СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 10-11 класс 2020-2022

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10-11 класс 2020-2022»

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Химия»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения химии


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения химии в 10-11 классах классе являются следующие:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного среднего образования:

- в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;

- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;

- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жиз­ни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- в сфере сбережения здоровья – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного среднего образования:

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;

- познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметными результатами основной образовательной программы основного среднего образования:

1) в познавательной сфере:

- знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;

- умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

- умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;

- умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

- готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;

- умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;

- владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности – для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I-IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;

- установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;

- моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;

- понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;

2) в ценностно-ориентационной сфере – анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;

3) в трудовой сфере – проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;

4) в сфере здорового образа жизни – соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.


Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета в 10-11 классах являются следующие:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

  • раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;

  • понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;

  • объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

  • применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

  • составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;

  • характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

  • прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;

  • использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

  • приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);

  • проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;

  • владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

  • устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;

  • приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;

  • приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;

  • приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

  • проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;

  • владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

  • осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

  • критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;

  • представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;

использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;

устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;

устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.




  1. Содержание учебного предмета «Химия»


Базовый уровень.

10 класс


Раздел 1. Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей. (9 ч)

Органические вещества. Органическая химия. Становление органической химии как науки. Теория химического строения веществ. Углеродный скелет. Изомерия. Изомеры.

Состояние электронов в атоме. Энергетические уровни и подуровни. Электронные орбитали, s- электроны и р – электроны. Спин электрона. Спаренные электроны. Электронная конфигурация. Графические электронные формулы.

Электронная природа химических связей, пи связь и сигма связь. Метод валентных связей.

Классификация органических соединений. Функциональная группа.

Демонстрации:

Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

Практическая работа: Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

Раздел 2. Углеводороды (19 ч)

Тема 2.1. Предельные углеводороды (алканы) (5 ч).

Возбужденное состояние атома углерода. Гибридизация атомных орбиталей. Электронное и пространственное строение алканов.

Гомологи. Гомологическая разность. Гомологический ряд. Международная номенклатура органических веществ. Изомерия углеродного скелета.

Метан. Получение, физические и химические свойства метана. Реакции замещения (галогенирование), дегидрирования и изомеризации алканов. Цепные реакции. Свободные радикалы. Галогенопроизводные алканов.

Демонстрации:

Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде.

Лабораторный опыт: Изготовление моделей молекул углеводородов.

Тема 2.2. Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены, алкины) (8 ч)

Кратные связи. Непредельные углеводороды. Алкены. Строение молекулы, гомология, номенклатура и изомерия. Sр2 – гибридизация. Этен (этилен). Изомерия углеродного скелета и положения двойной связи. Пространственная изомерия (стереоизомерия).

Получение и химические свойства алкенов. Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидратация), окисление и полимеризации алкенов. Правило Марковникова. Высокомолекулярные соединения. Качественные реакции на двойную связь.

Алкадиены (диеновые углеводороды). Изомерия и номенклатура. Дивинил (бутадиена-1,3) . Изопрен (2-метилбутадиен-1,3). Сопряжённые двойные связи. Получение и химические свойства алкадиенов. Реакции присоединения (галогенирования) и полимеризации алкадиенов.

Алкины. Ацетилен (этин) и его гомологи. Изомерия и номенклатура. Межклассовая изомерия. sp-Гибридизация. Химические свойства алкинов. Реакции присоединения, окисления и полимеризации алкинов.

Демонстрации:

Модели молекул гомологов и изомеров. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. Знакомство с образцами каучуков.

Практическая работа: Получение этилена и опыты с ним.

Тема 2.3. Арены (ароматические углеводороды) (2 ч).

Изомерия и номенклатура. Бензол. Бензольное кольцо. Толуол. Изомерия заместителей.

Химические свойства бензола и его гомологов. Реакции замещения (галогенирование, нитрование), окисление и присоединения аренов. Пестициды. Генетическая связь аренов с другими углеводородами.

Демонстрации:

Бензол как растворитель. Горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.

Тема 2.4. Природные источники углеводородов (4 ч).

Природный газ. Нефть. Попутные нефтяные газы. Каменный уголь.

Переработка нефти. Перегонка нефти. Ректификационная колонна. Бензин. Лигроин. Керосин. Крекинг нефтепродуктов. Термический и каталитический крекинги. Пиролиз.

Лабораторный опыт: Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.

Раздел 3. Кислородсодержащие органические соединения. (24 ч)

Тема 3.1. Спирты и фенолы (6 ч).

Кислородсодержащие органические соединения. Одноатомные предельные спирты. Функциональная группа спиртов. Изомерия и номенклатура спиртов. Метанол (метиловый спирт). Этанол (этиловый спирт). Первичный, вторичный и третичный атом углерода. Водородная связь.

Получение и химические свойства спиртов. Спиртовое брожение. Ферменты. Водородные связи. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Химические свойства предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Фенолы. Ароматические спирты. Химические свойства фенола. Качественная реакция на фенол.

Лабораторные опыты: Окисление этанола оксидом меди (II). Растворение глицерина в воде и его реакция с гидроксидом меди(II). Химические свойства фенола.

Тема 3.2. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты (8 ч)

Карбонильные соединения. Карбонильная группа. Альдегидная группа. Альдегиды. Кетоны. Изомерия и номенклатура.

Получение и химические свойства альдегидов. Реакции окисления и присоединения альдегидов. Качественные реакции на альдегиды.

Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа (карбоксогруппа). Изомерия и номенклатура карбоновых кислот. Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Получение одноосновных предельных карбоновых кислот. Химические свойства одноосновных предельных карбоновых кислот. Муравьиная кислота. Уксусная кислота. Ацетаты.

Демонстрации: Растворение в ацетоне различных органических веществ.

Лабораторные опыты: Окисление метаналя (этаналя) оксидом серебра(I). Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).

Практические работы: Получение и свойства карбоновых кислот. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ

Тема 3.3. Сложные эфиры. Жиры (4 ч).

Сложные эфиры. Номенклатура. Получение, химические свойства сложных эфиров. Реакция этерификации. Щелочной гидролиз сложного эфира (омыление).

Жиры. Твердые жиры, жидкие жиры. Синтетические моющие средства.

Демонстрации: Образцы моющих средств и чистящих средств. Инструкции по их составу и применению.

Лабораторные опыты: Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.

Тема 3.4. Углеводы (6 ч).

Моносахариды. Глюкоза. Фруктоза. Олигосахариды. Дисахариды. Сахароза.

Полисахариды. Крахмал. Гликоген. Реакция поликонденсации. Качественная реакция на крахмал. Целлюлоза. Ацетилцеллюлоза. Классификация волокон.

Лабораторные опыты: Свойства глюкозы как альдегидоспирта. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Приготовление крахмального клейстера и его взаимодействие с йодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами искусственных волокон.

Раздел 4. Азотсодержащие органические соединения. (9 ч)

Азотсодержащие органические соединения. Амины. Аминогруппа. Анилин. Получение и химические свойства анилина.

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Биполярный ион. Пептидная (амидная) группа. Пептидная (амидная) связь. Химические свойства аминокислот. Пептиды. Полипептиды. Глицин.

Белки. Структура белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная, четвертичная).

Химические свойства белков. Денатурация и гидролиз белков. Цветные реакции на белки.

Азотсодержащие гетероциклические соединения. Пиридин. Пиррол. Пиримидин. Пурин. Азотистые основания.

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания.

Химия и здоровье человека. Фармакологическая химия.

Лабораторный опыт: Цветные реакции на белки.

Раздел 5. Химия полимеров (9 ч)

Полимеры. Степень полимеризации. Мономер. Структурное звено. Термопластичные полимеры. Стереорегулярные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен. Политетрафторэтилен.

Термореактивные полимеры. Фенолоформальдегидные смолы. Пластмассы. Фенопласты. Аминопласты. Пенопласты.

Природный каучук. Резина. Эбонит.

Синтетические каучуки.

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Демонстрации: Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.

Практическая работа: Распознавание пластмасс и волокон.


Базовый уровень.

11 класс


Повторение курса химии 10 класса (2 ч)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (31 ч)

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества. Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов (4 ч)

Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни.

Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов.

Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.

Расчетные задачи. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.

Тема 3. Строение вещества (8 ч)

Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь.

Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь.

Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь.

Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

Типы кристаллических решеток и свойства веществ.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы.

Золи, гели.

Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических

кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.

Практическая работа. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.

Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.

Тема 4. Химические реакции (16 ч)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс.

Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.

Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.

Гидролиз органических и неорганических соединений.

Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.

Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.

Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Расчетные задачи. Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (35 ч)

Тема 5. Металлы (14 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов.

Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.

Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).

Сплавы металлов.

Оксиды и гидроксиды металлов.

Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди(II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.

Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 6. Неметаллы (9 ч)

Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.

Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.

Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (12 ч)

Генетическая связь неорганических и органических веществ.

Практикум: решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение экспериментальных задач по органической химии; решение экспериментальных задач по металлам и неметаллам; получение, собирание и распознавание газов.

Решение расчётных задач.







  1. Тематическое планирование учебного предмета «Химия»


Базовый уровень.

10 класс

урока

Тема урока

Раздел 1. Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей (9 ч)

Вводный инструктаж по ТБ. Предмет органической химии.

Теория химического строения органических веществ.

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №1. «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах».

Состояние электронов в атомах

Электронная природа химических связей в органических соединениях.

Классификация органических соединений

Типы химических реакций. Понятия о реакциях присоединения. Реакции замещения.

Реакции отщепления и изомеризации.

Обобщающий урок по теме «Теория химического строения органических соединений. Природа химических связей»

Раздел 2. Углеводороды (19 ч)

Тема 2.1. Предельные углеводороды-алканы (5 ч)

Электронное и пространственное строение алканов.

Гомологи и изомеры алканов.

Метан - простейший представитель алканов.

Решение расчётных задач на вывод формулы органического вещества по массовой доле химического элемента.

Решение расчётных задач на вывод формулы органического вещества по продуктам сгорания.

Тема 2.2. Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены, алкины) (8 ч)

Непредельные углеводороды. Алкены: строение молекул, гомология и изомерия.

Получение, свойства и применение алкенов.

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Получение этилена и опыты с ним».

Алкадиены.

Ацетилен и его гомологи.

Решение расчетных задач по теме.

Обобщающий урок по теме «Непредельные углеводороды: алкены, алкадиены и алкины».

Контрольная работа №1 по теме «Непредельные углеводороды».

Тема 2.3. Арены (ароматические углеводороды) (2 ч)

Бензол и его гомологи.

Свойства бензола и его гомологов.

2.4. Природные источники и переработка углеводородов (4 ч)

Природные источники углеводородов.

Переработка нефти

Обобщающий урок по теме «Углеводороды»

Контрольная работа №2 по темам «Теория химического строения органических соединений», «Углеводороды».

Раздел 3. Кислородсодержащие органические соединения (24 ч)

Тема 3.1. Спирты и фенолы (6 ч)

Одноатомные предельные спирты.

Получение, химические свойства и применение предельных спиртов.

Многоатомные спирты.

Фенолы и ароматические спирты.

Решение расчетных задач по теме

Обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы».

Тема 3.2. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты (8 ч)

Карбонильные соединения - альдегиды и кетоны.

Свойства и применение альдегидов.

Карбоновые кислоты.

Химические свойства и применение одноосновных предельных карбоновых кислот.

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Получение и свойства карбоновых кислот».

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».

Решение расчетных задач по теме.

Обобщающий урок по теме «Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты».

Тема 3.3. Сложные эфиры. Жиры (4 ч)

Сложные эфиры.

Жиры. Моющие средства.

Обобщающий урок по теме «Кислородсодержащие органические соединения».

Контрольная работа №3 по теме «Кислородсодержащие органические соединения».

Тема 3.4. Углеводы (6 ч)

Углеводы. Глюкоза.

Олигосахариды. Сахароза.

Полисахариды. Крахмал.

Целлюлоза.

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

Обобщающий урок по теме «Углеводы».

Раздел 4. Азотсодержащие органические соединения (9 ч)

Амины (алифатические).

Амины (ароматические).

Аминокислоты.

Белки.

Азотсодержащие гетероциклические соединения.

Нуклеиновые кислоты.

Химия и здоровье человека.

Обобщающий урок по теме «Азотсодержащие органические соединения».

Контрольная работа №4 по темам «Углеводы», «Азотсодержащие органические соединения».

Раздел 5. Химия полимеров (9 ч)

Синтетические полимеры.

Конденсационные полимеры. Пенопласты.

Натуральный каучук.

Синтетические каучуки.

Синтетические волокна.

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 « Распознавание пластмасс и волокон».

Органическая химия, человек и природа.

Обобщающий урок по теме «Химия полимеров».

Итоговая работа за курс 10 класса в рамках промежуточной аттестации.


Базовый уровень.

11 класс

урока

Тема урока

Вводный инструктаж по ТБ. Повторение курса химии 10 класса.

Повторение курса химии 10 класса.

Раздел 1. Теоретические основы химии (31 ч)

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. Решение расчётных задач.

Закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Решение расчётных задач.

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атомов (4 ч)

Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов.

Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов.

Положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

Валентность. Валентные возможности и размеры атомов химических элементов. Решение расчётных задач.

Тема 3. Строение вещества (8 ч)

Виды и механизмы образования химической связи.

Характеристика химической связи.

Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

Типы кристаллических решеток и свойства веществ

Причины многообразия веществ. Решение расчётных задач.

Дисперсные системы.

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 по теме: «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией»

Контрольная работа №1 по темам: «Важнейшие химические понятия и законы. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение вещества».

Тема 4. Химические реакции (16 ч)

Сущность и классификация химических реакций.

Окислительно-восстановительные реакции.

Окислительно-восстановительные реакции.

Скорость химических реакций. Закон действующих масс.

Катализ и катализаторы.

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 по теме: «Влияние различных факторов на скорость химической реакции».

Химическое равновесие.

Принцип Ле Шателье.

Производство серной кислоты контактным способом.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов. Водородный показатель (pH).

Реакции ионного обмена.

Реакции ионного обмена.

Гидролиз органических и неорганических соединений.

Обобщение и повторение изученного материала. Решение расчётных задач.

Контрольная работа №2 по теме «Теоретические основы химии».

Раздел 2. Неорганическая химия (35 ч)

Тема 5. Металлы (14 ч)

Общая характеристика металлов.

Химические свойства металлов.

Общие способы получения металлов.

Электролиз растворов.

Электролиз расплавов веществ.

Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии

Металлы главных подгрупп ( А-групп) периодической системы химических

элементов.

Металлы главных подгрупп ( А-групп) периодической системы химических

элементов.

Металлы побочных подгрупп ( Б-групп) периодической системы химических элементов.

Металлы побочных подгрупп ( Б-групп) периодической системы химических элементов.

Оксиды и гидроксиды металлов.

Сплавы металлов. Решение расчётных задач.

Обобщение и повторение изученного материала.

Контрольная работа №3 по теме: «Металлы»

Тема 6. Неметаллы (9 ч)

Химические элементы – неметаллы.

Строение и свойства простых веществ – неметаллов.

Водородные соединения неметаллов.

Оксиды неметаллов.

Кислородсодержащие кислоты.

Окислительные свойства азотной и серной кислот.

Окислительные свойства азотной и серной кислот.

Решение качественных и расчётных задач.

Контрольная работа №4 по теме: «Неметаллы».

Тема 7. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (12 ч)

Генетическая связь неорганических и органических веществ.

Генетическая связь неорганических и органических веществ.

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 по теме: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 по теме: «Решение экспериментальных задач по неорганической химии»

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 по теме: «Решение экспериментальных задач по органической химии».

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 по теме: «Решение экспериментальных задач по органической химии».

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 по теме: «Решение практических расчетных задач».

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №5 по теме: «Решение практических расчетных задач».

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 по теме: «Получение, собирание и распознавание газов».

Текущий инструктаж по ТБ. Практическая работа №6 по теме: «Получение, собирание и распознавание газов».

Бытовая химическая грамотность.

Итоговая работа за курс 11 класса в рамках промежуточной аттестации.


Приложение 1


Темы проектов по предмету «Химия»


  1. Адсорбционная очистка сточных вод.

  1. Аминокислоты и их биологическая роль

  1. Анализ качества некоторых продуктов.

  2. Анализ качественного состава жевательных резинок.

  1. Анализ пищевых добавок в продуктах питания, их влияние на здоровье человека.

  2. Антропогенные источники загрязнения воздуха на территории школы.

  3. Биоразлагаемые полимеры — упаковка будущего.

  4. Бис-фенол, или Вред пластиковой посуды.

  5. Влияние бытовой химии на экологию и здоровье человека.

  6. Влияние физико-химических свойств синтетических моющих средств на их моющее действие.

  7. Время в химии. Скорость химической реакции - от чего она зависит?

  8. Дисперсные системы и растворы.

  9. Закон действующих масс и его применение в химическом анализе.

  10. Извлечение никеля из сточных вод гальванического производства.

  11. Изучение методом атомно-абсорбционной спектроскопии экстрагирования Zn, Cd, Си и PI с помощью четвертичных аммониевых солей из вод ных растворов малой концентрации. Применение люминесценции для химического анализа.

  12. Изучение принципа действия мотора «Стеариновая машина».

  13. Исследование влияния бензиновых, дизельных, газовых автомобилей на окружающую среду.

  14. Исследование сорбционных свойств овощей и фруктов по отношению к ионам тяжелых металлов в искусственно созданной желудочной среде.

  15. История создания и развития периодической системы элементов Менделеева.

  16. Качественный анализ пищевых добавок в продуктах питания.

  17. Кислородсодержащие соединения брома

  18. Кислородсодержащие соединения йода

  19. Кислородсодержащие соединения хлора

  20. Комплексные и композиционные полисахаридные криоструктураты биомедицинского назначения.

  21. Комплексные соединения и их роль в медицине

  22. Личность Д. И. Менделеева.

  23. Медико-биологические значения соединений 7А группы

  24. Механизм разрыва С—О связей при радиолизе спиртов в присутствии формальдегида.

  25. Молибден и его биологическая роль.

  26. Определение анионов в лекарственных препаратах.

  27. Определение катионов в лекарственных препаратах.

  28. Определение концентрации углекислого газа в воздухе.

  29. Определение степени извлечения свинца из почв методом абсорбцион ной спектроскопии. Определение содержания кадмия в почвах методом атомно-абсорбционной спектроскопии.

  30. Особенности структуры и диэлектрических свойств нестехиометрических составов керамик на основе титаната натрия.

  31. Очистка животных и птиц от нефти с помощью СМС.

  32. Повышение урожайности бобовых путем использования регулятора роста растений.

  33. Получение биостабильных композиций на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена, наполненного дигидрокверцетином.

  34. Получение пластмасс на основе белкового сырья.

  35. Есть или не есть? (о пищевых добавках к продуктам).

  36. Значение гидролиза солей в жизни человека.

  37. Жизнь пластиковой бутылки.

  38. Пути использования аминокислот в организме.

  39. Радуга химических реакций.

  40. Разработка фотохромных абсорбционных газоанализаторов.

  41. Расчет термодинамических функций сорбции легких углеводородов на поли (3,3-бис (триметилсилил) трициклонене-7).

  42. Роль слюны в формировании и поддержании кариесрезистентности зубной эмали.

  43. Свойства соединений фтора.

  44. Синтетические и природные стероиды.

  45. Снег – как индикатор загрязнении окружающей среды автомобильным транспортом.

  46. Соединения галогенов как лекарственные средства.

  47. Токсическое действие тяжелых металлов.

  48. Фруктовые аминокислоты и их использование в косметологии.

  49. Химические основы механизмов воспалительных процессов.

  50. Химический язык.

  51. Химическое загрязнение окружающей среды

  52. Химия Земли и Космоса.

  53. Химия и технология штатных бризантных взрывчатых веществ.

  54. Химия элементов 7А группы

  55. Царственная семья. Золото, Серебро, Медь.

Приложение 2


Критерии и нормы оценки обучающихся по предмету «Химия»


Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

Ответ «4»:

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.


Оценка экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции).

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.


Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

-  допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.


Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!