СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс ФГОС

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству  для учащихся 8 класса составлена  в соответствии ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс ФГОС»



Пояснительная записка.


Данная рабочая программа создана на основе авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 5—8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждениий / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г.А. Поровская и др.]; под ред. Т.Я. Шпикаловой. — М.: Просвещение, 2012 , рекомендованной Министерством образования РФ

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена с использованием нормативно-правовой базы:

1. Закона 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

2. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 года № 1897.

3. На основании разработанного Положения «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Загорненская средняя общеобразовательная школа» реализующая программы общего образования, утвержденного приказом директора от 30.05.2017 года № 92.


I. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ—компетенции);

11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

2) развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами;

3) развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

4) формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

5) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

6) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

7) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

8) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

9) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живо-пись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

10) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

11) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.


II. Содержание рабочей программы

Изобразительное искусство. 8 класс

(34 часа, 1 час в неделю)


Основное содержание по темам


Характеристика основных видов художественной деятельности

Архитектура и скульптура России — летопись нашего отечества и родного края (8 ч)

Тема 1. События истории и культуры нашего Отечества, запечатлённые в деревянном и каменном зодчестве России (4 ч)

1—2. Архитектура городов России в зеркале истории

Восприятие красоты архитектуры Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Пскова, Тобольска, Дербента и других городов разных регионов России.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.





Диалог об искусстве. Архитектура Санкт-Петербурга начала XVIII в. как своеобразный сплав исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесённых из западноевропейских стран. Главные черты архитектурного стиля русского классицизма, государственные градостроительные преобразования, связанные с реконструкцией городов на основе новых регулярных генеральных планов и «образцовых» проектов жилых и общественных зданий. Влияние градостроительных преобразований на развитие русских провинциальных городов в XVIII и XIX вв. Исторические и архитектурные памятники, историческая среда, сложившаяся на протяжении нескольких столетий в городах России, архитектурный облик и особый национальный колорит российских городов.

Работа по художественно-дидактической таблице «Схемы архитектурных арок».

Творческое задание с использованием графических средств выразительности (линия, силуэт, пятно, ритм, симметрия).


Рассматривать архитектурные сооружения российских городов XVIII—XX вв. Сравнивать архитектурные постройки разных стилей. Находить элементы стиля классицизма в архитектуре Петербурга, Москвы и других городов. Высказывать своё суждение о том, как повлияли новые градостроительные принципы на архитектурный облик российских городов. Приводить примеры планировки древнерусских городов на основе новых регулярных генеральных планов и «образцовых» проектов жилых и общественных зданий. Рассказывать о знаменитых архитекторах, внёсших свой вклад в формирование облика городов различными сооружениями, ставшими памятниками архитектуры.

Объяснять смысл понятий ампир, регулярная система планировки городов.

Участвовать в обсуждении архитектурного облика русских городов XVIII—XX вв., роли градостроительных преобразований в развитии русских городов. Приводить примеры радиально-кольцевой планировки древнерусских городов.












Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять своё изображение арок с учётом перспективного построения их формы со схемой.

Выполнять зарисовки силуэтов, деталей архитектурных построек разных стилей с натуры, по памяти и представлению. Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой. Составлять иллюстрированный словарь архитектурных стилей из зарисовок силуэтов, деталей архитектурных построек разных стилей. Дополнять словарь фотографиями памятников архитектуры различных стилей и их деталей. Подбирать материалы об архитектурных памятниках классицизма, пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернет. Передавать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к изображению. Следовать в своей работе условиям творческого задания и рекомендациям (советам) мастера.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

3—4. Любимые места твоего города (посёлка)

Восприятие памятников архитектуры на старинных и современных фотографиях и в произведениях художников XIX—XXI вв.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён.





Диалог об искусстве. Красота и особый архитектурный облик российских городов в пейзажах художников XVIII—XXI вв. Особенности изображения городского пейзажа в творчестве художников XVIII—XXI вв. Изобразительные средства выразительности в передаче любимого места города (села) (выделение в композиции главного, пространство, настроение в пейзаже, опорные ключевые композиционные центры).

Творческое задание с использованием графических и живописных средств выразительности (линия, силуэт, пятно, цвет, ритм, симметрия).












Тема 2. Памятники архитектуры и скульптуры России в пространстве культуры – 4 ч.

Рассматривать фотографии памятников архитектуры и произведения художников-пейзажистов. Определять характерные для русской живописи архитектурные и природные мотивы. Высказывать своё суждение о том, как выбор архитектурного мотива влияет на передачу замысла и художественного облика города. Называть знакомые пейзажи русских художников. Сравнивать особенности образа города в творчестве художников XVIII—XIX вв. Сопоставлять своё представление о городе, впечатления от фотографий памятных мест российских городов с картинами художников-пейзажистов. Находить знакомые элементы архитектурных стилей в городских застройках. Приводить примеры взаимодействия новой архитектуры с самобытным народным зодчеством.

Участвовать в обсуждении архитектурных достопримечательностей и поэтической жизни российской провинции в пейзажах художников XIX—XXI вв., единства старины и современности в архитектурном пейзаже русских городов художников XXI в., образа современного города, в котором ощущается дыхание прошедших эпох, изобразительно-выразительных средств, применяемых в создании художественного образа любимого места города (села).

Выполнять графические зарисовки любимых мест города (села) для живописной композиции. Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой. Подбирать материалы о любимых местах своего города (посёлка), пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернет. Завершать живописную композицию в цвете. Пере-давать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к композиции. Следовать в своей работе условиям творческого задания и рекомендациям (советам) мастера.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности


5—6. Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России

Восприятие произведений монументального искусства, посвящённых эпохальным явлениям в жизни народа, историческим событиям и лицам.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Образ мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства.







Диалог об искусстве. Монументальная скульптура и мемориальные сооружения (арки, триумфальные ворота, колонны), воздвигнутые в XVIII—XIX вв. в крупных городах, оказавшие большое влияние на формирование их архитектурного облика. Сложный символико-аллегорический образ триумфа в монументальных сооружениях. Своеобразие средств выразительности различных видов монументального искусства в организации пространства города.

Творческое задание с использованием композиционных, графических и декоративных средств художественной выразительности.





Рассматривать мемориальные памятники скульптуры и архитектуры, мемориальные ансамбли, которые являются бесценными свидетелями исторических событий. Называть известные архитектурные сооружения, скульптурные портреты и группы, посвящённые историческим событиям и лицам, их авторов. Рассказывать, в честь каких знаменательных событий в истории России и стран мира воздвигались эти сооружения и скульптуры. Приводить примеры памятных мест своего города (села). Высказывать своё мнение о том, как скульптурная группа, статуя, бюст, триумфальная арка, колонна или обелиск организуют общественное пространство города, выполняя роль его визуального центра. Рассказывать об особенностях композиционного и декоративного решения монументальных архитектурных сооружений в пространстве города.

Объяснять смысл понятий скульптура, монумент, монументальная скульптура, мемориальные сооружения, мемориальный ансамбль.

Участвовать в обсуждении иллюстративной и декоративной роли скульптуры, памятников героям и памятных знаков на местах, связанных с событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., пантеонов, музеев, разных граней темы великих побед России, воплощённой в проектах современных архитекторов, особенностей средств художественной выразительности монументального искусства, рассчитанного на массовое восприятие, существующее в синтезе с архитектурой, в архитектурном ансамбле.

Выполнять по памяти или с натуры зарисовки скульптурных памятников и архитектурных монументов, расположенных фронтально. Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой. Выполнять эскиз композиции оформления памятного места в своём городе (посёлке). Выражать в зарисовках своё эмоционально-ценностное отношение к красоте монументального сооружения.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

7—8. Твой вклад в сохранение памятников культуры

Восприятие объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов материальной культуры, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, этнологии, социальной культуры и являющихся подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры в России.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Пространственно-визуальное искусство разных исторических памятников. Роль визуально-пространст-венных искусств в формировании образа Родины. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Искусство в современном мире.




Диалог об искусстве. Культурное наследие нашего Отечества — духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности наравне с природными богатствами. Виды объектов культурного наследия, которые имеют статус памятников истории и культуры России и находятся под защитой государства или включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Творческое задание с использованием композиционных и графических художественной выразительности.




Рассматривать памятники истории и культуры, входящие в перечень объектов культурного наследия России. Рассказывать, какие памятники архитектуры являются живым свидетельством развития градо-строительства в России, составляя важную часть национального культурного достояния Российской Федерации. Называть произведения народного декоративно-прикладного искусства, которые отражают древние русские традиции, имеют единые исторические корни у разных народов России. Рассказывать о всемирно признанных центрах народных художественных промыслов России. Называть музеи России, задачами которых является сохранение художественных ценностей для последующих поколений. Определять, к какому виду культурного наследия в соответствии с принятой градацией относятся исторические объекты родного края, района, города (села).

Участвовать в обсуждении значения объектов культурного наследия в формировании облика российских городов как необходимого атрибута современных городов с богатым историческим и культурным прошлым, критериев особо ценных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) для современного города (посёлка).

Составлять план проекта на тему «Сохраним памятники культуры родного края». Дополнять план зарисовками, фотографиями памятника культуры, их описаниями. Подбирать материалы о памятниках культуры родного края, пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернет. Завершать оформление проекта на тему «Сохраним памятники культуры родного края», дополняя собранными материалами. Передавать в художественно-творческой деятельности своё эмоционально-ценностное отношение к памятникам культуры. Следовать в своей работе условиям творческого задания и рекомендациям (советам) мастера.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Монументально-декоративная живопись в пространстве культуры-8 ч.

Тема 3. Идеи и формы монументально-декоративного искусства (8 ч)

9—10. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска. Сграффито

Восприятие памятников архитектуры, гармонично сочетающихся с природной средой. Наскальные рисунки в пещере Дордони во Франции, на юге Пиреней в Испании, на скалах Алтая. Фрески художников-монументалистов эпохи Возрождения (Рафаэля Санти, Микеланд-жело Буонаротти); фресковой живописи художников Древней Руси (Феофан Грек); фрески Псковской и Новгородской иконописных школ. Сграффито современных художников.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Фреска, сграффито: исторический аспект, темы и сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Творчество художников-монументалистов разных стран и эпох. Особенности плафонной живописи (техника фрески). Основные идеи цикла фресок Сикстинской капеллы (Микеланджело). Высокий иконостас в православных храмах России — одна из форм монументальной живописи. Особенности фресок Псковской и Новгородской иконописных школ. Новые эстетические концепции монументальной живописи второй половины XX в. Распространение техники сграффито (эпоха Ренессанса в Италии, в XIX в. в Бельгии (Г. ван Дивута, А. Креспена. П. Ливемонта; оформление зданий, жилых домов, клубов в России).

Творческое задание с использованием выразительных средств монументально-декоративной живописи.







Страница для любознательных. Сграффито в пространстве города 1960—1990-х гг.

Задания поискового и творческого характера












Рассматривать примеры памятников монументальной живописи, выполненных в техниках фрески и сграффито, фрески Древней Руси, эпохи Возрождения. Различать фрески, сграффито. Высказывать суждение об их темах и сюжетах, композиции и колорите, технике выполнения. Сравнивать фрески древних и современных авторов (сюжет, композиция, колорит, техника исполнения) и находить в них общее и различия.

Объяснять смысл понятий художник-монументалист, фреска, сграффито, высокий иконостас.




















Участвовать в обсуждении тем и сюжетов фресковых росписей христианских храмов, особенностей художественного метода создания фресок, сграффито, их художественно-выразительных средств.

























Выполнять творческое задание согласно с условиями. Описывать словами замысел своей орнаментальной или сюжетной композиции. Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу фрески или сграффито. Выполнить эскиз композиции для оформления школьного интерьера (класса, актового или спортивного зала, столовой, рекреаций) в технике сграффито. Выполнить упражнение в технике сграф-фито.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Выполнять задания поискового и творческого характера, применяя знания в изменённых условиях и используя поисковые системы Internet. Готовить презентацию

11—12. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика

Восприятие памятников мозаичного искусства раннехристианского и византийского периодов Древней Руси, мозаичного наследия М. В. Ломоносова, мозаик Исаакиевского собора в Санкт-Петербурке, церкви Воскресения Христова, мозаичных панно станций метро Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, мозаичных форм современных дизайнеров.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Мозаика: исторический аспект, сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Сходство и различия в создании образов на библейские сюжеты в произведениях художников-мозаичистов Византии, древнерусских мастеров.

Творческое задание с использованием выразительных средств монументально-декоративной живописи.



Страница для любознательных. Памятники мозаичного искусства в городах России

Задания поискового и творческого характера



Рассматривать мозаичный ансамбль Мавзолея Галлы Плацидии, мозаики Равенны (V—IV вв.), собора Святой Софии Киевской, Исаакиевского собора, церкви Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, мозаичных панно М. В. Ломоносова и современных мозаичистов на станциях метро в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Различать фрески, мозаики и иконопись. Высказывать суждение о сюжетах, композиции и колорите мозаичных панно древних и современных мозаик.

Объяснять смысл понятий фрески, мозаики, иконопись, панно, смальта.

Сравнивать мозаичные панно (сюжет, композиция, колорит, техника исполнения) древних и современных мозаичистов и находить в них общее и различия.









Участвовать в обсуждении особенностей художественного метода создания мозаичных панно (прямой и обратный набор), особенностей сюжета, композиции, колорита, техники исполнения мозаичных панно, творческого наследия в области изобразительного искусства М. В. Ломоносова, использования мозаичного искусства в городском дизайне.

Выполнять творческое задание согласно условиям. Описывать словами замысел своей орнаментальной или сюжетной композиции. Выбирать соответствующие замыслу мозаичной композиции материалы. Выполнять эскиз декоративной композиции (орнаментальной или сюжетной) для техники мозаика. Выполнять мозаику в материале.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.



Выполнять задания поискового и творческого характера, применяя знания в изменённых условиях и используя поисковые системы Internet. Готовить презентацию по собранным материалам на тему «Древние традиции в искусстве мозаики» или «Мозаика в современном дизайне». Выполнять исследовательский проект по искусству с использованием средств информационно-коммуникативных технологий

13—14. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж

Восприятие памятников искусства витража (храмовая живопись Западной Европы и Востока, гражданская архитектура разных эпох, витражные формы современных дизайнеров).

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Монументально-декоративная живопись в архитектурной среде. Витраж: исторический аспект, сюжеты, композиция, колорит, материалы и техники исполнения. Создание образов по библейским сюжетам и орнаментальные композиции в витражном искусстве готических и древнерусских храмов. Использование витражного искусства в городском дизайне (в оформлении интерьеров (окна, двери, интерьерные перегородки), предметов быта (вазы, плафоны)). Типы витражей.

Творческое задание с использованием средств выразительности монументально-декоративной живописи.




Рассматривать витражи в храмовом зодчестве Западной Европы и стран Востока, Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге, в Храме Архангела Михаила «что в бору» в Ярославской области; «Ангел молитвы» (Государственный музей-заповедник г. Павловска); в гражданской архитектуре разных эпох, витражные формы современных дизайнеров. Различать фрески, мозаики, витражи и иконопись. Высказывать суждение о сюжетах, композиции и колорите древних и современных витражей. Сравнивать древние и современные витражи (сюжет, композиция, колорит, техника исполнения) и находить в них общее и различия; типы витражей (классический, накладной витраж (фьюзинг), расписной, плёночный, комбинированный).



Участвовать в обсуждении особенностей сюжета, композиции, колорита, техники исполнения витражных панно, витражных форм современных дизайнеров (витраж-рельеф, витраж-стена, витраж-стол, витраж-решётка), особенностей художественного метода создания витражей: технологии окраски, обработки, декорирования стекла.







Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять эскиз декоративной композиции (орнаментальной или сюжетной) в технике витража. Работать в малых группах при оформлении окна в классной комнате. Описывать словами замысел своей орнаментальной или сюжетной композиции. Выбирать соответствующие замыслу витражной композиции материалы. Завершать работу над изготовлением витража.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

15—16. Монументально-декоративная живопись вокруг нас

Восприятие работ современных мастеров мозаики, витража, сграффито и граффити.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Художественный диалог искусств. Особенности средств выразительности в художественных культурах Западной Европы и Востока. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Виды монументально-декоративной живописи в современном мире. Процесс работы над проектом.

Творческое задание с использованием средств монументально-декоративной живописи.






Рассматривать работы современных мастеров различных техник монументально-декоративной живописи. Различать примеры монументальной живописи: фрески, сграффито, граффити, мозаики, витражи. Высказывать суждение об их темах и сюжетах, композиции и колорите, технике выполнения.















Участвовать в обсуждении особенностей художественного метода создания фресок, граффити, мозаики, витража.

Выполнять творческое задание согласно условиям. Работать в творческих группах. Создавать декоративные элементы — вставки в технике сграффито (мозаики, витража) для оформления школьных рекреаций или одного из учебных кабинетов (по эскизам, разработанным на предыдущих уроках). Создавать композицию в технике граффити для декора забора в школьном дворе. Описывать словами замысел своей орнаментальной или сюжетной композиции. Выбирать художественные материалы, соответствующие виду монументальной живописи (фрески, сграффито, мозаика, витраж, граффити).

Участвовать в подведении итогов работы. Самостоятельно проводить презентацию групповой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности





Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции (8 ч)

Тема 4. Дизайн в промышленном производстве. Дизайн среды (2ч)

1718. Транспортные средства. Массовое производство автомобиля по проектам художников-дизайнеров, конструкторов

Восприятие промышленных транспортных средств, создаваемых человеком средствами индустрии по законам красоты, пользы и функциональности.

Основные содержательные линии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды.

Диалог об искусстве. Дизайн — проектирование транспортных средств. Знакомство с создателями современных автомобилей: учёные, дизайнеры, конструкторы, инженеры.


















Страница для любознательных. Кроссворд

Задания игрового характера на проверку и расширение знаний.

Страница для любознательных. Дизайн торговой марки продукции

Задания творческого характера




Рассматривать промышленные транспортные средства и характеризовать их. Определять характерные особенности легкового и грузового автомобиля. Сравнивать разные типы транспортных средств, выявляя их основные пропорции (кузов, капот, колеса и др.). Находить общее и различия в пропорциях, пластике и деталях транспортных средств. Узнавать марки автомобилей и называть их.




Участвовать в обсуждении проектирования предметов среды как сферы эстетической деятельности человека вне искусства (в индустриальной и технической сфере), технических и внешних качеств автомобилей. Высказывать своё суждение о проектировании автомобилей, ориентированных на современную технологию моделей, и общественного транспорта начала XX в., их пропорциях, пластике, конструкции и торговой марке.

Выполнять задание, согласно условиям. Учитывать пропорции, пластику и точность конструкции авто-мобиля. Выполнять подготовительный рисунок лёгкового и грузового автомобилей лёгкими линиями, соблюдая композицию, пропорции и характерные особенности дизайна автомобилей.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.





Выполнять задание игрового характера, применяя знания в изменённых условиях.



Выполнять задания творческого характера. Придумать торговую марку для спроектированного автомобиля и выполнить её эскиз

Тема 5. Дизайн среды: интерьер и предметный мир человека (2 ч)

1920. Художественные и функциональные качества интерьера и его проектирование

Восприятие художественно-сконструированных вещей (дизайнерские разработки мебели и дизайн интерьеров разных жилых и офисных интерьеров).

Основные содержательные линии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды.

Диалог об искусстве. Дизайн проектирование предметов интерьера.



Творческое задание с использованием методов проектирования предметной среды.




Рассматривать дизайнерские разработки мебели и интерьеров. Высказывать суждения о функциональном назначении предметов интерьера и их декоративном решении.















Участвовать в проектировочной идеи дизайнерского изобретения, функциональном назначении предметов интерьера и их декоративным решением.

Выражать в творческо-художественной деятельности свою основную идею для выполнения макета мебели. Представлять общую композицию интерьера, составленную в классе вместе с одноклассниками. Распределять виды предметов уголка школьника для объёмного моделирования. Определять функциональное и эстетическое назначение предмета. Выполнять творческое задание, согласно условиям.

Участвовать в подведении итогов творческой работы.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности

Тема 6. Мода и дизайн одежды: исторический опыт и современные стили (4 ч)

21. Российская мода: исторический опыт XVIIIXX вв.

Восприятие одежды XVIIIXX вв. разнообразных художественных стилей и их частных проявлений  в моде.

Основные содержательные линии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды.


Диалог об искусстве. Развитие национального моделирования одежды, введение отдельных традиционных элементов в модный конструктивистский силуэт одежды ведущими модельерами Н. П. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, Е. Прибыльской, Н. Макаровой и др. Исторический опыт и особенности одежды романского, готического стилей Средневековья, Ренессанса, барокко и рококо, ампира, модерна и современных стилей.

Творческое задание с использованием средств выразительности проектной графики.




Рассматривать одежду XVIIIXX вв. Сравнивать конструктивные решения одежды разнообразных художественных стилей модельеров (Н. П. Ламановой, В. Степановой, Л. Поповой, Е. Прибыльской, Н. Макаровой и др.). Определять общее и различия в них. Высказывать суждение о понравившемся силуэте одежды. Аргументировать ответ. Выявлять характерные особенности национального моделирования разнообразных художественных стилей одежды. Объяснять смысл понятий романский, готический стили, Средневековья, Ренессанса, барокко и рококо, ампира, модерна.

Участвовать в обсуждении развития национального моделирования одежды, вклада модельеров Н. П. Ламановой, В. Степановой и др.






Выполнять задание согласно условиям. Выполнять зарисовки — повтор образцов моделирования одежды разнообразных художественных стилей. Составлять коллективное панно.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

22. Мода и дизайн одежды: молодёжный стиль 60-г. XX в.

Восприятие одежды молодёжного стиля, созданной модельерами А. Курреж и П. Карденом (Франция), М. Куант (Англия) в 60—70 гг. XX в.

Основные содержательные линии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды.

Диалог об искусстве. Молодёжный стиль в одежде. Развитие молодёжного стиля одежды в России. Творчество дизайнера В. Зайцева. Сопоставление молодёжной одежды французских модельеров и коллекции моделей В. Зайцева.

Творческое задание с использованием средств выразительности проектной графики.






Рассматривать фотографии с моделями одежды, созданными современными зарубежными модельерами. Сравнивать пластические и декоративные решения моделей. Высказывать суждение о понравившемся ансамбле молодёжной одежды. Аргументировать ответ.













Сравнивать модели одежды молодёжного стиля из коллекций французских модельеров и коллекции моделей В. Зайцева. Выявлять общее и различия в их крое, декорировании, формообразовании и конструктивных особенностях.

Выполнять набросок и эскиз модели ансамбля одежды молодёжного стиля для девушки, юноши (по выбору).

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности

23. Фольклорное направление в моде второй половины XX в.

Восприятие моделей одежды фольклорного направления с использованием элементов народного искусства.

Основные содержательные линии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды.

Диалог об искусстве. Фольклорное направление в моде второй половины XX в. с элементами стилизации национальных костюмов.









Творческое задание с использованием художественных выразительных средств проектной графики.




Рассказать, что восхищает тебя в одежде выполненной в фолкстиле разными модельерами. Высказывать свои суждения о значении творчества художника-модельера В. Зайцева, благодаря которому русская мода достигла мирового уровня.







Участвовать в обсуждении (использования формообразования и конструктивных особенностей русского народного и традиционных костюмов других народов России в фольклорном направления моды известными дизайнерами одежды (В. Зайцев, Л. Телегина, Е. Стерлигова, С. Качарава, Т. Осьмёркина и др.), отличительных черт русского народного и исторического костюма (плавность форм, простота, богатство декора деталей костюма и головных уборов). Узнавать и называть образы-символы в орнаменте русского традиционного костюма.

Выполнять эскиз одежды в фолк-стиле.



Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческой художественной деятельности

24. Спортивный стиль одежды.

Восприятие одежды спортивного стиля.

Основные содержательные линии. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Конструктивные виды искусства. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Проектирование пространственной и предметной среды. Индустрия моды.

Диалог об искусстве. Молодёжный, фольклорный и спортивный стили одежды, их эстетически значимые свойства, композиционные решения, материалы, средства гармонизации (пропорции, линии, ритм, масштаб, цвет и т. д.).



Творческое задание с использованием художественных выразительных средств проектной графики.



Рассматривать фотографии моделей спортивной одежды. Рассказывать о дизайнерском подходе к рациональности формы и конструкторско-технологического решения и эстетической функции в спортивной одежде.






Участвовать в обсуждении моделей одежды спортивного стиля, которая в повседневной жизни призвана обеспечить максимальное удобство, раскованность поведения и быстроту реакции в различных жизненных ситуациях. Высказывать свои суждения об одежде спортивного стиля, её рациональных формах и конструкторско-технологических решениях.

Выполнять коллективный проект «Спортивная одежда по мотивам разных видов спорта (соревнование на лыжах, фигурное катание, футбол, хоккей и др.)» в технике аппликации с дорисовкой. Применять разнообразные выразительные средства в рисовании наброска и эскиза. Выполнять подготовительный рисунок. Прорисовывать фигуры человека и модели одежды. Передавать красоту и изящество костюмов.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Искусство конца XIX — начала XX в. поиск новых художественных форм изображений действительности. Утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-х гг. XX в. и дальнейшее его развитие.

Тема 7. От импрессионизма к авангардной живописи XX в. (8 ч)

25—26. Художественные поиски свободы в искусстве конца XIX — начала XX в. Отношение искусства к действительности: субъективное отношение к предметному миру

Восприятие произведений известных зарубежных (К. Моне, К. Писсарро, П. Сезанна, П. Гогена, М. Дени, П. Бонара, Ф. Ходлера, Э. Мунка, Г. Климта) и отечест-венных (М. А. Врубеля, К. А. Коровина, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, К. А. Сомова, М. З. Шагала, Р. Р. Фалька) художников, выступавших новаторами в реалистическом искусстве конца XIX — начала XX в.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Диалог об искусстве. Период последней трети XIX в. — начала ХХ в. — начало новаторских поисков в искусстве (импрессионизм, пуантилизм постимпрессионизм, модерн, кубизм). Специфика художественно-образного языка импрессионизма и постимпрессионизма, отличительные особенности кубизма. Истоки и причины новаторских направлений в искусстве.

Творческое задание с учётом средств художественной выразительности, характерных для техники пуантилизма.






Рассматривать живописные произведения отечественных и зарубежных художников конца XIХ — начала XХ в., которые отражают процесс поиска новых художественных форм в искусстве живописи, раскрывают основные особенности авангардного направления в живописи — кубизма. Сопоставлять образы реалистического и авангардного решения. Рассказывать о специфике средств художественной выразительности их воплощения, связывать появления авангардных течений с политической ситуацией, с бытовавшими вкусами и культурными идеалами эпохи рубежа веков. Высказывать суждение об авангардной живописи.

Объяснять смысл понятий экспрессионизм, символизм, сюрреализм.



Участвовать в обсуждении специфических особенностей различных направлений искусства конца XIX — начала ХХ в., средств художественной выразительности живописи в технике пуатилизма.




Выполнять разработку композиции с изображением цветов в технике пуантилизма согласно условиям творческого задания. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству с использованием техники пуантилизма

27.  Художественные поиски свободы в искусстве конца XIX — начала XX в. Отношение искусства к действительности: анализ и отказ от предметного мира

Восприятие произведений отечественных (М. А. Врубель, И. И. Билибина, В. В. Кандинского, Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова, К. О. Сомова, К. C. Малевича, Н. М. Альтмана) и зарубежных (П. Сезанна, А. Матисса, Х. Гриса, Ж. Брака, П. Пикассо) художников, в творчестве которых наиболее ярко отразились новаторские искания, авангардные взгляды, направления и стили, в том числе — кубизм.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Диалог об искусстве. Кубизм как один из новых способов и средств отображения окружающей действительности, как искусство конструирования объёмной формы на плоскости путём расчленения формы на геометрические элементы (множественность точек зрения, аскетичность цвета, простота мотивов). Особенности изображения предметного мира кубистами — конструирование объёмной формы на плоскости, расчленению объёма на геометризированные тела, сдвинутые, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения.

Творческое задание с учётом средств художественной выразительности, характерных для кубизма.





Рассматривать произведения выдающихся художников конца XIX — начала ХХ в. различных направлений.















Участвовать в обсуждении истоков причин возникновения кубизма, специфики и отличительных признаков художественно-образного языка кубизма, этапов развития, излюбленных жанров, специфических средств художественной выразительности кубистической живописи.

Сравнивать произведения художников, называть приёмы и средства художественной выразительности, которыми пользовались авторы работ.



Выполнять разработку композиции и исполнять графический рисунок натюрморта в стиле кубизма согласно условиям творческого задания. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству в жанре кубистического натюрморта.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

28.  От примитивизма к абстракции

Восприятие произведений отечественных живописцев, принадлежавших к разным художественным объединениям, чьё творчество определяло характер художественной жизни в России в начале XX в. («Мир искусства» — Е. Е. Лансере, М. В. Нестеров, А. Бенуа, А. Рябушкин, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, З. Е. Серебрякова, К. С. Петров-Водкин; «Голубая роза»; «Союз русских художников» —А. М. Васнецов, К. А. Коровин, А. А. Рылов, К. Ф. Юон, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов; «Союз молодёжи»; «Бубновый валет» — Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Кандинский и др.).

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Основоположники абстракционизма. Лучизм — предшественник абстрактной живописи.

Диалог об искусстве. Развитие авангардизма от примитива — к абстракционизму. Средства художествен-ной выразительности, которыми пользуются художники-лучисты. Средства эмоционального воздействия абстрак-ционизма на зрителя. Ассоциации, возникающие у зрителя при восприятии произведений абстракционизма.



















Творческое задание с использованием средств выразительности искусства лучизма.


Рассматривать произведения самобытных русских художников начала ХХ в., художников, обратившихся в искусству городского фольклора и ставших основателями — русского авангарда. Сопоставлять произведения художников-реалистов, импрессионистов, кубистов. Находить различия в средствах художественной выразительности. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия произведений разных живописцев.

















Участвовать в обсуждении ведущих художественных объединений в России рубежа XIX—XХ вв. («Мир искусства», Абрамцевский художественный кружок, «Голубая роза», «Союз русских художников», «Союз молодёжи», «Бубновый валет»), обращения художников «Бубнового валета» к городскому фольклору, ярмарочному искусству, лубку — основе творчества художников примитивистов, средств художественной выразительности произведений абстракционизма, влияния их цветового решения, динамики и экспрессии на настроение и эмоциональное состояние человека. Сравнивать произведения разных направлений между собой. Находить ассоциативные связи абстрактных композиций с реальными явлениями. Рассказывать о своих впечатлениях.

Выполнять беспредметную композицию в технике лучизма или абстракционизма. Выполнять творческое задание согласно теме и условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к искусству абстракционизма.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

29-30.  Русский авангард в декоративно-прикладном искусстве. Агитационный фарфор

Восприятие фотоизображений произведений агитационного фарфора художников 20-х г. ХХ в. (С. В. Чехонина, Н. И. Альтмана, И. А. Пуни, В. В. Лебедева, М. Моха, К. С. Петрова-Водкина, Р. Ф. Вильде, А. Н. Самохвалова, М. М. Адамовича, К. С. Малевича, Н. М. Суетина; мелкой пластики Н. Данько).

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика художественного изображения. Средства художественной вырази-тельности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Диалог об искусстве. Советский фарфор и фаянс 1920-х г. Своеобразие средств художественной выразительности русского агитационного фарфора (лако-ничность, графичность, орнаментальность, изобразительность).























Творческое задание с использованием средств выразительности супрематизма.



Рассматривать произведения агитационного фарфора. Рассказывать об особенностях формы, пропорций, росписи фарфоровых изделий. Находить связи декора изделий и направлений в живописи этого периода. Высказывать свои суждения о красоте и простоте бытовых изделий; о функции пропаганды и агитации, заложенных в содержании росписи фарфоровых изделий.









Участвовать в обсуждении отражения в агитационном фарфоре важнейших событий, новых тем, новой символики и новых приёмов композиции, развития агитационного фарфора на основе лучших традиций искусства прошлого, на основе смелых экспериментов в поиске форм посуды, новых выразительных пласти-ческих и живописных изобразительных средств, мотивов росписи (призывные тексты, революционные лозунги, символика (серпы, молоты, организованные в орнаменты), роли художников-супрематистов в становлении оригинальной росписи агитационного фарфора, сущности творческой концепции художников-супрематистов, средств художественной выразительности агитационного фарфора. Сравнивать произведения разных авторов и находить своеобразие в содержании росписи, характере композиции, колорита. Понимать смысл стиля «супрематизм». Сравнивать произведения в технике супрематизма. Находить в них специфические супрематические признаки.

Выполнять разработку эскиза агитационной росписи тарелочки, чашки, кувшина и выполнять роспись в стиле агитационного фарфора 1920-х г., но с современной тематикой. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отно-шение к изображаемому.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

31-32. . Художественная афиша: от модерна к авангарду

Восприятие произведений плакатного искусства зарубежных (Ж. Шере, А. Мухи) и отечественных (И. И. Билибина, М. А. Врубеля, К. О. Сомова, Л. Н. Ке-кушева, Е. С. Киселёва, Н. Герардова, Е. П. Самокиш-Судковской, П. Ассатурова, А. В. Дурново, Г. П. Пашкова, Э. Лисицкого, Г. Б. Якулова, С. Ю. Судейкин, М. Ф. Ларионова, П. В. Кузнецова, Б. В. Зворыкина, В. Г. Сварога, А. М. Родченко, Б. М.  Кустодиева и др.) авторов первой трети ХХ в., современной художественно-рекламной продукции (плакатов, афиш, входных билетов, флайеров и т. д.).

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Диалог об искусстве. Утверждение искусства плаката, как «искусства улицы», «искусства дня». Влияние авангардных художественных стилей начала XX в., в том числе модерна, торговой вывески на Российский плакат. Средства художественной выразительности рекламного плаката, художественной афиши (композиция, начертание шрифта текста, изобразительные элементы, цвет, услов-ность, лаконичность и т. д.); информация, заложенная в рекламном плакате, соотношение изображения и текста.

Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты оформления рекламной продукции».

Творческое задание с использованием средств выразительного языка плаката периода первой трети ХХ в.



Рассматривать произведения художников-плакатистов первой трети ХХ в. в области художественной рекламы. Выявлять актуальные темы рекламных плакатов. Сопоставлять содержание художественных афиш с современными рекламами и афишами. Высказывать свои впечатления от восприятия художественных афиш начала прошлого века. Сравнивать стиль оформления художественных афиш со стилем модерн, со стилем декора агитационного фарфора.












Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности художественной афиши, в работах разных художников. Сравнивать средства выразительности произведений начала ХХ в. и современной рекламной продукции. Находить приёмы авангардного искусства, заимствованные в рекламе начала ХХ в.





Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать своеобразие художественной афиши и другой рекламной продукции, посвящённой определенному событию.

Выполнять комплект рекламной продукции в традициях агитации и пропаганды культурных событий начала ХХ в. для открытия школьной артгалереи. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Тема 8. Отражение современности в советском искусстве. Музейное строительство в первые годы советской власти (2 ч)

33. Советское искусство. Соцреализм

Восприятие произведений выдающихся отечествен-ных художников (К. С. Петров-Водкина, А. Т. Матвеева, Л. В. Шервуда, М. Б. Грекова, С. В. Ренгиной, С. В. Гера-симова, Д. А. Налбандяна, В. И. Мухиной, Т. Н. Яб-лонской. К. Ф. Юона, В. Е. Татлина, Ю. И. Пименова, В. Герасимова, А. А. Пластова, Г. М. Коржева, А. А. Дей-неки, В. Е. Попкова и др.), в которых отразились самые яркие и характерные события и признаки советской эпохи.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни и общества. Искусство и мировоззрение. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Портрет, пейзаж, натюрморт. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Социалистический реализм, соцреализм — основной художественный метод искусства Советского Союза начиная с 1930-х гг., тесно связанный с идеологией и пропагандой.

Диалог об искусстве. Метод социалистического реализма как единство реализма и романтики, сочетание героического и романтического начал с реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности. Утверждение идеи социалистического гуманизма, идеи искусства национального по форме и социалистического по содержанию. Средства выразительности, с помощью которых создавали образы человека в разные десятилетия XX в. в своих произведениях художники соцреализма.

Творческое задание с использованием средств художественной выразительного языка и стилистики искусства соцреализма.



Рассматривать произведения художников, чьё творчество принадлежало к искусству социалистического реализма. Выявлять специфику образной подачи событий эпохи, характерную для произведений социалистического реализма. Сопоставлять содержание художественных произведений и реальными событиями, известными из истории России.

Высказывать, свои впечатления от восприятия художественных произведений социалистического реализма.












Участвовать в обсуждении принципов искусства социалистического реализма (правдивое описание и изображение действительности в сочетании исторической конкретности образов с их героикой и романтикой; согласование художественного выражения с содержа-нием идеологических реформ и задачами воспитания трудящихся в социалистическом духе), произведений художников, работавших в советскую эпоху. Выявлять средства выразительности, с помощью которых живописцы, графики, скульпторы передавали пафос строительства социализма, создавали образы героев труда, защитников Отечества. Сравнивать средства художественной выразительности произведений с произведениями начала ХХ в. Высказывать своё отношение к этим произведениям.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

34. Музей в современной культуре. Наш школьный музей

Восприятие экспонатов музеев мира и России (Британский музей (Лондон); Музей С. Гуггенхайма (Нью-Йорк); Политехнический музей (Москва); Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва); а также школьных музеев — Музей «Память» (Красноярск); Музей истории школы (Невьянск); Музей Природы и Человека (Югра, Ханты-мансийский округ), Музей «Русская изба» (Видное. Московская область)).

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Художественный диалог культур. Крупнейшие художественные музеи мира. Взаимо-отношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве.

Диалог об искусстве. Музей как центр по сохранению, изучению духовных ценностей, как центр преемственности поколений. Музей как возможность общения посетителей с «реальными вещами», с представителями различных культур и разных поколений.












Работа с компьютером (виртуальные экскурсии по музеям мира и России).

Творческое задание с использованием компьютерных средств и с помощью поисковых систем Internet.









Рассматривать экспонаты крупнейших музеев мира, ведущих национальных музеев России, а также музеев других больших и малых российских городов. Сопоставлять их экспозиции и систематизировать прин-ципы организации по содержанию — исторические, художественные, этнографические археологические, краеведческие, школьные и т. д. Выявлять основное предназначение музея. Называть ценности, которые сохраняют музеи, выявлять их предназначение. Называть крупнейшие музеи мира и России, музеи своего края.






Участвовать в обсуждении экспозиций крупных музеев мира, России, своего края, соотнесения известных художественных произведений с их основным хранилищем-музеем, музея — социального института исторической памяти, особой роль музеев в формировании национального самосознания, в утверждении социальной идентификации, в воспитании у разных групп населения, и в первую очередь у детей и молодёжи, чувства любви к человеку, к Отечеству, к своему краю, экспонатов из разных музеев. Обсуждать вопросы о принадлежности известных произведений искусства конкретным музеям мира и России. Называть музеи, знакомые по предыдущим годам обучения и определять основную направленность их деятельности. Высказывать своё суждение о музеях как важных и необходимых культурных центрах.

Работать с поисковыми системами Internet и проводить виртуальные экскурсии по музеем мира и России.

Выполнять на основе Положения о конкурсе «Шаг в будущее» разработку Internet-концепции и мультимедийной презентации содержания экспозиционного пространства и дизайна школьного музея. Подбирать с помощью поисковых систем Internet информацию о существующих школьных музеях в нашей стране.

Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать своё отношение к творческой работе.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности



III. Учебно-тематический план



№ п/п

Название темы

Количество часов

Практические работы

Проверочные работы

1


Раздел 1. Архитектура и скульптура России — летопись нашего отечества и родного края.

Тема 1. События истории и культуры нашего Отечества, запечатлённые в деревянном и каменном зодчестве России.

Тема 2. Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России.

8

8






-

2

Раздел 2. Монументально-декоративная живопись в пространстве культуры.

Тема 3. Идеи и формы монументально-декоративного искусства.

8

8


-

3

Раздел 3. Дизайн в России. Художественное проектирование предметной среды: от функции к форме и от формы к функции.

Тема 4. Дизайн в промышленном производстве. Дизайн среды.

Тема 5. Дизайн среды: интерьер и предметный мир человека.

Тема 6. Мода и дизайн одежды: исторический опыт и современные стили.

8

8






-

4

Раздел 4. Искусство конца XIX — начала XX в. поиск новых художественных форм изображений действительности. Утверждение принципов социалистического реализма в искусстве 30-х гг. XX в. и дальнейшее его развитие.

Тема 7. От импрессионизма к авангардной живописи XX в.

Тема 8. Отражение современности в советском искусстве. Музейное строительство в первые годы советской власти.

10

10








-


ИТОГО

34

34

-
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!