Содержание учебного предмета «Химия»
Распределение содержания по классам:
8 класс.
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Анализ воды. Синтез воды.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.
Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований
Практические работы
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Очистка загрязнённой поваренной соли.
Получение и свойства кислорода
Получение водорода и изучение его свойств.
Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Расчетные задачи:
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.
Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».
Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.
Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.
Раздел 3. Строение вещества.
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Демонстрации:
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
овладение приёмами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);
создание "основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;
формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Календарно – тематическое планирование. 8 А, Б, В, Г, Д, Е классы
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов по плану | Кол–во часов по факту | Дата по плану 8 А, Б,В | Дата по плану 8Г, Д,Е | Дата по факту | Практич. часть | Характеристика видов учебной деятельности (на уровне УУД) | Примечание |
| Тема 1. Первоначальные химические понятия. | 22 | | | | | | Различать предметы изучения естественных наук. Изучить строение пламени исследовательским способом, выдвигая гипотезы и проверяя их экспериментально. Разделять смеси методом отстаивания, фильтрования и выпаривания Проводить химические опыты с нагреванием. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент». Моделировать строение молекул воды, хлороводорода. Валентности атомов в бинарных соединениях. Составлять формулы бинарных соединений о известной валентности атомов. Рассчитывать относительную молекулярную и молярную массы по формулам веществ. Вычислять массовую долю химического элемента в веществе по формуле. Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. Делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу, развивая информационную компетентность. | |
| Предмет химии. Вещества и их свойства. Инструктаж ТБ. | 1 | | 03.09 | 02.09 | | |
| Методы познания в химии. | 1 | | 05.09 | 05.09 | | |
| Практическая работа 1. «Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени». | 1 | | 10.09 | 09.09 | | П.р. 1 | |
| Практическая работа 1. «Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени». | 1 | | 12.09 | 12.09 | | П.р. 1 | |
| Чистые вещества и смеси. | 1 | | 17.09 | 16.09 | | | |
| Практическая работа 2. «Очистка загрязненной поваренной соли». | 1 | | 19.09 | 19.09 | | П.р. 2 | |
| Физические и химические явления. | 1 | | 24.09 | 23.09 | | | |
| Атомы, молекулы и ионы. | 1 | | 26.09 | 26.09 | | | |
| Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | 1 | | 01.10 | 30.09 | | | |
| Простые и сложные вещества. | 1 | | 03.10 | 03.10 | | | |
| Химические элементы. | 1 | | 08.10 | 07.10 | | | |
| Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. | 1 | | 10.10 | 10.10 | | | |
| Закон постоянства состава веществ. | 1 | | 15.10 | 14.10 | | | |
| Химические формулы. | 1 | | 17.10 | 17.10 | | | |
| Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении. | 1 | | 22.10 | 21.10 | | | |
| Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. | 1 | | 24.10 | 24.10 | | | |
| Составление химических формул по валентности. | 1 | | 29.10 | 28.10 | | | |
| Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. | 1 | | 31.10 | 31.10 | | | |
| Химические уравнения. | 1 | | 12.11 | 11.11 | | | |
| Типы химических реакций. | 1 | | 14.11 | 14.11 | | | |
| Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия». | 1 | | 19.11 | 18.11 | | | |
| Контрольная работа 1 по теме «Первоначальные химические понятия». | 1 | | 21.11 | 21.11 | | К.р. 1 | |
| Тема 2. Кислород. Горение. | 5 | | 26.11 | 25.11 | | | | |
| Кислород. Получение кислорода. | 1 | | 28.11 | 28.11 | | | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Распознавать опытным путѐм кислород. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведѐнных химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и травмах, связанных с реактивами и лабораторным оборудованием. Составлять формулы оксидов по известной валентности элементов. Записывать простейшие уравнения химических реакций. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. | |
| Свойства кислорода. Применение. Круговорот кислорода в природе. | 1 | | 03.12 | 02.12 | | | |
| Практическая работа 3. «Получение и свойства кислорода». | 1 | | 05.12 | 05.12 | | П.р. 3 | |
| Озон. Аллотропия кислорода. | 1 | | 10.12 | 09.12 | | | |
| Воздух и его состав. | 1 | | 12.12 | 12.12 | | | |
| Тема 3. Водород. | 2 | | | | | | | |
| Водород и его свойства. | 1 | | 17.11 | 16.11 | | | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Распознавать опытным путѐм водород. Соблюдать правила техники безопасности. Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Делать выводы из результатов проведѐнных химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Записывать простейшие уравнения химических реакций. Вычислять массовую долю растворѐнного вещества в растворе, массу растворѐнного вещества и воды для приготовления раствора определѐнной концентрации. Готовить растворы с определѐнной массовой долей растворѐнного вещества. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. | |
| Практическая работа 4. «Получение водорода и исследование его свойств». | 1 | | 19.12 | 19.12 | | П.р. 4 | |
| Тема 4. Вода. Растворы. | 7 | | | | | | |
| Вода. | 1 | | 24.12 | 23.12 | | | |
| Химические свойства и применение воды. | 1 | | 26.12 | 26.12 | | | |
| Вода — растворитель. Растворы. | 1 | | 14.01 | 13.01 | | | |
| Массовая доля растворённого вещества. | 1 | | 16.01 | 16.01 | | | |
| Практическая работа 5. «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества». | 1 | | 21.01 | 20.01 | | П.р. 5 | |
| Обобщение по темам «Кислород. Водород. Вода». | 1 | | 23.01 | 23.01 | | | |
| Контрольная работа 2 по теме «Кислород. Водород. Вода». | 1 | | 28.01 | 27.01 | | К.р. 2 | |
| Тема 5. Количественные отношения в химии. | 6 | | | | | | | |
| Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1 | | 30.01 | 30.01 | | | Использовать внутри- и межпредметные связи. Вычислять молярный объѐм газов, относительную плотность газов, объѐмные отношения газов при химических реакциях. Использовать приведѐнные в учебниках и задачниках алгоритмы решения задач. | |
| Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и «молярная масса». | 1 | | 04.02 | 03.02 | | | |
| Вычисления по химическим уравнениям. | 1 | | 06.02 | 06.02 | | | |
| Закон Авогадро. Молярный объём газов | 1 | | 11.02 | 10.02 | | | |
| Объёмные отношения газов при химических реакциях. | 1 | | 13.02 | 13.02 | | | |
| Зачётная работа по решению задач. | 1 | | 18.02 | 17.02 | | Зачёт | |
| Тема 6. Важнейшие классы неорганических соединений. | 13 | | | | | | | |
| Оксиды. | 1 | | 20.02 | 20.02 | | | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента. Соблюдать правила техники безопасности. Делать выводы из результатов проведѐнных химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей. Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений. Записывать простейшие уравнения химических реакций. | |
| Основания. | 1 | | 25.02 | 28.02 | | | |
| Свойства оснований. | 1 | | 27.02 | 29.02 | | | |
| Амфотерные оксиды и гидроксиды. | 1 | | 03.03 | 02.03 | | | |
| Кислоты. | 1 | | 05.03 | 05.03 | | | |
| Свойства кислот. | 1 | | 10.03 | 12.03 | | | |
| Соли. | 1 | | 12.03 | 14.03 | | | |
| Свойства солей. | 1 | | 17.03 | 16.03 | | | |
| Урок-упражнение по теме «Химические свойства классов неорганических соединений». | 1 | | 19.03 | 19.03 | | | |
| Генетическая связь между классами неорганических соединений. | 1 | | 31.03 | 30.03 | | | |
| Практическая работа 6. «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». | 1 | | 02.04 | 02.04 | | П.р. 6 | |
| Обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» | 1 | | 07.04 | 06.04 | | | |
| Контрольная работа 3 по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». | 1 | | 09.04 | 09.04 | | К.р. 3 | |
| Тема 7. Периодический закон и строение атома. | 5 | | | | | | | |
| Классификация химических элементов. | 1 | | 14.04 | 13.04 | | | Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп. Устанавливать внутри- и межпредметные связи. Формулировать периодический закон Д. И. Менделеева и раскрывать его смысл. Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма). Различать периоды, группы, А- и Б-группы. Определять понятия «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой». Объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и А-групп. Определять число протонов, нейтронов, электронов у атомов химических элементов, используя периодическую таблицу. Моделировать строение атома, используя компьютер. Составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы элементов. Характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов. Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. | |
| Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева и их значение. | 1 | | 16.04 | 16.04 | | | |
| Периодическая таблица химических элементов. | 1 | | 21.04 | 20.04 | | | |
| Строение атома. | 1 | | 23.04 | 23.04 | | | |
| Распределение электронов по энергетическим уровням. | 1 | | 28.04 | 27.04 | | | |
| Тема 8. Строение вещества. Химическая связь. | 3 | | | | | | | |
| Электроотрицательность. Ионная связь. | 1 | | 30.04 | 07.05 | | | Конкретизировать понятия «химическая связь», «кристаллическая решѐтка». Определять понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «степень окисления». Моделировать строение веществ с крис- таллическими решѐтками разного типа. Определять тип химической связи в соединениях на основании химической формулы. Определять степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы веществ по известным степеням окисления элементов. Устанавливать внутри- и межпредметные связи. Составлять сравнительные и обобщающие таблицы, схемы. | |
| Ковалентная связь. | 1 | | 7.05 | 11.05 | | | |
| Степень окисления. | 1 | | 12.05 | 14.05 | | | |
| Повторение и обобщение по курсу неорганической химии 8 класса | 5 | | | | | | |
| Повторение и обобщение по курсу неорганической химии 8 класса. | 1 | | 14.05 | 18.05 | | | |
| Повторение и обобщение по курсу неорганической химии 8 класса. | 1 | | 19.05 | 21.05 | | | |
| Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. | 1 | | | | | Итог.к.р. | | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | | 21.05 | 25.05 | | | | |
| Итоговый урок по курсу 8 класса. Решение задач. | 1 | | 26.05 | 27.05 | | | | |
Планируемые результаты реализации программы по предмету «Химия»:
Выпускник научится:
описывать свойства веществ, выделяя их существенные признаки;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях;
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли – по составу;
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ – кислорода и водорода;
давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
различать экспериментально кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами;
осознать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества.
Выпускник научится:
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решетки (ионной, атомной, молекулярной, металлической);
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
описывать основные предпосылки открытия Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность ученого;
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, ее основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций.
Выпускник научится:
объяснять суть химических процессов;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определенному типу по одному из классифицированных признаков:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена);
2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические);
3) по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции);
4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена;
уравнения окислительно-восстановительных реакций;
прогнозировать продукты химических реакций по формулам / названиям исходных веществ;
определять исходные вещества по формулам / названиям продуктов реакции;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
Многообразие веществ.
Выпускник научится:
определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
составлять формулы веществ по их названиям;
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных.
называть общие химические свойства, характерные для каждого класса веществ;
приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
определять вещество – окислитель и вещество – восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
составлять электронный баланс по предложенным схемам реакций;
проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека; описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники;
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям; • приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество→ оксид→ гидроксид →соль;
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература для обучающихся:
Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2018.
Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – м.: РИА «Новая волна»: Издательство Умеренков, 2008.
Литература для учителя:
Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2018.
Гара Н.Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н.Н. Гара. – М.: Просвещение.
Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 18-9: пособие для учителя/ А.М. Радецкий. – М.: Просвещение, 2004.
О.Ю.Гончарук. Дидактические материалы по химии. 8 класс. ФГОС-М.: Издательство «Экзамен», 2019.
А.Д. Микитюк. Тренажер по химии : 8 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана « Химия8 класс» ФГОС- М.: Издательство «Экзамен», 2020.
Химия в школе: научно – методический журнал.
Электронные образовательные ресурсы
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru
Материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school/collection.edu.ru)
АЛХИМИК http://www.alhimik.ru
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru
Контрен - Химия для всех (http://kontren.narod.ru)