 1 1 1 2 1 1 2 1 | Работа с текстом учебника, презентациями Определение степени окисления, составление формул Составление формул соединений по названию и называние веществ по формуле Определение типа кристаллической решетки у разных соединений Определение типа смеси Решение задач | Демонстр. эксперимент № 4. «Определение состава воздуха» |
5 | Изменения, происходящие с веществами 5.1 Физические явления 5.2. Химические явления 5.3. Химические уравнения 5.4. Расчеты по химическим уравнениям 5.5. Типы реакций 5.6.Контрольная работа | 12 1 1 2 2 5 1 | Работа с текстом учебника, презентациями Составление конспекта Определение типа химических реакций Составление химических уравнений Решение задач Определение типа химической реакции и составление химических уравнений, решение задач | Демонстр. эксперимент № 3. «Закон сохранения массы веществ» Демонстр. эксперимент № 2. «Разложение воды электрическим током» |
6 | Простейшие операции с веществом 6.1. Техника безопасности 6.2.Практические работы | 5 1 4 | Работа с текстом учебника, презентациями Изучение правил техники безопасности. Выполнение практических работ с использованием химической посуды и веществ, лабораторного оборудования | Практическая работа № 1 «Изучение строения пламени» Лаб. опыт № 11 «Определение кислотности почвы» |
7 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 7.1 Растворение. Растворы. 7.2. Электролитическая диссоциация 7.3.Ионные уравнения 7.4. Кислоты, их классификация и свойства 7.5.Основания, их классификация и свойства 7.6.Оксиды, их классификация и свойства 7.7. Соли, их классификация и свойства 7.8. Генетическая связь между классами веществ | 13 1 2 2 2 1 1 2 2 | Работа с текстом учебника, презентациями Работа с таблицей растворимости. Решение задач Изучение ТЭД. Составление уравнений диссоциации. Определение электролитов и неэлектролитов и их силы Составление ионных уравнений Изучение классификации, свойств кислот, оснований, оксидов и кислот. Составление химических уравнений. Решение задач Изучение генетической связи между классами веществ, составление генетических рядов металлов и неметаллов. Составление химических уравнений. | Лаб. опыт № 4 «Определение водопроводной и дистиллированной воды» Лаб. опыт № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры» Лаб. опыт № 6 «Наблюдение за ростом кристаллов» Практ. работа № 3 «Определение концентрации веществ колориметрическим по калибровочному графику» Лаб. опыт № 8 «Определение температуры разложения кристаллогидрата» Лаб. опыт № 7 «Пересыщенный раствор» Демонстр. опыт № 1 «Тепловой эффект растворения веществ в воде» Практ. работа № 2 «Получение медного купороса» Практ. работа № 4 «Определение рН растворов кислот и щелочей» Лаб. опыт № 9 «Определение рН различных сред» Лаб. опыт № 10 «Реакция нейтрализации». Демонстр. эксперимент № 5 «Основания. Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекислым газом» |
8 | Окислительно-восстановительные реакции | 3 | Работа с текстом учебника, презентациями. Составление уравнений ОВР, определение окислителя и восстановителя | Лаб. опыт № 6 «Изучение реакции взаимодействия сульфита натрия с пероксидом водорода» Лаб. опыт № 7 «Изменение рН в ходе окислительно-восстановительных реакций» Лаб. опыт № 8 «Сравнительная характеристика восстановительной способности металлов» |
9 | Свойства электролитов Практические работы | 3 | Выполнение практических работ с использованием химической посуды и веществ, лабораторного оборудования | Практ. работа № 1 «Электролиты и неэлектролиты» Лаб. опыт № 1 «Влияние растворителя на диссоциацию» Лаб. опыт № 2 «Сильные и слабые электролиты» Лаб. опыт № 3 «Зависимость электропроводности растворов сильных электролитов от концентрации ионов» Практ. работа № 2 «Определение концентрации соли по электропроводности раствора» Лаб. опыт № 4 «Взаимодействие гидроксида бария с серной кислотой» Лаб. опыт № 5 «Образование солей аммония» |
Учебно-методический комплекс:
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 8 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2018.
Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2017. – 368с.
Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. Настольная книга учителя. Химия 8 класс.- М.: Дрофа, 20106г.
Габриелян О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 класс.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ Габриелян О. С., Воскобойникова Н.П. - М.: Дрофа, 2015. – 350с. г.
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2015. – 267с.
- Натуральные объекты: (Коллекции минералов и горных пород; Металлов и сплавов; Минеральных удобрений; Пластмасс, каучуков, волокон.
-Химические реактивы и материалы:
-Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
-Модели: Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул; Кристаллические решетки солей.
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Дидактические материалы: рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями, таблицы.
Экранно-звуковые средства обучения:
Электронная библиотека «Просвещение». «Химия. 8 класс». Мультимедийное учебное пособие нового образца.
Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»
компьютерные презентации
Материально-техническая база центра «Точка роста»: прибор для демонстрации зависимости скорости реакции от различных факторов, аппарат для проведения химических реакций, прибор для опытов с электрическим током, прибор для изучения состава воздуха и многие другие.
1