СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Изобразительное искусство» (4 класс)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

  • •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России

  • и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.



В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» обучающиеся научатся:

•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.

2. Содержание учебного предмета

Истоки родного искусства

В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников.

Древние города нашей земли

Красота и неповторимость архитектуры ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.



Каждый народ – художник

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традици­онной культуры народа, в осо­бой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов тра­диционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, ук­ладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.

Искусство объединяет народы

От представлений о великом мно­гообразии культур мира - к пред­ставлению о едином для всех на­родов понимании красоты и без­образия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: мате­ринство, уважение к старшим, за­щита Отечества, способность со­переживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творче­ство зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тематическое планирование для обучающихся 4 класса по 1 часу в неделю (всего 34 часа)

№ п/п

Тема

Воспитательный потенциал

Кол-во часов


1

Истоки родного искусства












Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. 

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Формирование умений и навыков планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно-творческих задач. 

Привлечение внимания к совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов.


Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Формирование и развитие чувства прекрасного, умение понимать и ценить памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.


Воспитание любви к Родине. 

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру.

Развитие у детей способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.

Формирование умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.




Воспитание чувства патриотизма, гуманизма, этических норм.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. 

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Формировать умения понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. 

Привлечение внимания к совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов.

8

2





Древние города нашей земли


7









3

Каждый народ – художник









11

4



Искусство объединяет народы




8


Воспитательный потенциал учебного предмета «Изобразительное исскуство» реализуется через:

1) фронтальную, индивидуальную и групповую формы организации учебной деятельности на уроке;

2) Различные виды деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих одноклассников, самостоятельная работа с учебником и научно – познавательной литературой, наблюдение, просмотр учебных фильмов.













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ч в неделю. Всего 34 ч.




п/п


Тема урока

Примечания

(П/К – практическая работа)

Истоки родного искусства (8 часов)


1

Пейзаж родной земли.



2

Пейзаж родной земли.


П/Р Природ родного края (пей­заж).



3

Деревня - де­ревянный мир.


П/Р Изба (или моделирование её из бумаги (объём, полуобъём).


4

Деревня - де­ревянный мир.

П/Р Изба (или моделирование её из бумаги (объём, полуобъём).



5

Красота человека.


П/Р Женские и мужские образы в народных костюмах (Вариант зада­ния: изготовление кукол по типу народных тряпичных или леп­ных фигур).


6

Красота

человека.




П/Р Сцены труда из крестьянской жизни.


7



Народные

праздники.


П/Р Календарные праздники (коллективная рабо­та - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гу­лянья, связанные с приходом весны или концом страды).


8

Народные

праздники

(обобщение

темы).


П/Р Календарные праздники (коллективная рабо­та - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гу­лянья, связанные с приходом весны или концом страды).

Древние города нашей земли (7 часов)


9

Родной угол.


П/Р Макет древнерус­ского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). (Вариант зада­ния: изобразительный образ города-крепости).



10


Древние

соборы.



П/Р Макет города с по­мощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, (вариант за­дания: изображение храма).


11



Города

Русской земли.


П/Р Коллективная рабо­та: моделирование жилого на­полнения города. Ва­риант задания: изображение древнерусского города (внеш­ний или внутренний вид города).


12

Древнерус­ские воины- защитники.




П/Р Древнерусские воины, княжеская дружина.


13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.



14

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.



15

Пир в терем­ных палатах (обобщение темы).


П/Р Праздник в интерь­ере царских или княжеских па­лат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). посуда на праздничных столах.

Каждый народ - художник (11 часов)


16

Страна восхо­дящего солн­ца. Образ ху­дожественной культуры Японии.


П/Р Природа через ха­рактерные детали.


17

Страна восхо­дящего солн­ца. Образ ху­дожественной культуры Японии.


П/Р Изображать японок в кимоно, пе­редавать характерные черты лица, прически, волнообразные движе­ния фигуры. (Вариант задания: выполнение в объёме или полуобъёме бумажной куклы в кимоно).


18

Страна восхо­дящего солн­ца. Образ ху­дожественной культуры Японии.


П/Р Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни- сакуры» или «Праздник хризан­тем» (плоскостной или про­странственный коллаж).


19

Народы гор и степей.


П/Р Жизнь в степи и кра­сота пустых пространств (раз­витие живописных навыков).


20

Народы гор и степей.


П/Р Жизнь в степи и кра­сота пустых пространств (раз­витие живописных навыков).


21

Города в пустыне.


П/Р Среднеазиатский город (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитек­турных построек).



22



Древняя

Эллада.


П/Р Греческий храм (полуобъёмные или плоские аппликации) для панно или объёмное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия.


23

Древняя

Эллада.


П/Р Коллективное панно «Древне­греческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, празднич­ное шествие или Олимпийские игры).



24

Европейские города Сред­невековья.



25

Европейские города Сред­невековья.


П/Р Панно «Площадь средневекового города»


26

Многообразие художествен­ных культур в мире (обоб­щение темы).



Искусство объединяет народы (8 часов)


27

Материнство.



П/Р Образ матери и дитя, их единства, ласки (по представле­нию).



28

Материнство. Мудрость

старости.




П/Р Продолжение работы. Изображать (по представле­нию) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отноше­ния друг к другу.

Использовать материалы: гу­ашь, кисти или пастель, бумага.


29


Итоговая контрольная работа за курс 4 класса (22. 04.)


Итоговая аттестация.


30

Сопережива­ние.


П/Р Рисунок с драмати­ческим сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. п.).


31



Герои-

Защитники.


П/Р Лепка эскиза памят­ника герою.



32

Юность и надежды.




П/Р Радо­сть детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.




33-

34

Искусство на­родов мира (обобщение темы).














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!