МБОУ «КУРУМКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«Рассмотрено» Руководитель МО: ____________/___________/ Протокол № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «КСОШ №1» ____________/__________/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» И.О.Руководителя МБОУ «КСОШ №1»: Балдакова Т.Б. /____________/ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Химия
Класс: 11
ФИО учителя: Дудеева О.Ц.
Сроки реализации рабочей программы: 5 лет
Курумкан, 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 11 класса МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1» Курумканского района Республики Бурятия на 2021 -2022 учебный год составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями)
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 No1897 (с изменениями).
-Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712"О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся"(Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61828)
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22марта2021 года No 115
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся" (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61828);
- Примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования, разработанных в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования второго поколения, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 No 1/15);
- Санитарных правил СП2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 No28;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 No2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020No 254(с изменениями и дополнениями от 23.12.2020) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 No 699 о перечне организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» № 240-V от 13 декабря 2013 г;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Курумканская СОШ №1»;
- Уставом МБОУ «Курумканская СОШ №1», утвержденный 23.12.2015 г.
- Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
- Учебным планом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1», утвержденным текущим годом.
- Данная рабочая программа ориентирована на УМК «Химия» Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара, А.Ю.Жегин (издательство «Вентана-Граф»).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за российскую химическую науку
2.Воспитание ответственное отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.
3.Подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
4.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
5.Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.п.).
6.Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры и научного мировоззрения.
Метапредметные результаты
1.Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.
2.Использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, понимание проблемы.
3.Умение генерировать идеи и распределять средства, необходимые для их реализации.
4.Умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
5.Умение пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.
6.Умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.
7.Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
8. Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
1.Давать определения изученным понятиям.
2.Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты.
3.Описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции.
4. Классифицировать изученные объекты и явления.
5.Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты и химические реакции, протекающие в природе и в быту.
6.Делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных.
7.Структурировать изученный материал.
8.Интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников.
9.Описывать строение атомов химических элементов 1-4 периодов периодической системы с использованием электронных конфигураций атомов.
10. Моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов.
11.Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
12.Проводить химический эксперимент.
13.Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Учащийся получит возможность научиться:
-выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию
Содержание учебного предмета
Тема 1: «Теоретические основы общей химии»
Важнейшие понятия химии и их взаимосвязи. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основные законы химии. Закон сохранения массы, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро, Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Теория строения атома.
Тема 2: «Вещества и их состав»
Строение вещества. Химическая связь и ее виды. Ковалентная связь и ее разновидности, механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решетки и их типы. Причины многообразия веществ : изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Системы веществ. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворитель и растворенное вещество. Растворение как физико — химический процесс. Способы выражения концентрации растворов6 массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Растворы электролитов. Дисперсность. Дисперсные системы. Коллоидные растворы..
Взаимодействие и превращение веществ. Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Классификация органических и неорганических реакций. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения реакций. Скорость химической реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Катализ и катализаторы. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Закон действующих масс. Теория электролитической диссоциации. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена вводных растворах. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы. Гидролиз органических и неорганических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса. Электролиз.
Тема 3: “Металлы, неметаллы и их соединения».
Металлы главных подгрупп. Характерные особенности мета ллов. Положение металлов в периодической системе. Металлы — химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства металлов. Общая характеристика металлов IA-группы. Щелочные металлы и их соединения. Строение, основные свойтсва, области применения и получение.Общая характеристика металлов IIА — группы. Щелочно-земельные металлы и их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Краткая характеристика элементов IIIA — группы. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и применение алюминия.
Металлы побочных подгрупп. Железо как представитель d- элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа (II) и (III ). Качественные реакции на катионы железа. Получение и применение металлов. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Сплавы. Производство чугуна и стали.
Характерные особенности неметаллов. Положение неметаллов в периодической системе. Неметаллы химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства неметаллов.
Галогены. Общая характеристика галогенов — химических элементов, простых веществ и их соединений. Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.
Обобщение знаний о металлах и неметаллах. Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды,гидроксиды, соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов.Неорганические и органические вещества..Неорганические вещества . Органические вещества. Их классификация и взаимосвязь. Обобщение знаний о неорганических и органических реакциях.
Производство и применение веществ и материалов. Химическая технология. Принципы организации современного химического производства. Химическое сырье. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака.Вещества и материалы вокруг нас. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны). Химия и здоровье. Анальгетики. Антибиотики. Анестезирующие препараты. Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Экологически проблемы химии. Источники и виды химических загрязнений окружающей среды. Химические производства и их токсичные, горючие, взрывоопасные отходы, выбросы. Химико-экологические проблемы охраны атмосферы, стратосферы, гидросферы, литосферы. Парниковый эффект. Смог. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя. Сточные воды. Захоронение отходов. Экологический мониторинг.
Методы научного познания. Описание, наблюдение, химический эксперимент. Химический анализ и синтез.
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Тема урока | Содержание |
Вещества и их системы. | Химический состав термальных источников. Значение ТИ для туристско-рекреационной зоны |
Металлы, общая характеристика | Свойства металлов Металлы Якутии, их значение в развитии республики |
Природные источники углеводородов Природные источники топлива | Виды топлива в Бурятии: уголь, нефть, газ, горючие сланцы, древесина. Перспективы развития нефтегазовой промышленности |
Виды организации учебной деятельности
-Наблюдение
-Описание
-Пересказ
-Слушание учителя
-Слушание и анализ докладов одноклассников
-Самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературой
-Отбор материала из нескольких источников
-Выполнение творческих работ и исследовательских проектов
-Написание докладов, рефератов
-Вывод формул
-Просмотр познавательных фильмов
-Анализ таблиц, графиков, схем
-Поиск объяснения наблюдаемым событиям
-Анализ возникающих проблемных ситуаций
-Опыт и исследовательская деятельность
-Решение различных экспериментальных задач
-Сбор и сортировка коллекционных материалов
-Использование измерительных приборов
-Постановка опытов
-Выполнение лабораторных и практических работ
-Сборка приборов и конструкций
Формы организации учебной деятельности
- лекции с демонстрацией эксперимента
-лабораторные и практические занятия
-диспут
-семинар
-самостоятельная работа
-защита проектов
-практикум
-исследование
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Домашнее задание | Дата план | Дата Факт |
Тема 1. Важнейшие понятия и законы химии | | | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Основные понятия и законы химии. Расчеты на их основе. | Повторить ПТБ в кабинете химии, при работе с кислотами, щелочами. | | |
Тема 2. Теория строения атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | | | |
2 | Первичный инструктаж по ТБ в кабинете химии. Современные представления о строении атома. | Задачник № 2-4-2-6 | | |
3 | Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева в свете теории строения атома. | Подготовиться к к/р | | |
4 | Контрольная работа №1. «Теория строения атома. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева» | | | |
Тема 3. Строение и многообразие веществ | | | |
5 | Химическая связь. Виды химической связи. | Задачник № 2-54-2-56 | | |
6 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решётки. | Задачник № 2-100 | | |
7 | Многообразие веществ и его причины. | Задачник № 2-105 | | |
Тема 4. Смеси и растворы веществ | | | |
8 | Чистые вещества и смеси. Растворы электролитов. | Задачник № 3-6, 3-8. Подготовиться к пр/работе | | |
9 | Практическая работа №1. Приготовление растворов с заданной концентрацией. ТБ | Оформить работу | | |
| | | | |
10 | Обобщающий урок по теме «Строение вещества. Смеси и растворы» | Подготовиться к к/р | | |
11 | Контрольная работа №2 «Строение вещества. Смеси и растворы» | | | |
Тема 5. Химические реакции | | | |
12 | Классификация реакций в неорганической и органической химии. | Задачник № 4-5, 4-8 | | |
13 | Скорость химических реакций. Катализ. | Задачник № 5-3,5-4 | | |
14 | Химическое равновесие. | Задачник № 5-39 | | |
15 | Реакции в водных растворах электролитов. | Задачник № 6-1 | | |
16 | Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач» | Задачник № 6-5, 6-6 | | |
17 | Гидролиз неорганических и органических соединений. | Задачник № 6-118, 6-119 | | |
18 | Окислительно-восстановительные реакции | Задачник № 6-143, 6-144 | | |
19 | Электролиз растворов и расплавов. | Задачник № 6-166 | | |
20 | Обобщающий урок по теме «хХмические реакции» | Подготовиться к к/р | | |
21 | Контрольная работа №3 Химические реакции. | | | |
Тема 6. Металлы | | | |
22 | Металлы – химические элементы и простые вещества. | Задачник № 8-9, 8-10 | | |
23 | Металлы главных подгрупп. | Задачник № 8-28,8-29 | | |
24 | Металлы побочных подгрупп. | Задачник № 8-87 | | |
25 | Получение и применение металлов. Коррозия металлов. | Подготовиться к практич работе | | |
26 | Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач. ТБ | | | |
Тема 7. Металлы и Неметаллы | | | |
27 | Неметаллы – химические элементы и простые вещества. | Задачник № 7-7, 7-8 | | |
28 | Галогены и благородные газы | Задачник № 7-80, 7-81 | | |
29 | Обобщающий урок по теме «Металлы и неметаллы». | Подготовиться к к/р | | |
30 | Контрольная работа №4. Металлы и неметаллы. | | | |
Тема 8. Классификация и взаимосвязь органических и неорганических веществ | | | |
31 | Общая характеристика неорганических и органических соединений. Их классификация. | Задачник № 8-107 | | |
32 | Генетическая взаимосвязь неорганических и органических веществ. | Задачник № 8-141 | | |
Тема 9. Производство и применение веществ и материалов | | | |
33 | Современное химическое производство. Вещества и материалы вокруг нас. Химическое загрязнение окружающей среды. | Подготовиться к к/р | | |
34 | Итоговая контрольная работа за 11 класс | | | |
Аннотация к рабочей программе
Рабочая учебная программа по химии за 10 класс (базовый уровень) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы Н.Е.Кузнецовой, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.) . Она предназначены для обучения химии в основной школе и средней (полной) общеобразовательной школе на базовом и профильном уровне. В рабочей программе отражены нормативные документы, основное содержание предмета, тематическое планирование курса, УМК, критерии и нормы оценки знаний обучающихся при устном ответе, письменных контрольных тестовых работах, экспериментальных умений, умений решать расчётные задачи. Преподавание ведется по УМК автора Н.Е Кузнецовой.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Итого 34 часа в год.
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать / понимать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.