СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 классов на 2021 - 2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха"под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 классов на 2021-2022 учебный год к УМК под редакцией "Алгоритм успеха" под редакцией Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской»

2


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»





Рассмотрено

на заседании МО учителей /естественно-математического/ цикла

Протокол № __1___ от 31.08.21 г.

Руководитель МО_____ /О.В.Парахина/




Принято

на заседании педагогического совета школы

Протокол № __1__от 31.08.21 г.

Приложение №_____ к ООП НОО/ООО/СОО

МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2021-2022учебный год


Утверждаю:

Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ»

_________________ / С.А. Строчинский /

приказ № _631___от 31.08.2021 г.


Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 1 классов

на 2021-2022 учебный год

к УМК под редакцией «Алгоритм успеха» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской

Составитель: Новотарская Н.В.

Должность: учитель изобразительного искусства

Квалификация: высшая


Согласовано: заместитель директора по учебной работе _____________/__________________./ «_31_»_августа______2021г.




город Нижневартовск, 2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа начальная инновационная школа «Изобразительное искусство» 1-4 классы (авторы - Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов - Москва: ООО «Русское слово» 2012 г. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» на 2021-2022 учебный год.

Программа составлена на основе интегрированной программы по изобразительному искусству для 1 классов, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16. 10. 2009 г. №373 (в ред. приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 г. №1643).

Основной рабочей программы «Изобразительное искусство» является учебно-методический комплект:

1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1–4 классы – Москва: ООО «Русское слово» 2012 г.

2. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2014.

3. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Г. Савенкова,Е. А. Ермолинская, Н. В. Богданова. – М. : Вентана-Граф, 2013.

4. Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство. 1 класс. органайзер для учителя: методическое пособие /– Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.

В федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели).

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели программы:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи:

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.


2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

• в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

• в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

• в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

• формирование мотивации и уменийорганизовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

• формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

  • в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

  • в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

  • в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

  • в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

  • значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;

  • некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;

  • отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);

  • ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);

  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;

  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

  • эмоциональное значение теплых и холодных цветов;

уметь:

  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;

  • применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;

  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

  • составлять композиции с учетом замысла;

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);

  • различать теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, национальным обычаям и культурным традициям;

  • проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.



3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХ1 ВЕК"


п/ п

Раздел программы

Основное содержание

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Кто такой художник?


Изобразительное искусство среди

других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. Роль и значение изобрази­тельного искусства в жизни людей и общества.

Первые представления о происхождении искусства.

Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искус­ства с природой). Развитие способности наблю­дать за изменениями в природе, их отображе­ние в картине, интерес к разнообразию цветов, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Выполнение работ по мате­риалам наблюдений за природой.

Профессия художника-живописца. Матери­алы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, фломастер, камень, металл, глина). Освоение техники работы кистью и красками. Знакомство с палитрой. Получение нового цвета путём смешивания двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой, изменение цвета с помо­щью белой краски. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.

Знакомство с крупнейшими музеями России.

Наблюдать за окружающими предметами, объектами при­роды, настроением в природе и разнообразием форм природ­ных объектов. Различать характер и эмоциональные состоя­ния в природе и искусстве, возникающие в результате воспри­ятия художественного образа, высказывать свои представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действи­тельностью. Участвовать в беседах о природе в живописи, му­зыке и литературе. Эмоционально оценивать произведения ху­дожника.

Овладевать приёмами работы красками и кистью. Получать сложные цвета путём смешивания двух красок (жёлтый — крас­ный, синий — жёлтый, красный — синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Работать разными кистями. Осваивать и гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и настрое­ний в природе и окружающей действительности (формы ве­щей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц). Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга).

Создавать композиции по представлению на музыкальные этюды с помощью разнообразных линий, пятен, мазков.

Объяснять, что такое музей, каково значение музея в жизни людей. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий.

Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, высказывать своё эстетическое отношение к работе.

2

Искусство видеть и творить


Виды изобразительной деятельности.

Живопись. Особенности работы художника- живописца. Разнообразие цветов, форм и на­строений в природе. Контрастные и нюансные (сближенные) цветовые отношения. Сюжет в рисунке, картины-фантазии по мотивам сказок.

Графика. Графические материалы (цветные мелки, фломастеры, цветные карандаши, уголь). Штрих и линия — основные вырази­тельные средства художника-графика. Движе­ния штриха — наклонно, горизонтально, верти­кально. Изображение предметов разнообраз­ными по характеру линиями. Передача планов.

Скульптура. Инструменты и материалы скульптора. Выразительность формы и силуэ­та, пластические мотивы в объёмной форме. Художественный образ в скульптуре. Лепка фи­гурки животного и человека способом вытяги­вания деталей из целого куска.

Декоративно-прикладное искусство. Материа­лы и инструменты художника-прикладника, ви­ды декоративного искусства (аппликация, кол­лаж, батик, гобелен, игрушка). Стилизация природных форм. Народное декоративно-при­кладное искусство. Игрушка народная и игруш­ка в кукольном театре. Художник в кукольном театре.

Архитектура. Профессия художника-архи- тектора. Освоение техники работы с крупными формами. Конструирование замкнутого про­странства. Представление о соразмерности изо­бражаемых объектов. Создание коллективной композиции. Знакомство с музеями под откры­тым небом

Объяснять разницу между разными видами искусств. Разли­чать материалы и инструменты художников — живописца, гра­фика, прикладника, архитектора, скульптора.

Выполнять цветовые этюды по материалам наблюдений. Пе­редавать в рисунке разнообразие цветов и форм. Создавать цветовые композиции без конкретного изображения для пере­дачи впечатлений от прослушивания музыки и поэзии. Созда­вать картины по описанию пейзажа в сказках, рассказах, пере­давать в работе настроение.

Выполнять работы в смешанной технике. Отображать кон­траст и нюанс в цвете. Работать гуашевыми красками на пали­тре, создавать оттенки цвета. Получать несколько оттенков од­ного цвета с помощью белой краски. Подражать манере рабо­ты художника (стоя, сидя).

Проводить различные линии графическими материалами, передавать в рисунке направления: вертикально, горизонталь­но, наклонно. Работать разными мягкими материалами, вы­полнять зарисовки, этюды. Размещать на рисунке предметы в разных положениях, применять основные правила создания композиции, выделять цветом и формой главный элемент.

Лепить фигурку животного методом вытягивания деталей из целого куска. Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного. Создавать объёмный пла­стический образ по мотивам собственных фантазий. Переда­вать в объёме формы по мотивам народных промыслов.

Создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать элементарные плоские тростевые куклы из бумаги.

Объяснять разницу между видами декоративно-прикладного искусства.

Создавать коллективные работы в технике аппликации. Конструировать из бумаги. Создавать глубинно-пространствен­ные композиции по литературным описаниям. Применять в своих работах стилизацию природных форм

3

Какие бывают картины?

Крупнейшие музеи России и мира. Музеи и художники региона проживания учащихся.

Произведения изобразительного искусства: рисунок, живопись, скульптура. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, сюжет.

Портрет в живописи и скульптуре. Особен­ности изображения лица человека, передача характера и настроения в портрете.

Пейзаж. Наблюдение за изменениями в при­роде, их отображением в произведениях. Вы­бор линии горизонта.

Сюжет. Комментарий сюжета картины с ис­пользованием доступных художественных тер­минов.

Натюрморт в живописи.

Художник-иллюстратор. Иллюстрация в книге

Называть крупнейшие художественные музеи России.

Различать жанры изобразительного искусства, материалы и инструменты художника-живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора. Выполнять рисунки в разных жан­рах.

Различать средства художественной выразительности.

Эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, из­делия прикладного искусства.

Участвовать в беседах, рассуж­дать об искусстве на языке искусства.

Определять линию горизонта.

Знать имена наиболее известных мастеров жанров пейзажа и портрета.

Объяснять значение иллюстрации в книге

4

Мы — художники

Развитие наблюдательности и фантазии, умения видеть необычное в обычном, находить в природных объектах (камнях, веточках, сучках, коробочках семян, траве, корнях и др.) оригинальные формы.

Поделки из природного материала.

Знакомство с акварелью. Техника работы «по сырому».

Тёплые и холодные цвета, контрастные и нюансные (сближенные) цветовые отношения.

Цвет; связь цвета и звука в окружающем мире и искусстве (музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях). Создание композиций по впечатлению, на передачу настроения, динамики.

Знакомство с техникой бумажной пластики.

Соразмерность изображаемых предметов

в живописи, скульптуре, аппликации.

Активное и осознанное использование в речи слов «композиция», «пятно», «линия»,

«цвет», «колорит», «объём», «пространство» и др.

Использовать в работе природный материал.

Работать в технике «по сырому»

Работать в технике кляксографии.

Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению.

Применять в работе готовые формы (упаковки), плотную бумагу, клей и ножницы.

Участвовать в коллективной работе по созданию объёмно - пространственных композиций из глины или пластилина

Передавать соразмерность предметов (большие и маленькие, широкие и узкие, высокие и низкие).

Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой.

Передавать настроение, впечатление от музыкального произведения в цвето - музыкальных композициях, в графических рисунках, работах по впечатлению, по памяти.

Осознанно использовать в речи слова «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в изображении», «композиция», «пятно»,«линия», «цвет», «колорит», «объём», «пространство» и др.




Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).

Работа в этом направлении даёт учащимся возможность познакомиться с видами художественной деятельности, художественными материалами, освоить приёмы работы художников: живописцев, скульпторов, архитекторов, прикладников, дизайнеров, освоить законы создания произведения искусства и средства художественной выразительности изобразительного искусства.

Живопись и графика. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.; живописные материалы; выбор материалов и инструментов для изображения; приёмы работы различными графическими материалами; приёмы работы красками и кистью; представление о набросках и зарисовках; выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях; изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты; изображение по памяти и представлению; выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами; гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости; эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов, создание плавных переходов цвета; передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности; передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях; образы природы и человека в живописи; передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа; освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина), элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина раскатывание, набор объёма, вытягивание формы); выражение замысла в рельефных эскизах; лепка фигурки животного, человека, игрушки.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон, готовые формы и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон сгибание, вырезание). Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Освоение техники бумажной пластики. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно­-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Передача в объёме характерных форм игрушек (по мотивам народных промыслов). Создание коллективных композиций. Представления народа о красоте человека, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (богородская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись и другие известные промыслы, местные промыслы).

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоцио­нальном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве

Развитие фантазии и воображения.

Работа в этом направлении обеспечивает развитие творческой инициативы учащихся, их способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности, желания творить, способствует формированию индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию:

  • импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова;

  • импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения);

  • создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой, на передачу настроения;

  • передача в слове характера звуков природы;

  • отображение настроения и движения в рисунке;

  • передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения;

  • конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани;

  • создание композиции по мотивам литературного произведения;

  • сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин;

  • передача в работе волшебства сказки;

  • создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки, выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе;

  • создание моделей предметов бытового окружения человека;

  • выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скуль­птуре, художественном конструировании;

  • передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;

  • использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа (воскографии), аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов;

  • изготовление тростевых кукол и использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении;

  • оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному);

  • трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых сло­весных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы;

  • передача настроения и ритма музыкального и поэтического про­изведения графическими средствами;

  • иллюстрации;

  • соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художествен­ным оформлением шрифта текста;

  • использование музыкального материала для передачи настрое­ния и эстетического образа пространства;

  • создание игрушки по мотивам народных художественных про­мыслов;

  • создание коллективных композиций в технике коллажа;

  • выполнение цветовых и графических композиций, создание из них коллективной композиции или книги;

  • отображение характера традиционной игрушки в современной пластике, создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ;

  • роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов;

  • создание композиции по мотивам народного декоративно-при­кладного промысла;

  • участие в коллективных проектах по материалам народных ремё­сел, изготовление творческого продукта как составной части проектной работы;

  • участие в подготовке «художественного события» на темы сказок;

  • участие в коллективной творческой работе в реальной предмет­но-пространственной среде (интерьере школы).

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

Систематическая работа в этом направлении развивает у учащихся сознательное отношение к восприятию эстетического в действи­тельности и искусстве, а также к собственной творческой деятельно­сти. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — раз­витие у школьников способности воспринимать, понимать и оцени­вать произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, знакомятся с значи­мыми темами искусства, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произ­ведений искусства:

  • наблюдение природы и природных явлений, различение их ха­рактера и эмоциональных состояний; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;

  • жанр пейзажа; пейзажи разных географических широт; исполь­зование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы; постройки в приро­де: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.;

  • восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зару­бежного искусства, изображающих природу; общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях ав­торов — представителей разных культур, народов, стран (напри­мер, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Ре­рих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.);

  • знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (славяне, народы Кав­каза, казахи, китайцы);

  • роль природных условий в характере культурных традиций раз­ных народов мира; образ человека в искусстве разных народов; образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

  • роль природных условий в характере традиционной культуры на­родов России; пейзажи родной природы; единство декоративно­го строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма;

  • связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками;

  • образ человека в традиционной культуре; представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искус­стве; образ защитника Отечества; отражение в пластических ис­кусствах природных, географических условий, традиций, религи­озных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России);

  • образ человека в разных культурах мира; образ современника; жанр портрета;

  • темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и худо­жественная выразительность образов персонажей, пробуждаю­щих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострада­ние, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.; образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;

  • особенности художественного творчества: художник и зритель, искусство и действительность;

  • фотография и произведение изобразительного искусства: сход­ство и различия;

образная сущность искусства: художественный образ, его услов­ность, передача общего через единичное;

  • особенности работы живописца, графика, скульптора, архитек­тора, театрального художника, прикладника, дизайнера; общее и индивидуальное в работе художников;

  • наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, ри­сунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладно­го искусства, выражение своего эстетического отношения к про­изведению;

  • отражение в произведениях пластических искусств общечелове­ческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;

  • выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореогра­фии, литературы), понимание специфики художественного язы­ка каждого из них;

  • представление об особенностях композиции в разных видах изо­бразительного искусства: в живописи, графике, декоративно­-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр);

  • определение творческой манеры письма разных мастеров, под­ражание манере исполнения понравившегося мастера при созда­нии собственной композиции;

  • представления о богатстве и разнообразии художественной культу­ры (на примере культуры народов России); выдающиеся предста­вители изобразительного искусства народов России (по выбору);

  • символика в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическая значимость произведений де­коративно-прикладного искусства;

  • связь архитектуры с природой;

  • орнаментальные символы разных народов и их значение;

  • представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материально­го окружения;

  • формирование представлений о роли и значении изобразитель­ного искусства в жизни людей (общечеловеческие, националь­ные, региональные, родовые, семейные художественные тради­ции); представление о роли изобразительных (пластических) ис­кусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения; использование различных художе­ственных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;

  • ведущие художественные музеи России (Государственная Третья­ковская галерея, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (краеведческие, этнографические, народного искусства и быта);

  • восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства;

  • знакомство с историей возникновения и развития изобразитель­ного искусства, профессией художника-творца;

представление об изобразительном искусстве как выразителе истории человечества в художественных образах;

  • проведение коллективных исследований творчества художников.



4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 классов (33 часа)



№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

Раздел 1

Кто такой художник?

9



1

Знакомимся с изобразительным искусством

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

2

Учимся смотреть на мир глазами художника

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

3

Давайте понаблюдаем

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

4

Инструменты художника

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

5

Мир полон красок и звуков

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

6

Знакомимся с гуашевыми красками

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

7

Кисть — главный инструмент художника

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

8

Сокровища художественных музеев

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

9

Фантазируем и рисуем

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

Раздел 2

Искусство видеть и творить

10



10

Виды изобразительного искусства. Живопись

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

11

Волшебница Белая Краска

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

12

Художник-график

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

13

Фломастеры

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

14

Художник-скульптор

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

15

Аппликация

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

16

Художник-архитектор

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

17

Художник-прикладник

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

18

Создаём объёмную композицию

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

19

Кукольный театр

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

Раздел 3

Какие бывают картины?

7



20

Такие разные картины

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

21

Рисуем пейзаж

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

22

Портрет

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

23

Что такое сюжет

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

24

Натюрморт

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

25

Жанры изобразительного искусства

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

26

Художник рисует для книжки

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

Раздел 4

Мы — художники

7



27

Поделки из природного материала

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

28

Прозрачная акварель

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

29

Рисуем животное из кляксы

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

30

Лепим фигурки животных

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

31

Игрушки из бумаги

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

32

Радуга цветов

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –

33

Учимся рассказывать о живописи

1

1а –

1б –

1в –

1г –

1а –

1б –

1в –

1г –




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!