СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории (Россия и мир) 10 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории (Россия и мир) 10 класс.»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № ___ от _____________ 2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

директора школы

_______________ Тюрина Г.Н.

Приказ № ____ от _____________ 2018 г.







Рабочая программа



по истории (Россия и мир)

для 10 класса





Составитель: Феоктистова Е.К.

















2018-2019





Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом СОО, Основной образовательной программой среднего общего образования школы.



Программа, на основе которой составлена рабочая программа: Авторская программа О.В. Волобуева «Россия и мир. 10-11 кл.: программы для общеобразовательных учреждений. - М.: «Дрофа», 2008.



Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:

О.В.Волобуев «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарёв, В. А. Рогожкин. – 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.



Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».



Описание места учебного предмета в учебном плане. Программа по истории для 10 класса рассчитана на 68 часов в год (2 ч в неделю).

Выпускник на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; 

  • знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;

  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • представлять культурное наследие России и других стран;

  • работать с историческими документами;

  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; 

  • критически анализировать информацию из различных источников; 

  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;

  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;

  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;

  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; 

  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; 

  • читать легенду исторической карты;

  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;

  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;

  • оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;

  • ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;

  • устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; 

  • определять место и время создания исторических документов; 

  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; 

  • характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; 

  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; 

  • представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;

  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; 

  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; 

  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; 

  • приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; 

  • применять полученные знания при анализе современной политики России;

  • владеть элементами проектной деятельности.



Содержание учебного предмета, курса.


Введение (1 ч)

История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.

История России – часть всемирной истории.


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ


Цивилизации Древнего мира и Средневековья (10 ч)

Тема 1. Цивилизация Древнего мира и раннего Средневековья (6 ч.).

Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.

Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

Тема 2. Западная Европа в XI – XV вв. (4 ч.).

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.


Новое время: эпоха модернизации (13 ч)

Тема 3. Запад в Новое время (6 ч.).

Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

Тема 4. Запад в XIX в. (7 ч.).

От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.


ИСТОРИЯ РОССИИ

Тема 1. Древнерусское государство в IX –XIII вв. (8 ч)

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Тема 2. Образование единого Русского государства в XIV-XV вв. (5 ч.).

Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Тема 3. Россия в XVI-XVII вв. (8 ч.).

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. Ка

Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Тема 4. Россия в эпоху Петра Великого. (3 ч.).

Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи.

Тема 5. Россия в середине и во второй половине XVIII в. (5 ч.).

Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши.

Тема 6. Россия в первой половине XIX в. (8 ч.).

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России в первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Тема 7. Россия во второй половине XIX в. (7 ч.)

Крымская война. Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.

Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции в начале ХХ в. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№ урока

Названия тем и уроков

Кол-во

часов

Дата

10 Б

1

Введение

1



Тема 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья

7


2

Древний Восток и античный мир

1


3

Рождение европейской средневековой цивилизации

1


4

Страны Западной Европы в раннее Средневековье

1


5

Византийская империя и восточно-христианский мир

1


6

Исламский мир

1


7

Семинар по теме «Древние цивилизации»

1



Тема 2. Древняя Русь

10


8

Народы Восточной Европы

1


9

Восточные славяне в древности

1


10

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

1


11

Государство и общество

1


12

Церковь и культура

1


13

Раздробленность Руси

1


14-15

Русь между Востоком и западом

2


16

Семинар по теме «Древняя Русь»

1


17

Контрольный тест по теме «Древняя Русь»

1



Тема 3. Западная Европа в XI-XV вв.

4


18

Экономическое и политическое развитие

1


19

Взаимодействие средневековых цивилизаций

1


20

Культура средневекового Запада

1


21

Семинар по теме: «Культура Древней Руси и средневекового Запада»

1



Тема 4. Российское государство в XIV-XVII вв.

9


22-23

Москва во главе объединения русских земель

2


24

Россия: третье православное царство

1


25-26

Кризис государства и общества. Смутное время.

2


27

Становление самодержавия Романовых.

1


28

Начало формирования многонационального государства

1


29

Русская культура

1


30

Семинар:

«Особенности политического

строя и духовной жизни России в XIV-XVII веках».

1


31

Контрольный тест по теме «Российское государство в XIV-XVII вв.»

1



Тема 5. Запад в Новое время

6


32-33

Европа в начале Нового времени

2


34

Государство и общество стран Западной Европы в XVII в.

1


35

Эпоха Просвещения

1


36-37

Революции XVIII столетия

2


38

Тенденции развития европейской культуры XVI-XVIII вв.

1


39

Семинар: Запад в Новое время

1



Тема 6. Российская империя в XVIII веке

6


40

Власть и общество

1


41

Социально-экономическое развитие страны

1


42

Расширение территории государства

1


43

Образование, наука и культура

1


44

Семинар: Россия в XVIII веке

1


45

Контрольный тест по теме «Россия и мир в XVIII веке».

1



Тема 9. Запад в XIX в. Становление индустриальной цивилизации

8


46

Эпоха наполеоновских войн.

1


47

Промышленный переворот и становление индустриального Запада

1


48-49

Революции и реформы

2


50

Идейные течения и политические партии

1


51

Колониальные империи

1


52

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.

1


53

Семинар: Запад в XIX веке

1



Тема 8. Россия на пути модернизации

9


54

Российское государство в первой половине XIX века.

1


55

Общественная жизнь в первой половине XIX века.

1


56-57

Реформы 1860-1870 годов

2


58

Общественные движения в России во второй половине XIX века

1


59-60

Россия –многонациональная империя

2


61

Семинар: Россия на пути модернизации

1


62

Контрольный тест по теме «Россия и мир в XIX веке».

1



Тема 9 Культура XIX века

1


63

Научно-технический прогресс и общество

1


64

Мировая литература и художественная культура

1


65

Культура России в XIX веке

1


66

Обобщение по курсу 10 класса

1


67

Итоговая контрольная работа за 10 класс (промежуточная аттестация)

1


68

Заключительный урок

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!