ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты:
- знание основ здорового образа жизни.
- знание основных принципов и правил, значимых для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
- овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение веществ и основ химической науки ; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Планируемые предметные результаты
Ученики научаться:
- Понимать основные положения теории химического строения веществ, гомологию, структурную изомерию, важнейшие функциональные группы органических веществ, виды связей (одинарную, двойную, ароматическую, водородную), их электронную трактовку и влияние на свойства веществ.
- Понимать основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации линейная, разветвлённая и пространственные структуры, влияние строения на свойства полимеров.
- Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство органических и неорганических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления ко всё более глубокой сущности.
- Знать строение, свойства, практическое значение предельных, непредельных и ароматических углеводородов, одноатомных и многоатомных спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, глюкозы и сахарозы, крахмала и целлюлозы, аминови аминокислот, белков. Знать особенности строения, свойства, применения важнейших представителей пластмасс, каучуков, промышленную переработку нефти, природного газа.
- Пользоваться строением, анализом и синтезом, систематизацией и обобщением на учебном материале органической химии; высказывать суждения о свойствах вещества на основе их строения и о строении вещества по их свойствам.
Ученики получат возможность научиться:
- разъяснять смысл структурных и электронных формул органических веществ и обозначать распределение электронной плотности в молекулах, называть вещества по современной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства органических веществ, их генетическую связь.
- Правилам работы с изученными органическими веществами и оборудованием, токсичность и пожарную опасность органических соединений. Практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических вещества; определять по характерным реакциям непредельные соединения, одноатомные и многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, амины, аминокислоты и белки.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1час)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1 . Теория строения органических соединений (6часов)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Тема 2 . Углеводороды и их природные источники (16часов)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (19 часов)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Тема 4 . Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (10 часов)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Тема 5. Биологически активные органические соединения (5 часов)
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Тема 6 . Искусственные и синтетические полимеры (13 часов)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации.
Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная.
Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока, раздел | Количество часов |
Введение– 1 час |
1 | Предмет органической химии. | 1 |
Тема 1. Теория строения органических соединений (6 часов) |
2-5 | Основные положения теории строения органических соединений. | 4 |
6 | Химические формулы и модели молекул в органической химии. | 1 |
7 | Обобщающий урок «Теория строения органических соединений». | 1 |
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16 часов) |
8-9 | Природный газ. Алканы. | 2 |
10 | Алканы. Химические свойства. Применение. | 1 |
11 | Алкены: состав, строение, изомерия, номенклатура, | 1 |
12 | Алкены получение, применение | 1 |
13 | Обобщающий урок | 1 |
14 | Алкадиены | 1 |
15 | Каучуки | 1 |
16 | Алкины: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, получение | 1 |
17 | Алкины: свойства, применение | 1 |
18 | Арены. | 1 |
19 | Бензол. | 1 |
20-21 | Нефть и способы ее переработки. | 2 |
22 | Обобщающий урок «Углеводороды» | 1 |
23 | Контрольная работа №1 «Углеводороды» | 1 |
Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники (19 часов) |
24 | Спирты: состав, строение, классификация, изомерия, номенклатура | 1 |
25 | Свойства, получение, применение одноатомных спиртов | 1 |
26 | Многоатомные спирты | 1 |
27 | Каменный уголь. Фенол. | 1 |
28 | Обобщающий урок «Спирты и фенолы» | 1 |
29 | Альдегиды и кетоны: строение, изомерия, номенклатура, получение | 1 |
30 | Химические свойства альдегидов и кетонов, применение | 1 |
31 | Карбоновые кислоты: классификация, номенклатура, изомерия | 1 |
32 | Одноосновные кислоты: свойства, получение. | 1 |
33 | Высшие жирные кислоты. | 1 |
34 | Обобщающий урок «Карбоновые кислоты» | 1 |
35 | Сложные эфиры | 1 |
36 | Жиры | 1 |
37 | Понятие об углеводах. Моносахариды. | 1 |
38 | Дисахариды | 1 |
39 | Полисахариды | 1 |
40-41 | Обобщающий урок «Кислородосодержащие органические соединения» | 2 |
42 | Контрольная работа № 2 по теме «Кислородосодержащие органические соединения» | 1 |
Тема 4. «Азотосодержащие органические вещества» (10 часов) |
43 | Амины | 1 |
44 | Анилин | 1 |
45-46 | Аминокислоты | 2 |
47-48 | Белки | 2 |
49 | Нуклеиновые кислоты | 1 |
50 | Генетическая связь между классами органических соединений. | 1 |
51 | Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» | 1 |
52 | Обобщающий урок « Азотосодержащие органические вещества» | 1 |
| Тема 5. «Биологически активные вещества» (5 часов) |
53 | Витамины | 1 |
54 | Ферменты | 1 |
55 | Гормоны | 1 |
56 | Лекарства | 1 |
57 | Наркотические вещества | 1 |
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (13 часов) |
58-59 | Искусственные полимеры. | 2 |
60-61 | Синтетические полимеры | 2 |
62 | Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» | 1 |
63-64 | Генетические связи органических веществ | 2 |
65-66 | Решение расчетных и экспериментальных задач | 2 |
67-69 | Повторение | 3 |
70 | Итоговая контрольная работа за курс 10 класса | 1 |