СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской»

2


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»





Рассмотрено

на заседании МО учителей /естественно-математического/ цикла

Протокол № __1___ от 31.08.21 г.

Руководитель МО_____ /О.В.Парахина/




Принято

на заседании педагогического совета школы

Протокол № __1__от 31.08.21 г.

Приложение №_____ к ООП НОО/ООО/СОО

МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2021-2022учебный год


Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ»

_________________ / С.А. Строчинский /

приказ № _631___от 31.08.2021 г.


Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 8 классов

на 2021-2022 учебный год

к УМК под редакцией «Алгоритм успеха» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской

Составитель: Новотарская Н.В.

Должность: учитель изобразительного искусства

Квалификация: высшая


Согласовано: заместитель директора по учебной работе _____________/__________________./ «_31_»_августа______2021г.


город Нижневартовск, 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКА

Программа «Изобразительное искусство 5-9 классы» (Авторы: Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская – Москва: «Вентана-Граф», 2013 год.) - и выполнение образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» на 2021-2022 учебный год.

Программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству для 8 классов, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями от 29.12.2014г. (приказ №1644), от 31.12.2015г. (приказ №1577).

Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования науки Российской Федерации / Москва: Вентана – Граф, 2016


1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Цель: реали­зация фактора общего и эстетического развития учащихся; форми­рование целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного воспри­ятия произведений разных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение учащи­мися графической грамоты и развитие визуального мышления; акти­визация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство».

Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчест­ву, потребности проявить себя в нём, формирование художествен­ных и эстетических предпочтений.

Развитие способности к эмоционально-чувственному и осознан­но-мотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности.

Освоение разных видов пластических искусств: живописи, графи­ки, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; приёмов работы с различными художественными мате­риалами, инструментами, техниками.

Овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разны­ми художественными материалами, которые позволили бы адекват­но выразить в художественном творчестве представления учащихся об окружающем мире в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями.

Развитие опыта художественного восприятия произведений ис­кусства, обогащение знаний и представлений о художественном на­следии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Программа выстроена с учётом современных направлений в преподавании изобразительного искусства: создания целостного представления о развитии и взаимодействии различных видов художественного творчества, развития у школьников визуально-пространственных способностей, сохранения преемственности в изучении предмета учащимися начального и среднего звена.

При составлении рабочей программы были учтены современные тенденции в области художественного образования школьников, изменения в культурной жизни России за последние десятилетия, новые формы в искусстве. Методологическая основа программы, педагогический подход опираются на базовые положения научной школы Юсова, в частности его концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в федеральном государственном научном учреждении Институт художественного образования Российской академии образования.

Научно-методическое обеспечение программы, предлагаемые формы, методы и технологии обучения учитывают современный социокультурный уровень развития общества, историю развития национальных культур, региональный подход к обучению и воспитанию, передовой опыт учителей - практиков. Предлагаются нестандартные формы общения педагога с учащимися, построенные на принципах сотворчества, предполагающие изменение статуса ученика, превращение его из объекта в субъект образовательного процесса.

Программа ориентирована на формирование, развитие и активизацию творческого, духовно-нравственного, эстетического потенциала учащихся, помогает им составить целостное представление о культуре народов мира, стимулирует учителя на реализацию его творческих способностей.

1) В программе учтены предметные и метапредметные требования, изложенные в федеральном государственном стандарте, предметной области «Изобразительное искусство»: Сформирование более глубоких, по сравнению с начальной школой, знаний о роли изобразительного искусства в жизни и в духовно-нравственном развитии человека, становлении его мировоззрения.

2) Овладение практическими умениями и навыками восприятия, анализа и эстетической оценки произведений искусства, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

3) Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) (цифровой фотографии, видеозаписи, элементах мультипликации и пр.) и проектной исследовательской деятельности.


Требования к личностным результатам освоения программы основ­ного общего образования по изобразительному искусству отражают:

  • социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование понятия о национальной культуре и представ­ления о вкладе своего народа в культурное и художественное насле­дие мира;

  • развитие интереса и уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

  • мотивацию к учебной и творческой деятельности, формиро­вание личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;

  • развитие творческого потенциала ученика в условиях активи­зации воображения и фантазии;

  • развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмо­циональной отзывчивости на восприятие окружающего мира при­роды и произведений искусства;

  • воспитание интереса подростков к самостоятельной творче­ской деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;

  • развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художест­венной деятельности;

  • бережное отношение к духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отра­жать:

  • освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потен­циала личности, способности оригинально мыслить и самостоя­тельно решать творческие задачи;

  • формирование умения планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные спо­собы решения;

  • развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;

  • развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о циклич­ности и ритме в жизни и в природе;

  • развитие визуально-образного мышления, сознательного под­хода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;

  • активное использование речевых, музыкальных, знаково-сим­волических средств, информационных и коммуникационных техно­логий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;

  • развитие способности понимать и использовать в своей твор­ческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить рече­вое высказывание и уметь передавать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах ис­кусства; накапливать знания и представления о разных видах искус­ства и их взаимосвязи;

  • формирование способности сравнивать, анализировать, обоб­щать и переносить информацию с одного вида художественной дея­тельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логи­ческими действиями установления аналогий и причинно-следствен­ных связей в построении рассуждений;

  • воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать раз­личные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мне­ние, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;

  • овладение способами ведения коллективной творческой ра­боты; умение договариваться, распределять функции и роли в со­вместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совме­стной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;

  • развитие пространственного ощущения мира; формирова­ние представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, пони­мания связи народного искусства с окружающей природой, клима­том, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формиро­вание представлений об освоении человеком пространства Земли;

  • освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;

  • формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.

Предметные результаты освоения программы основного обще­го образования по изобразительному искусству должны отражать:

  • сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • сформированность основ изобразительного искусства с опо­рой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;

  • развитость устойчивого интереса к изобразительному творче­ству; способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, пе­реживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;

  • индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном ис­кусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;

  • развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;

  • проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природ­ных форм и произведений искусства;

  • развитие фантазии и воображения детей;

  • использование в собственных творческих работах разнообра­зия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;

  • сформированность представлений о видах пластических ис­кусств, об их специфике; овладение выразительными особенностя­ми языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно - ­прикладного искусства, архитектуры и дизайна);

  • умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному про­изведению;

  • использование изобразительных, поэтических и музыкаль­ных образов при создании театрализованных композиций, художе­ственных событий, импровизации по мотивам разных видов искус­ства;

  • нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изо­бразительного искусства.

Оценка достижения планируемых результатов освоения про­граммы основного общего образования по изобразительному искус­ству.

Оценивать деятельность учащихся по освоению темы, художест­венной техники, технологии выполнения работы, овладению мате­риалами и инструментами, композиционному, цветовому, простран­ственному решению работы на уроках изобразительного искусства необходимо с учётом возраста и личностного индивидуального рос­та каждого ученика.

Следует отдельно подчеркнуть некоторые моменты. На уроках изобразительного искусства оценивается не столько аккуратность, сколько реализация учеником собственной индивиду­альности, его желание сделать что-то своё, выйти за рамки известно­го, традиционного, стандартного, предложить новое, оригиналь­ное, индивидуальное решение, например получить оригинальный цвет, придумать необычную форму, найти похожие образы в музы­ке, стихах, движениях, материал о жизни и творчестве художника, написать реферат по истории создания произведения искусства или очерк-эссе о художественном течении, направлении, новых формах современных видов искусства.

Копирование может быть только методом освоения каких-либо навыков и приёмов, но не является творческой деятельностью в полном смысле этого слова, следова­тельно, оценка рисунка, полученного в результате копирования, бу­дет низкой.

Работа, вы­полненная коллективно, оценивается как единое художественное произведение, работа каждого ученика в группе не оценивается.


Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», включают в себя круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для последующего обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня.


Выпускник научится (8 класс):

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства(используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

  • навыки плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство о строении объема предметов и глубины пространства;

  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

  • применять перспективу в практической творческой работе;

  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

  • навыкам создания пейзажных зарисовок;

  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

  • пользоваться правилами работы на пленэре;

  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

  • различать и характеризовать виды портрета;

  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

  • использовать графические материалы в работе над портретом;

  • использовать образные возможности освещения в портрете;

  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

  • называтьименавыдающихсярусскихизарубежныххудожников-портретистов и определять их произведения;

  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

  • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

  • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

  • рассуждать(с опорой на восприятие художественных произведений, шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

  • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

  • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;

  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

  • творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему;

  • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

  • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

  • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

  • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

  • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

  • анализировать художественно - выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

  • характеризовать временные и пространственные искусства;

  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;

  • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

  • понимать сочетание различных объемов в здании;

  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн - проектов;

  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое

  • значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

  • понимать основы краткой истории костюма;

  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

  • применять навыки сочинения объемно- пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и

  • исторических комплектов одежды;

  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова -на- Рву;

  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII– XIX

  • веков;

  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII– XIX веков;

  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

  • владеть диалогической формой коммуникации,

  • уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

  • различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  • выделятьпризнакидляустановлениястилевыхсвязейвпроцессеизученияизобразительногоискусства;

  • понимать специфику изображения в полиграфии;

  • различатьформыполиграфическойпродукции:книги,журналы,плакаты,афишиидр.);

  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое)

  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и д.р.; создавать художественную композицию макета книги, журнала;

  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII–XIX веков;

  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII

  • называть имена выдающихся русских художников – ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

  • называтьименавыдающихсярусскиххудожников-пейзажистовXIXвекаиопределятьпроизведенияпейзажнойживописи;

  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

  • о пределять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

  • Использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • называть имена выдающихся русских художников - ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

  • узнавать называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

  • применять творческий опыт разработки художественного проекта–создания композиции на определенную тему;

  • понимать смысл традиций иноваторствавизобразительномискусствеXXвека.Модерн.Авангард.Сюрреализм;

  • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О.Шехтель .А.Гауди;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

  • называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

  • различать особенности художественной фотографии;

  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • различать понятия: игровой и документальный фильм;

  • называть имена мастеров российского кинематографа .С.М. Эйзенштейн,. А.А. Тарковский, С.Ф. Бондарчук, .Н.С. Михалков;

  • понимать основы искусства телевидения;

  • понимать различия в творческой работе художника - живописца и сценографа;

  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

  • применять в практике любительского спектакля художественно – творческие умения по созданию костюмов, грима и т.д. для спектакля из доступных материалов;

  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно – выразительных средств фотографии;

  • применять своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т.д.;

  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

  • применять сценарно - режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

  • реализовывать сценарно – режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


п/ п

Раздел программы

Основное содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Искусство в жизни человека


Пространство окружающей жизни: приро­да, предметный мир — культура.

Художественно-выразительные средства организации пространства жизни и простран­ства картины.

Наброски, записи, размышления, иска­ния, пробы в основе любого художественного проекта или научной разработки.

Отражение личности художника в его про­изведениях. Художественная форма произве­дения: композиция, пространство произведе­ния, индивидуальная творческая манера ху­дожника.

Особенности работы художника-скульптора

Работа на плоскости

Использовать в работе средства художественной вырази­тельности: линию, точку, штрих, пятно.

Передавать в работах ритм, динамику, статику, непрерыв­ность линии, симметрию, асимметрию, равновесие, колорит, ритм, силуэт, светотень, контраст, нюанс, фактуру.

Создавать беспредметные графические композиции, пере­дающие состояние, настроение, эмоции.

Использовать в работе мотивы произведений других видов искусства. Создавать композиции по мотивам работ художни­ка (передача манеры письма, организации холста, условного языка изображения предметов).

Создавать графические композиции в смешанной технике (аппликация, графика).

Создавать формальные композиции из простых геометри­ческих фигур, передавая определённое состояние.

Узнавать манеру письма разных художников. Создавать формальные композиции с целью передачи настроения, ха­рактера, состояния, подражая манере письма конкретного ху­дожника. Создавать картины по памяти, подражая картинам известных художников. Передавать манеру письма и коло­рит.

Применять на практике эффекты использования цвета и света для усиления задуманного художественного образа интерьера.

Находить черты сходства и различия в народном и совре­менном декоративно-прикладном искусстве. Создавать орна­мент графическими средствами.

Передавать глубину пространства в плоскостном изобра­жении.

Использовать в самостоятельной работе над плоским кар­тонным манекеном знание пропорций фигуры человека и способов её изображения в движении.

Работать в технике отрывной аппликации.

Работа в объёме

Создавать пространственную объёмную или полуобъёмную композицию на основе каркаса из проволоки. Выполнять композиции по мотивам поэтических, музыкальных произве­дений. Передавать в работе настроение. Объяснять задуман­ный художественный образ.

Работать по подсказке с готовой формой

2

Средства художественного выражения в искусстве


Гармония в картине. Художественно - выразительные средства изобразительного искусства, их взаимодействие: композиция и равно­весие её частей (пятен, форм, линий) между собой и относительно центра; динамика и по­кой; симметрия и асимметрия; ритм и дина­мика; фактура; контраст и нюанс; гармония и «мелодика» произведения (непрерывность линии), пластика и колорит.

Символика цвета. Использование цвета и света в пространстве интерьера, его роль в решении пространственного образа интерьера

3

Виды и жанры искусства

Этнические мотивы, связь с народным декоративно -прикладным искусством: колорит, цветовая гамма, форма, элементы узоров, об­разы.

Дизайн: возникновение дизайна на основе народного кустарного искусства; история раз­вития, основная функция.

4

В мастерской художника

Импровизация в разных видах искусства: театре, танце, живописи, поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре, фотографии, кино. Художник в театре и кино.

5


Художники и время


Историческое время, историческое про­странство и культура. Роль искусства в формировании художественного восприятия зрителя

Самостоятельно выбирать тему для проекта.

Использовать в работе различные источники информации. Использовать в речи терминологию изобразительного искус­ства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, ху­дожественный образ).

Защищать свои проекты и свои творческие работы перед аудиторией. Создавать презентации в программе PowerPoint. Применять в работе фотоматериалы, выполненные самостоя­тельно.

Создавать небольшие кинорепортажи или мультфильмы по материалам исследования. Создавать презентации по твор­честву художников. Работать в группе над одним проектом

Определять по содержанию произведения живописи исто­рическое время, историческое пространство.

Рассказывать о культурах Древней Греции и Древнего Ри­ма, о мифах как основе искусства этой эпохи. Отличать искус­ство Античности от искусства Древнего Египта и Месопота­мии. Различать архитектурные школы древнерусского зодче­ства. Находить черты сходства и различия в экстерьере и интерьере храмов, их убранстве.

Различать архитектурные образы православного храма,

романского и готического соборов, объяснять различия, пе­редавать их в своих зарисовках, эскизах.

Объяснять значение эпохи Возрождения, её ценность для европейской культуры. Анализировать живопись, скульптуру, особенности архитектуры эпохи Возрождения.

Объяснять художественное значение фактуры и простран­ства в изобразительном искусстве (точка зрения, линия гори­зонта, линия, силуэт, пластика, светотень, ритм, компо­зиция).

Объяснять сходство и различия в творчестве художников- живописцев, писателей, архитекторов, скульпторов эпохи ба­рокко и эпохи Возрождения. Находить общие черты в искус­стве барокко и классицизма.

Выделять особенности, присущие романтизму, в произ­ведениях живописи и скульптуры. Объяснять разницу между романтизмом и реализмом. Объяснять такие понятия, как «ро­мантический герой», «романтический образ». Выделять силь­ные стороны реализма.

Рассказывать, в чём ценность открытий импрессионизма.

Вычленять особенности стиля модерн. Различать и объяс­нять ведущие направления в искусстве XX века.

Воспроизводить в творческой работе черты стиля совре­менного искусства.

Работа на плоскости

Выполнять быстрые эскизы-наброски или цветовые этюды по воображению.

Передавать с помощью штриха разные по динамике и ха­рактеру композиции. Грамотно применять художественный материал для работы со штрихом. Работать в разных форматах. Передавать в работах характеристику древних культур Египта и Месопотамии, особенности архитектуры Древней Греции. Создавать эскизы и проекты по описанию. Использовать знания о перспективе, интерьере, костюме, пропорциях тела человека. Передавать в своих работах фактурность, колорит, тональные растяжки, структуру полотна художника. Объяснять свой выбор и свой вариант выполнения работы. Создавать графические или живописные работы в определённом стиле. Выполнять творческие работы в технике жи вописи и воскографии (граттажа). Рисовать предмет с натуры. Воспроизводить особенности, присущие романтизму, в собственных творческих работах. Создавать серию рисунков, показывающих развитие какого-либо действия (сюжета). Воссоздавать цветовые и композиционные особенности работ художников-импрессионистов и постимпрессионистов, подражая манере их письма. Создавать орнамент в стиле модерн. Использовать в работе выразительные особенности линии. Создавать эскизы архитектурных проектов и декоративного оформления зданий в заданном стиле.

Работа на плоскости и в объёме. Выполнять работы в технике аппликации. Создавать композиции в технике графики, в технике бумажной пластики. Создавать декоративный натюрморт в технике акварели или гуаши. Создавать коллективную композицию в технике коллажа с использованием предметов и иллюстративного материала из старых журналов, книг, газет.

6

Художественные направления и стили в различные исторические эпохи

Основные художественно-стилевые направления в архитектуре

7

Образы искусства


Знакомство с культурой Древнего Египта: культ камня, основа представлений о мире — миф.

Античный миф — основа искусства. Рацио­нальное начало, идея гармонии и централь­ной симметрии в античной архитектуре. Си­стема греческих ордеров.

Христианство — источник идей и образов средневекового европейского искусства. Ро­манская базилика, готический храм.

Светский характер культуры Ренессанса и её антропоцентризм. Архитектура и жи­вопись Ренессанса.

Мировоззренческие основы барокко.

Воплощение идей классицизма в архитек­турных ансамблях. Классицизм в России: ар­хитекторы К. И. Росси, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков; скульптор Э. Фальконе. Жи­вопись: Н. Пуссен, Ж. Давид, К. П. Брюллов, А. А. Иванов.

Утверждение самоценности духовно - творческой жизни личности, изображение силь­ных (зачастую бунтарских) страстей и харак­теров, одухотворённой и целительной приро­ды в искусстве романтизма.

Точная и объективная фиксация действи­тельности (реальности) в работах мастеров реализма (Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Сури­ков, Ж. Милле, В. Г. Перов)

Импрессионизм как крайнее проявление в искусстве принципов реализма (К. Моне, . Дега, О. Ренуар, Э. Мане). Русский импрессионизм. Постимпрессионизм. Попытка художников выразить тайны бытия языком наглядного и чувственно воспринимаемого образа через символ. Творчество У. Блейка, К. Фридриха, О. Редона, А. Бёклина, Э. Мунка. Искусство модерна (конец XIX — начало XX века). Природные стихии — моделирующий образ модерна. Эксперименты в искусстве модернизма — К. С. Малевич, В. В. Кандинский; фовизма — А. Матисс; экспрессионизма — Ф. Марк; футуризма — Дж. Балла; кубизма — П. Пикассо; абстракционизма — В. В. Кандинский; сюрреализма — С. Дали; примитивизма — А. Руссо. Постмодернизм, абстрактный экспрессионизм (оп-арт, поп-арт, граффити, ленд-арт). Стили и направления в искусстве дизайна. Отображение в дизайне мотивов живописи, архитектуры: дизайн бытовых вещей, промышленного производства, костюма, интерьера

8

Великие имена в искусстве.


Творческие проекты (3 ч)

•«Мир без искусства»

•«Мой край в разные периоды истории»

•«Праздники моего народа»

•«Античные образы в мировой и отечественной культуре»

•«Архитектура Московского Кремля»

•«Архитектурный ансамбль загородной усадьбы»

•«Национальные школы живописи»

•«Художник и время»

•«История создания картины»

•«Дизайн вчера и сегодня»

Самостоятельно выбирать тему для проекта. Использовать в работе различные источники информации. Самостоятельно находить материал с помощью поисковых систем Интернета. Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Защищать свои проекты и свои творческие работы перед аудиторией. Создавать презентации по творчеству художников. Создавать презентации в программе PowerPoint. Применять в работе фотоматериалы, выполненные самостоятельно. Создавать небольшие кинорепортажи или мультфильмы по материалам исследования. Работать в группе над одним проектом


4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 классов (34 часа)


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

Раздел 1

Искусство в жизни человека

4



1

Искусство как способ познания окружающего мира

1

8а –

8б –

8а –

8б –

2

Форма в искусстве

1

8а –

8б –

8а –

8б –

3

Содержание и форма

1

8а –

8б –

8а –

8б –

4

Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве

1

8а –

8б –

8а –

8б –

Раздел 2

Средства художественного выражения в искусстве

6



5

Язык изобразительного искусства

1

8а –

8б –

8а –

8б –

6

Композиция

1

8а –

8б –

8а –

8б –

7

Тень — один из главных элементов композиции

1

8а –

8б –

8а –

8б –

8

Человек и цвет: особенности цветового восприятия

1

8а –

8б –

8а –

8б –

9

Цвет и свет в пространстве интерьера

1

8а –

8б –

8а –

8б –

10

Как нужно воспринимать картину

1

8а –

8б –

8а –

8б –

Раздел 3

Виды и жанры искусства

6



11

Портрет на фоне эпохи

1

8а –

8б –

8а –

8б –

12

От портрета к автопортрету

1

8а –

8б –

8а –

8б –

13

Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн

1

8а –

8б –

8а –

8б –

14

Графика: линия в искусстве

1

8а –

8б –

8а –

8б –

15

Декоративно-прикладное искусство: орнамент

1

8а –

8б –

8а –

8б –

16

Скульптура

1

8а –

8б –

8а –

8б –

Раздел 4

В мастерской художника

2



17

Манера письма и интерпретация одной темы

1

8а –

8б –

8а –

8б –

18

Творческая импровизация в искусстве

1

8а –

8б –

8а –

8б –

Раздел 5

Художник и время

2



19

Отображение в искусстве исторической эпохи.

1

8а –

8б –

8а –

8б –

20

Связь времён: преемственность в художественном творчестве

1

8а –

8б –

8а –

8б –

Раздел 6

Художественные направления и стили в различные исторические эпохи

2



21

Понятие художественного стиля в искусстве

1

8а –

8б –

8а –

8б –

22

Основные художественно-стилевые направления в архитектуре

1

8а –

8б –

8а –

8б –

Раздел 7

Образы искусства

11



23

Искусство Древнего Египта и Месопотамии

1

8а –

8б –

8а –

8б –

24

Античное искусство

1

8а –

8б –

8а –

8б –

25

Христианское искусство Средневековья

1

8а –

8б –

8а –

8б –

26

Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков

1

8а –

8б –

8а –

8б –

27

Барокко

1

8а –

8б –

8а –

8б –

28

Классицизм

1

8а –

8б –

8а –

8б –

29

Романтизм, реализм, импрессионизм

1

8а –

8б –

8а –

8б –

30

Романтизм, реализм, импрессионизм

1

8а –

8б –

8а –

8б –

31

Символизм, постимпрессионизм и модерн

1

8а –

8б –

8а –

8б –

32

Символизм, постимпрессионизм и модерн

1

8а –

8б –

8а –

8б –

33

Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму

1

8а –

8б –

8а –

8б –

Раздел 8

Великие имена в искусстве

1



34

Творческий проект. Великие имена в искусстве

1

8а –

8б –

8а –

8б –




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!