Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4
г.Агрыз Агрызского муниципального района РТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ
11 КЛАСС
Учитель: Хабибова Елена Васильевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______ от
«___» __________2020 г.
2020-2021 учебный год
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
- ученик должен знать:
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, скорость химической реакции, катализ;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- ученик должен уметь:
• называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях;
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» (34 ЧАСА)
Методы познания химии (1 ч.)
Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов1.
Теоретические основы химии (21 ч.)
Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Золи, гели, понятие о коллоидах.
Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Неорганическая химия (8 ч.)
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов.
Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
Экспериментальные основы химии
Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Химия и жизнь (4 ч.)
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
План | Факт | |
Методы познания химии (1 ч.) |
1 | Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | 1 | | 1.09 | |
Теоретические основы химии (21 ч.) |
2 | Современные представления о строении атома. Атом. Изотопы. | 1 | | 8.09 | |
3 | Атомные орбитали. s-, p-элементы. Состояние электронов в атоме. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. | 1 | | 15.09 | |
4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | | 22.09 | |
5 | Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Ковалентная неполярная химическая связь. | | | 29.09 | |
6 | Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. | 1 | | 6.10 | |
7 | Ионная химическая связь. Катионы и анионы. | 1 | | | |
8 | Металлическая химическая связь. Водородная связь. Единая природа химических связей. | 1 | | | |
9 | Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Полимеры. | 1 | | | |
10 | Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. | 1 | | | |
11 | Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. | 1 | | | |
12 | Чистые вещества и смеси. | 1 | | | |
13 | Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. | 1 | | | |
14 | Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. | 1 | | | |
15 | Контрольная работа № 1. | 1 | | | |
16 | Золи, гели, понятие о коллоидах. | 1 | | | |
17 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакции ионного обмена в водных растворах. | 1 | | | |
18 | Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. | 1 | | | |
19 | Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. | 1 | | | |
20 | Энергетика химических реакций. | 1 | | | |
21 | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Факторы, влияющие на скорость реакций. Катализ. | 1 | | | |
22 | Химическое равновесие. Химическое равновесие и способы его смещения. | | | | |
Неорганическая химия (8 ч.) |
23 | Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. | 1 | | | |
24 | Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов. | 1 | | | |
25 | Практическая работа № 1: Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы». | 1 | | | |
26 | Контрольная работа № 3. | 1 | | | |
27 | Оксиды. Соли. Кислоты. Основания. | 1 | | | |
28 | Решение задач по теме «Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений». | 1 | | | |
29 | Практическая работа № 2: «Получение, собирание и распознавание газов». | 1 | | | |
30 | Практическая работа № 3: «Идентификация неорганических соединений». | 1 | | | |
Химия и жизнь (4 ч) |
31 | Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность. | 1 | | | |
32 | Повторение «Общая химия». | 1 | | | |
33 | Итоговая контрольная работа «Общая химия». | 1 | | | |
34 | Обобщение «Общая химия». | 1 | | | |
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.