РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство» (4 класс)
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
•знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
•эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» обучающиеся научатся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.
2. Содержание учебного предмета
Истоки родного искусства
В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников.
Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектуры ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Каждый народ – художник
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.
Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Тематическое планирование для обучающихся 4 класса – по 1 часу в неделю (всего 34 часа)
№ п/п | Тема | Воспитательный потенциал | Кол-во часов |
1 | Истоки родного искусства | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формирование умений и навыков планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно-творческих задач. Привлечение внимания к совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование и развитие чувства прекрасного, умение понимать и ценить памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Воспитание любви к Родине. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру. Развитие у детей способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству. Формирование умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности. Воспитание чувства патриотизма, гуманизма, этических норм. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Формировать умения понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Привлечение внимания к совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. | 8 |
2 | Древние города нашей земли | 7 |
3 | Каждый народ – художник | 11 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 |
Воспитательный потенциал учебного предмета «Изобразительное исскуство» реализуется через:
1) фронтальную, индивидуальную и групповую формы организации учебной деятельности на уроке;
2) Различные виды деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих одноклассников, самостоятельная работа с учебником и научно – познавательной литературой, наблюдение, просмотр учебных фильмов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ч в неделю. Всего 34 ч.
№ п/п | Тема урока | Примечания (П/К – практическая работа) |
Истоки родного искусства (8 часов)
1 | Пейзаж родной земли. | |
2 | Пейзаж родной земли. | П/Р Природ родного края (пейзаж). |
3 | Деревня - деревянный мир. | П/Р Изба (или моделирование её из бумаги (объём, полуобъём). |
4 | Деревня - деревянный мир. | П/Р Изба (или моделирование её из бумаги (объём, полуобъём). |
5 | Красота человека. | П/Р Женские и мужские образы в народных костюмах (Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур). |
6 | Красота человека. | П/Р Сцены труда из крестьянской жизни. |
7 | Народные праздники. | П/Р Календарные праздники (коллективная работа - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды). |
8 | Народные праздники (обобщение темы). | П/Р Календарные праздники (коллективная работа - панно): осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды). |
Древние города нашей земли (7 часов)
9 | Родной угол. | П/Р Макет древнерусского города (конструирование из бумаги или лепка крепостных стен и башен). (Вариант задания: изобразительный образ города-крепости). |
10 | Древние соборы. | П/Р Макет города с помощью лепки или постройки макета здания древнерусского каменного храма, (вариант задания: изображение храма). |
11 | Города Русской земли. | П/Р Коллективная работа: моделирование жилого наполнения города. Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). |
12 | Древнерусские воины- защитники. | П/Р Древнерусские воины, княжеская дружина. |
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | |
14 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | |
15 | Пир в теремных палатах (обобщение темы). | П/Р Праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира (бояр, боярынь, музыкантов, царских стрельцов, прислужников). посуда на праздничных столах. |
Каждый народ - художник (11 часов)
16 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | П/Р Природа через характерные детали. |
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | П/Р Изображать японок в кимоно, передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры. (Вариант задания: выполнение в объёме или полуобъёме бумажной куклы в кимоно). |
18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | П/Р Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни- сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный коллаж). |
19 | Народы гор и степей. | П/Р Жизнь в степи и красота пустых пространств (развитие живописных навыков). |
20 | Народы гор и степей. | П/Р Жизнь в степи и красота пустых пространств (развитие живописных навыков). |
21 | Города в пустыне. | П/Р Среднеазиатский город (аппликация на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек). |
22 | Древняя Эллада. | П/Р Греческий храм (полуобъёмные или плоские аппликации) для панно или объёмное моделирование из бумаги; изображать фигуры олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия. |
23 | Древняя Эллада. | П/Р Коллективное панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки, праздничное шествие или Олимпийские игры). |
24 | Европейские города Средневековья. | |
25 | Европейские города Средневековья. | П/Р Панно «Площадь средневекового города» |
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). | |
Искусство объединяет народы (8 часов)
27 | Материнство. | П/Р Образ матери и дитя, их единства, ласки (по представлению). |
28 | Материнство. Мудрость старости. | П/Р Продолжение работы. Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их единства, ласки, т. е. отношения друг к другу. Использовать материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага. |
29 | Итоговая контрольная работа за курс 4 класса (22. 04.) | Итоговая аттестация. |
30 | Сопереживание. | П/Р Рисунок с драматическим сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. п.). |
31 | Герои- Защитники. | П/Р Лепка эскиза памятника герою. |
32 | Юность и надежды. | П/Р Радость детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. |
33- 34 | Искусство народов мира (обобщение темы). | |