СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской»

2


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»





Рассмотрено

на заседании МО учителей /естественно-математического/ цикла

Протокол № __1___ от 31.08.21 г.

Руководитель МО_____ /О.В.Парахина/




Принято

на заседании педагогического совета школы

Протокол № __1__от 31.08.21 г.

Приложение №_____ к ООП НОО/ООО/СОО

МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2021-2022учебный год


Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ»

_________________ / С.А. Строчинский /

приказ № _631___от 31.08.2021 г.


Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 4 классов

на 2021-2022 учебный год

к УМК под редакцией «Алгоритм успеха» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской

Составитель: Новотарская Н.В.

Должность: учитель изобразительного искусства

Квалификация: высшая


Согласовано: заместитель директора по учебной работе _____________/__________________./ «_31_»_августа______2021г.


город Нижневартовск, 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа начальная инновационная школа «Изобразительное искусство» 1-4 классы (авторы - Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов - Москва: ООО «Русское слово» 2012 г. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» на 2021-2022 учебный год.

Программа составлена на основе интегрированной программы по изобразительному искусству для 4 классов, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16. 10. 2009 г. №373 (в ред. приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 г. №1643).

Основной рабочей программы «Изобразительное искусство» является учебно-методический комплект:

1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1–4 классы – Москва: ООО «Русское слово» 2012 г.

2. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2014.

3. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Г. Савенкова,Е. А. Ермолинская, Н. В. Богданова. – М. : Вентана-Граф, 2013.

4. Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство. 4 класс. Методическое пособие – Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.

В федеральном базисном учебном плане в 4 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели программы:

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;

  • развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следу­ющих основных задач:

  • воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

  • развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности; • формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

  • формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

  • развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Содержание программы ориентировано на достижение выпускниками начальной шко­лы трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты:

  • целостное, гармоничное восприятие мира;

  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями;

  • умение формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности;

  • способность выражать свои чувства, вызванные состояни­ем природы;

  • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насеко­мых, уличный гул,

различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

  • представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

  • умение доводить работу до конца;

  • способность предвидеть результат своей деятельности;

  • адекватная оценка результатов своей деятельности;

  • способность работать в коллективе;

  • умение работать индивидуально и в малых группах;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументи­рованно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

  • постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

  • принятие и удержание цели задания в процессе его выпол­нения;

  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного про­цесса;

  • самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов;

  • умение проектировать (планировать) самостоятельную дея­тельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  • умение критически оценивать результат своей работы и ра­боты одноклассников на основе приобретённых знаний;

  • умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дис­циплин;

  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

  • умение проводить самостоятельные исследования;

  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной за­дачей;

  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

  • умение находить нужную информацию в Интернете;

  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

  • обогащение словарного запаса, развитие умения описы­вать словами характер звуков, которые «живут» в различ­ных уголках природы,

  • понимать связь между звуками в му­зыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

  • умение пересказывать небольшие тексты (сказки, расска­зы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, соз­давать мини-рассказы по

своему сюжету;

  • понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, на­родной речи, разных видах и жанрах искусства);

  • умение сопоставить события, о которых идёт речь в про­изведении, с собственным жизненным опытом, выделе­ние общего и различного между ними;

  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

  • формированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

  • умение анализировать и сравнивать произведения искус­ства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содер­жания;

  • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

  • способность обосновывать своё суждение, подбирать сло­ва для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

  • умение высказывать предположения о сюжете по иллюст­рации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, карти­не, спектакле, книге;

  • умение фиксировать своё эмоциональное состояние, воз­никшее во время восприятия произведения искусства;

  • сформированность представлений о природном про­странстве и архитектуре разных народов;

  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего ре­гиона, их истории;

  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни об­щества и человека;

  • понимание влияния природного окружения на художест­венное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

  • понимание зависимости народного искусства от природ­ных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются тради­ции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пла­стическом, музыкальном;

  • умение развивать предложенную сюжетную линию (сочи­нение общей сказки, пьесы и т. п.);

  • сформированность навыков использования средств компь­ютерной графики в разных видах творческой деятельности;

  • умение выражать в беседе своё отношение к произведени­ям разных видов искусства (изобразительного, музыкаль­ного; хореографии,

литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящие­ся к разным видам и жанрам искусства;

  • умение распознавать выразительные средства, использо­ванные автором для создания художественного образа, вы­ражения идеи произведения;

  • умение использовать элементы импровизации для реше­ния творческих задач.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • духовные начала личности и целостная картина мира;

  • основы художественной культуры;

  • понимание роли искусства в жизни человека;

  • представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;

  • потребность в творческом проявлении;

  • наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;

  • умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;

  • способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;

  • понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Выпускник научится:

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

  • использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

  • работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

  • выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

  • создавать образы природы и человека в живописи и графике;

  • выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия горизонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

  • понимать форму как одно из средств выразительности;

  • отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

  • видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

  • использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

  • передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

  • использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

  • создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

  • изображать объёмные тела на плоскости;

  • использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

  • применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

  • использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

  • чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

  • понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

  • приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

  • понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

  • понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;

  • использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

  • понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

  • понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства; • приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративноприкладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

  • выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

  • видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

  • понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

  • работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

  • воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

  • переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

  • работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

  • участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;

  • выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

  • проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.); • использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.





2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/ п

Раздел программы

Основное содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Природное пространство и народная архитектура

Искусство в жизни человека. Освоение материалов и инструментов, с которыми работает художник. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, внимания к окружающему миру, родной природе, многообразию состояний природы. Обогащение словарного запаса художественными терминами.

Представление о пространстве окружающего ми­ра — природном пространстве и его разнообразии в России. Влияние природной среды на устройство жизни разных народов. Особенности освоения раз­ными народами своего природного пространства. Нравственные стороны мировоззрения человека, духовные и нравственные идеалы и стремления. Пространственные отношения между объектами в природной среде. Единая точка зрения в воздуш­ной перспективе.

приёмы построения композиции, ко­лорит.

Зарисовки, этюды, работы с применением разных техник и графических материалов.

Работы на тонированной бумаге, работа в технике «а ля прима».

Средства художественной выразительности в декоративно-прикладном искусстве.

Развитие стремления самостоятельно решать твор­ческие задачи, использовать в работе над живопис­ным произведением жизненный опыт, собственные наблюдения

Обсуждать темы: смысл жизни, человек и природа, место каждого в жизни.

Запечатлевать уголки природы в разных графических техниках.

Проявлять интерес к природным пространствам разных регионов, народов России.

Замечать красоту в явлениях окружающей среды. Выполнять зарисовки, этюды, наброски графическими материалами. Работать в технике «а ля прима». Находить выразительные композиционные возможно­сти через изменение привычного формата.

Выбирать художественные материалы для работы. Анализировать эмоциональное звучание картины. Передавать с помощью цвета настроение, используя нужную цветовую гамму, соотношение цветов и пятен. Создавать выразительные образы и необычные формы природы, человека, животного средствами компьютер­ной графики (программа Paint).

Передавать пространственные отношения между предме­тами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы.

Предлагать собственную тему для творческой работы. Работать с репродукциями картин с помощью компью­терной графики.

Создавать рисунки в ахроматической и хроматической цветовой гамме.

Участвовать в коллективных работах

2

Организация внутреннего пространства народного жилища

Развитие интереса к культуре. Формирование про­странственного мышления на основе представлений о разнице укладов жизни народов, живущих в разных регионах России.

Зависимость формы, размера, конструктивных осо­бенностей архитектуры от климата и природных ус­ловий, от общего культурного наследия на примере традиционной народной архитектуры: русская изба, кавказская сакля, казахская юрта, традиционный ки­тайский дом.

Особенности древнерусской архитектуры, деревян­ного зодчества.

Организация интерьера у разных народов (различие конструкции, традиций убранства, колорита, харак­терных узоров и элементов украшения предметов быта).

Передача перспективы в замкнутом пространстве. Принцип загораживания. Выстраивание предметно­го пространства.

Законы соразмерности величин в работе (человек, предметы, пространство).

Линия горизонта, планы в передаче пространства и глубины.

Симметрия при изображении предметов. Единство формы, элементов украшения и назначения предме­та. Формат, композиционный центр, сюжет. Изображение человека по наблюдению, с натуры с учётом пропорций. Передача характерных особен­ностей (формы головы, частей лица, причёски, одежды; положения фигуры в пространстве). Чело­век в движении — наброски фигур с помощью ритма пятен, штрихов.

Многофигурная сюжетная композиция

Соотносить природную среду с характером формы архитектуры. Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционной народной архитектуры. Находить объекты для изучения в соответствии с темой задания. Планировать и проектировать творческую работу.

Рассуждать по поводу искусства, использовать професси­ональную терминологию, аргументировать свою оценку, мнение, свободно высказывать собственную точку зрения.

Находить нужный формат, выделять композиционный центр, порождать сюжет, передавать его в композиции. Выполнять жанровую композицию.

Использовать законы линейной перспективы.

Работать в коллективе при выполнении масштабных коллективных композиций.

Составлять узор, применять знания о солярных знаках, стилизованных изображениях животных.

Работать в объёме (лепка из целого комка, способом добавления формы по частям), в технике бумажной плас­тики.

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием готовых форм и каркаса. Применять знания о линейной и воздушной перспективе в живописных и графических работах.

Выполнять наброски с натуры различными графически­ми материалами — карандашом, углём, сангиной, масля­ной пастелью.

Передавать в рисунке конструктивные особенности зда­ния, выбирать формат в соответствии с замыслом, поль­зоваться палитрой, работать в технике «по сырому», ис­пользовать в работе предварительно выполненные на­броски.

Передавать культурно-исторические особенности народа через оформление интерьера, включение в него предме­тов быта, мебели, утвари, костюма и т. п.

Участвовать в беседах, обсуждениях на тему культуры разных народов, традиционной народной архитектур

3

Символика народного орнамента

Выполнение орнаментальных композиций на осно­ве стилизации форм. Законы стилизации в форми­ровании мотива в орнаменте.

Гармоничное сочетание формы и цвета.

Ритм как средство выразительности в искусстве. Навыки работы в активном формате. Формирование понятия национальных, региональ­ных, культурных особенностей в орнаменте, в орна­ментальной композиции разных народов на приме­ре орнамента народов России, Северного Кавказа, Казахстана, Китая.

Развитие фантазии и воображения

Создавать эскизы узора в полосе.

Работать в активном формате, соотносить характер ор­намента с формой предмета. Использовать орнамент для усиления своеобразия формы предмета.

Выполнять работы в технике металлопластики. Использовать ритм как одно из средств выразительности в искусстве.

Различать символику орнаментов разных народов, нахо­дить общее и различия.

Использовать знания о символике узоров народного ор­намента.

Объяснять, чем похожи и в чём различны традиции каж­дого из народов.

Использовать выразительные возможности цветной гра­фики при составлении и выполнении орнаментальных композиций

4

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство

Воспитание осмысленного отношения к освоению традиционных художественных промыслов народов России в области производства игрушки и росписи. Развитие представлений об истории возникнове­ния, особенностях мотивов, характерных для народ­ной росписи и декора игрушек.

Формирование способности самостоятельно анализировать произведения народных промыслов России.

Коллективные исследования по традиционным на­родным промыслам (зарождение, регионы, авторы, развитие, общее и различия).

Активное освоение с учащимися традиций народ­ных промыслов, которые находятся в их регионе. Особенности формы, пластики и характера народ­ных игрушек. Развитие умения находить образы природных объектов в элементах украшения игруш­ки.

Зависимость формы игрушки от материала. Свое­образие народной росписи (Жостово, Городец, Хох­лома, Гжель).

Самостоятельные рассуждения о различиях в твор­ческой манере народных мастеров

Рассуждать о народном декоративно-прикладном искусстве, функциональном значении предмета. Различать народные промыслы в области производства игрушки и росписи; объяснять общее и различия в народ­ных промыслах, используя профессиональную термино­логию.

Использовать в работах знания о связи формы, конструк­ции, размера и орнаментального убранства предмета. Соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов.

Выполнять эскизы предметов — изделий народного искусства.

Передавать в работе взаимозависимость материала и пла­стики, характера украшения и формы предмета. Созда­вать яркий и запоминающийся образ игрушки, подражая стилю народной игрушки.

Отображать характер традиционной игрушки в совре­менной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.

Работать в технике вытягивания формы из целого куска, распределять объёмы и массы изделия.

Рисовать цветок с натуры и стилизовать его в декоратив­ную форму.

Украшать предмет (эскиз) стилизованным изображением цветка или другой растительной формы (листья, ветки с плодами и т. п.)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму. Работа в этом направлении даёт учащимся возможность познако­миться с видами художественной деятельности, художественными материалами, освоить приёмы работы художников: живописцев, скульпторов, архитекторов, прикладников, дизайнеров, освоить за­коны создания произведения искусства и средства художественной выразительности изобразительного искусства.

Живопись и графика. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.; живописные материалы; выбор материалов и инструментов для изображения; приёмы рабо­ты различными графическими материалами; приёмы работы кра­сками и кистью; представление о набросках и зарисовках; выполне­ние кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях; изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты; изображение по памяти и представлению; выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами; гармоничное заполнение всей изобразительной плоско­сти; эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение но­вых неожиданных цветов, создание плавных переходов цвета; пере­дача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в при­роде, окружающей действительности; передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях; образы природы и человека в живописи; передача ритмического своеобра­зия природного ландшафта с помощью выразительных средств изо­бразительного искусства.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выра­зительного образа; освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина), элементарные приёмы работы с пластическими скуль­птурными материалами для создания выразительного образа (пла­стилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы); выражение замысла в рельефных эскизах; лепка фигурки животно­го, человека, игрушки.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирова­ния (пластилин, бумага, картон, готовые формы и др.). Элементар­ные приёмы работы с различными материалами для создания выра­зительного образа (бумага и картон — сгибание, вырезание). Кон­струирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Освоение техники бумажной пластики. Представление о возможностях ис­пользования навыков художественного конструирования и модели­рования в жизни человека. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно - ­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о син­тетичном характере народной культуры (украшение жилища, пред­метов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; были­ны, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Передача в объёме характерных форм игрушек (по мотивам народ­ных промыслов). Создание коллективных композиций. Представле­ния народа о красоте человека, отражённые в изобразительном ис­кусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, рас­краска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художе­ственных промыслов в России (богородская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись и другие известные промыслы, мест­ные промыслы).

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: ли­ния горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и малень­кое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состоя­ния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волни­стые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их зна­ковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пе­редача с помощью линии эмоционального состояния природы, че­ловека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, бес­покойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоцио­нальном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача дви­жения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль рит­ма в декоративно-прикладном искусстве.

Развитие фантазии и воображения

Работа в этом направлении обеспечивает развитие творческой ини­циативы учащихся, их способности самостоятельно решать постав­ленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной де­ятельности, вызывает желание творить, способствует формирова­нию индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию:

  • импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия му­зыки, поэтического слова;

  • импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цвето­вые отношения);

  • создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой, на пе­редачу настроения;

  • передача в слове характера звуков природы;

  • отображение настроения и движения в рисунке;

  • передача динамики, настроения, впечатления в цветовых компо­зициях без конкретного изображения;

  • конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ни­ток и ткани;

  • создание композиции по мотивам литературного произведения;

  • сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин;

  • передача в работе волшебства сказки;

  • создание объёмно-пространственной композиции в технике бу­мажной пластики или лепки, выполнение рабочих эскизов в гра­фическом редакторе;

  • создание моделей предметов бытового окружения человека;

  • выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скуль­птуре, художественном конструировании;

  • передача настроения в творческой работе с помощью цвета, то­на, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;

  • использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, грат­тажа (воскографии), аппликации, компьютерной анимации, на­турной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, ка­рандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природ­ных материалов;

  • изготовление тростевых кукол и использование созданных игру­шек в театральном и кукольном представлении;

  • оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному);

  • трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых сло­весных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы;

  • передача настроения и ритма музыкального и поэтического про­изведения графическими средствами;

  • передача содержания художественного произведения в графиче­ской иллюстрации;

  • соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художествен­ным оформлением шрифта текста;

  • использование музыкального материала для передачи настрое­ния и эстетического образа пространства;

  • создание игрушки по мотивам народных художественных про­мыслов;

  • создание коллективных композиций в технике коллажа;

  • выполнение цветовых и графических композиций, создание из них коллективной композиции или книги;

  • отображение характера традиционной игрушки в современной пластике, создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ;

  • роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов;

  • создание композиции по мотивам народного декоративно-при­кладного промысла;

  • участие в коллективных проектах по материалам народных ремё­сел, изготовление творческого продукта как составной части проектной работы;

  • участие в подготовке «художественного события» на темы ска­зок;

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

Систематическая работа в этом направлении развивает у учащихся сознательное отношение к восприятию эстетического в действи­тельности и искусстве, а также к собственной творческой деятельно­сти. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — раз­витие у школьников способности воспринимать, понимать и оцени­вать произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, знакомятся с значи­мыми темами искусства, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произ­ведений искусства:

  • наблюдение природы и природных явлений, различение их ха­рактера и эмоциональных состояний; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;

  • жанр пейзажа; пейзажи разных географических широт; исполь­зование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы; постройки в приро­де: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.;

  • восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зару­бежного искусства, изображающих природу; общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях ав­торов — представителей разных культур, народов, стран (напри­мер, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.);

  • знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (славяне, народы Кав­каза, казахи, китайцы);

  • роль природных условий в характере культурных традиций раз­ных народов мира; образ человека в искусстве разных народов; образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

  • роль природных условий в характере традиционной культуры на­родов России; пейзажи родной природы; единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, ко­стюма;

  • связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками;

  • образ человека в традиционной культуре; представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искус­стве; образ защитника Отечества; отражение в пластических ис­кусствах природных, географических условий, традиций, религи­озных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России);

  • образ человека в разных культурах мира; образ современника; жанр портрета;

  • темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и худо­жественная выразительность образов персонажей, пробуждаю­щих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострада­ние, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.; образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;

  • особенности художественного творчества: художник и зритель, искусство и действительность;

  • фотография и произведение изобразительного искусства: сход­ство и различия;

  • образная сущность искусства: художественный образ, его услов­ность, передача общего через единичное;

  • особенности работы живописца, графика, скульптора, архитек­тора, театрального художника, прикладника, дизайнера; общее и индивидуальное в работе художников;

  • наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, ри­сунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладно­го искусства, выражение своего эстетического отношения к про­изведению;

  • отражение в произведениях пластических искусств общечелове­ческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;

  • выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореогра­фии, литературы), понимание специфики художественного язы­ка каждого из них;

  • представление об особенностях композиции в разных видах изо­бразительного искусства: в живописи, графике, декоративно - ­ прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр);

  • определение творческой манеры письма разных мастеров, под­ражание манере исполнения понравившегося мастера при созда­нии собственной композиции;

  • представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России); выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору);

  • символика в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическая значимость произведений декоративно-прикладного искусства;

  • связь архитектуры с природой;

  • орнаментальные символы разных народов и их значение;

  • представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;

  • формирование представлений о роли и значении изобразитель­ного искусства в жизни людей (общечеловеческие, националь­ные, региональные, родовые, семейные художественные тради­ции); представление о роли изобразительных (пластических) ис­кусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения; использование различных художе­ственных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;

  • ведущие художественные музеи России (Государственная Третья­ковская галерея, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (краеведческие, этнографические, народного искусства и быта);

  • восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства;

  • знакомство с историей возникновения и развития изобразитель­ного искусства, профессией художника-творца;

  • представление об изобразительном искусстве как выразителе истории человечества в художественных образах;

  • проведение коллективных исследований творчества художников.







  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 классов

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

Раздел 1

Природное пространство и народная архитектура

12



1

Искусство в жизни человека

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

2

Природа и художник

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

3

В природе не бывает мелочей

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

4

Представления человека о мире и искусство

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

5

Природное пространство и народные традиции

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

6

Природа и творчество

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

7

Как работает художник

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

8

Природа и архитектура

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

9

Русская изба

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

10

Кавказская сакля

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

11

Казахская юрта

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

12

Традиционный китайский дом

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

Раздел 2

Организация внутреннего пространства народного жилища

6



13

Организация внутреннего пространства народного жилища

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

14

В русской избе

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

15

Внутри кавказской сакли

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

16

В казахской юрте

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

17

Интерьер китайского дома

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

18

Создаём проект интерьера

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

Раздел 3

Символика народного орнамента

6



19

О чём рассказывает орнамент

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

20

Русский орнамент

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

21

Узоры народов Северного Кавказа

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

22

Казахский орнамент

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

23

Традиционные китайские узоры

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

24

Создаём орнамент

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

Раздел 4

Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство

10



25

Народные художественные промыслы

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

26

Филимоновская игрушка

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

27

Богородская игрушка

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

28

Каргопольская игрушка

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

29

Матрёшка

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

30

Дымковская игрушка

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

31

Жостовские подносы

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

32

Городецкая роспись

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

33

Хохломская роспись

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –

34

Традиции народных промыслов

1

4а –

4б –

4в –

4а –

4б –

4в –




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!