2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»
Рассмотрено на заседании МО учителей /естественно-математического/ цикла Протокол № __1___ от 31.08.21 г. Руководитель МО_____ /О.В.Парахина/ | Принято на заседании педагогического совета школы Протокол № __1__от 31.08.21 г. | Приложение №_____ к ООП НОО/ООО/СОО МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2021-2022учебный год Утверждаю: Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» _________________ / С.А. Строчинский / приказ № _631___от 31.08.2021 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 8 классов
на 2021-2022 учебный год
к УМК под редакцией «Алгоритм успеха» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской
Составитель: Новотарская Н.В.
Должность: учитель изобразительного искусства
Квалификация: высшая
Согласовано: заместитель директора по учебной работе _____________/__________________./ «_31_»_августа______2021г.
город Нижневартовск, 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКА
Программа «Изобразительное искусство 5-9 классы» (Авторы: Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская – Москва: «Вентана-Граф», 2013 год.) - и выполнение образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» на 2021-2022 учебный год.
Программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству для 8 классов, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями от 29.12.2014г. (приказ №1644), от 31.12.2015г. (приказ №1577).
Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования науки Российской Федерации / Москва: Вентана – Граф, 2016
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель: реализация фактора общего и эстетического развития учащихся; формирование целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство».
Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, потребности проявить себя в нём, формирование художественных и эстетических предпочтений.
Развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности.
Освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; приёмов работы с различными художественными материалами, инструментами, техниками.
Овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве представления учащихся об окружающем мире в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями.
Развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа выстроена с учётом современных направлений в преподавании изобразительного искусства: создания целостного представления о развитии и взаимодействии различных видов художественного творчества, развития у школьников визуально-пространственных способностей, сохранения преемственности в изучении предмета учащимися начального и среднего звена.
При составлении рабочей программы были учтены современные тенденции в области художественного образования школьников, изменения в культурной жизни России за последние десятилетия, новые формы в искусстве. Методологическая основа программы, педагогический подход опираются на базовые положения научной школы Юсова, в частности его концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в федеральном государственном научном учреждении Институт художественного образования Российской академии образования.
Научно-методическое обеспечение программы, предлагаемые формы, методы и технологии обучения учитывают современный социокультурный уровень развития общества, историю развития национальных культур, региональный подход к обучению и воспитанию, передовой опыт учителей - практиков. Предлагаются нестандартные формы общения педагога с учащимися, построенные на принципах сотворчества, предполагающие изменение статуса ученика, превращение его из объекта в субъект образовательного процесса.
Программа ориентирована на формирование, развитие и активизацию творческого, духовно-нравственного, эстетического потенциала учащихся, помогает им составить целостное представление о культуре народов мира, стимулирует учителя на реализацию его творческих способностей.
1) В программе учтены предметные и метапредметные требования, изложенные в федеральном государственном стандарте, предметной области «Изобразительное искусство»: Сформирование более глубоких, по сравнению с начальной школой, знаний о роли изобразительного искусства в жизни и в духовно-нравственном развитии человека, становлении его мировоззрения.
2) Овладение практическими умениями и навыками восприятия, анализа и эстетической оценки произведений искусства, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
3) Овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) (цифровой фотографии, видеозаписи, элементах мультипликации и пр.) и проектной исследовательской деятельности.
Требования к личностным результатам освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:
социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передавать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Предметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
развитие фантазии и воображения детей;
использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству.
Оценивать деятельность учащихся по освоению темы, художественной техники, технологии выполнения работы, овладению материалами и инструментами, композиционному, цветовому, пространственному решению работы на уроках изобразительного искусства необходимо с учётом возраста и личностного индивидуального роста каждого ученика.
Следует отдельно подчеркнуть некоторые моменты. На уроках изобразительного искусства оценивается не столько аккуратность, сколько реализация учеником собственной индивидуальности, его желание сделать что-то своё, выйти за рамки известного, традиционного, стандартного, предложить новое, оригинальное, индивидуальное решение, например получить оригинальный цвет, придумать необычную форму, найти похожие образы в музыке, стихах, движениях, материал о жизни и творчестве художника, написать реферат по истории создания произведения искусства или очерк-эссе о художественном течении, направлении, новых формах современных видов искусства.
Копирование может быть только методом освоения каких-либо навыков и приёмов, но не является творческой деятельностью в полном смысле этого слова, следовательно, оценка рисунка, полученного в результате копирования, будет низкой.
Работа, выполненная коллективно, оценивается как единое художественное произведение, работа каждого ученика в группе не оценивается.
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», включают в себя круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для последующего обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание, которое может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопленной оценки или портфеля индивидуальных достижений), так и в конце обучения, в том числе в форме государственной итоговой аттестации. Оценка достижения планируемых результатов этого блока на уровне ведется с помощью заданий базового уровня.
Выпускник научится (8 класс):
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства(используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыки плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство о строении объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называтьименавыдающихсярусскихизарубежныххудожников-портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать(с опорой на восприятие художественных произведений, шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта – разработки композиции на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
анализировать художественно - выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн - проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое
значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно- пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и
исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова -на- Рву;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII– XIX
веков;
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII– XIX веков;
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
характеризовать признаки и особенности московского барокко;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации,
уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделятьпризнакидляустановлениястилевыхсвязейвпроцессеизученияизобразительногоискусства;
понимать специфику изображения в полиграфии;
различатьформыполиграфическойпродукции:книги,журналы,плакаты,афишиидр.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое)
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и д.р.; создавать художественную композицию макета книги, журнала;
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII–XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII
называть имена выдающихся русских художников – ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
называтьименавыдающихсярусскиххудожников-пейзажистовXIXвекаиопределятьпроизведенияпейзажнойживописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
о пределять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
Использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников - ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта–создания композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций иноваторствавизобразительномискусствеXXвека.Модерн.Авангард.Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О.Шехтель .А.Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа .С.М. Эйзенштейн,. А.А. Тарковский, С.Ф. Бондарчук, .Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника - живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно – творческие умения по созданию костюмов, грима и т.д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно – выразительных средств фотографии;
применять своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т.д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно - режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно – режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/ п | Раздел программы | Основное содержание | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Искусство в жизни человека | Пространство окружающей жизни: природа, предметный мир — культура. Художественно-выразительные средства организации пространства жизни и пространства картины. Наброски, записи, размышления, искания, пробы в основе любого художественного проекта или научной разработки. Отражение личности художника в его произведениях. Художественная форма произведения: композиция, пространство произведения, индивидуальная творческая манера художника. Особенности работы художника-скульптора | Работа на плоскости Использовать в работе средства художественной выразительности: линию, точку, штрих, пятно. Передавать в работах ритм, динамику, статику, непрерывность линии, симметрию, асимметрию, равновесие, колорит, ритм, силуэт, светотень, контраст, нюанс, фактуру. Создавать беспредметные графические композиции, передающие состояние, настроение, эмоции. Использовать в работе мотивы произведений других видов искусства. Создавать композиции по мотивам работ художника (передача манеры письма, организации холста, условного языка изображения предметов). Создавать графические композиции в смешанной технике (аппликация, графика). Создавать формальные композиции из простых геометрических фигур, передавая определённое состояние. Узнавать манеру письма разных художников. Создавать формальные композиции с целью передачи настроения, характера, состояния, подражая манере письма конкретного художника. Создавать картины по памяти, подражая картинам известных художников. Передавать манеру письма и колорит. Применять на практике эффекты использования цвета и света для усиления задуманного художественного образа интерьера. Находить черты сходства и различия в народном и современном декоративно-прикладном искусстве. Создавать орнамент графическими средствами. Передавать глубину пространства в плоскостном изображении. Использовать в самостоятельной работе над плоским картонным манекеном знание пропорций фигуры человека и способов её изображения в движении. Работать в технике отрывной аппликации. Работа в объёме Создавать пространственную объёмную или полуобъёмную композицию на основе каркаса из проволоки. Выполнять композиции по мотивам поэтических, музыкальных произведений. Передавать в работе настроение. Объяснять задуманный художественный образ. Работать по подсказке с готовой формой |
2 | Средства художественного выражения в искусстве | Гармония в картине. Художественно - выразительные средства изобразительного искусства, их взаимодействие: композиция и равновесие её частей (пятен, форм, линий) между собой и относительно центра; динамика и покой; симметрия и асимметрия; ритм и динамика; фактура; контраст и нюанс; гармония и «мелодика» произведения (непрерывность линии), пластика и колорит. Символика цвета. Использование цвета и света в пространстве интерьера, его роль в решении пространственного образа интерьера |
3 | Виды и жанры искусства | Этнические мотивы, связь с народным декоративно -прикладным искусством: колорит, цветовая гамма, форма, элементы узоров, образы. Дизайн: возникновение дизайна на основе народного кустарного искусства; история развития, основная функция. |
4 | В мастерской художника | Импровизация в разных видах искусства: театре, танце, живописи, поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре, фотографии, кино. Художник в театре и кино. |
5 | Художники и время | Историческое время, историческое пространство и культура. Роль искусства в формировании художественного восприятия зрителя | Самостоятельно выбирать тему для проекта. Использовать в работе различные источники информации. Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Защищать свои проекты и свои творческие работы перед аудиторией. Создавать презентации в программе PowerPoint. Применять в работе фотоматериалы, выполненные самостоятельно. Создавать небольшие кинорепортажи или мультфильмы по материалам исследования. Создавать презентации по творчеству художников. Работать в группе над одним проектом Определять по содержанию произведения живописи историческое время, историческое пространство. Рассказывать о культурах Древней Греции и Древнего Рима, о мифах как основе искусства этой эпохи. Отличать искусство Античности от искусства Древнего Египта и Месопотамии. Различать архитектурные школы древнерусского зодчества. Находить черты сходства и различия в экстерьере и интерьере храмов, их убранстве. Различать архитектурные образы православного храма, романского и готического соборов, объяснять различия, передавать их в своих зарисовках, эскизах. Объяснять значение эпохи Возрождения, её ценность для европейской культуры. Анализировать живопись, скульптуру, особенности архитектуры эпохи Возрождения. Объяснять художественное значение фактуры и пространства в изобразительном искусстве (точка зрения, линия горизонта, линия, силуэт, пластика, светотень, ритм, композиция). Объяснять сходство и различия в творчестве художников- живописцев, писателей, архитекторов, скульпторов эпохи барокко и эпохи Возрождения. Находить общие черты в искусстве барокко и классицизма. Выделять особенности, присущие романтизму, в произведениях живописи и скульптуры. Объяснять разницу между романтизмом и реализмом. Объяснять такие понятия, как «романтический герой», «романтический образ». Выделять сильные стороны реализма. Рассказывать, в чём ценность открытий импрессионизма. Вычленять особенности стиля модерн. Различать и объяснять ведущие направления в искусстве XX века. Воспроизводить в творческой работе черты стиля современного искусства. Работа на плоскости Выполнять быстрые эскизы-наброски или цветовые этюды по воображению. Передавать с помощью штриха разные по динамике и характеру композиции. Грамотно применять художественный материал для работы со штрихом. Работать в разных форматах. Передавать в работах характеристику древних культур Египта и Месопотамии, особенности архитектуры Древней Греции. Создавать эскизы и проекты по описанию. Использовать знания о перспективе, интерьере, костюме, пропорциях тела человека. Передавать в своих работах фактурность, колорит, тональные растяжки, структуру полотна художника. Объяснять свой выбор и свой вариант выполнения работы. Создавать графические или живописные работы в определённом стиле. Выполнять творческие работы в технике жи вописи и воскографии (граттажа). Рисовать предмет с натуры. Воспроизводить особенности, присущие романтизму, в собственных творческих работах. Создавать серию рисунков, показывающих развитие какого-либо действия (сюжета). Воссоздавать цветовые и композиционные особенности работ художников-импрессионистов и постимпрессионистов, подражая манере их письма. Создавать орнамент в стиле модерн. Использовать в работе выразительные особенности линии. Создавать эскизы архитектурных проектов и декоративного оформления зданий в заданном стиле. Работа на плоскости и в объёме. Выполнять работы в технике аппликации. Создавать композиции в технике графики, в технике бумажной пластики. Создавать декоративный натюрморт в технике акварели или гуаши. Создавать коллективную композицию в технике коллажа с использованием предметов и иллюстративного материала из старых журналов, книг, газет. |
6 | Художественные направления и стили в различные исторические эпохи | Основные художественно-стилевые направления в архитектуре |
7 | Образы искусства | Знакомство с культурой Древнего Египта: культ камня, основа представлений о мире — миф. Античный миф — основа искусства. Рациональное начало, идея гармонии и центральной симметрии в античной архитектуре. Система греческих ордеров. Христианство — источник идей и образов средневекового европейского искусства. Романская базилика, готический храм. Светский характер культуры Ренессанса и её антропоцентризм. Архитектура и живопись Ренессанса. Мировоззренческие основы барокко. Воплощение идей классицизма в архитектурных ансамблях. Классицизм в России: архитекторы К. И. Росси, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков; скульптор Э. Фальконе. Живопись: Н. Пуссен, Ж. Давид, К. П. Брюллов, А. А. Иванов. Утверждение самоценности духовно - творческой жизни личности, изображение сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы в искусстве романтизма. Точная и объективная фиксация действительности (реальности) в работах мастеров реализма (Г. Курбе, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Ж. Милле, В. Г. Перов) Импрессионизм как крайнее проявление в искусстве принципов реализма (К. Моне, . Дега, О. Ренуар, Э. Мане). Русский импрессионизм. Постимпрессионизм. Попытка художников выразить тайны бытия языком наглядного и чувственно воспринимаемого образа через символ. Творчество У. Блейка, К. Фридриха, О. Редона, А. Бёклина, Э. Мунка. Искусство модерна (конец XIX — начало XX века). Природные стихии — моделирующий образ модерна. Эксперименты в искусстве модернизма — К. С. Малевич, В. В. Кандинский; фовизма — А. Матисс; экспрессионизма — Ф. Марк; футуризма — Дж. Балла; кубизма — П. Пикассо; абстракционизма — В. В. Кандинский; сюрреализма — С. Дали; примитивизма — А. Руссо. Постмодернизм, абстрактный экспрессионизм (оп-арт, поп-арт, граффити, ленд-арт). Стили и направления в искусстве дизайна. Отображение в дизайне мотивов живописи, архитектуры: дизайн бытовых вещей, промышленного производства, костюма, интерьера |
8 | Великие имена в искусстве. | Творческие проекты (3 ч) •«Мир без искусства» •«Мой край в разные периоды истории» •«Праздники моего народа» •«Античные образы в мировой и отечественной культуре» •«Архитектура Московского Кремля» •«Архитектурный ансамбль загородной усадьбы» •«Национальные школы живописи» •«Художник и время» •«История создания картины» •«Дизайн вчера и сегодня» | Самостоятельно выбирать тему для проекта. Использовать в работе различные источники информации. Самостоятельно находить материал с помощью поисковых систем Интернета. Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Защищать свои проекты и свои творческие работы перед аудиторией. Создавать презентации по творчеству художников. Создавать презентации в программе PowerPoint. Применять в работе фотоматериалы, выполненные самостоятельно. Создавать небольшие кинорепортажи или мультфильмы по материалам исследования. Работать в группе над одним проектом |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 классов (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Раздел 1 | Искусство в жизни человека | 4 | | |
1 | Искусство как способ познания окружающего мира | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
2 | Форма в искусстве | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
3 | Содержание и форма | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
4 | Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
Раздел 2 | Средства художественного выражения в искусстве | 6 | | |
5 | Язык изобразительного искусства | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
6 | Композиция | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
7 | Тень — один из главных элементов композиции | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
8 | Человек и цвет: особенности цветового восприятия | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
9 | Цвет и свет в пространстве интерьера | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
10 | Как нужно воспринимать картину | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
Раздел 3 | Виды и жанры искусства | 6 | | |
11 | Портрет на фоне эпохи | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
12 | От портрета к автопортрету | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
13 | Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
14 | Графика: линия в искусстве | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
15 | Декоративно-прикладное искусство: орнамент | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
16 | Скульптура | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
Раздел 4 | В мастерской художника | 2 | | |
17 | Манера письма и интерпретация одной темы | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
18 | Творческая импровизация в искусстве | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
Раздел 5 | Художник и время | 2 | | |
19 | Отображение в искусстве исторической эпохи. | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
20 | Связь времён: преемственность в художественном творчестве | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
Раздел 6 | Художественные направления и стили в различные исторические эпохи | 2 | | |
21 | Понятие художественного стиля в искусстве | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
22 | Основные художественно-стилевые направления в архитектуре | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
Раздел 7 | Образы искусства | 11 | | |
23 | Искусство Древнего Египта и Месопотамии | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
24 | Античное искусство | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
25 | Христианское искусство Средневековья | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
26 | Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
27 | Барокко | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
28 | Классицизм | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
29 | Романтизм, реализм, импрессионизм | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
30 | Романтизм, реализм, импрессионизм | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
31 | Символизм, постимпрессионизм и модерн | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
32 | Символизм, постимпрессионизм и модерн | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
33 | Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |
Раздел 8 | Великие имена в искусстве | 1 | | |
34 | Творческий проект. Великие имена в искусстве | 1 | 8а – 8б – | 8а – 8б – |