Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № ___ от _____________ 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ директора школы _______________ Тюрина Г.Н. Приказ № ____ от _____________ 2018 г. |
Рабочая программа
по истории (Россия и мир)
для 10 класса
Составитель: Феоктистова Е.К.
2018-2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом СОО, Основной образовательной программой среднего общего образования школы.
Программа, на основе которой составлена рабочая программа: Авторская программа О.В. Волобуева «Россия и мир. 10-11 кл.: программы для общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа», 2008.
Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:
О.В.Волобуев «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарёв, В. А. Рогожкин. – 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Описание места учебного предмета в учебном плане. Программа по истории для 10 класса рассчитана на 68 часов в год (2 ч в неделю).
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности.
Содержание учебного предмета, курса.
Введение (1 ч)
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.
История России – часть всемирной истории.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Цивилизации Древнего мира и Средневековья (10 ч)
Тема 1. Цивилизация Древнего мира и раннего Средневековья (6 ч.).
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Тема 2. Западная Европа в XI – XV вв. (4 ч.).
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации (13 ч)
Тема 3. Запад в Новое время (6 ч.).
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
Тема 4. Запад в XIX в. (7 ч.).
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Тема 1. Древнерусское государство в IX –XIII вв. (8 ч)
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Тема 2. Образование единого Русского государства в XIV-XV вв. (5 ч.).
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Тема 3. Россия в XVI-XVII вв. (8 ч.).
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. Ка
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Тема 4. Россия в эпоху Петра Великого. (3 ч.).
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи.
Тема 5. Россия в середине и во второй половине XVIII в. (5 ч.).
Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши.
Тема 6. Россия в первой половине XIX в. (8 ч.).
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Тема 7. Россия во второй половине XIX в. (7 ч.)
Крымская война. Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ урока | Названия тем и уроков | Кол-во часов | Дата |
10 Б |
1 | Введение | 1 | |
| Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья | 7 | |
2 | Древний Восток и античный мир | 1 | |
3 | Рождение европейской средневековой цивилизации | 1 | |
4 | Страны Западной Европы в раннее Средневековье | 1 | |
5 | Византийская империя и восточно-христианский мир | 1 | |
6 | Исламский мир | 1 | |
7 | Семинар по теме «Древние цивилизации» | 1 | |
| Тема 2. Древняя Русь | 10 | |
8 | Народы Восточной Европы | 1 | |
9 | Восточные славяне в древности | 1 | |
10 | Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. | 1 | |
11 | Государство и общество | 1 | |
12 | Церковь и культура | 1 | |
13 | Раздробленность Руси | 1 | |
14-15 | Русь между Востоком и западом | 2 | |
16 | Семинар по теме «Древняя Русь» | 1 | |
17 | Контрольный тест по теме «Древняя Русь» | 1 | |
| Тема 3. Западная Европа в XI-XV вв. | 4 | |
18 | Экономическое и политическое развитие | 1 | |
19 | Взаимодействие средневековых цивилизаций | 1 | |
20 | Культура средневекового Запада | 1 | |
21 | Семинар по теме: «Культура Древней Руси и средневекового Запада» | 1 | |
| Тема 4. Российское государство в XIV-XVII вв. | 9 | |
22-23 | Москва во главе объединения русских земель | 2 | |
24 | Россия: третье православное царство | 1 | |
25-26 | Кризис государства и общества. Смутное время. | 2 | |
27 | Становление самодержавия Романовых. | 1 | |
28 | Начало формирования многонационального государства | 1 | |
29 | Русская культура | 1 | |
30 | Семинар: «Особенности политического строя и духовной жизни России в XIV-XVII веках». | 1 | |
31 | Контрольный тест по теме «Российское государство в XIV-XVII вв.» | 1 | |
| Тема 5. Запад в Новое время | 6 | |
32-33 | Европа в начале Нового времени | 2 | |
34 | Государство и общество стран Западной Европы в XVII в. | 1 | |
35 | Эпоха Просвещения | 1 | |
36-37 | Революции XVIII столетия | 2 | |
38 | Тенденции развития европейской культуры XVI-XVIII вв. | 1 | |
39 | Семинар: Запад в Новое время | 1 | |
| Тема 6. Российская империя в XVIII веке | 6 | |
40 | Власть и общество | 1 | |
41 | Социально-экономическое развитие страны | 1 | |
42 | Расширение территории государства | 1 | |
43 | Образование, наука и культура | 1 | |
44 | Семинар: Россия в XVIII веке | 1 | |
45 | Контрольный тест по теме «Россия и мир в XVIII веке». | 1 | |
| Тема 9. Запад в XIX в. Становление индустриальной цивилизации | 8 | |
46 | Эпоха наполеоновских войн. | 1 | |
47 | Промышленный переворот и становление индустриального Запада | 1 | |
48-49 | Революции и реформы | 2 | |
50 | Идейные течения и политические партии | 1 | |
51 | Колониальные империи | 1 | |
52 | Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века. | 1 | |
53 | Семинар: Запад в XIX веке | 1 | |
| Тема 8. Россия на пути модернизации | 9 | |
54 | Российское государство в первой половине XIX века. | 1 | |
55 | Общественная жизнь в первой половине XIX века. | 1 | |
56-57 | Реформы 1860-1870 годов | 2 | |
58 | Общественные движения в России во второй половине XIX века | 1 | |
59-60 | Россия –многонациональная империя | 2 | |
61 | Семинар: Россия на пути модернизации | 1 | |
62 | Контрольный тест по теме «Россия и мир в XIX веке». | 1 | |
| Тема 9 Культура XIX века | 1 | |
63 | Научно-технический прогресс и общество | 1 | |
64 | Мировая литература и художественная культура | 1 | |
65 | Культура России в XIX веке | 1 | |
66 | Обобщение по курсу 10 класса | 1 | |
67 | Итоговая контрольная работа за 10 класс (промежуточная аттестация) | 1 | |
68 | Заключительный урок | 1 | |