2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»
Рассмотрено на заседании МО учителей /естественно-математического/ цикла Протокол № __1___ от 31.08.21 г. Руководитель МО_____ /О.В.Парахина/ | Принято на заседании педагогического совета школы Протокол № __1__от 31.08.21 г. | Приложение №_____ к ООП НОО/ООО/СОО МБОУ «СШ №23 с УИИЯ» на 2021-2022учебный год Утверждаю: Директор МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» _________________ / С.А. Строчинский / приказ № _631___от 31.08.2021 г. |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 1 классов
на 2021-2022 учебный год
к УМК под редакцией «Алгоритм успеха» под редакцией Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской
Составитель: Новотарская Н.В.
Должность: учитель изобразительного искусства
Квалификация: высшая
Согласовано: заместитель директора по учебной работе _____________/__________________./ «_31_»_августа______2021г.
город Нижневартовск, 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа начальная инновационная школа «Изобразительное искусство» 1-4 классы (авторы - Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов - Москва: ООО «Русское слово» 2012 г. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
МБОУ «СШ № 23 с УИИЯ» на 2021-2022 учебный год.
Программа составлена на основе интегрированной программы по изобразительному искусству для 1 классов, обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16. 10. 2009 г. №373 (в ред. приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 г. №1643).
Основной рабочей программы «Изобразительное искусство» является учебно-методический комплект:
1. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Т.В. Селиванова, Н.Л. Селиванов Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1–4 классы – Москва: ООО «Русское слово» 2012 г.
2. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2014.
3. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Г. Савенкова,Е. А. Ермолинская, Н. В. Богданова. – М. : Вентана-Граф, 2013.
4. Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство. 1 класс. органайзер для учителя: методическое пособие /– Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.
В федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели).
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели программы:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
• в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
• формирование мотивации и уменийорганизовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);
ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
составлять композиции с учетом замысла;
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
различать теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, национальным обычаям и культурным традициям;
проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХ1 ВЕК"
№ п/ п | Раздел программы | Основное содержание | Характеристика основных видов учебной деятельности |
1 | Кто такой художник? | Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью. Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей и общества. Первые представления о происхождении искусства. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Развитие способности наблюдать за изменениями в природе, их отображение в картине, интерес к разнообразию цветов, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Выполнение работ по материалам наблюдений за природой. Профессия художника-живописца. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, фломастер, камень, металл, глина). Освоение техники работы кистью и красками. Знакомство с палитрой. Получение нового цвета путём смешивания двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой, изменение цвета с помощью белой краски. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции. Знакомство с крупнейшими музеями России. | Наблюдать за окружающими предметами, объектами природы, настроением в природе и разнообразием форм природных объектов. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа, высказывать свои представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью. Участвовать в беседах о природе в живописи, музыке и литературе. Эмоционально оценивать произведения художника. Овладевать приёмами работы красками и кистью. Получать сложные цвета путём смешивания двух красок (жёлтый — красный, синий — жёлтый, красный — синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Работать разными кистями. Осваивать и гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц). Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Создавать композиции по представлению на музыкальные этюды с помощью разнообразных линий, пятен, мазков. Объяснять, что такое музей, каково значение музея в жизни людей. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, высказывать своё эстетическое отношение к работе. |
2 | Искусство видеть и творить | Виды изобразительной деятельности. Живопись. Особенности работы художника- живописца. Разнообразие цветов, форм и настроений в природе. Контрастные и нюансные (сближенные) цветовые отношения. Сюжет в рисунке, картины-фантазии по мотивам сказок. Графика. Графические материалы (цветные мелки, фломастеры, цветные карандаши, уголь). Штрих и линия — основные выразительные средства художника-графика. Движения штриха — наклонно, горизонтально, вертикально. Изображение предметов разнообразными по характеру линиями. Передача планов. Скульптура. Инструменты и материалы скульптора. Выразительность формы и силуэта, пластические мотивы в объёмной форме. Художественный образ в скульптуре. Лепка фигурки животного и человека способом вытягивания деталей из целого куска. Декоративно-прикладное искусство. Материалы и инструменты художника-прикладника, виды декоративного искусства (аппликация, коллаж, батик, гобелен, игрушка). Стилизация природных форм. Народное декоративно-прикладное искусство. Игрушка народная и игрушка в кукольном театре. Художник в кукольном театре. Архитектура. Профессия художника-архи- тектора. Освоение техники работы с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Представление о соразмерности изображаемых объектов. Создание коллективной композиции. Знакомство с музеями под открытым небом | Объяснять разницу между разными видами искусств. Различать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора. Выполнять цветовые этюды по материалам наблюдений. Передавать в рисунке разнообразие цветов и форм. Создавать цветовые композиции без конкретного изображения для передачи впечатлений от прослушивания музыки и поэзии. Создавать картины по описанию пейзажа в сказках, рассказах, передавать в работе настроение. Выполнять работы в смешанной технике. Отображать контраст и нюанс в цвете. Работать гуашевыми красками на палитре, создавать оттенки цвета. Получать несколько оттенков одного цвета с помощью белой краски. Подражать манере работы художника (стоя, сидя). Проводить различные линии графическими материалами, передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Работать разными мягкими материалами, выполнять зарисовки, этюды. Размещать на рисунке предметы в разных положениях, применять основные правила создания композиции, выделять цветом и формой главный элемент. Лепить фигурку животного методом вытягивания деталей из целого куска. Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного. Создавать объёмный пластический образ по мотивам собственных фантазий. Передавать в объёме формы по мотивам народных промыслов. Создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать элементарные плоские тростевые куклы из бумаги. Объяснять разницу между видами декоративно-прикладного искусства. Создавать коллективные работы в технике аппликации. Конструировать из бумаги. Создавать глубинно-пространственные композиции по литературным описаниям. Применять в своих работах стилизацию природных форм |
3 | Какие бывают картины? | Крупнейшие музеи России и мира. Музеи и художники региона проживания учащихся. Произведения изобразительного искусства: рисунок, живопись, скульптура. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, сюжет. Портрет в живописи и скульптуре. Особенности изображения лица человека, передача характера и настроения в портрете. Пейзаж. Наблюдение за изменениями в природе, их отображением в произведениях. Выбор линии горизонта. Сюжет. Комментарий сюжета картины с использованием доступных художественных терминов. Натюрморт в живописи. Художник-иллюстратор. Иллюстрация в книге | Называть крупнейшие художественные музеи России. Различать жанры изобразительного искусства, материалы и инструменты художника-живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора. Выполнять рисунки в разных жанрах. Различать средства художественной выразительности. Эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, изделия прикладного искусства. Участвовать в беседах, рассуждать об искусстве на языке искусства. Определять линию горизонта. Знать имена наиболее известных мастеров жанров пейзажа и портрета. Объяснять значение иллюстрации в книге |
4 | Мы — художники | Развитие наблюдательности и фантазии, умения видеть необычное в обычном, находить в природных объектах (камнях, веточках, сучках, коробочках семян, траве, корнях и др.) оригинальные формы. Поделки из природного материала. Знакомство с акварелью. Техника работы «по сырому». Тёплые и холодные цвета, контрастные и нюансные (сближенные) цветовые отношения. Цвет; связь цвета и звука в окружающем мире и искусстве (музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях). Создание композиций по впечатлению, на передачу настроения, динамики. Знакомство с техникой бумажной пластики. Соразмерность изображаемых предметов в живописи, скульптуре, аппликации. Активное и осознанное использование в речи слов «композиция», «пятно», «линия», «цвет», «колорит», «объём», «пространство» и др. | Использовать в работе природный материал. Работать в технике «по сырому» Работать в технике кляксографии. Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Применять в работе готовые формы (упаковки), плотную бумагу, клей и ножницы. Участвовать в коллективной работе по созданию объёмно - пространственных композиций из глины или пластилина Передавать соразмерность предметов (большие и маленькие, широкие и узкие, высокие и низкие). Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой. Передавать настроение, впечатление от музыкального произведения в цвето - музыкальных композициях, в графических рисунках, работах по впечатлению, по памяти. Осознанно использовать в речи слова «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в изображении», «композиция», «пятно»,«линия», «цвет», «колорит», «объём», «пространство» и др. |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).
Работа в этом направлении даёт учащимся возможность познакомиться с видами художественной деятельности, художественными материалами, освоить приёмы работы художников: живописцев, скульпторов, архитекторов, прикладников, дизайнеров, освоить законы создания произведения искусства и средства художественной выразительности изобразительного искусства.
Живопись и графика. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.; живописные материалы; выбор материалов и инструментов для изображения; приёмы работы различными графическими материалами; приёмы работы красками и кистью; представление о набросках и зарисовках; выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях; изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты; изображение по памяти и представлению; выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами; гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости; эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов, создание плавных переходов цвета; передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности; передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях; образы природы и человека в живописи; передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа; освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина), элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина раскатывание, набор объёма, вытягивание формы); выражение замысла в рельефных эскизах; лепка фигурки животного, человека, игрушки.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон, готовые формы и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (бумага и картон сгибание, вырезание). Конструирование и создание симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Освоение техники бумажной пластики. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Передача в объёме характерных форм игрушек (по мотивам народных промыслов). Создание коллективных композиций. Представления народа о красоте человека, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (богородская игрушка, дымковская игрушка, хохломская роспись и другие известные промыслы, местные промыслы).
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве
Развитие фантазии и воображения.
Работа в этом направлении обеспечивает развитие творческой инициативы учащихся, их способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности, желания творить, способствует формированию индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию:
импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова;
импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения);
создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой, на передачу настроения;
передача в слове характера звуков природы;
отображение настроения и движения в рисунке;
передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения;
конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани;
создание композиции по мотивам литературного произведения;
сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин;
передача в работе волшебства сказки;
создание объёмно-пространственной композиции в технике бумажной пластики или лепки, выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе;
создание моделей предметов бытового окружения человека;
выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании;
передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала;
использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа (воскографии), аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов;
изготовление тростевых кукол и использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении;
оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному);
трансформация литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно-цветовые образы;
передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами;
иллюстрации;
соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста;
использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства;
создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов;
создание коллективных композиций в технике коллажа;
выполнение цветовых и графических композиций, создание из них коллективной композиции или книги;
отображение характера традиционной игрушки в современной пластике, создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ;
роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов;
создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла;
участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел, изготовление творческого продукта как составной части проектной работы;
участие в подготовке «художественного события» на темы сказок;
участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)
Систематическая работа в этом направлении развивает у учащихся сознательное отношение к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать и оценивать произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, знакомятся с значимыми темами искусства, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства:
наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний; разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду;
жанр пейзажа; пейзажи разных географических широт; использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы; постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.;
восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу; общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.);
знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (славяне, народы Кавказа, казахи, китайцы);
роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира; образ человека в искусстве разных народов; образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
роль природных условий в характере традиционной культуры народов России; пейзажи родной природы; единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма;
связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками;
образ человека в традиционной культуре; представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве; образ защитника Отечества; отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России);
образ человека в разных культурах мира; образ современника; жанр портрета;
темы любви, дружбы, семьи в искусстве; эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.; образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение;
особенности художественного творчества: художник и зритель, искусство и действительность;
фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия;
образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное;
особенности работы живописца, графика, скульптора, архитектора, театрального художника, прикладника, дизайнера; общее и индивидуальное в работе художников;
наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства, выражение своего эстетического отношения к произведению;
отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу;
выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них;
представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр);
определение творческой манеры письма разных мастеров, подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции;
представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России); выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору);
символика в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическая значимость произведений декоративно-прикладного искусства;
связь архитектуры с природой;
орнаментальные символы разных народов и их значение;
представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения;
формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции); представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения; использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта;
ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи (краеведческие, этнографические, народного искусства и быта);
восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства;
знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства, профессией художника-творца;
представление об изобразительном искусстве как выразителе истории человечества в художественных образах;
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 классов (33 часа)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Раздел 1 | Кто такой художник? | 9 | | |
1 | Знакомимся с изобразительным искусством | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
2 | Учимся смотреть на мир глазами художника | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
3 | Давайте понаблюдаем | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
4 | Инструменты художника | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
5 | Мир полон красок и звуков | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
6 | Знакомимся с гуашевыми красками | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
7 | Кисть — главный инструмент художника | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
8 | Сокровища художественных музеев | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
9 | Фантазируем и рисуем | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
Раздел 2 | Искусство видеть и творить | 10 | | |
10 | Виды изобразительного искусства. Живопись | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
11 | Волшебница Белая Краска | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
12 | Художник-график | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
13 | Фломастеры | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
14 | Художник-скульптор | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
15 | Аппликация | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
16 | Художник-архитектор | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
17 | Художник-прикладник | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
18 | Создаём объёмную композицию | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
19 | Кукольный театр | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
Раздел 3 | Какие бывают картины? | 7 | | |
20 | Такие разные картины | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
21 | Рисуем пейзаж | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
22 | Портрет | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
23 | Что такое сюжет | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
24 | Натюрморт | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
25 | Жанры изобразительного искусства | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
26 | Художник рисует для книжки | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
Раздел 4 | Мы — художники | 7 | | |
27 | Поделки из природного материала | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
28 | Прозрачная акварель | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
29 | Рисуем животное из кляксы | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
30 | Лепим фигурки животных | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
31 | Игрушки из бумаги | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
32 | Радуга цветов | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |
33 | Учимся рассказывать о живописи | 1 | 1а – 1б – 1в – 1г – | 1а – 1б – 1в – 1г – |